Файл: Методы экспертного оценивания в задачах принятия решений (Понятие и сущность метода экспертных оценок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1043

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема метода экспертных оценок и области его применения представляет теоретический и практический интересы. Это обусловлено тем, что менеджеру в процессе своей деятельности приходится прогнозировать и рассчитывать обстановку на рынке, понимать и предполагать как изменится и будет меняться социальная, технологическая, экологическая, экономическая, политическая ситуация через определенный срок.

Важно понять и выяснить каковы аспекты применения научных теорий на практике.

Цель исследования – показать на примере ООО «Веста+» смысл метода экспертных оценок и область его применения решений.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретическое значение метода экспертных оценок;
  2. Изучить метод экспертных оценок и область его применения решений на примере ООО «Веста+» (использовать метод сценариев, «мозгового штурма» и SWOT-анализ);
  3. Разработать возможные рекомендации по применению метода экспертных оценок для ООО «Веста+».

Объект исследования данной курсовой работы – метод экспертных оценок и область его применения

Предмет исследования - метод экспертных оценок и область его применения решений на примере ООО «Веста+».

Для написания курсовой литературы мною использованы:

- источники отечественной научной и учебной литературы авторов: Котлер Ф., Кочкаров А.А., Тебекин А.В., Трофимов В.В., Трофимова Л.А., , Фирсова И.А. и других;

- бухгалтерская и налоговая отчетность ООО «Веста+» за период 2018-2019 гг., в том числе бухгалтерский баланс, пояснения к бухгалтерскому балансу, первичная бухгалтерская отчетность, налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, книги учета доходов и расходов.

Выбор ООО «Веста+» как хозяйствующего субъекта для написания моей работы обусловлен тем, что:

- это довольно молодая, но стабильно развивающаяся организация;

- в медицинском центре ООО «Веста» в настоящее время отсутствует должность маркетолога. Однако, полученные знания и умения дают мне возможность в дальнейшем разработать рекомендации по развитию предприятия при условии работы в ООО «Веста+».

Курсовая работа состоит из двух глав: в первой главе я рассмотрел теоретические основы метода экспертных оценок, а во второй – проанализировал использование метода экспертных оценок руководством ООО «Веста+».

В завершение мной приведены некоторые рекомендации ООО «Веста+» по использованию метода экспертных оценок.


Глава 1. Понятие и сущность метода экспертных оценок

1.1 Основные понятия и сущность метода экспертных оценок

Метод экспертных оценок как самостоятельный научный инструмент начал развиваться с 1940-х годов прошлого века.

В менеджменте метод экспертных оценок решает широкий круг вопросов и проблем тех субъектов, которые испытывают условия риска и неопределенности в процессе своей деятельности [7, с. 242].

Рассмотрим основные понятия метода экспертных оценок и сущность данного метода.

Экспертные оценки – количественные и качественные (обычно в баллах или порядковых номерах, рейтингах) оценки процессов и явлений, экономических величин, показателей, выполняемые экспертами на основе суждений. Чаще всего к таким оценкам приходится прибегать, когда анализируемая величина не поддается непосредственному измерению, учету [9, с. 107].

Метод экспертных оценок - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок [11, с. 244].

Другими словами, метод экспертных оценок – решение задачи, найденное специалистами, аргументация, подход, формирование количественных оценок и результатов [14, с. 298].

Как видно из рисунка 1, метод экспертных оценок включает три составляющие.

Метод экспертных оценок

Интуитивно-логический анализ задачи

Оценка и решение

Обработка результатов решения (оценок)

Рисунок 1 – Составляющие метода экспертных оценок

Отличительные черты метода экспертных оценок:

- научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов;

- применение количественных методов при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов [14, с. 299].

Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от экспертизы, применяемой в различных сферах человеческой деятельности.

Сущность метода экспертных оценок заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы [14, с. 301].


Сущность метода экспертных оценок раскрывается задачами, которые решает данный метод:

- составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

- определение наиболее вероятных интервалов времени свершения совокупности событий;

- определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

- определение альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности;

- альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

- альтернативные варианты принятия решения в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности [18, с. 281].

Для решения данных задач в менеджменте применяют определенные разновидности метода экспертных оценок.

Виды экспертного оценивания

Существуют следующие основные методы экспертного оценивания в менеджменте:

I. анкетирования и интервьюирование;

II. метод «мозговой атаки»;

III. дискуссия;

IV. совещание;

V. метод сценариев;

VI. метод Дельфи;

VII. SWOT анализ;

VIII. деловая игра.

Каждый из видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, но, как правило, наибольший эффект дает комплексное применения нескольких видов экспертного метода [9, с. 104].

Рассмотрим каждый из видов экспертного оценивания.

I. Анкетирования и интервьюирование – это опросные методы в менеджменте. Они различаются друг от друга формой контакта. Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью). Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит наиболее распространенным методом сбора данных [8, с. 78].

В настоящее время распространена такая форма интервью как фокус-группа.

Фокус-группа – это коллективное интервью, сфокусированное на одной или нескольких близких темах [17, с. 212].

В групповой дискуссии участвуют 5-10 респондентов, обсуждением проблемы руководит профессиональный модератор.

Фокус-группа относится к так называемым качественным методам, которые, в отличие от количественных опросов, направлены на более глубокое понимание мотивов аудитории, изучение ее эмоциональной реакции.

Если количественные опросы (анкетирование) дают ответ на вопрос "сколько", то фокус-группы отвечают на вопрос "почему".

Работа фокус-группы состоит из трех этапов [17, с. 214]:

- подготовительный (определение цели, подготовка плана, типология вопросов, определение роли модератора в фокус-группе);


- полевой (начинается со знакомства, представления модератора и непосредственно проведение фокус-группы);

- аналитический (анализ, составление отчета по фокус-группе).

Групповые дискуссии проводятся в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом. Заказчик наблюдает за ходом дискуссии, в то время как респонденты его не видят. Если дискуссия открывает новые неожиданные стороны проблемы, вопросы немедленно корректируются и дополняются.

Возможность наблюдения и вмешательства делает фокус-группу очень гибким методом, предназначенным для разработки гипотез и уточнения диапазона мнений [17, с. 216].

II. Метод «мозговой атаки» (метод «мозгового штурма») позволяет определить возможные варианты развития объекта исследования за короткий период времени [5, с. 114].

Этот метод подразумевает получение решения поставленной задачи путем коллективного творчества специалистов в ходе заседания по поставленным вопросам. Заседание проводится по определенным правилам, результаты данного заседания подробно и развернуто анализируются.

Сущность метода «мозговой атаки» заключается в том, что в ходе дискуссий эксперты выдвигают варианты действий и возможные решения поставленных задач, причем данный процесс помогает высвободить творческую энергию экспертов. Иными словами, в ходе «мозговой атаки» в коллективе экспертов снимаются психологические, коммуникативные, социальные и иные барьеры [5, с. 116].

Методы «мозговой атаки» классифицируются по признаку отсутствия или наличия обратной связи между руководителем и участниками «мозговой атаки» в процессе решения некоторой проблемной ситуации.

В процессе применения метода «мозговой атаки» был изобретен метод «мозговой атаки» - деструктивной отнесенной оценки (ДОО), способный качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов, не ограничивая при этом их числа.

Работа по методу ДОО предполагает шесть этапов:

- формирование группы участников «мозговой атаки». Оптимальная численность группы участников признана группа в 10-15 человек (из лиц примерно одного ранга);

- составление проблемной записки участника «мозговой атаки». Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода ДОО и описание проблемной ситуации;

- генерация идей. Продолжительность «мозгового штурма» рекомендуется не менее 20 минут и не более 1 часа. Запись высказываемых идей целесообразно вести на видеомагнитофон;

- систематизация идей, высказанных на этапе генерации. Составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; определяются дублирующие и дополняющий идеи; дублирующие и (или) дополняющие идеи объединяются и формируются в виде одной комплексной идеи; выделяются признаки по которым идеи могут быть объединены; идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам; составляется перечень идей по группам (в каждой группе идеи записываются в порядке их общности от более общих к частным, дополняющим или развивающим более общие идеи);


- деструирование (разрушение) систематизированных идей (специализированная процедура оценки идей на практическую реализуемость в процессе «мозговой атаки», когда каждая из них подвергается всесторонней критике со стороны участников мозговой атаки) [5, с. 139].

Основное правило этапа деструирования - рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею.

- оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.

III. Дискуссия - это коллективное исследование проблемы, в котором каждая сторона, опровергая мнение собеседника, отстаивает свою позицию и претендует на достижение цели. Участники дискуссии при разрешении разногласий в мышлении могут переходить из одной формы взаимодействия в другую, в зависимости от обострения противоречий и применяемых собеседниками приемов и средств [6, с. 108].

IV. Совещание - одна из важнейших форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения [16, с. 87].

Современное деловое совещание - это форма коллективного обмена информацией, является гибким и динамичным организационным средством, способным быстро реагировать на конъюнктуру рынка в условиях конкуренции, меняющиеся внешнюю и внутреннюю среду, позволяющим принимать наиболее эффективные, рациональные и конкретные решения [19, с. 63].

V. Метод сценариев используется, как правило, в экологической и социально-экономической сферах. Например, при запуске атомной станции существует необходимость предусмотреть возможные сценарии аварий. Каждый сценарий рассматривается и изучается детально: исследуются причины возникновения, развитие, последствия и возможности предупреждения [6, с. 209].

Приводя пример применения метода сценариев в социально-экономической сфере – выборы президента. Здесь также изучаются возможные сценарии: победа кандидата №1 или №2, вероятность исполнения предвыборных обещаний.

Таким образом, используя метод сценариев, эксперту необходимо выполнить два этапа исследования:

- определить круг возможных сценариев;

- при рассмотрении каждого из сценария определить возможные риски, потери, а также все возможные варианты развития ситуации в каждом возможном сценарии.

VI. Метод Дельфи назван в честь дельфийского оракула в Древней Греции. Служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий [10, с. 257].