ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выделить целый ряд связанных между собой элементов этой системы, представляющих собой действия, которые с небольшими отклонения­ми будут одинаковыми при любой тематике НИР в любой отрасли зна­ний. Собственно исследования начинаются с выбора и формулировки темы НИР (рис. 4). Затем так же, как и при решении любой профес­сиональной задачи, следует доказать актуальность выбранной темы. В результате этих доказательств может оказаться, что тема неактуальна. Тогда нужно вернуться к первому действию, пересмотреть формули­ровку темы, выбрать другой объект для исследования.



Рис. 4. Системная схема НИР

Если актуальность темы доказана, далее следует формулировка цели работы как системообразующего компонента системы. Цель должна вытекать из актуальности как необходимость устранения недостатка предмета исследований. Затем следует сформулировать необходимые 17

для исследований элементы понятийного аппарата и задачи исследо­ваний (определить, что нужно делать, чтобы достигнуть цели). Задачи определяются как выводы из анализа предмета исследования и литера­турных данных в области объекта исследований. Решение задач долж­но привести к достижению цели. Достигнута ли цель, можно опреде­лить путём опытного опробования результатов решения задач, а также с помощью выводов, вытекающих из анализа полученных результатов. Поскольку ни одна тема не может быть разработана так, чтобы у пред­мета исследований не осталось недостатков, очевидно, что работу мож­но развивать и продолжать на основе достигнутых результатов. Поэто­му завершать работу целесообразно, сформулировав рекомендации по её продолжению и освоению её результатов. Таким образом, элементы любой исследовательской работы можно разделить на три основных блока: постановочный (от формулировки темы до определения задач работы включительно), исполнительский (решения задач) и провероч­ный (опытное опробование, выводы и рекомендации)

    1. Назначение диссертационной работы,
      её структура и особенности


В «Положении о порядке присуждения учёных степеней», утверж­дённом Правительством РФ 30.01.2002 года, назначение и содержание диссертационной работы определены следующим образом.


Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится ре­шение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие сущест­венное значение для экономики или обеспечения обороноспособнос­ти страны. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свиде­тельствовать о личном вкладе автора в науку.

Отсюда следует, что рассмотренную выше схему НИР можно принять за укрупнённую системную схему диссертационной работы. Рассмотрим теперь элементы этой схемы как её подсистемы. Структуры этих подсис­тем определяют структуру и особенности диссертационной работы.

    1. Тема диссертационной работы

Чёткое определение понятия «тема диссертации» в литературе от­сутствует. В специальной литературе по диссертационным исследова­ниям страшная путаница понятий «тема», «проблема», «задача» и т. п. Например, Г.И. Андреев с соавторами [2] идентифицируют тему с про­блемой и дают рекомендацию: «Название темы должно отражать науч­ную проблему (задачу) диссертации, т. е. целесообразно сочетать предмет и научную цель исследований». В результате появляются головоломные формулировки тем диссертаций, от которых уже и Высшая аттестацион­ная комиссия (ВАК) приходит в ужас. Председатель экспертного совета ВАК по педагогике и психологии академик РАО Д.И. Фельдштейн при­водит примеры таких формулировок: «Системная ориентация проект­но-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов инженеров-технологов»; «Развитие педагогического кадрово­го потенциала современного инновационного университета в процессе диверсификации образования»; «Современная концепция проектирова­ния и реализации системы социального партнёрства на основе програм­мно-целевого педагогического менеджмента» [15].

Общее определение, которое даётся в словаре иностранных слов: «Тема — предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения» [14]. Однако одного предмета для характеристики направления иссле­дований недостаточно. Необходимо показать область, в которой будут проводиться исследования, область научных изысканий диссертаци­онной работы. Эту область называют объектом исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Можно согласиться с Н.Г. Пудовкиной [11] и принять, что формули­ровка темы диссертационной работы должна состоять из формулиро­вок объекта и предмета исследований (рис. 5)._






Объект исследования

Предмет исследования



Тема диссертации

Рис. 5. Структура формулировки темы диссертации

    1. Доказательства актуальности выбранной темы

Доказательства актуальности темы составляют содержание вве­дения к диссертационной работе, поскольку на этом этапе никаких данных для определения и формулировок других элементов понятий­ного аппарата и результатов работы исследователь ещё не имеет. Эти данные будут появляться по мере анализа исходных и литературных данных, который будет проводиться в первой главе диссертации, пос­ле введения. На практике, особенно в диссертациях по гуманитарным специальностям, часто телегу ставят впереди лошади и показывают все элементы понятийного аппарата, и даже результаты исследований, во введении. Это нарушает системность работы и снижает её качество, так как становится непонятным, откуда и каким образом появились пере­численные в таком введении формулировки. Обоснование и определе­ние этих формулировок — это тоже исследования, умение выполнять их составляет важную часть квалификации учёного. Перечисление элементов понятийного аппарата, действий, совершенных в процессе работы, результатов работы и других сведений, составляющих краткую характеристику выполненной работы, уместно в аннотации (кратком содержании работы [14]), которая не является частью НИР — это при­ложение, назначение которого облегчить заинтересованным лицам оз­накомление с содержанием работы. А во введении должны быть приве­дены доказательства актуальности выбранной для исследований темы и вытекающая из этих доказательств формулировка цели.

В энциклопедическом словаре даётся следующее определение по­нятия «актуальность»: важность, значительность чего-либо для насто­ящего момента, современность, злободневность. Сократив, будем счи­тать, что актуальность — это нужность и своевременность разработки выбранной темы.

Для доказательства актуальности нужно произвести укрупнённый технико-экономический анализ ситуации вокруг выбранной темы дис­сертации (объекта и предмета исследований), определить, какие недо­статки предмета исследований имеют место в этой ситуации, выбрать наиболее существенный из недостатков и определить ориентировочное направление исследований и средство, которое может способствовать устранению выбранного недостатка (рис. 6).




Рис. 6. Схема введения к диссертационной работе (доказательства актуальности темы и формулировки цели)

В теории решения изобретательских задач сформулировано поня­тие об идеальном объекте: это такой объект, который не требует затрат времени, энергии и материалов, а функции свои выполняет. Естествен­но, что идеальный объект не достижим, но он был бы наиболее эффек­тивным. Поскольку каждый реальный объект отличается от идеально­го, то эти отличия и следует считать недостатками реального объекта, которые снижают его эффективность. Таким образом, при определе­нии недостатков предмета исследований не должно быть затруднений.

    1. Формулировка цели диссертационной работы

Формулировка цели как вывод из доказательства актуальности вы­бранной темы должна завершать введение к диссертационной работе. Цель — это мысленное предвосхищение результата деятельности [16]. Под результатом следует понимать удовлетворение конкретной пот­ребности личности или общества.

Формулировка цели должна показывать этот ожидаемый резуль­тат и конкретизировать его указанием на путь (средство) для его до­стижения. Другими словами, цель — это тот положительный эффект результатов работы, который может устранить наиболее существенный недостаток предмета исследований. Целью может быть, например, по­вышение качества (продукции, обучения, услуг), улучшение условий труда, улучшение эмоционального восприятия (предмета, продукта, обстановки и т. п.), укрепление здоровья, повышение уровня правовой защиты и т. п. Однако если сформулировать цель, указав в этой форму­лировке только положительный эффект от результатов работы, то такая цель, скорее всего, будет недостижима, потому что желаемый эффект — это функция многих аргументов, он зависит от массы факторов, часть из которых могут быть неизвестными. Их определение может составить содержание отдельной самостоятельной работы.

Например, при дуговой сварке качество сварных соединений деталей зависит от наличия пор в сварных швах, от формы швов, от склонности свариваемого металла к образованию трещин при мест­ном нагреве, от качества сборки деталей под сварку, от электрических характеристик источника питания дуги, от квалификации сварщика, от степени механизации и автоматизации процесса сварки и еще, по крайней мере, от десятка других факторов. Аналогично качество усвое­ния учебного материала обучаемыми зависит от квалификации препо­давателя, от содержания методик обучения, от предварительной под­готовки обучаемых к обучению на данном уровне знаний, от условий, в которых проводятся занятия, от качества учебников и учебных по­собий, от уровня загрузки обучаемых учебным материалом, от мер по поддержанию дисциплины на занятиях, от методического обеспечения самостоятельной работы обучаемых и т. п.


Из этих примеров видно, что если задать в качестве цели одной кон­кретной работы только ожидаемый положительный результат, то его едва ли удастся получить. Поэтому в формулировке цели направление работы следует конкретизировать, выбрав и указав путь, направление действий по достижению этого результата [16]. Это можно сделать, по­казав средство, с помощью которого предполагается получить планиру­емый результат. Так, для рассмотренных выше примеров в первом случае цель могла бы формулироваться следующим образом: «Повышение ка­чества сварных соединений путём разработки технологии, обеспечиваю­щей устранение пористости швов». Для второго примера формулировка цели могла бы выглядеть так: «Повышение качества усвоения учебного материала путём разработки и освоения в учебном процессе методичес­ких пособий по самостоятельной работе учащихся».

Рассмотрим несколько примеров формулировок цели в реальных диссертационных работах.

  1. Диссертация на тему «Научно-педагогические основы проекти­рования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфе­ре образования»

Формулировка цели: «Разработка научно-педагогических основ проектирования средств и технологий интеллектуальной собственнос­ти в сфере образования и методики их реализации».

Анализируем эту формулировку. Разработка основ не является ре­зультатом работы, это средство для достижения результата, который в данной формулировке не показан. За ожидаемый результат здесь вы­даётся предмет исследования (см. формулировку темы работы). Цель практически не сформулирована.

  1. Диссертация на тему «Использование международных стандар­тов при проектировании учебных дисциплин для системы дополни­тельного профессионального образования».

Формулировка цели: «Обеспечить повышение качества выпускни­ков дополнительного профессионального образования (ДПО) за счёт проектирования учебных дисциплин на основе международных стан­дартов».

Анализируем эту формулировку. Ожидаемым результатом здесь яв­ляется повышение качества выпускников ДПО. Этот результат конк­ретизирован указанием на средство его достижения — «...за счёт проек­тирования учебных дисциплин на основе международных стандартов». Цель сформулирована правильно.

  1. Диссертация на тему «Совершенствование технологии анали­тической деятельности руководителя по управлению образовательной системой на базе информационных средств».