Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА УРОКА «КОМПАС. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КОМПАСУ»

(урок проводится на местности)

Цель урока: познакомить детей с устройством компаса, его назначением. Формировать умения определять направления с по­мощью компаса.

Оборудование: компасы (раздаточный материал), кар­тонки или фанерки, планшет.

Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести на местности по следующим вопросам и заданиям: что такое ориентирование? Назовите и покажите основные и проме­жуточные стороны горизонта. Как определить стороны горизон­та в солнечный день? Отряд пошел в поход к югу от пионерского лагеря. В каком направлении он должен возвращаться? (К севе­ру.) Назовите предметы, которые находятся от нас к северу, югу, западу, востоку.

Начать изучение нового материала можно в игровой беседке или зеленом классе учебно-опытного участка.

Дети узнали, как найти стороны горизонта в ясный день. А как же определить стороны горизонта в пасмурный день? Учащиеся могут не ответить на этот вопрос. Учитель сообщает, что в пасмур­ный день стороны горизонта можно определить с помощью спе­циального" прибора — компаса. Учащиеся получают на руки компа­сы, рассматривают их и с помощью учителя выделяют его части. Пусть дети сделают попытку выделить основную часть компаса '(намагниченную стрелку). Учитель показывает, что стрелка в сво­бодном состоянии устанавливается в одном направлении: север — юг, как бы при этом ни вращали стрелку или компас. Учащиеся поворачивают компасы и наблюдают, что стрелка при этом не меняет направления. Можно прижать стрелку, повернуть компас так, чтобы стрелка показывала другое направление. Теперь учащиеся отпускают зажим. Стрелка становится в прежнее положение се­вер — юг.

Далее учитель говорит о назначении шкалы и коробочки и по­казывает, как надо правильно работать с компасом. Учащиеся практически повторяют эти правила. Следует предупредить детей, что железные предметы искажают показания прибора. Поэтому при работе с компасом поблизости не должно быть железных Предметов. Затем проводится ряд упражнений с компасом: в какую сторону обращены окна в классе (беседке), дверь и т. д.? В каком направлении от ученика А сидит ученик Б? Один из учеников проходит по классу (беседке) в разных направлениях. Учащиеся определяют, в каком направлении идет ученик. Можно поставить еще целый ряд аналогичных вопросов. Работа по выполнению таких заданий способствует выработке умения ориентироваться по ком­пасу.


В заключение уместно рассказать о значении компаса, который широко применяется в мореплавании.

Затем учащиеся берут заранее изготовленные планшеты, компасы, карандаши, выходят на улицу и выполняют практическую работу, которой руководит учитель, пользуясь указаниями к данной' практической работе, описанной в учебнике к этому уроку. Вывод из практической работы должен быть следующим: компас при ориентировании окажется полезным, если человек с самого на­чала запомнил направление, своего, движения.

Закрепление можно провести по вопросам для повторения, дан­ным в учебнике. Делается вывод по уроку, который сравнивается с выводом учебника.

Домашнее задание. Подготовить материал об устрой­стве и назначении компаса, ориентировании на местности с помощью компаса (учебник, с. 15—19). Выполнить задания на с. 19 учеб­ника.
ТЕМА УРОКА «ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ»

Цель урока: познакомить учащихся с природными ориенти­рами, формировать умения ориентироваться по местным признакам.

Оборудование: таблица «Природные ориентиры», диапо­зитивы из серии «Ориентирование. План и карта», диафильм «Как ориентироваться на местности», кинофильм «Ориентирование на местности».

Ход урока. Повторение знаний на этом уроке можно про­вести, комбинируя фронтальный устный опрос с индивидуальным фиксированным. Вопросы и задания для устного фронтального пов­торения можно предложить следующие: чем отличается горизонт от линии горизонта? Почему горизонт изменяется при подъеме и движении в стороны? Какие вы знаете основные и промежуточные стороны горизонта? Назовите их. Как можно определить стороны го­ризонта? Расскажите об устройстве компаса. Каковы правила поль­зования компасом? Какое значение имеет компас? Как устроен флю­гер? Какое применение имеет флюгер? Если встать лицом на запад, то какие стороны горизонта будут сзади, справа, слева? Можно также использовать задания для упражнений, данные в учебнике к разным урокам этой темы.

Вопросы и задания, рекомендуемые для фиксированного повто­рения, рекомендуем составить таким образом: Карточка I. 1. Дано изображение круга. Подпиши горизонт и линию горизонта. 2. Ребя­та пошли в лес к западу от дома. В каком направлении они возвратятся домой? 3. Дует западный ветер. Обозначь его услов­ным знаком. Карточка II. 1. Даны указатели восьми направлений. Обозначь основные стороны горизонта. 2. Тень от предметов пада­ет в сторону запада. Какое это время дня? (Утро.) 3. Дует южный ветер. Обозначь его условным знаком. Карточка III. 1. Даны ука­затели восьми направлений. Обозначь промежуточные стороны го­ризонта 2. Отряд вышел в поход. Его путь лежал к югу от летнего лагеря. В каком направлении он должен возвращаться в ла­герь? 3. Дует восточный ветер. Обозначь его условным знаком.



Карточка IV. 1. На карточке дано такое изображение: поп. Укажи направления сторон горизонта, в которых расположены крайние квадратики по отношению к центральному. 2. Тень от предметов падает точно на север. Какое это время дня? (Полдень.) 3. Дует северный ветер. Обозначь его условным знаком.

Изучение нового материала можно начать с итогового вопро­са: о каких приемах ориентирования на местности вы уже знаете? После ответа учитель рассказывает о других приемах ориентиро­вания. Человеку на помощь приходит сама природа. В ней нема­ло живых компасов. Только надо быть очень наблюдательным. В связи с тем что материал о природных ориентирах довольно однотипный, следует проявить творчество и сообщать его детям раз­нообразными приемами. Не будем останавливаться на содержании природных ориентиров. Они все подробно раскрыты в учебнике. Остановимся на методической стороне вопроса. О каких-то ориен­тирах учитель может просто рассказать, сопровождая свой рассказ показом на таблице. Другие ориентиры можно дать, используя сле­дующий прием: «Рассмотрите рисунки в учебнике (учитель точно указывает, какие рисунки). На них изображены природные ориен­тиры со стрелками-указателями. Какие ориентиры здесь изобра­жены? Как по ним определить направления сторон горизонта?» С какими-то природными ориентирами можно познакомить, демон­стрируя соответствующие кадры диапозитивов и диафильма (см. обо­рудование). Часть ориентиров можно оставить для самостоятельного изучения.

Говоря о природных ориентирах, учителю следует акцентиро­вать внимание детей на том, что при определении направления движения по местным признакам надо отыскать несколько ориен­тиров, сопоставить их показания и только после этого выбирать путь. В некоторых литературных источниках учитель может встре­тить указание ориентироваться по годичным кольцам на пнях. В настоящее время биологи отрицают эту связь. Ширина годичных колец зависит не от положения стебля относительно сторон гори­зонта, а от условий питания дерева в разные годы и в разные времена года.

Для закрепления знаний об ориентировании по местным приз­накам детям можно предложить игру-загадку, данную в учебнике под рубрикой «Помогли знания».

В заключение урока или вместо предложенной выше игры-за­гадки можно показать кинофильм «Ориентирование на местности». Он поможет закрепить знания учащихся об известных им способах ориентирования. Перед демонстрацией фильма дети читают заранее записанный на доске вопрос: «О каких способах ориентирования на местности рассказывает кинофильм?»


Материал об ориентировании на местности можно использовать для избавления от некоторых предрассудков. Так, довольно рас­пространенным суеверием является убеждение некоторых людей, что в лесах человека может сбить с правильного пути лещей или ка­кая-то другая нечистая сила. Говорят: «В лесу леший водит». На основании знаний об ориентировании учитель может показать, что такое суеверие появилось из-за незнания и невнимательности неко­торых людей.

Домашнее задание. Подготовиться отвечать об ориен­тировании на местности по природным признакам (учебник, с. 20— 22). Выполнить задания учебника на с. 22. Продолжить наблюдать природные ориентиры и отмечать эти наблюдения в задании 9 на с. 10—11 «Дневника наблюдений».
ТЕМА УРОКА «ПЛАН И КАРТА»

Цель урока: дать представление о плане и карте, их на­значении, первоначальные умения вычерчивания плана, показать отличия плана от рисунка.

Оборудование: пустые спичечные коробки или детские ку­бики, карандаши, резинки, линейки, диапозитивы «Ориентирование. План и карта».

Примечание. В этот день урок природоведения желательно по­ставить последним.

Ход урока. Повторение проводится путем фронтальной бе­седы, в которой проверяется знание учащимися приемов ориен­тирования, изложенных в учебнике. Свои ответы дети должны со­провождать показом на таблице и рисунках учебника. Чтобы из­бежать однообразия вопросов, их можно разнообразить подобно тому, как давался новый материал на прошлом уроке. Одновре­менно можно спросить нескольких учеников по карточкам.

Карточ­ка I. 1.—>-В. Указать стрелками и подписать другие направления.

2. Из аэропорта вылетел самолет. Он взял курс на восток. В ка­ком направлении он должен возвращаться в этот же аэропорт?

3. Обозначь условными знаками погоду. В первой половине дня стояла ясная погода. Затем набежали тучи и полил дождь. Термометр показывает девять градусов тепла. Дует западный ветер.

Карточка II.

1. Указать стрелками и подписать другие направления.

2. Ребята вышли на прогулку. Обратив внимание на флюгер, они увидели, что тень от него точно совпадает с указателем на север. В какое время дня гулял класс? 3. Обозначь условными знаками погоду. С утра лил дождь из темных, покрывших все небо туч. К обеду засверкало солнце на чистом голубом небе. Термометр показывает двенадцать градусов тепла. Дует южный ветер.

Можно также использовать карточки, предложенные к прошло­му уроку. Только дать их нужно другим учащимся.


Изучение нового материала можно начать с сообщения о том, что находить направления движения на местности помогают план и карта. Сначала выясняют, что такое план. Учитель предлагает открыть «Дневник наблюдений» на с. 13, найти задание 13 и рисунок 6. «Что на нем изображено? Теперь возьмите в руки такой же кубик, положите его на бумагу рядом с рисунком кубика и обведите одну его сторону. Уберите кубик. Какую фигуру вы на­чертили? (Квадрат.) Посмотрите на кубик сверху. Что вы видите? (Квадрат.) Квадрат, вычерченный на бумаге,— это и есть план кубика. План предмета — это как бы его вид сверху.

План кубика начертить просто. Но чаще всего вычерчиваются планы предметов, которые нельзя положить на лист бумаги». За­тем учитель сообщает, что, когда требуется начертить план больших предметов или какой-то местности, его наносят на бумагу в умень­шенном виде. На план местности, как правило, наносят и находя­щиеся на ней предметы. Для этого пользуются условными зна­ками.

Далее, используя данные в учебнике план на рисунке 15 и инструктаж к работе с этим планом, учитель организует практи­ческую работу. Вывод к этой практической работе должен быть следующим: план местности — это как бы вид местности сверху. По условным знакам узнают, читают на плане, какие предметы есть на этой местности. Пользуясь планом, можно пройти или проехать из одного места в другое.

Рекомендуем предложить классу игру-путешествие: «Школьники, живущие в селе Дивное, отправились на экскурсию в г. Климов. Весь путь был разбит на три участка: Дивное - Покровка, Покров­ка - шоссе, далее по шоссе до г. Климова. Кто из вас проведет отряд по первому участку?» Так выбирается руководитель на каж­дый участок. Выбранный ученик должен подробно рассказать, в каком направлении он ведет ребят, какие объекты будут наблюдать школьники.

На план наносят небольшие участки местности. Нельзя нанес­ти на план территорию области, страны. Чтобы изобразить их на бумаге, вычерчивают карты. Учитель демонстрирует классу фи­зические карты области и нашей страны. Для перенесения на карту этих территорий их уменьшают в большее количество раз, чем при вычерчивании планов. Предметы, которые есть на местнос­ти, наносят на карту тоже условными знаками, только для карт приняты другие, чем для планов, условные знаки. Для сравнения рекомендуется взять изображение города на плане и карте. Учащиеся сами рассказывают, что на плане город изображен так, что можно увидеть, где проходят улицы, где построены дома. Учитель по­казывает, что на карте города изображены просто кружочком, а столицы обозначены красной звездочкой. Самая крупная звездочка изображена там, где находится Москва. Учитель показывает на карте Москву и предлагает это сделать еще нескольким учащимся. С другими условными знаками карты учащиеся познакомятся в ходе изучения темы «Природа нашего края».