ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА УРОКА «КОМПАС. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КОМПАСУ»
(урок проводится на местности)
Цель урока: познакомить детей с устройством компаса, его назначением. Формировать умения определять направления с помощью компаса.
Оборудование: компасы (раздаточный материал), картонки или фанерки, планшет.
Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести на местности по следующим вопросам и заданиям: что такое ориентирование? Назовите и покажите основные и промежуточные стороны горизонта. Как определить стороны горизонта в солнечный день? Отряд пошел в поход к югу от пионерского лагеря. В каком направлении он должен возвращаться? (К северу.) Назовите предметы, которые находятся от нас к северу, югу, западу, востоку.
Начать изучение нового материала можно в игровой беседке или зеленом классе учебно-опытного участка.
Дети узнали, как найти стороны горизонта в ясный день. А как же определить стороны горизонта в пасмурный день? Учащиеся могут не ответить на этот вопрос. Учитель сообщает, что в пасмурный день стороны горизонта можно определить с помощью специального" прибора — компаса. Учащиеся получают на руки компасы, рассматривают их и с помощью учителя выделяют его части. Пусть дети сделают попытку выделить основную часть компаса '(намагниченную стрелку). Учитель показывает, что стрелка в свободном состоянии устанавливается в одном направлении: север — юг, как бы при этом ни вращали стрелку или компас. Учащиеся поворачивают компасы и наблюдают, что стрелка при этом не меняет направления. Можно прижать стрелку, повернуть компас так, чтобы стрелка показывала другое направление. Теперь учащиеся отпускают зажим. Стрелка становится в прежнее положение север — юг.
Далее учитель говорит о назначении шкалы и коробочки и показывает, как надо правильно работать с компасом. Учащиеся практически повторяют эти правила. Следует предупредить детей, что железные предметы искажают показания прибора. Поэтому при работе с компасом поблизости не должно быть железных Предметов. Затем проводится ряд упражнений с компасом: в какую сторону обращены окна в классе (беседке), дверь и т. д.? В каком направлении от ученика А сидит ученик Б? Один из учеников проходит по классу (беседке) в разных направлениях. Учащиеся определяют, в каком направлении идет ученик. Можно поставить еще целый ряд аналогичных вопросов. Работа по выполнению таких заданий способствует выработке умения ориентироваться по компасу.
В заключение уместно рассказать о значении компаса, который широко применяется в мореплавании.
Затем учащиеся берут заранее изготовленные планшеты, компасы, карандаши, выходят на улицу и выполняют практическую работу, которой руководит учитель, пользуясь указаниями к данной' практической работе, описанной в учебнике к этому уроку. Вывод из практической работы должен быть следующим: компас при ориентировании окажется полезным, если человек с самого начала запомнил направление, своего, движения.
Закрепление можно провести по вопросам для повторения, данным в учебнике. Делается вывод по уроку, который сравнивается с выводом учебника.
Домашнее задание. Подготовить материал об устройстве и назначении компаса, ориентировании на местности с помощью компаса (учебник, с. 15—19). Выполнить задания на с. 19 учебника.
ТЕМА УРОКА «ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ»
Цель урока: познакомить учащихся с природными ориентирами, формировать умения ориентироваться по местным признакам.
Оборудование: таблица «Природные ориентиры», диапозитивы из серии «Ориентирование. План и карта», диафильм «Как ориентироваться на местности», кинофильм «Ориентирование на местности».
Ход урока. Повторение знаний на этом уроке можно провести, комбинируя фронтальный устный опрос с индивидуальным фиксированным. Вопросы и задания для устного фронтального повторения можно предложить следующие: чем отличается горизонт от линии горизонта? Почему горизонт изменяется при подъеме и движении в стороны? Какие вы знаете основные и промежуточные стороны горизонта? Назовите их. Как можно определить стороны горизонта? Расскажите об устройстве компаса. Каковы правила пользования компасом? Какое значение имеет компас? Как устроен флюгер? Какое применение имеет флюгер? Если встать лицом на запад, то какие стороны горизонта будут сзади, справа, слева? Можно также использовать задания для упражнений, данные в учебнике к разным урокам этой темы.
Вопросы и задания, рекомендуемые для фиксированного повторения, рекомендуем составить таким образом: Карточка I. 1. Дано изображение круга. Подпиши горизонт и линию горизонта. 2. Ребята пошли в лес к западу от дома. В каком направлении они возвратятся домой? 3. Дует западный ветер. Обозначь его условным знаком. Карточка II. 1. Даны указатели восьми направлений. Обозначь основные стороны горизонта. 2. Тень от предметов падает в сторону запада. Какое это время дня? (Утро.) 3. Дует южный ветер. Обозначь его условным знаком. Карточка III. 1. Даны указатели восьми направлений. Обозначь промежуточные стороны горизонта 2. Отряд вышел в поход. Его путь лежал к югу от летнего лагеря. В каком направлении он должен возвращаться в лагерь? 3. Дует восточный ветер. Обозначь его условным знаком.
Карточка IV. 1. На карточке дано такое изображение: поп. Укажи направления сторон горизонта, в которых расположены крайние квадратики по отношению к центральному. 2. Тень от предметов падает точно на север. Какое это время дня? (Полдень.) 3. Дует северный ветер. Обозначь его условным знаком.
Изучение нового материала можно начать с итогового вопроса: о каких приемах ориентирования на местности вы уже знаете? После ответа учитель рассказывает о других приемах ориентирования. Человеку на помощь приходит сама природа. В ней немало живых компасов. Только надо быть очень наблюдательным. В связи с тем что материал о природных ориентирах довольно однотипный, следует проявить творчество и сообщать его детям разнообразными приемами. Не будем останавливаться на содержании природных ориентиров. Они все подробно раскрыты в учебнике. Остановимся на методической стороне вопроса. О каких-то ориентирах учитель может просто рассказать, сопровождая свой рассказ показом на таблице. Другие ориентиры можно дать, используя следующий прием: «Рассмотрите рисунки в учебнике (учитель точно указывает, какие рисунки). На них изображены природные ориентиры со стрелками-указателями. Какие ориентиры здесь изображены? Как по ним определить направления сторон горизонта?» С какими-то природными ориентирами можно познакомить, демонстрируя соответствующие кадры диапозитивов и диафильма (см. оборудование). Часть ориентиров можно оставить для самостоятельного изучения.
Говоря о природных ориентирах, учителю следует акцентировать внимание детей на том, что при определении направления движения по местным признакам надо отыскать несколько ориентиров, сопоставить их показания и только после этого выбирать путь. В некоторых литературных источниках учитель может встретить указание ориентироваться по годичным кольцам на пнях. В настоящее время биологи отрицают эту связь. Ширина годичных колец зависит не от положения стебля относительно сторон горизонта, а от условий питания дерева в разные годы и в разные времена года.
Для закрепления знаний об ориентировании по местным признакам детям можно предложить игру-загадку, данную в учебнике под рубрикой «Помогли знания».
В заключение урока или вместо предложенной выше игры-загадки можно показать кинофильм «Ориентирование на местности». Он поможет закрепить знания учащихся об известных им способах ориентирования. Перед демонстрацией фильма дети читают заранее записанный на доске вопрос: «О каких способах ориентирования на местности рассказывает кинофильм?»
Материал об ориентировании на местности можно использовать для избавления от некоторых предрассудков. Так, довольно распространенным суеверием является убеждение некоторых людей, что в лесах человека может сбить с правильного пути лещей или какая-то другая нечистая сила. Говорят: «В лесу леший водит». На основании знаний об ориентировании учитель может показать, что такое суеверие появилось из-за незнания и невнимательности некоторых людей.
Домашнее задание. Подготовиться отвечать об ориентировании на местности по природным признакам (учебник, с. 20— 22). Выполнить задания учебника на с. 22. Продолжить наблюдать природные ориентиры и отмечать эти наблюдения в задании 9 на с. 10—11 «Дневника наблюдений».
ТЕМА УРОКА «ПЛАН И КАРТА»
Цель урока: дать представление о плане и карте, их назначении, первоначальные умения вычерчивания плана, показать отличия плана от рисунка.
Оборудование: пустые спичечные коробки или детские кубики, карандаши, резинки, линейки, диапозитивы «Ориентирование. План и карта».
Примечание. В этот день урок природоведения желательно поставить последним.
Ход урока. Повторение проводится путем фронтальной беседы, в которой проверяется знание учащимися приемов ориентирования, изложенных в учебнике. Свои ответы дети должны сопровождать показом на таблице и рисунках учебника. Чтобы избежать однообразия вопросов, их можно разнообразить подобно тому, как давался новый материал на прошлом уроке. Одновременно можно спросить нескольких учеников по карточкам.
Карточка I. 1.—>-В. Указать стрелками и подписать другие направления.
2. Из аэропорта вылетел самолет. Он взял курс на восток. В каком направлении он должен возвращаться в этот же аэропорт?
3. Обозначь условными знаками погоду. В первой половине дня стояла ясная погода. Затем набежали тучи и полил дождь. Термометр показывает девять градусов тепла. Дует западный ветер.
Карточка II.
1. Указать стрелками и подписать другие направления.
2. Ребята вышли на прогулку. Обратив внимание на флюгер, они увидели, что тень от него точно совпадает с указателем на север. В какое время дня гулял класс? 3. Обозначь условными знаками погоду. С утра лил дождь из темных, покрывших все небо туч. К обеду засверкало солнце на чистом голубом небе. Термометр показывает двенадцать градусов тепла. Дует южный ветер.
Можно также использовать карточки, предложенные к прошлому уроку. Только дать их нужно другим учащимся.
Изучение нового материала можно начать с сообщения о том, что находить направления движения на местности помогают план и карта. Сначала выясняют, что такое план. Учитель предлагает открыть «Дневник наблюдений» на с. 13, найти задание 13 и рисунок 6. «Что на нем изображено? Теперь возьмите в руки такой же кубик, положите его на бумагу рядом с рисунком кубика и обведите одну его сторону. Уберите кубик. Какую фигуру вы начертили? (Квадрат.) Посмотрите на кубик сверху. Что вы видите? (Квадрат.) Квадрат, вычерченный на бумаге,— это и есть план кубика. План предмета — это как бы его вид сверху.
План кубика начертить просто. Но чаще всего вычерчиваются планы предметов, которые нельзя положить на лист бумаги». Затем учитель сообщает, что, когда требуется начертить план больших предметов или какой-то местности, его наносят на бумагу в уменьшенном виде. На план местности, как правило, наносят и находящиеся на ней предметы. Для этого пользуются условными знаками.
Далее, используя данные в учебнике план на рисунке 15 и инструктаж к работе с этим планом, учитель организует практическую работу. Вывод к этой практической работе должен быть следующим: план местности — это как бы вид местности сверху. По условным знакам узнают, читают на плане, какие предметы есть на этой местности. Пользуясь планом, можно пройти или проехать из одного места в другое.
Рекомендуем предложить классу игру-путешествие: «Школьники, живущие в селе Дивное, отправились на экскурсию в г. Климов. Весь путь был разбит на три участка: Дивное - Покровка, Покровка - шоссе, далее по шоссе до г. Климова. Кто из вас проведет отряд по первому участку?» Так выбирается руководитель на каждый участок. Выбранный ученик должен подробно рассказать, в каком направлении он ведет ребят, какие объекты будут наблюдать школьники.
На план наносят небольшие участки местности. Нельзя нанести на план территорию области, страны. Чтобы изобразить их на бумаге, вычерчивают карты. Учитель демонстрирует классу физические карты области и нашей страны. Для перенесения на карту этих территорий их уменьшают в большее количество раз, чем при вычерчивании планов. Предметы, которые есть на местности, наносят на карту тоже условными знаками, только для карт приняты другие, чем для планов, условные знаки. Для сравнения рекомендуется взять изображение города на плане и карте. Учащиеся сами рассказывают, что на плане город изображен так, что можно увидеть, где проходят улицы, где построены дома. Учитель показывает, что на карте города изображены просто кружочком, а столицы обозначены красной звездочкой. Самая крупная звездочка изображена там, где находится Москва. Учитель показывает на карте Москву и предлагает это сделать еще нескольким учащимся. С другими условными знаками карты учащиеся познакомятся в ходе изучения темы «Природа нашего края».