Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды трудового стажа.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, как говорилось выше, при исчислении общего трудового стажа для оценки пенсионных прав застрахованных лиц не применяется льготный порядок подсчета стажа, который существовал ранее (например, период участия в боевых действиях в годы войны засчитывался в стаж в тройном размера, работа в тылу – в двойном размере, служба в армии по призыву – в двойном размере и т.п.).
Однако так кажется только на первый взгляд.
Вспомним, что с 1 февраля 1998г. до 1 января 2002г. в РФ существовало два порядка расчета (исчисления) пенсии, которые действовали параллельно друг с другом: с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП; в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий») и без применения индивидуального коэффициента пенсионера.
Если гражданин имел право на оба порядка исчисления пенсии (а такое право имели только неработающие пенсионеры, поскольку работающим пенсионерам пенсии с применением ИКП не выплачивались), то он мог выбрать любой из них.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера в стаж включались не все периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые учитывались при исчислении пенсии без ИКП. Поэтому при прочих равных условиях продолжительность трудового стажа при подсчете пенсии с ИКП, как правило, была меньше, чем при подсчете пенсии без ИКП.
При определении ИКП в стаж включались только периоды работы, военной и приравненной к ней службы и некоторые иные периоды, перечисленные в законе. В частности, учебы среди них не было (т.е. периоды учебы при исчислении пенсии с ИКП в трудовой стаж не включались). При этом все периоды засчитывались в стаж в календарном порядке (один месяц работы – за один месяц стажа). Между тем при исчислении пенсии без ИКП в трудовой стаж засчитывались не только все виды работы, но и периоды иной общественно полезной деятельности, предусмотренной законодательством, в т.ч. время той же учебы, периоды пребывания с мужьями (женами) в отдаленных гарнизонах и т.д. В установленных законом случаях соответствующие периоды включались в стаж в льготном порядке.
Как уже отмечалось, гражданин мог выбирать, в каком порядке ему будет исчислена пенсия – с применением ИКП или без применения ИКП и соответственно будут ли включены в его общий трудовой стаж соответствующие периоды, в т.ч. с использованием в установленных случаях льготного порядка подсчета стажа или нет. В большинстве случаев размер пенсии с применением ИКП был больше даже без включения в трудовой стаж всех этих других периодов, поэтому неработающие пенсионеры, как правило, выбирали вариант исчисления пенсии с применением ИКП. Это связано с тем, что пенсия по старости без применения ИКП не могла превышать максимального размера, который при общем трудовом стаже, равном требуемого для назначения полной пенсии, устанавливался на уровне трех минимальных размеров пенсии. Максимальный размер льготной пенсии по Списку № 1 постановлением Правительства РФ от 18.07.02 № 537 (особо вредные и опасные работы) устанавливался на уровне 3,5 минимальных размеров пенсии по старости.
Минимальный размер пенсии по старости на 31 декабря 2001г. составлял 185руб. 32коп. К максимальной пенсии еще полагалась компенсационная выплата в размере 100руб. Так что можно представить, какой могла быть максимальная пенсия. Пенсии же с применением ИКП максимальным размером формально не ограничивались.
По новому пенсионному закону право на пенсию по старости (помимо достижения соответствующего возраста) связывается со страхового (а не общего трудового) стажа определенной продолжительности.
Закон разделяет периоды, которые могут быть учтены при определении права на трудовую пенсию, на два вида.
Во-первых, это периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст.10 Закона о трудовых пенсиях).
Согласно п.2 ст.29 Закона о трудовых пенсиях к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный налог для определенных видов деятельности, имевшие место в период до вступления в силу рассматриваемого федерального закона.
Во-вторых, это иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. В эти периоды уплата страховых взносов (и иных выплат, к ним приравненных) в Пенсионный фонд не производилась, тем не менее, в силу закона они засчитываются в страховой стаж при определенных условиях. Перечень таких иных периодов исчерпывающим образом приведен в ст.11 Закона о трудовых пенсиях:
1) период прохождения военной службы, либо другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
2) период получения в период временной нетрудоспособности пособия по государственному социальному страхованию;
3) период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3 лет в общей сложности, одного из родителей;
4) периоды переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства и получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах
;
5) период содержания под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылке лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности;
6) период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, осуществляемого трудоспособным лицом.
Указанные выше периоды включаются в стаж только в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (их продолжительность не имеет значения), за которые вносились в Пенсионный фонд РФ страховые взносы.
Как мы видим, в этом перечне также отсутствуют многие периоды, которые ранее включались в общий трудовой стаж при определении права на пенсию.
Соответственно по общим правилам периоды трудовой и иной деятельности, не указанные в ст.10 и 11 Закона о трудовых пенсиях, не могут быть включены в страховой стаж. При этом не имеет значения, когда по времени были эти периоды – до 1 января 2002г. (т.е. до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях) или позднее этой даты1. Необходимо помнить, что по прежнему пенсионному законодательству право на полную пенсию по старости на общих основаниях, например, у женщины возникало при наличии 20 лет общего трудового стажа. Пенсия, конечно, могла быть назначена и при 5 годах стажа – так называемая пенсия при неполном стаже, но ее размер был очень маленьким, независимо от размера заработка, который мог получать человек в период этой работы. По Закону о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию по старости на общих условиях возникает при наличии 5 лет страхового стажа. И если за эти 5 лет гражданин сможет сформировать достаточный расчетный пенсионный капитал за счет высоких доходов и соответственно крупных страховых пенсионных взносов, то и страховая часть пенсии будет достаточно высокой.
Маловероятно, как считают специалисты, что даже без включения в страховой стаж периодов учебы и другой деятельности, не указанной в ст.10 и 11 Закона о трудовых пенсиях, гражданин в течение всей своей трудовой деятельности не наберет 5 лет страхового стажа.
Другой вопрос, когда гражданин претендует на назначение досрочной пенсии по старости (ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях) с более раннего возраста. Такие досрочные пенсии могут быть назначены в связи с длительной работой в определенных вредных (опасных) профессиях (должностях, производствах) или в определенных местностях (например, в районах Крайнего Севера).
Для приобретения права на досрочную пенсию требуется иметь гораздо больше стажа, чем 5 лет.
При таких условиях без включения в страховой стаж (в 20 требуемых лет) различных периодов, например учебы, право на досрочную трудовую пенсию в ряде случаев может и не возникнуть.
После вступления в силу Закона о трудовых пенсиях нормы пенсионного законодательства уже неоднократно рассматривались в Конституционном Суде РФ, который принял ряд очень важных решений. Без знания этих решений правильное назначение и исчисление трудовой пенсии в ряде случаев невозможно.
2.2 Специальный стаж
Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действовавший Закон РФ о пенсиях 1990г.
В обновленном законодательстве понятие «специальный трудовой стаж» фактически не присутствует. Тем не менее, то, что в ранее действовавшем Законе РФ о пенсиях 1990г. называлось специальным трудовым стажем, сохраняется и в новом пенсионном законодательстве.
Законом о трудовых пенсиях предусмотрены прежние правила исчисления специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы. С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности, устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере и т.д., а также пенсия за выслугу лет.
Например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении времени начала выплаты пенсии в связи с трудом на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они, соответственно, трудились не менее 10 лет и 7.5 года и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.
Особым видом специального трудового стажа является выслуга лет. Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, составляют:
-
военнослужащие; -
государственные служащие гражданской и правоохранительной службы; -
муниципальные служащие.
Пенсии за выслугу лет для военнослужащих и госслужащих урегулированы Законом Российской Федерации от 2.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ