Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды трудового стажа.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Затем идут законодательные акты.
-
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.). Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.
Статья 314 ТК РФ одна из немногих посвящена вопросу трудового стажа. Она закрепляет то, что порядок установления и исчисления, необходимого для получения гарантий и компенсаций, трудового стажа, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Следовательно, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ред. от 24.07.2009).
Необходимо выделить среди специальных законодательных актов регулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа следующие:
-
Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2011); -
Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. ФЗ РФ от 01.07.2011 № 169-ФЗ); -
Федеральный закон от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (ред. от 03.12.2011); -
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и др.
Отметим, что специальными нормами регулируются особенности исчисления трудового стажа отдельных категорий работников. К примеру, из них можно выделить:
-
Федеральный закон от 30 мая 2001г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (в ред. ФЗ РФ от 29 июня 2009г. № 136-ФЗ); -
Федеральный закон от 2 января 2000г. № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011); -
Федеральный закон от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2008).
Нужно принять во внимание и подзаконные нормативные акты:
Постановления Правительства РФ:
-
Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (ред. от 20.07.2011) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»; -
Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999г. № 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»; -
Постановление СМ РФ от 7 октября 1993г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»; -
Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.07.2011 № 594); -
Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002г. № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности…», исчисление страхового стажа работа в таких организациях учитывается полными отработанными годами и т.д.;
Это десятки актов министерств и ведомств:
-
Постановление Минтруда РФ от 16 мая 1994г. № 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия» (с изм. в ред. от 12.12.2006); -
Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994г. № 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» и др.
Трудовые отношения и все другие отношения, непосредственно связанные с ними, в части трудового стажа, регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Таким образом, трудовой стаж в начальной форме определяется как продолжительность трудовой деятельности работника. Такое определение верно, но не конкретное. Для более полного определения предлагается указывать дополнительно на оплаченный характер трудовой деятельности.
Законодательство подняло роль и значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения, и он приобрел конкретный характер. Стаж имеет различное значение и смысл применительно к различным отраслям права и даже отдельных институтов одной отрасли. Трудовой стаж как институт пенсионного права имеет устойчивое определение. В юридической литературе определяется как продолжительность оплаченной общественно полезной деятельности гражданина в общественном производстве, а также приравненной к ней деятельности, которым право связывает определенные юридические последствия1.
Следует еще отметить, что продолжительность трудового стажа измеряется преимущественно в месяцах, а в некоторых случаях – в годах. В отдельных случаях учитываются только полностью отработанные месяцы, в других – месяцы, в которых работник занимался общественно полезной деятельностью более половины рабочих дней.
1.2 Исчисление трудового стажа и его значение в социальном обеспечении
Каждый человек в течение своей трудовой деятельности сталкивается с необходимостью в получении пособий по временной нетрудоспособности, со временем – в получении пенсии по старости или по выслуге лет. На таком понятии, как трудовой стаж, базируются современные правовые отношения в сфере социального обеспечения, отсутствие которого лишает прав на получение социальных выплат.
Трудовой стаж – понятие важное для каждого работника и потенциального пенсионера, он влияет на размер пенсии, на возраст выхода на пенсию при наличии определенных условий. За последние годы размер и порядок подсчета трудового стажа неоднократно менялись.
Действующий закон о трудовых пенсиях не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.
Вместе с тем Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» установил, что нормы Закона о трудовых пенсиях по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Тем самым при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).
После введения в действие с 01.01.2002г. Закона о трудовых пенсиях такая возможность не допускается. Исчисление страхового стажа, имевшего место после указанной даты, производится в соответствии с требованиями названного закона.
Этот же вопрос рассматривался Конституционным судом и ранее, в 2002г., сразу после вступления в силу Закона о трудовых пенсиях.
В Определении Конституционного суда от 05.11.2002г. № 320-О «По жалобе гражданина Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части первой ст.12 и ст.133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ указал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию сохраняются в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так, например, по желанию лица в качестве расчетного размера трудовой пенсии может быть принята сумма пенсии, исчисленная по нормам Закона РФ о пенсиях 1990г. без применения индивидуального коэффициента пенсионера. В этом случае время пребывания лиц в спецпоселениях (местах ссылки) включается в стаж в тройном размере независимо от возраста этих лиц.
Служба в армии засчитывается в общий трудовой стаж в силу действия нормы ч.3 п.4 ст.30 Закона о трудовых пенсиях.
По общим правилам, которые законодательно определены в этой статье, служба в армии засчитывается в общий стаж в одинарном размере в силу действия нормы ст.11 Закона о трудовых пенсиях. Одновременно для включения в стаж нужно, чтобы до или после армии (перерыв между армией и работой неважен) была работа по трудовому договору или другая деятельность, на которой человек подлежал обязательному пенсионному страхованию. Если же лицу не хватает стажа для приобретения права на пенсию, то служба в армии за период до 01.01.2002г. должна быть засчитана в страховой стаж в двойном размере – это следует из рассмотренного выше Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.
И все же на сегодняшний день имеются периоды работы, исчисление которых производится в кратном размере. Так, в соответствии со ст.23 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях – из расчета один день службы за три дня.
Кроме того, в соответствии со ст.10 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы. Правда, такой расчет производится только для выплат по больничному листу (пособие по временной нетрудоспособности), а не для пенсий, страховой стаж для которых рассчитывается в обычном порядке.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов: возраста; стажа работы или выслуги лет; инвалидности; потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Надо отметить, что размер пенсий во многих случаях зависит от продолжительности общего трудового стажа, и уровень пенсионного обеспечения может быть повышен в связи с законодательными решениями о зачете в трудовой стаж тех или иных периодов, которые ранее во внимание не принимались, причем в некоторых случаях речь может идти не просто об увеличении пенсии, но и о приобретении на нее права, то есть о расширении круга обеспечиваемых. В частности, право на пенсию по старости зависит от продолжительности общего трудового стажа. Если он менее 5 лет, эта пенсия не может быть назначена. Расширение видов общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, может привести к пенсионному обеспечению тех граждан, которые ранее претендовать на пенсию не могли.
Социально-экономические реалии современного периода в России не снимают с государства ответственности за социальное обеспечение определенной категории граждан. Современное социальное право, в том числе право социального обеспечения, развивалось и совершенствовалось не только на базе ранее принятых законоположений, но и на базе нового правового поля с охватом новых областей социальных отношений, которые до последнего времени находились за рамками правовой регламентации.