Файл: Методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях 38 Выводы по 2 главе 44.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития детей: формирования речи, движений, обучения навыкам посильной самостоятельности, правилам поведения.
Дети знают названия многих предметов, с которыми встречаются в быту, с помощью воспитателя устанавливают простейшие взаимозависимости: «Руки моют мылом, чтобы они были чистыми», «Сапожки надевают потому, что прошел дождь» и т. д. [24, с.90]
В работе с детьми третьего года жизни надо стараться избегать употребления стереотипных фраз. Иногда воспитатели, желая, чтобы ребенок поблагодарил, обращаются к нему с неизменной фразой: «А что надо сказать?» - вместо того чтобы предложить ему: «Поблагодари» или просто: «Скажи «спасибо». Часто во время кормления воспитатели многократно повторяют: «Кушайте аккуратно», - вместо того чтобы смысл этой фразы передать разными словами. Речь воспитателя должна служить образцом для подражания детей.
В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребенок мог легко действовать сам. Проявлению самостоятельности способствуют: подбор мебели, расположение оборудования групповой комнаты, умывальни, раздевальни: низкие вешалки для полотенец, низко расположенные раковины, удобные шкафчики для верхней одежды и т. п.
Выводы по 1 главе
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования нами были сделаны следующие выводы:
1.Отличительными особенностями детей раннего возраста является: темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижается; интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно -психического развития; увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4 - 4,5 часов); организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия с предметами), активно интересуется окружающим миром, проявляет интерес к другому человеку, осознает свою половую принадлежность, у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.
2. В раннем возрасте дети имеют свои особенности в процессе обучения и воспитания. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Так как дети этого возраста имеют небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут выполнять поставленную педагогом задачу. Задача же воспитания и обучения детей раннего возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических основ воспитания и обучения детей раннего возраста
2.1. Процедура и методы исследования
В образовательном процессе, помимо педагогического наблюдения, используются методы психологической диагностики развития детей. В отличие от педагогического наблюдения, которое осуществляется воспитателем в процессе повседневной жизни в группе, психологическая диагностика проводится психологом и предполагает, помимо наблюдения, использование специальных методик.
В исследовании принимали 10 детей раннего возраста из МБДОУ детский сад № 5 г. Сергач Нижегородской области.
Процедура исследования включает в себя следующие этапы:
I этап – организационный: осуществлялся подбор литературы, определялся объект, предмет, цель и задачи исследования, подбирался диагностический инструментарий, формировалась выборка исследования.
II этап – исследовательский: проводилась диагностика развития детей раннего возраста, организация и проведение эмпирической части исследования. Диагностика была направлена на выявление особенностей развития памяти у детей раннего возраста (диагностическая методика для обследования умственного развития детей 2-3 лет (Стребелевой Е.А.).
III этап – аналитический: анализировались полученные в эмпирической части данные, их качественный и качественно-количественный анализ, формулирование выводов.
Для обследования детей раннего возраста мы использовали диагностическую методику для обследования умственного развития детей 2-3 лет (Стребелевой Е.А.).
Ниже мы опишем методику для выявления умственного развития детей раннего возраста (приложение 1).
Умственное развитие - это сложный и длительный процесс, где развиваются и совершенствуются память, мышление и речь. Речь становится средством общения и познания окружающего мира. Овладение речью влияет на качественные изменения всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления».
Основными параметрами диагностики является оценка умственного развития детей раннего и дошкольного возраста:
1) принятие задания;
2) способы выполнения задания;
3) обучаемость в процессе обследования;
4) отношение к результату своей деятельности».
Обследование детей с помощью данной диагностической методики мы провели на базе МБДОУ детский сад № 5 г.Сергач Нижегородской области в группе от 1,5 до 3 лет, были обследованы дети с 2-3 лет.
Рассмотрим подробно использованные методики Е.А. Стребелевой. Представленные методики (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка в разных его аспектах. Поскольку многие обследуемые дети раннего возраста не владеют речью, либо владеют ею в недостаточном объеме, большинство предлагающихся заданий имеет невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка.
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным.
Ряд заданий дублируется. Это делается для того, чтобы исключить некоторые побочные факторы, например, наличие определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать неодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).
1. Лови шарик!- задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.
Оборудование. Желобок, шарик.
Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: "Кати!". Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.
Оценка действий ребенка по показателям: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.
2. Спрячь шарики!- задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий.
Оборудование. 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине.
Проведение обследования. Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький шарик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать шарики, т. е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой.
Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: "Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой - маленькую". Таким образом, в процессе диагностического обследования педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое ребенок должен ориентироваться при выполнении задания. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.
3. Разбор и складывание матрешки (двухсоставной) - задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий.
Оборудование. Двухсоставная матрешка
(2).Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит раскрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение.
Обучение. Педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее, обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать так же со своей матрешкой: "Раскрой матрешку". Далее взрослый просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую, используя при этом указательный жест и инструкцию: "Делай как я". Затем ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.
4. Разбор и складывание пирамидки- задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук.
Оборудование. Пирамидка из 3 колец одинакового цвета, но разных по величине.
Проведение обследования. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать.
Обучение. Если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз, указывая жестом, что кольца нужно одевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Показатели оценки: принятие задания, складывает ли ребенок пирамидку самостоятельно с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.
5. Парные картинки- задание направлено на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.
Оборудование. Парные предметные картинки.
Проведение обследования. Перед ребенком кладут две картинки (затем четыре). Точно такие же картинки находятся в руках педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.