Файл: Психологопедагогический факультет Кафедра педагогики и методики начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица № 6

Уровень притязаний учащихся

Уровень притязаний

Экспериментальный класс (4Г)

Контрольный класс (4А)

Заниженный

25%

30%

Верный

50%

45%

Завышенный

25%

25%



Представить наглядно результаты эксперимента можно в виде диаграммы 6.

Д
иаграмма 6

Таким образом, сравнивая данные исследования, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, мы вправе сделать выводы: во-первых, о появлении качественно нового уровня самооценки и уровня притязания у учащихся экспериментального класса после формирующего этапа эксперимента, во-вторых, о значительном повышении уровня школьной мотивации детей экспериментального класса.

Результаты исследовательской работы позволяют заключить, что проводимая нами на формирующем этапе эксперимента целенаправленная работа по личностному развитию учащихся действительно эффективна и возможна в рамках предмета природоведения.

Заключение


Несомненно, возможности предмета природоведение в развитии личности младших школьников очень высоки. Этот факт обеспечивает неослабевающее внимание психологов и педагогов к курсу природоведения. Мы надеемся, что наша работа внесет свой вклад в цикл исследований, посвящённых развивающим возможностям данного курса.

Тема личностного развития младших школьников в условиях учебной деятельности, без сомнения, также будет оставаться актуальной на протяжении не одного десятилетия. Эта область методики начального образования и психологии, хотя и является объектом исследования многих учёных, имеет ещё достаточное количество «белых пятен», одно из которых мы попытались восполнить своей работой.

В первой главе исследования мы проанализировали взгляды философов, представителей различных психологических школ на развитие личности младшего школьника; выявили основные особенности формирования вышеуказанных категорий в младшем школьном возрасте. Описали функции, средства и приёмы личностного развития, показали условия формирования личности у учащихся начальной школы, тем самым решили первую из поставленных перед исследованием задач - анализ психолого-педагогической литературы по теме работы.


Во второй главе нашего исследования дан широкий анализ теоретических основ курса природоведения З. А. Клепининой с точки зрения её возможностей в личностном развитии детей младшего школьного возраста, проанализированы теоретические основы учебного курса «Природа и люди» в рамках данной модели, описали содержание работы, направленной на расширение сферы личностного развития детей. Таким образом, в работе нашла своё выражение вторая поставленная задача - изучение теоретических положений и возможностей курса «Природа и люди» в процессе личностного развития детей младшего школьного возраста.

Третья глава целиком посвящена экспериментальной части работы, которая в соответствии с требованиями к психолого-педагогическим исследованиям была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный и полностью подтвердила сформулированную перед исследованием гипотезу. На формирующем этапе эксперимента нами была разработана система заданий, имеющая целью развитие личности ребенка и была решена третья из поставленных перед исследованием задач.

В процессе работы нами были разработаны методические рекомендации для учителей, работающих по системе З.А. Клепининой. Целью рекомендаций является оказание помощи начинающим учителям в организации учебного процесса на уроках природоведения, таким образом, чтобы последний, в максимальной степени отвечал задачам расширения сферы личностного развития учащихся. Тем самым мы решили еще одну задачу, поставленную перед данным исследованием.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что цель нашего исследования достигнута: в процессе работы изучены возможности уроков природоведения в курсе «Природа и люди» в личностном развитии младших школьников.

Результаты дипломного исследования могут быть полезны для учителей, чья педагогическая деятельность осуществляется как в курсе «Природа и люди», так и в рамках альтернативных обучения природоведению.

Приложение № 2

Анкета для определения школьной мотивации.

(Автор Н.Г. Лусканова)

1. Тебе нравится в школе? А). Да; Б). Не очень;

2. Ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А). Иду с радостью; Б). Бывает по-разному; В). Чаще хочется остаться дома.



3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

А). Пошел бы в школу; Б). Не знаю; В). Остался бы дома.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А). Не нравится; Б). Бывает по-разному; В). Нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

А). Не хотел бы; Б). Не знаю; В). Хотел бы.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А). Нет; Б). Не знаю; В). Хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

А). Часто; Б). Редко; В). Не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

А). Мне нравится наш учитель; Б). Точно не знаю; В). Хоте бы.

9. У тебя в классе много друзей?

А). Много; Б). Мало; В). Нет друзей.

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

А). Нравятся; Б). Не очень; В). Не нравятся.

Обработка анкеты.

Отрицательный ответ - 0 баллов;

Нейтральный ответ - 1 балл;

Положительный ответ - 3 балла.

25-30 баллов - высокий уровень мотивации;

20-24 баллов - средняя норма;

15-19 баллов - внешняя мотивация;
Приложение № 3

Планы- конспекты некоторых проводившихся нами уроков

ТЕМА УРОКА «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. РЕЖИМ ДНЯ»

Цель урока: подвести итоги наблюдений за лето; выяснить, как выполнялись учащимися задания по укреплению здоровья; познакомить детей с режимом дня, особенностями курса природо­ведения IV класса; подготовить учащихся к наблюдениям в при­роде.

О б о р у д о в а н и е: Дневники наблюдений за III и IV клас­сы, настенный календарь природы и труда, плакат «Режим дня», диапозитивы «Режим дня», диафильм «Режим дня школьника».

Ход урока. В начале урока мы проводили небольшую беседу по результатам летних наблюдений и выполнению заданий по закаливанию организма, используя следующие вопросы: где вы проводили летние каникулы? Какая бывает погода летом? Какие наблюдали осадки? Что можете рассказать о состоянии воды в водоемах в летнее время? Какие наблюдения провели за растения­ми? Что интересного заметили в жизни животных? В заключение беседы делается краткий вывод о состоянии природы летом.

Далее мы предлагали рассказать учащимся, как они ис­пользовали летние каникулы для закаливания организма, подводит итоги рассказам детей и говорит, что закаливание организма и укрепление здоровья необходимо продолжить и в дальнейшем. Ор­ганизовать труд, отдых, закаливание организма и укрепление здо­ровья поможет режим дня. Демонстрируется плакат «Режим дня» и анализируется с точки зрения чередования в нем труда и отдыха, отмечается, в какой части режима дня выделено время для выпол­нения мероприятий по охране и укреплению здоровья, как можно совместить труд и отдых, труд и закаливание организма. Отдель­ные режимные моменты могут быть проиллюстрированы кадрами диапозитивов или диафильма.


В этом году учащиеся продолжат изучение природоведения. Мы говорим, что на этих уроках дети научатся находить нап­равления на местности, узнают о природе и труде людей своей области (края, республики), об использовании и охране природы, познакомятся с правилами охраны и укрепления своего здоровья. Затем в ходе беседы выясняется название области и областного (краевого, республиканского) центра — города, название нашей страны и столицы.

В течение всего учебного года четвероклассники будут вести наблюдения в природе и фиксировать их в дневниках наблюде­ний и общеклассном календаре природы и труда. Учащиеся про­сматривали дневники, отмечали, что в них много общего с днев­никами, с которыми они работали в III классе. По нашему заданию дети читают текст в начале дневника, откуда узнают о том, как они будут вести наблюдения в природе и фиксировать их. Мы предлагает вспомнить, как учащиеся отмечали погоду в прошлом году. В этом году дети будут отмечать погоду каждый день не только в общеклассном календаре, но и в дневнике наблюдений. Уже на уроке можно записать температуру воздуха. Облачность и осадки дети отметят вечером дома. Графа «Ветер» пока остается свободной. Она заполняется после знакомства детей со сторонами горизонта и флюгером.

Затем учащиеся знакомятся с календарем природы и труда, сравнивают его с календарем, который вели в III классе, находят общие и отличительные черты. В календаре уже кто-то из учащих­ся начал отмечать погоду с 1 сентября. Мы называем того, кто будет отмечать наблюдения в календаре начиная с ближайшего понедельника.

Далее детям предлагается вспомнить правила поведения в при­роде, объяснить, почему природу надо охранять.

Закрепление материала урока можно провести по вопросам и заданиям для повторения, данным к этому уроку в учебнике, и подвести учащихся к выводу по изученному. Учащиеся сравнивают свой вывод с выводом учебника.

Домашнее задание. Знать название нашей страны и ее столицы, своей республики и ее центрального го­рода; подготовить материал о том, что изучаем природоведение; написать в свой домашний уголок «Режим дня» и продумать ответ о значении режима дня (учебник, с. 4—6). Назвав страницы учеб­ника, мы объясняем, как надо работать с учебником дома, ис­пользуя рекомендации по работе с учебником, раскрытые в данном разделе. Поэтому на этом уроке следуем отвести на домашнее за­дание чуть больше времени, чем обычно. Далее мы даем для выполнения к следующему уроку задания из учебника, называем задания для наблюдений в природе из дневника наблюдений на предстоящую неделю.

ТЕМА УРОКА «ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ»

Цель урока: познакомить учащихся с природными ориенти­рами, формировать умения ориентироваться по местным признакам.

Оборудование: таблица «Природные ориентиры», диапо­зитивы из серии «Ориентирование. План и карта», диафильм «Как ориентироваться на местности», кинофильм «Ориентирование на местности».

Ход урока. Повторение знаний на этом уроке можно про­вести, комбинируя фронтальный устный опрос с индивидуальным фиксированным. Вопросы и задания для устного фронтального пов­торения мы предлагали следующие: чем отличается горизонт от линии горизонта? Почему горизонт изменяется при подъеме и движении в стороны? Какие вы знаете основные и промежуточные стороны горизонта? Назовите их. Как можно определить стороны го­ризонта? Расскажите об устройстве компаса. Каковы правила пользования компасом? Какое значение имеем компас? Как устроен флю­гер? Какое применение имеем флюгер? Если встать лицом на запад, то какие стороны горизонта будут сзади, справа, слева? Можно также использовать задания для упражнений, данные в учебнике к разным урокам этой темы.

Вопросы и задания, рекомендуемые для фиксированного повто­рения, рекомендуем составить таким образом:

Карточка I. 1. Дано изображение круга. Подпиши горизонт и линию горизонта. 2. Ребя­та пошли в лес к западу от дома. В каком направлении они возвратятся домой? 3. Дует западный ветер. Обозначь его услов­ным знаком.

Карточка II. 1. Даны указатели восьми направлений. Обозначь основные стороны горизонта. 2. Тень от предметов пада­ет в сторону запада. Какое это время дня? (Утро.) 3. Дует южный ветер. Обозначь его условным знаком.

Карточка III. 1. Даны ука­затели восьми направлений. Обозначь промежуточные стороны го­ризонта 2. Отряд вышел в поход. Его путь лежал к югу от летнего лагеря. В каком направлении он должен возвращаться в ла­герь? 3. Дует восточный ветер. Обозначь его условным знаком.

Карточка IV. 1. На карточке дано такое изображение: поп. Укажи направления сторон горизонта, в которых расположены крайние квадратики по отношению к центральному. 2. Тень от предметов падает точно на север. Какое это время дня? (Полдень.) 3. Дует северный ветер. Обозначь его условным знаком.

Изучение нового материала мы начали с итогового вопро­са: о каких приемах ориентирования на местности вы уже знаете? После ответа мы рассказали о других приемах ориентиро­вания. Человеку на помощь приходит сама природа. В ней нема­ло живых компасов. Только надо быть очень наблюдательным. В связи с тем что материал о природных ориентирах довольно однотипный, следуем проявить творчество и сообщать его детям раз­нообразными приемами. Не будем останавливаться на содержании природных ориентиров. Они все подробно раскрыты в учебнике. Остановимся на методической стороне вопроса. О каких-то ориен­тирах мы просто рассказывали, сопровождая свой рассказ показом на таблице. Другие ориентиры мы давали, используя сле­дующий прием: «Рассмотрите рисунки в учебнике (мы точно указывает, какие рисунки). На них изображены природные ориен­тиры со стрелками-указателями. Какие ориентиры здесь изобра­жены? Как по ним определить направления сторон горизонта?» С какими-то природными ориентирами можно познакомить, демон­стрируя соответствующие кадры диапозитивов и диафильма. Часть ориентиров можно оставить для самостоятельного изучения.