Файл: Методы экспертного оценивания в задачах принятия решений (Понятие и сущность метода экспертных оценок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1039

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- принятию стратегических и тактических решений в анализируемой ситуации, механизмам их выполнения,

- контролю за исполнением решений,

- сопровождению хода реализации принимаемых решений,

- разбору результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и их выполнения.

Рассмотрев теоретические вопросы метода экспертных оценок, я пришел к следующим выводам:

- экспертные оценки – количественные и качественные оценки процессов и явлений, экономических величин, показателей, выполняемые экспертами на основании суждений;

- в современном мире менеджмента применение методов экспертных оценок значимо. Таким способом организации и предприятия могут предвидеть возникновение определенных событий, избегать неблагоприятных факторов развития своего бизнеса.

- наиболее распространенные методы экспертных оценок: анкетирования и интервьюирование; метод «мозговой атаки»; дискуссия; совещание; метод сценариев; метод Дельфи; SWOT анализ; деловая игра;

- каким бы методом экспертных оценок организация не воспользовалась, каждому из методов присущи такие этапы, как: формирование цели и задач экспертного оценивания; формирование группы управления и оформление решения на проведение экспертного оценивания; выбор метода получения экспертной информации и способов её обработки; подбор экспертной группы; опрос экспертов, экспертиза; обработка и анализ результатов экспертизы; интерпретация полученных результатов и составление отчета.

Итак, рассмотрев теоретические основы метода экспертных оценок, перейдем далее к анализу метода экспертных оценок на конкретном предприятии – ООО «Веста+».

Глава 2. Метод экспертных оценок и область его применения на примере ООО «Веста+»

2.1. Краткая характеристика предприятия

ООО «Веста+» зарегистрировано и поставлено на налоговый учет в МРИ ФНС России №21 по Московской области 12.01.2007 г.

Предприятие расположено по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 32 «А».

Основными направлениями деятельности ООО «Веста+» являются:


- деятельность больничных учреждений широкого профиля и

специализированных (ОКВЭД 85.11.1);

- врачебная практика (ОКВЭД 85.12);

- стоматологическая практика (ОКВЭД 85.13).

ООО «Веста+» занимается врачебной, в том числе и стоматологической, практикой уже на протяжении долгих лет. Помимо этого предприятие занимается реализацией косметической и фармацевтической продукцией. ООО « Веста+» является небольшой организацией, которая, однако, хорошо зарекомендовала себя на рынке медицинских услуг Подмосковья.

Общая организационная структура, как и множества малых фирм, предельно проста. Глава предприятия – генеральный директор, он же и главный врач, который организует и координирует работу по всем направлениям деятельности предприятия. В непосредственном подчинении генерального директора – главный бухгалтер, кадровая служба, непосредственно врачи-специалисты.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в ООО «Веста+» несет директор. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением ООО, возглавляемой главным бухгалтером. Также в штат бухгалтерии входит бухгалтер-кассир.

В ООО «Веста+» бухгалтерский учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в России. В организации используется программа 1С: Предприятие Версия 8.2. (1С: Бухгалтерия новый план счетов).

В настоящее время ООО «Веста+» планирует вести бухгалтерский учет организации с помощью программного обеспечения «Инфо-Предприятие».

ООО «Веста+» имеет цель развиваться, в том числе открывать филиалы медицинского центра не только в г.Одинцово, но в других городах Подмосковья.

Проблема данного предприятия, как видит её руководство ООО «Веста+», - уменьшение прибыли в связи с уменьшением спроса на косметичексие услуги и ряд фармацевтических товаров; финансовый кризис.

2.2 Анализ метода экспертных оценок на предприятии

В ноябре 2018 года решением руководства предприятия ООО «Веста+» утверждено проанализировать работу предприятия, охватив такие вопросы, как: возможность снижения постоянных и временных издержек, возможность увеличения прибыли в минимальные сроки и т.д.

Для решения поставленных задачи и достижения целей руководство прибегло к принятию управленческих решений посредством метода экспертных оценок.


Проанализируем применение возможных разновидностей экспертного метода.

  1. SWOT-анализ.

Для проведения SWOT-анализа подобрана группа экспертов в количестве четырех человек. Анализировался финансовый 2018 год.

В процессе SWOT-анализа ООО «Веста+», необходимо определить сильные и слабые стороны предприятия, выявить возможности и угрозы, встречающиеся в работе предприятия. Все стороны ранжируем по степени оказываемого влияния на работу ООО «Веста+». На первом месте стоит фактор, оказывающий наиболее сильное влияние, а на последнем – фактор с наименьшим влиянием.

Таблица 1

Анализ внутренней и внешней среды при проведении

SWOT-анализа ООО «Веста+»

Сильные стороны:

Слабые стороны:

1

2

  1. Наличие развитого программного обеспечения;
  2. Наличие высококлассного дорогостоящего современного оборудования;
  3. Высокий уровень подготовки кадрового состава;
  4. Лидирующая позиция в оказании услуг в данном населенном пункте (части населенного пункта);
  5. Наличие четко поставленной цели перед коллективом.
  1. Высокая текучка среди низшего персонала;
  2. Высокий коэффициент совместительства кадров;
  3. Отсутствие собственной юридической службы, PR-специалиста;
  4. Отсутствие систематического повышения квалификации кадров;
  5. Отсутствие мониторинга регионального рынка

Возможности:

Угрозы:

  1. Увеличение прибыли путем развития рынка новых медицинских услуг;
  2. Открытие филиала в соседнем населенном пункте;
  3. Привлечение клиентов из других близлежащих населенных пунктов (реклама);
  1. Чувствительность потребителя к уровню цен;
  2. Экономический кризис, нестабильность национальной валюты;
  3. Возможность появления большей конкуренции.

Составлю обобщенную матрицу SWOT-анализа, где по вертикальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной – возможности и угрозы внешней среды (Приложение 1).

Для составления данной таблицы (Приложение 1) были использованы данные отчета маркетолога Мазуренко И.Н., к которому обратилось руководство компании (договор оказания услуг №12-FXR от 20.11.2015 г.).

В данном случае связки «сильная сторона – угроза», «слабая сторона – угроза», «сильная сторона – возможность» и «слабая сторона – возможность» оцениваются по пятибалльной системе.


Исходя из таблицы (Приложение 1), следуют выводы:

1. Сильная сторона ООО «Веста+» - лидирующая позиция в оказании услуг в данном населенном пункте. ООО «Веста+» расположено в удобном для клиентов расположении, в шаговой доступности различный транспорт, большая транспортная развязка.

2. Слабая сторона ООО «Веста+» - отсутствие мониторинга регионального рынка. В связи с тем, что на предприятии отсутствует собственный маркетинговый аппарат, как следствие, отсутствует точный и достоверный мониторинг цен и услуг рынка медицинских услуг, в том числе мониторинг цен и услуг у конкурентов. Таким образом, растет риск «оттока» клиентов к конкурентам.

3. Возможность ООО «Веста+» - увеличение прибыли путем развития рынка новых медицинских услуг.

4. Угроза ООО «Веста+» - чувствительность потребителя к уровню цен. В связи с тем, что медицинский центр использует импортную фармакологию и продукты косметологии, руководство вынуждено пересматривать стоимость оказываемых услуг в большую сторону. Рост евро и доллара – неблагоприятный фактор ценообразования услуг, оказываемых предприятием.

II. Метод «мозговой атаки» проводился с участием 16 экспертов. Для участия в данном методе привлекались эксперты разной квалификации и возраста:

- Кондрик О.В. и Маркушина О.Н. - медицинские сестры с высшим образованием 28-ми и 27-ми лет;

- бухгалтер Наханькова И.И. (женщина, 52 года, высшее образование);

- врач-хирург Коломиец И.И. (мужчина, 47 лет, высшее образование);

- секретарь-референт Молодова Е.В. (женщина, 30 лет, образование высшее);

- Бугримова О.В. и Бакулина А.В. - врачи-стоматологи (мужчина 49 лет, женщина 38 лет, образование высшее);

- сотрудники PR-агентства Петрунин М.С. и Колодкин Е.Е. (мужчины, 35 лет и 41 год, образование высшее).

Также руководством в состав группы утверждены эксперты, не имеющие высшего медицинского образования, и не работающие на рынке медицинских услуг, а именно:

- специалисты по программному обеспечению «1С» и «Консультант+» Морозов С.В. и Воронин Г.Д. (мужчины, 25 лет и 32 года, образование высшее);

- обслуживающий персонал Горемыко Л.И. и Лимонникова О.Г. (женщины, 46 и 50 лет, образование среднее специальное).

- продавцы продовольственного магазина Коновалова Л.В., Чекмазова Н.В., Сутягина М.В. (женщины, 50, 52, 54 лет, образование среднее специальное).

Участники-эксперты разделены на две группы: «генераторы» и «аналитики». В каждой группе по 8 человек.

Ведущим метода назначен врач-хирург Коломиец И.И., который отвечает за организацию и процедурную часть работы.


Коломиец И.И. сформулирована тема проведения совещания («мозгового штурма»): «Как можно за ближайшие три месяца уменьшить расходы предприятия (в первую очередь административные расходы) на 10%, увеличив эффективность административной деятельности и повысив прибыль предприятия?».

Участниками первой группы было выдвинуто более сорока идей решения поставленной задачи. Основные из них:

- отказаться от выплаты премий и других поощрений административному персоналу предприятия;

- для обслуживающего персонала установить неполный рабочий день;

- отказ от страхования имущества;

- уменьшить расходы на связь, заключив с оператором договор на обслуживание корпоративного клиента;

- снизить расходы на визитки, упаковочный материал с эмблемой компании, потратив средства на продуманную маркетологом профессиональную рекламу;

- сменить арендодателя, возможен поиск арендуемой площади среди знакомых в том же районе населенного пункта или еще с лучшей инфраструктурой и расположением для предприятия, с такой же арендной платой или более низкой;

- реорганизация предприятия путем слияния с медицинским центром-конкурентом, и, как следствие, возможность открытия сети медицинских центров;

- рассмотреть вопрос об оформлении кредита в банке с процентной ставкой ниже, чем имеющийся кредит у предприятия. Погашение средствами «нового» кредита задолженности по «старому» кредиту;

- ввести бонусную систему вознаграждений администрации медицинского центра;

- поиск поставщика продукции (фармацевтики, медицинской техники и комплектующих) с более выгодными ценовыми условиями, поиск акций, скидок;

- переход аптечного отдела медицинского центра в некоторой части продажи фармацевтической продукции только под заказ (это в первую очередь дорогостоящие лекарства, которые приобретают нерегулярно);

- переезд медицинского центра в другой населенный пункт, где медицинское обслуживание развито хуже, чем в г. Одинцово.

Данные идеи были записаны, отредактированы, оценены и переданы для последующей оценки и отбора второй группе «мозговой атаки» - «аналитикам».

Выдвинутые «генераторами» идеи были классифицированы по группам:

  1. Смена местоположения предприятия;
  2. Облегчение кредитного бремени;
  3. Снижение представительских расходов;
  4. Кадровые перестановки, оплата труда.

Из всех выдвинутых «генераторами» идей, «аналитиками» как более реализуемые были оценены идеи: поиск новых поставщиков с наиболее выгодной ценовой политикой; погашение кредита путем смены займодателя; временный отказ от выплаты премий по итогам года администрации медицинского центра.