ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выделить целый ряд связанных между собой элементов этой системы, представляющих собой действия, которые с небольшими отклонениями будут одинаковыми при любой тематике НИР в любой отрасли знаний. Собственно исследования начинаются с выбора и формулировки темы НИР (рис. 4). Затем так же, как и при решении любой профессиональной задачи, следует доказать актуальность выбранной темы. В результате этих доказательств может оказаться, что тема неактуальна. Тогда нужно вернуться к первому действию, пересмотреть формулировку темы, выбрать другой объект для исследования.
Рис. 4. Системная схема НИР
Если актуальность темы доказана, далее следует формулировка цели работы как системообразующего компонента системы. Цель должна вытекать из актуальности как необходимость устранения недостатка предмета исследований. Затем следует сформулировать необходимые 17
для исследований элементы понятийного аппарата и задачи исследований (определить, что нужно делать, чтобы достигнуть цели). Задачи определяются как выводы из анализа предмета исследования и литературных данных в области объекта исследований. Решение задач должно привести к достижению цели. Достигнута ли цель, можно определить путём опытного опробования результатов решения задач, а также с помощью выводов, вытекающих из анализа полученных результатов. Поскольку ни одна тема не может быть разработана так, чтобы у предмета исследований не осталось недостатков, очевидно, что работу можно развивать и продолжать на основе достигнутых результатов. Поэтому завершать работу целесообразно, сформулировав рекомендации по её продолжению и освоению её результатов. Таким образом, элементы любой исследовательской работы можно разделить на три основных блока: постановочный (от формулировки темы до определения задач работы включительно), исполнительский (решения задач) и проверочный (опытное опробование, выводы и рекомендации)
-
Назначение диссертационной работы,
её структура и особенности
В «Положении о порядке присуждения учёных степеней», утверждённом Правительством РФ 30.01.2002 года, назначение и содержание диссертационной работы определены следующим образом.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
Отсюда следует, что рассмотренную выше схему НИР можно принять за укрупнённую системную схему диссертационной работы. Рассмотрим теперь элементы этой схемы как её подсистемы. Структуры этих подсистем определяют структуру и особенности диссертационной работы.
-
Тема диссертационной работы
Чёткое определение понятия «тема диссертации» в литературе отсутствует. В специальной литературе по диссертационным исследованиям страшная путаница понятий «тема», «проблема», «задача» и т. п. Например, Г.И. Андреев с соавторами [2] идентифицируют тему с проблемой и дают рекомендацию: «Название темы должно отражать научную проблему (задачу) диссертации, т. е. целесообразно сочетать предмет и научную цель исследований». В результате появляются головоломные формулировки тем диссертаций, от которых уже и Высшая аттестационная комиссия (ВАК) приходит в ужас. Председатель экспертного совета ВАК по педагогике и психологии академик РАО Д.И. Фельдштейн приводит примеры таких формулировок: «Системная ориентация проектно-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов инженеров-технологов»; «Развитие педагогического кадрового потенциала современного инновационного университета в процессе диверсификации образования»; «Современная концепция проектирования и реализации системы социального партнёрства на основе программно-целевого педагогического менеджмента» [15].
Общее определение, которое даётся в словаре иностранных слов: «Тема — предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения» [14]. Однако одного предмета для характеристики направления исследований недостаточно. Необходимо показать область, в которой будут проводиться исследования, область научных изысканий диссертационной работы. Эту область называют объектом исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Можно согласиться с Н.Г. Пудовкиной [11] и принять, что формулировка темы диссертационной работы должна состоять из формулировок объекта и предмета исследований (рис. 5)._
Объект исследования
♦ Предмет исследования
Тема диссертации
Рис. 5. Структура формулировки темы диссертации
-
Доказательства актуальности выбранной темы
Доказательства актуальности темы составляют содержание введения к диссертационной работе, поскольку на этом этапе никаких данных для определения и формулировок других элементов понятийного аппарата и результатов работы исследователь ещё не имеет. Эти данные будут появляться по мере анализа исходных и литературных данных, который будет проводиться в первой главе диссертации, после введения. На практике, особенно в диссертациях по гуманитарным специальностям, часто телегу ставят впереди лошади и показывают все элементы понятийного аппарата, и даже результаты исследований, во введении. Это нарушает системность работы и снижает её качество, так как становится непонятным, откуда и каким образом появились перечисленные в таком введении формулировки. Обоснование и определение этих формулировок — это тоже исследования, умение выполнять их составляет важную часть квалификации учёного. Перечисление элементов понятийного аппарата, действий, совершенных в процессе работы, результатов работы и других сведений, составляющих краткую характеристику выполненной работы, уместно в аннотации (кратком содержании работы [14]), которая не является частью НИР — это приложение, назначение которого облегчить заинтересованным лицам ознакомление с содержанием работы. А во введении должны быть приведены доказательства актуальности выбранной для исследований темы и вытекающая из этих доказательств формулировка цели.
В энциклопедическом словаре даётся следующее определение понятия «актуальность»: важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Сократив, будем считать, что актуальность — это нужность и своевременность разработки выбранной темы.
Для доказательства актуальности нужно произвести укрупнённый технико-экономический анализ ситуации вокруг выбранной темы диссертации (объекта и предмета исследований), определить, какие недостатки предмета исследований имеют место в этой ситуации, выбрать наиболее существенный из недостатков и определить ориентировочное направление исследований и средство, которое может способствовать устранению выбранного недостатка (рис. 6).
Рис. 6. Схема введения к диссертационной работе (доказательства актуальности темы и формулировки цели)
В теории решения изобретательских задач сформулировано понятие об идеальном объекте: это такой объект, который не требует затрат времени, энергии и материалов, а функции свои выполняет. Естественно, что идеальный объект не достижим, но он был бы наиболее эффективным. Поскольку каждый реальный объект отличается от идеального, то эти отличия и следует считать недостатками реального объекта, которые снижают его эффективность. Таким образом, при определении недостатков предмета исследований не должно быть затруднений.
-
Формулировка цели диссертационной работы
Формулировка цели как вывод из доказательства актуальности выбранной темы должна завершать введение к диссертационной работе. Цель — это мысленное предвосхищение результата деятельности [16]. Под результатом следует понимать удовлетворение конкретной потребности личности или общества.
Формулировка цели должна показывать этот ожидаемый результат и конкретизировать его указанием на путь (средство) для его достижения. Другими словами, цель — это тот положительный эффект результатов работы, который может устранить наиболее существенный недостаток предмета исследований. Целью может быть, например, повышение качества (продукции, обучения, услуг), улучшение условий труда, улучшение эмоционального восприятия (предмета, продукта, обстановки и т. п.), укрепление здоровья, повышение уровня правовой защиты и т. п. Однако если сформулировать цель, указав в этой формулировке только положительный эффект от результатов работы, то такая цель, скорее всего, будет недостижима, потому что желаемый эффект — это функция многих аргументов, он зависит от массы факторов, часть из которых могут быть неизвестными. Их определение может составить содержание отдельной самостоятельной работы.
Например, при дуговой сварке качество сварных соединений деталей зависит от наличия пор в сварных швах, от формы швов, от склонности свариваемого металла к образованию трещин при местном нагреве, от качества сборки деталей под сварку, от электрических характеристик источника питания дуги, от квалификации сварщика, от степени механизации и автоматизации процесса сварки и еще, по крайней мере, от десятка других факторов. Аналогично качество усвоения учебного материала обучаемыми зависит от квалификации преподавателя, от содержания методик обучения, от предварительной подготовки обучаемых к обучению на данном уровне знаний, от условий, в которых проводятся занятия, от качества учебников и учебных пособий, от уровня загрузки обучаемых учебным материалом, от мер по поддержанию дисциплины на занятиях, от методического обеспечения самостоятельной работы обучаемых и т. п.
Из этих примеров видно, что если задать в качестве цели одной конкретной работы только ожидаемый положительный результат, то его едва ли удастся получить. Поэтому в формулировке цели направление работы следует конкретизировать, выбрав и указав путь, направление действий по достижению этого результата [16]. Это можно сделать, показав средство, с помощью которого предполагается получить планируемый результат. Так, для рассмотренных выше примеров в первом случае цель могла бы формулироваться следующим образом: «Повышение качества сварных соединений путём разработки технологии, обеспечивающей устранение пористости швов». Для второго примера формулировка цели могла бы выглядеть так: «Повышение качества усвоения учебного материала путём разработки и освоения в учебном процессе методических пособий по самостоятельной работе учащихся».
Рассмотрим несколько примеров формулировок цели в реальных диссертационных работах.
-
Диссертация на тему «Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования»
Формулировка цели: «Разработка научно-педагогических основ проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования и методики их реализации».
Анализируем эту формулировку. Разработка основ не является результатом работы, это средство для достижения результата, который в данной формулировке не показан. За ожидаемый результат здесь выдаётся предмет исследования (см. формулировку темы работы). Цель практически не сформулирована.
-
Диссертация на тему «Использование международных стандартов при проектировании учебных дисциплин для системы дополнительного профессионального образования».
Формулировка цели: «Обеспечить повышение качества выпускников дополнительного профессионального образования (ДПО) за счёт проектирования учебных дисциплин на основе международных стандартов».
Анализируем эту формулировку. Ожидаемым результатом здесь является повышение качества выпускников ДПО. Этот результат конкретизирован указанием на средство его достижения — «...за счёт проектирования учебных дисциплин на основе международных стандартов». Цель сформулирована правильно.
-
Диссертация на тему «Совершенствование технологии аналитической деятельности руководителя по управлению образовательной системой на базе информационных средств».