Файл: Методы экспертного оценивания в задачах принятия решений (Понятие и сущность метода экспертных оценок).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1047
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность метода экспертных оценок
1.1 Основные понятия и сущность метода экспертных оценок
Глава 2. Метод экспертных оценок и область его применения на примере ООО «Веста+»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ метода экспертных оценок на предприятии
2.3 Рекомендации по применению метода экспертных оценок в ООО «Веста+»
На мой взгляд, данный метод в ООО «Веста+» был проведен успешно. По итогам проведения участниками метода предложены реалистичные идеи решения поставленной задачи. Думаю, что с дальнейшей поэтапной разработкой предложенных идей медицинскому предприятию удастся сократить расходы за минимальный срок (три месяца» и увеличить прибыль не менее чем на 10%.
В рамках проведения «мозгового штурма» участниками была проведена работа по выбору медицинского оборудования, которое руководство медицинского центра намеревается сменить (стоматологическое оборудование – стоматологическая установка).
Участникам были розданы карточки, в которых отражены параметры анализируемого оборудования.
Схематично данная карточка представлена в таблице 2.
Таблица 2
Карточка оценки выбираемого продукта (оборудования)
№ п/п |
Параметр |
Коэффициент |
Торговое наименование (марка) продукта |
|||
Woson |
A-dec |
Mercury |
Smile |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Количество функций |
0,2 |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
2 |
Наличие дополнительных функций |
0,2 |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
3 |
Наличие LCD-монитора к установке |
0,15 |
Нет |
Есть |
Есть |
Нет |
4 |
Страна производитель |
0,1 |
Китай, Германия, Австрия |
США |
Китай, Австрия |
Словения |
5 |
Срок гарантии |
0,1 |
1 год |
3 года |
1 год |
2 года |
6 |
Стоимость ($) |
0,25 |
1870 |
13890 |
2650 |
2300 |
Коэффициент параметра или его вес – важность параметра для нас при выборе оборудования, обозначен в данном случае от 0,15 до 0,3.
Из таблицы следует, что наиболее весомым параметром определена стоимость оборудования (0,25).
Также каждый из шести параметров оценивается экспертами по десятибалльной шкале, где «10» - максимальный балл по параметру.
Проведенные оценки экспертов отражены в таблице 3.
Таблица 3
Карточка оценки выбираемого оборудования (балльная система)
№ п/п |
Параметр |
Коэффициент |
Торговое наименование (марка) продукта |
||||
Woson |
A-dec |
Mercury |
Smile |
Максимальный «вес» параметра |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество функций |
0,2 |
9 |
10 |
8 |
9 |
2 |
2 |
Наличие дополнительных функций |
0,2 |
8 |
10 |
8 |
8 |
2 |
3 |
Наличие LCD-монитора к установке |
0,15 |
5 |
10 |
9 |
5 |
1,5 |
4 |
Страна производитель |
0,1 |
8 |
9 |
8 |
8 |
0,9 |
5 |
Срок гарантии |
0,1 |
8 |
10 |
8 |
9 |
1 |
6 |
Стоимость ($) |
0,25 |
10 |
7 |
8 |
9 |
2,5 |
Итого |
1 |
8,25 |
9,15 |
8,15 |
8,1 |
Как следует из таблицы 3, оборудование «A-dec» является для ООО «Веста+» наиболее приоритетным для приобретения, поскольку сумма «весов» для данного оборудования составила 9,15 единиц.
Однако, для руководства медицинского центра наиболее важным параметром при выборе стоматологической установки являлась стоимость оборудования. По данному параметру, что следует из таблицы 3, «выигрывает» оборудование под торговой маркой «Woson», у которого максимальный вес параметра «стоимость» - 2,5 (10*0,25=2,5). Минимальный вес параметра «стоимость» у оборудования торговой марки «A-dec» - 1,75 (7*0,25=1,75). Следовательно, приобретение стоматологической установки «A-dec» медицинскому центру невыгодно.
Эксперты, входящие в состав группы «мозгового штурма», и являющиеся сотрудниками ООО «Веста+», пришли к выводу, что такой параметр как «наличие LCD-монитора» также является очень важным. В настоящее время в современных медицинских центрах необходимо в наличии хотя бы одна стоматологическая установка с LCD-монитором для проведения новейших операций и методов лечения в области стоматологии.
Подводя итог проведенному анализу, экспертная группа пришла к выводу, что предприятию выгодно приобрести медицинское оборудование торговой марки «Mercury», которое отвечает ценовым приоритетам ООО «Веста+» и запросам специалистов.
- Метод сценариев. В ходе своей деятельности руководство ООО «Веста+» прибегает и к такому методу принятия управленческих решений, как метод сценариев. В данном случае экспертами прорабатываются три возможных сценария развития событий – базовый (приоритетный), пессимистичный, оптимистичный.
Так, в 2018 году руководителем ООО «Веста+» на плановом совещании был поставлен вопрос о разработке возможных сценариев развития медицинского центра. Причина, побудившая руководство предприятия думать о том, что «будет дальше» - падение курса рубля и рост цен на импортную фармацевтику и косметологию.
Ведущим метода назначен врач-хирург Коломиец И.И., который отвечает за организацию и процедурную часть работы.
В рабочую группу экспертов вошли девять человек:
- Кондрик О.В. и Маркушина О.Н. - медицинские сестры с высшим образованием 28-ми и 27-ми лет;
- бухгалтер Наханькова И.И. (женщина, 52 года, высшее образование);
- врач-хирург Коломиец И.И. (мужчина, 47 лет, высшее образование);
- секретарь-референт Молодова Е.В. (женщина, 30 лет, образование высшее);
- Бугримова О.В. и Бакулина А.В. - врачи-стоматологи (мужчина 49 лет, женщина 38 лет, образование высшее);
- сотрудники PR-агентства Петрунин М.С. и Колодкин Е.Е. (мужчины, 35 лет и 41 год, образование высшее).
Коломиец И.И. сформулирован вопрос для составления сценариев: «Каковы тенденции развития предприятия в 2019 году? (Предложения по улучшению работы ООО «Веста+»)». В рамках данного вопроса руководителем поставлены следующие вопросы:
- насколько увеличится/снизится прибыль предприятия?
- насколько изменится величина расходов предприятия?
- возможно ли открытие филиалов медицинского центра?
- обязательна ли смена поставщиков косметической продукции?
Критерии, по которым будут оцениваться сценарии:
- увеличение прибыли медицинского центра – 1 балл;
- затраты, требующиеся для выполнения сценария (предложенных нововведений) – 0,8 балла;
- время для реализации сценария – 0,6 балла;
- обеспечение необходимых ресурсов для выполнения сценария – 0,4 балла.
Максимальный балл, который может быть присвоен сценарию, - 2,8 балла.
Рабочей группой разработаны три сценария:
- Оптимистичный.
По данному сценарию ООО «Веста+» динамично развивается, увеличивая свою прибыль минимум на 10-20% в год.
Появляются кардинальные перемены: в штате предприятия вводят новую единицу – маркетолог, который своими знаниями, навыками и умениями продвигает на рынке услуги и товары ООО «Веста+», повышает их рейтинг.
Согласно штата, работник в должности маркетолога имеет заработную плату в размере 40 тыс. рублей. То есть расходы ООО «Веста+» вырастут на 40 тыс. рублей в месяц.
Вместе с тем, выполняя свои должностные обязанности, вполне вероятно маркетолог сможет увеличить прибыль предприятия примерно на 8-12%.
Оценив данный сценарий по вышеуказанным критериям, сценарий получает оценки:
- увеличение прибыли медицинского центра – 1 балл;
- затраты, требующиеся для выполнения сценария (предложенных нововведений) – 0,8 балла;
- время для реализации сценария – 0,5 балла;
- обеспечение необходимых ресурсов для выполнения сценария – 0,3 балла.
Проект оценен на 2,6 балла.
Минус предложенного сценария – руководитель должен полностью доверять маркетологу и быть уверен в его профессионализме; временные затраты на поиск квалифицированного сотрудника.
- Пессимистичный.
По данному сценарию предложено отменить годовое премирование всех сотрудников ООО «Веста+» в целях сокращения расходов медицинского центра. В первую очередь это нововведение касается администрации предприятия.
В штате ООО «Веста+» в 2018 году числилось 51 человек, в том числе административно-управленческий персонал – 10 человек. Учитывая, что в среднем годовая премия единицы данного персонала составляет 40-70 тыс. рублей, годовые расходы на премирование административного персонала составляют 400-700 тыс. руб.
Соответственно, расходы ООО «Веста+» снизятся на 400-700 тыс. руб., тем самым увеличив прибыль. Но есть и минусы данного сценария, а это:
- возможное увольнение сотрудников администрации медицинского центра;
- временные затраты на поиск нового персонала.
Оценив данный сценарий по критериям, сценарий получает следующие баллы:
- увеличение прибыли медицинского центра – 1 балл;
- затраты, требующиеся для выполнения сценария (предложенных нововведений) – 0,5 балла;
- время для реализации сценария – 0,5 балла;
- обеспечение необходимых ресурсов для выполнения сценария – 0,4 балла.
Проект оценен на 2,4 балла.
- Базовый (реалистичный).
По данному сценарию предложено ввести в штат предприятия маркетолога, но назначив на должность одного человека из административно-управленческого персонала предприятия, который имеет высшее профессиональное образование по данной специальности.
Заработная плата маркетолога по данному сценарию такая же, как и по оптимистичному – 40 тыс. руб. То есть расходы по данному сценарию те же – 40 тыс. руб. в месяц.
Вместе с тем, руководство ООО «Веста+» избавляет себя от необходимости тратить своё время на поиск профессионального квалифицированного кадра, вводить его в работу своего медицинского центра.
Предложение этого сценария – введение поощрения сотрудников по двум номинациям:
- «Лучший врач года». В данной номинации сотруднику выплачивается денежное вознаграждение в размере 150 тыс. рублей или (по выбору администрации медицинского центра) сотрудник поощряется туристической путевкой на данную сумму;
- «Лучший сотрудник года». В данной номинации сотруднику выплачивается денежное вознаграждение в размере 100 тыс. рублей или (по выбору администрации медицинского центра) сотрудник поощряется туристической путевкой на данную сумму.
Таким образом, расходы ООО «Веста+» по данному сценарию составят (40 000 * 12 мес.) + 150 тыс. + 100 тыс. = 730 тыс. руб.
Минусом данного сценария является сумма расходов, но стоит предположить, насколько добросовестно каждый из сотрудников будет выполнять свои обязанности, стараясь обойти в этом своего коллегу, чтобы быть награжденным денежной премией. Награда за высококвалифицированный труд врачей и других сотрудников ООО «Веста+» - рост спроса на услуги медицинского центра, увеличение его штата, и, повышение прибыли предприятия на 9-11%.
Оценив данный сценарий по критериям, сценарий получает следующие баллы:
- увеличение прибыли медицинского центра – 1 балл;
- затраты, требующиеся для выполнения сценария (предложенных нововведений) – 0,7 балла;
- время для реализации сценария – 0,6 балла;
- обеспечение необходимых ресурсов для выполнения сценария – 0,4 балла.
Проект оценен на 2,7 балла.
Результаты проведенной экспертами работы отражены в таблице 4.
Таблица 4
Оценка предложенных сценариев развития ООО «Веста+»