ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы должны кратко отражать основные результаты работы, которые вытекают из исследований, выполненных при решении пос­тавленных задач, и, по мнению профессора Б.А. Райзберга, «должны обладать краткостью и чёткостью, дышать уверенностью, быть кон­кретными» [12]. К сожалению, структура формулировки выводов в известных источниках не рассмотрена. Это, видимо, мешает диссер­тантам понять, в чём должна заключаться краткость, чёткость и конкрет­ность. Поэтому в качестве выводов в подавляющем большинстве случаев предлагаются формулировки, говорящие о том, что делалось при выпол­нении работы, а не то, что из этого сделанного вытекает. Такие формули­ровки уместны в аннотации, характеризующей содержание работы, но никак не в качестве выводов, характеризующих её результаты.

Пример. В диссертации на тему «Формирование профессионально­экологической готовности курсантов военных вузов» один из выводов сформулирован следующим образом: «Исходя из установленных тео­ретических предпосылок и практических оснований, была разработа­на концепция и спроектирована модель системы совершенствования профессионально-экологической подготовки курсантов вузов РХБЗ, включающая подсистемы обучения общепрофессиональным и спе­циальным дисциплинам, между компонентами которых установлены межпредметные взаимосвязи».

Анализируем этот вывод. Основой вывода являются выражения «раз­работана концепция» и «спроектирована модель». Следовательно, кон­цепция и модель являются объектами вывода. Однако в формулировке вывода не показана сущность этих объектов. Сказано только, что модель системы... включает подсистемы. И ничего не сказано об эффективности этих объектов. Очевидно, что эта формулировка выводом не является.

Следующий вывод в этой же работе занимает треть страницы, что делает его неудобочитаемым и трудно понимаемым. В нём приведен длинный перечень блоков, с помощью которых велась разработка ком­плекса средств. Здесь даже трудно выделить объект вывода. Поэтому такую формулировку никак нельзя считать выводом.

Другой пример. В диссертации на тему «Проектирование и реали­зация системы спецкурсов по единой проблеме как инновационного способа совершенствования УИРС в вузе» вывод 2 изложен в следую­щей редакции: «Одним из важнейших направлений совершенствова­ния УИРС на историческом факультете педагогического вуза является внесение инновационных изменений в её структуру путём комплекс­ной системы приобщения каждого студента к научному творчеству».


Проведём анализ этого вывода. В этой формулировке также можно выделить два объекта — «направление совершенствования» и «иннова­ционные изменения», причём сущность этих объектов, характеризую­щие их признаки не показаны. Попытка уточнения «...путём комплек­сной системы приобщения каждого студента к научному творчеству» ничего не меняет, поскольку не отвечает на вопрос, как это приобще­ние осуществлять. Хотя, видимо, ответ на вопрос «как?» и составляет основную научную и практическую ценность данной работы. Следова­тельно, анализируемую формулировку тоже нельзя считать выводом. В лучшем случае это фраза из аннотации.

Академик РАО Д.И. Фельдштейн также приводит ряд примеров неправильной формулировки выводов [15]. Главным недостатком этих формулировок он считает отсутствие в выводах «описания вполне оп­ределённого результата».

С учётом этих замечаний можно предложить следующие правила формулировки выводов.

  1. В выводе обязательно должно присутствовать название его объ­екта, который разработан, предложен, установлен, определён и т. п. в результате исследований.

  2. В выводе должны быть показаны все существенные признаки этого объекта, позволяющие специалисту составить представление о его сущности.

  3. В выводе должна быть показана научная, либо техническая, эко­номическая, социальная и т. д. эффективность объекта данного вывода.

  4. Научная новизна работы должна быть показана в составе вы­водов, даже если она приводилась в другом разделе работы. При этом после всех формулировок выводов следует указать, что выводы (напри­мер, 3, 4 и 6) составляют научную новизну работы.

  5. В составе выводов обязательно должен быть вывод (или несколь­ко выводов), показывающий, что цель работы достигнута. В этом слу­чае объектом вывода может быть эффективность работы в целом.

Относительно последнего правила следует заметить, что его можно выполнить, только если цель работы сформулирована в соответствии с сущностью понятия «цель» как ожидаемый результат работы.

    1. Рекомендации

В подразделе «Рекомендации» следует привести сведения о пред­полагаемом или возможном освоении результатов работы (внедрении, использовании в научных и методических разработках), а также о путях дальнейшего усовершенствования этих результатов, о возможном про­должении работы, о направлении этого продолжения.



    1. Научная новизна работы

Выводы и формулировка научной новизны — это лицо диссертации, именно по ним судят о качестве работы при первом знакомстве с ней.

Это на первый взгляд кажется тривиальным. Однако при выпол­нении диссертационных работ повсеместно встречается глухая стена непонимания сущности этих, казалось бы, аксиоматичных понятий: выводы и научная новизна.

Практика работы научно-методических семинаров по техничес­ким и педагогическим наукам, а также анализ текстов успешно защи­щённых в советах ТГУ кандидатских и докторских диссертаций пока­зывает, что около 60% всех диссертантов с формулировками выводов и научной новизны не справляются. Особенно трудно обстоит дело в области педагогических наук. Здесь количество диссертационных ра­бот с неточными или неверными формулировками выводов и научной новизны составляет более 80%.

Рассмотрим несколько примеров.

  1. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогичес­ких наук на тему «Аграрный университетский комплекс в системе вы­сшего профессионального образования». Научная новизна: «Раскрыты экономические, политические и социокультурные предпосылки и сов­ременное состояние проблемы интегрирования вузов в университетские комплексы. Реализована концепция фундаментализации учебных дис­циплин, впервые ставшая предметом специального педагогического ис­следования». (Всего 6 пунктов в том же стиле.) Выводы: «Выдвинута, те­оретически разработана и экспериментально подтверждена концепция теории и методики формирования современного аграрного универси­тетского комплекса в системе высшего профессионального образования России». Всего восемь выводов, половина из них в том же духе.

  2. Диссертация на соискание учёной степени кандидата техничес­ких наук на тему «Влияние вакуумно-диффузионного упрочнения на стойкость штампового инструмента для горячего деформирования». Научная новизна: «Теоретически обоснован метод расчёта коэффици­ентов взаимной диффузии в бинарной системе при вакуумной метал­лизации из паровой фазы». Всего 5 пунктов, из них три — методологи­чески неверны.

  3. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагоги­ческих наук на тему «Подготовка студентов технических вузов к инно­вационной профессиональной деятельности». Научная новизна: «...за­ключается в разработке и реализации процесса подготовки студентов технических вузов к инновационной деятельности». И всё. Но это же просто повторение названия темы работы! Выводы по этой работе столь многословны, что их просто невозможно цитировать. В выводах автор работы приводит анализ материалов работы, который должен быть в тексте соответствующих глав, а не предлагаться в качестве выводов.


Следует иметь в виду, что для этих примеров выбраны в целом хорошие диссертационные работы, содержащие действительно ценные с научной и практической точки зрения результаты, фактически обладающие научной новизной, которая скрыта за неумелыми формулировками.

Разумеется, неверно полагать, что эти примеры характеризуют работу только отдельных диссертационных советов. Так, например, А. Тряпицына с соавторами (Alma mater // Вестник высшей школы. — 2002. — № 7. — С. 33) утверждают, что «нередко диссертант (а за ним и диссертационный совет) перечисляет объекты или проблемы, которые были исследованы (что порой занимает несколько страниц), не гово­ря при этом ни слова о результатах: какие новые научные положения и идеи выдвинуты, какие новые факты открыты». И далее: «Ещё один типичный недостаток — завышение достоинств работы на фоне явно бессодержательных выступлений. Например: «В диссертации при­менён системный подход к проблеме.» — и ни слова о том, в чём же эта системность состоит».

Анализ более чем двух десятков диссертационных работ по педаго­гическим наукам, защищённых в различных советах Москвы, Екате­ринбурга и Санкт-Петербурга, позволяет предположить, что здесь мы имеем дело с вредной традицией, рассматриваемая проблема повсе­местна, следовательно, её решение объективно актуально.

Это предположение подтверждается данными председателя экс­пертного совета ВАК по педагогике и психологии академика Е.А. Кли­мова [5], который резко критиковал сложившуюся практику описания результатов диссертационных работ общими, ничего не выражающими словосочетаниями, применение «тарабарских» слов, требующих пере­вода «с русского на русский», и делает вывод: «Пора заботиться о ка­честве диссертаций». Прошло восемь лет и сменивший Е.А. Климова на посту председателя экспертного совета академик Д.И. Фельдштейн вновь говорит об этих же недостатках [15].

Непонимание работниками высшей квалификации, большинство из которых работают в высшей школе, основных положений системно­го подхода к работе препятствует обучению студентов умению приме­нять системный подход в своей будущей профессиональной деятель­ности. Это снижает качество подготовки специалистов. К сожалению, в многочисленных руководствах по выполнению диссертационных работ конкретные рекомендации по формулировкам научной новизны либо отсутствуют, либо не полны [3; 7; 8; 9; 11; 12].


Рассмотрим особенности формулировки научной новизны работы. В первом из рассмотренных выше примеров в формулировке научной новизны сказано о предпосылках проблемы интегрирования вузов, а также о том, что реализована концепция фундаментализации учеб­ных дисциплин. Автор диссертации считает это новым, он указывает, что это «впервые стало предметом специального педагогического ис­следования». Такие указания не обязательны, новизна объекта, пока­занного в формулировке, предполагается по определению, поскольку речь идёт о научной новизне. Доказывать новизну в формулировке практически невозможно, новизну следует считать имеющейся, пока не доказано обратное. Но для этого необходимо знать сущность объек­та формулировки. Не зная этой сущности, нельзя судить ни о новизне, ни о научности. В рассматриваемом примере совершенно не понятно, в чём именно заключаются упомянутые «предпосылки» и «концепция фундаментализации», что составляет их сущность.

Во втором примере научную новизну автор диссертации видит в том, что «обоснован метод расчёта». Однако не понятно, в чём заклю­чается сам метод, чем и как он обоснован. Более того, не ясно, о каком методе расчёта идёт речь: об уже известном, но ранее не обоснованном, или о предложенном автором в результате теоретических выкладок. В этом случае, как и в предыдущем, судить о научности метода расчёта и его обоснования, равно как и о новизне, практически невозможно.

Третий пример, в силу практически полного отсутствия формули­ровки научной новизны, оставим без комментариев.

Таким образом, основной недостаток формулировок научной но­визны — это отсутствие в них описания объекта, полученного в резуль­тате исследований. Отсюда следует вывод: в формулировке научной новизны обязательно должно быть приведено описание объекта этой формулировки. Этот объект может представлять собой конкретную ме­тодику, модель, способ или установленное автором теоретическое по­ложение, обоснование, концепцию, закономерность и т. п.

Поскольку речь идёт о формулировке понятия «научная новизна», очевидно, что описание её объекта должно быть кратким. Однако крат­кость — понятие относительное. Чтобы его конкретизировать, нужны некоторые правила, критерии краткости. Наиболее точно правила ана­лиза и синтеза объектов отработаны в патентоведении, правда лишь при­менительно к объектам промышленной собственности. С некоторыми допущениями попробуем применить эти правила в нашем случае.