ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1126
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им. И. М. СЕЧЕНОВА 2-й МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ им. Н. И. ПИРОГОВА ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
В. С. Савельев, Е. А. Вагнер, Г. И. Лукомский, М. И. Филимонов, Г. В. Жигалкин, А. М. Шулутко, В. Е. Васильев, Н. А. Кузнецов
ТЕСТЫ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ
Москва — Пермь, 1991
УДК 617—089(075.5)
В. С. Савельев, Е. А. Вагнер, Г. И. Лукомский и др.
ТЕСТЫ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ
В работе В. С. Савельева, Е. А. Вагнера, Г. И. Лукомского и др. содержится около 2000 вопросов, ситуационных задач и ответов, позволяющих в удобной форме проводить программированное обучение и тестирование учащихся. Выбранная форма изложения материала является прогрессивной и современной, она учитывает необходимость введения в медицинских вузах образовательных стандартов, применения в процессе обучения компьютеров и математического анализа результатов тестового контроля.
В книге содержатся подробные сведения о правилах работы с вопросами различного рода и ситуационными задачами, а также описана методика проведения тестового экзамена и его анализа.
К достоинствам работы относится удачное расположение большого объема фактического материала, с которым удобно работать обучающимся и преподавателям. Также важным представляется наличие раздела, посвященного описанию опыта применения и работы с предлагаемыми вопросами, что позволит исключить возможные методические ошибки при пользовании вопросами.
Книга авторов В. С. Савельева, Е. А. Вагнера, Г. И. Лукомского и др.— одно из первых изданий, представляющих материал для программированного обучения по хирургическим болезням в большом объеме и современной форме. Работа может служить банком стандартизированных данных при обучении по хирургическим болезням в республиканском и союзном масштабе.
Работа подготовлена сотрудниками хирургических кафедр Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, 2-го МОЛГМИ и Пермского медицинского института и рекомендована к изданию Главным управлением учебных заведений МЗ РСФСР.
Авторы будут благодарны за все высказанные замечания.
© Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, 1991.
© 2-й Московский государственный медицинский институт им. Н. И. Пирогова, 1991.
© Пермский государственный медицинский институт, 1991.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Реформа высшей школы и перестройка здравоохранения значительно повышают требовательность к качеству знаний студентов медицинских вузов. В то же время существующая система контроля знаний не соответствует духу времени. До настоящего времени отсутствуют реальные единые требования, предъявляемые студенту,— образовательный стандарт. Преподаватели, не владея стандартами, не в состоянии объективно оценить уровень подготовки студентов. Сейчас возникла необходимость создания единых требований, позволяющих объективно оценить уровень подготовки будущих врачей.
Международный опыт и наша многолетняя практика позволяют утверждать, что в современных условиях организации медицинского образования наилучшим в силу своей объективности, возможности применения ЭВМ и математического анализа результатов является тестовый контроль знаний студентов на экзаменах. Преимущества его очевидны:
1. Использование тестов создает единые требования к качеству знаний студентов и позволяет установить их соответствие установленному стандарту.
2. При устном экзамене невозможно охватить всех вопросов программы, что не исключает элемент случайности при использовании экзаменационных билетов, содержащих всего три-четыре вопроса. Тестовый контроль предусматривает глубокие знания всей программы. При этом имеется возможность определить уровень подготовки как в целом по курсу хирургии, так и по отдельным темам.
3. При использовании тестов исключается субъективный фактор, итоги экзамена не зависят от личностных, характерологических особенностей экзаменатора и студента.
4. Результаты тестового экзамена могут быть подвергнуты машинной обработке, и их анализ позволяет объективно и полно выявить все положительные и отрицательные стороны профессиональной подготовки врача и целенаправленно совершенствовать и корректировать учебно-методическую работу кафедры, направляя ее в первую очередь на те разделы программы, по которым выявлен наиболее низкий уровень подготовки.
5. При тестовом контроле на 40% снижается психофизиологическая нагрузка на студента и преподавателя.
6. Использование тестового экзамена позволяет провести его в один день у всех студентов, освобождает от его проведения значительное количество высококвалифицированных специалистов, что позволяет более рационально использовать их труд.
7. Использование единых тестов позволяет объективно оценить уровень подготовки специалистов и качество работы профессорско-преподавательского состава медицинских институтов страны и может служить своеобразной госприемкой в медвузе.
Основным недостатком тестового экзамена следует считать невозможность проконтролировать практические навыки студентов. Этот же недостаток присущ и современной форме устного экзамена, поскольку прием экзамена у 80—100 человек в день не позволяет качественно это сделать. Этот недостаток компенсируется введением зачета по приему практических навыков.
Все экзаменационные варианты составляются по единому плану и включают в себя вопросы по всем темам курса. Количество вопросов по каждой теме определяется ее актуальностью, важностью в общей хирургической патологии, значением в будущей специальности врача. Предлагаемые тесты имеют разную структуру: с одним правильным ответом, многоступенчатые тесты, вопросы на анализ взаимосвязи, тесты на определение причинной зависимости. Каждый тест имеет свою задачу: один показывает формальные знания студентов, другой выявляет способность к логическому мышлению, третий выясняет те или иные умения студентов, четвертый — конкретность абстрактного мышления и пр.
Наиболее простые тесты предусматривают выбор одного ответа из пяти предлагаемых. Другие тесты требуют выбора 1, 2, 3, 4 или всех сочетаний, соответствующих заданному вопросу. Например, острый катаральный аппендицит проявляется следующими клиническими признаками: 1. Симптом Кохера—Волковича. 2. Симптом Бартомье—Михельсона. 3. Повышение температуры тела. 4. Симптом Ровзинга. 5. Симптом Щеткина— Блюмберга. Выберите правильную комбинацию ответов: а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 5; в) 1, 4, 5; г) 1, 2,3,4; д) 1, 3, 4, 5. Таким образом, окончательный ответ все' же один (в данном примере «г»).
Задача на логическую связь. Пример: при гнойных маститах предпочтителен наркоз, потому что инфильтрационная анестезия при гнойных процессах способствует генерализации инфекции. Первое утверждение в данном вопросе правильное—естественно, предпочтителен наркоз. Второе также соответствует основным понятиям гнойной хирургии. Два этих утверждения связаны между собой логически неразрывно, логическая связь установлена правильно. Таким образом, первое утверждение правильное, второе утверждение правильное, логическая связь правильная.
В других вопросах указанной структуры тестов может быть неправильным первое или второе утверждение или будет неправильной связь между ними, что находит выражение в следующей схеме:
Ответ первое утверждение второе утверждение связь
А правильно правильно правильно
Б правильно правильно неправильно
В правильно неправильно неправильно
Г неправильно правильно неправильно
д неправильно неправильно неправильно
Следовательно, в конечном своем выражении указанный вопрос также заканчивается ответом однозначным: либо «а», либо «б», «в», «г» или «д», что необходимо для трафаретной поверхности всех экзаменационных работ.
В предлагаемый сборник вошли тесты по нарушениям метаболизма при хирургических заболеваниях, заболеваниям щитовидной железы, молочной железы, средостения, легких, сердца, органов брюшной полости, магистральных сосудов.
В пособие включены ситуационные задачи. Ситуационные задачи представляют собой как бы модель определенного больного, и студенту предоставляется возможность принять решение по конкретной ситуации. За каждой представленной в сборнике задачей стоит совершенно конкретный больной, которого мы или наши коллеги наблюдали, а задача—фактически схематизированная выписка из истории болезни. Задачи подобраны для достаточно типичных ситуаций, складывающихся в практическом здравоохранении. Тесты и ситуационные задачи предназначены также для контроля знаний в период учебного процесса и с успехом могут применяться при самоподготовке студентов.
Наш опыт показал необходимость создания новых вариантов экзаменационных тестов, в среднем каждые два года, поскольку старые становятся достоянием студенческой аудитории, что приводит к потере объективности контроля. В то же время разработка и доводка тестов до совершенства — трудная работа, требующая затраты больших сил и времени высококвалифицированных специалистов. Наличие предлагаемого банка вопросов по различным темам значительно упростит эту трудоемкую работу,
Глава I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
1.1. ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Тесты
1. При диффузном эутиреоидном зобе все перечисленное верно, кроме: а) недостаток йода приводит к повышенной выработке тиреостимулирующего гормона; б) заболевание не врожденное, но наследственное; в) пониженный синтез тироксина подавляет выработку тиреостимулирующего гормона; г) гипертрофия щитовидной железы связана с избытком коллоида;
д) лечение йодом и тироксином может привести к нормализации размеров железы.
2. Что из перечисленного не является показанием к операции при узловом зобе: а) сдавление трахеи и пищевода; б) развитие тиреотоксикоза; в) риск тиреоидита; г) возможность малигнизации; д) косметический дефект.
3. Появление зоба у значительного числа лиц, живущих в одной биогеохимической области, будет определено вами как:
а) эпидемический зоб; б) спорадический зоб; в) острый струмит;
г) эндемический зоб; д) массовый тиреотоксикоз.
4. 20-летняя женщина обратилась к врачу в связи с наличием припухлости на передней поверхности шеи. Других жалоб нет. Щитовидная железа умеренно диффузно увеличена, мягкая, подвижная, белково-связанный йод, тироксин и поглощение радиоактивного йода в норме, антитиреоидные антитела не найдены. Как лечить больную? а) оперативно—субтотальная струмэктомия; б) консервативно—гормонами щитовидной железы;
в) йодистым калием по 3 капли 3 раза в день в течение 6 мес.;
г) аспирином; д) преднизолоном.
5. Определите оптимальный вариант лечения узлового зоба:
а) консервативное лечение тироксином; б) иссечение узла со срочным гистологическим исследованием; в) выполнить энуклеацию; г) произвести субтотальную струмэктомию; д) показана гемиструмэктомия с резекцией перешейка щитовидной железы.
6. Клиническим признаком загрудинного зоба является:
а) девиация трахеи на рентгенограмме; б) расширение вен шеи;
в) одышка; г) одутловатость лица; д) все названное.
7. При узловом зобе до операции необходимо производить цитологическое исследование пунктата (пункция тонкой иглой), потому что эффективность цитологической диагностики узлов в щитовидной железе достигает 100%.
8. Увеличение щитовидной железы в эндемическом очаге обусловлено повышением содержания в крови тиреосоматотропного гормона, потому что пониженный синтез трийодтиронина и тироксина в эндемическом очаге приводит к повышению концентрации тиреосоматотропного гормона.
9. Для загрудинного зоба характерно: а) одутловатость лица и шеи; б) расширение вен верхнего плечевого пояса; в) смещение трахеи; г) видимая на глаз пульсация в яремной ямке;
д) смещение пищевода при рентгенологическом его исследовании. Выберите правильную комбинацию ответов: 1. а и б; 2, г и д; 3. а, б, в, д; 4. а, б, г, д; 5. Все верно.
10. При синдроме верхней полой вены необходимо тщательно исследовать щитовидную железу, потому что синдром верхней полой вены может быть обусловлен загрудинным зобом.