Файл: Соотношение правоохранительной, полицейской деятельности и деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
«Под деятельностью понимается форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанной с созданием общественно-значимых ценностей и освоением общественного опыта
55
» такое определение в своей работе дает Д.А. Крылов.
Таким образом, можно определить деятельность как совокупность мероприятий органов государственной власти и их должностными лицами.
Итак, в рамках своей деятельности Совет Безопасности России - рассматривает вопросы внутренней, внешней и, военной политики
Российской Федерации в области обеспечения безопасности;
- подготавливает проекты указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности;
- рассматривает вопросы создания, контроля, поддержки в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросы их деятельности;
- рассматривает и оценивает информацию о состоянии безопасности
Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;
- накапливает, анализирует и обрабатывает информацию о функционировании системы обеспечения безопасности Российской
Федерации;
- организует подготовку федеральных целевых программ по обеспечению безопасности, осуществляет контроль за ходом их реализации и так далее.
Значение и эффективность деятельности данного органа неоспорима.
При этом важно понимать, что Совет Безопасности Российской
Федерации занимает одно из ведущих мест в числе органов, осуществляющих деятельность по обеспечению государственной безопасности
56 55
Крылов Д.А. Основные психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность оперативных сотрудников // Юридическая психология. – 2013. – № 4. – С. 12 56
Ткаченко И.М. Роль Совета Безопсности в обеспечении государственного порядка //
Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Уфа, 2017. – С. 486

40
Таким образом, Совет Безопасности России за прошедшее время существования этого института оправдал свое существование, занял важное место в системе государственной политики в области обеспечения безопасности. Он имеет специфические функции и задачи, которые отличают его от аналогичных органов управления в других странах. Данные отличия обусловлены российской системой и практикой государственного упраления, ролью Президента России в системе управления, геополитическими факторами, а также особыми задачами, которые стоят перед российским государством в вопросах обеспечения безопасности.
1   2   3   4   5   6

2.3 Деятельность Федеральной службы безопасности Российской
Федерации по обеспечению государственной безопасности
В системе федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении национальной безопасности, одно из ведущих мест отводится
Федеральной службе безопасности Российской Федерации, федеральная служба безопасности). При этом законодатель, наделяя Федеральную службу безопасности России соответствующими властными полномочиями, установил механизм их реализации, который отражается в соответствующих нормативных правовых актах
57
Федеральная служба безопасности России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов; обеспечивает информационную безопасность
Российской Федерации и непосредственно реализует основные направления
57
Уранян А.А. Место и роль Федеральной службы безопасности в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Евразийский союз: вопросы международных отношений. – 2018. –
№ 1. – С. 101

41 деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление
58
Федеральная служба безопасности осуществляет правотворческую, правоприменительную, оперативно-исполнительную и правоохранительную виды деятельности. Именно правоохранительной деятельности федеральной службы безопасности уделяется особое внимание: «правоохранительная функция представляет собой деятельность государства по обеспечению неукоснительного выполнения своих предписаний гражданами и государственными органами
59
» - отмечает А.В. Мелехин.
Неоднозначно мнение ученых и по поводу положения службы безопасности, так А.Ю. Гулягин
60
относит ее к системе правоохранительных органов, О.В. Харченко относит ее к полицейским органам
61
, справедливо отмечая, что она выполняет ряд полицейской деятельности. Такого же мнения придерживается С.А. Шелепова
62
Однако, анализ нормативно-правовых актов, видов деятельности федеральной службы безопасности, а также ее функций позволяет сделать вывод о том, что ФСБ является специальной службой, деятельность которой связана с обеспечением общественной безопасности и национальной безопасности государства.
Основными направлениями деятельности ФСБ являются: борьба с терроризмом; контрразведывательная деятельность; пограничная
58
Морозов Ю.В. Система нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовые режимы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства // Актуальные проблемы государственных и естественных наук. – 2016. – № 7. – С. 39 59
Костенко М.А., Орлова Е.С. Правоприменительная и правоохранительная деятельность: понятие, признаки и стадии осуществления // Таврический научный обозреватель. –2015. – № 4. – С. 99 60
Гулягин А.Ю. Особенности правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2015. – С. 101.
61
Харченко О.В. Понятие и виды правоохранительной государственной службы // Российский следователь.
– 2008. – № 14. – С. 34 62
Шелепова С.И. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской
Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2008. – С. 20


42 деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; обеспечение информационной безопасности
63
При этом иные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности России определяются только федеральным законодательством.
Так в 2018 году на территории России Федеральная служба безопасности предотвратила
61 преступление террористической направленности, в том числе 18 крупных терактов. Всего в 2018 году
Федеральная служба безопасности пресекла деятельность
56 законспирированных террористических ячеек, задержав более 1000 боевиков и ликвидировав 78. Также в 2018 году в сети Интернет закрыли более 2 тысяч ресурсов, посвященных экстремистской и террористической деятельности
64
Таким образом, подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что деятельность Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности представляет собой осуществляемые на основе законности, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с учетом секретности, конспирации, в сочетании гласных и негласных методов и средств специальные действия по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
2.4 Деятельность Службы внешней разведки Российской
Федерации по обеспечению государственной безопасности
Необходимая для каждой страны явно незримая внешняя разведка – это федеральная спецслужба, которая относится к военизированным государственным организациям с правом приобретения и использования боевого ручного стрелкового, психотропного и иного вида современного
63
Волков А.Д. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов Федеральной службы безопасности России // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 3. – С. 60 64
ФСБ подвело итоги работы в
2018 году
//
Наш формат.
Режим доступа.
– http://publicformat.ru/index.php/proisshestviya/item/264-fsb-podvelo-itogi-raboty-v-2017-godu (дата обращения
30.03.2019)

43 высокотехнологичного оружия, а также применения боевых техник специализированной борьбы. Руководит деятельностью такой службы президент страны. Главная задача Служб внешней разведки любой из стран – защищать безопасность граждан своего суверенного государства, общества и державы в целом от внешних угроз и противодействовать терроризму.
Служба внешней разведки Российской Федерации – спецслужба, исполняющая функции основного органа внешней разведки Российской
Федерации. Служба внешней разведки Российской Федерации – один из органов исполнительной власти России. Деятельностью Службы внешней разведки руководит Президент Российской Федерации.
Основные функции Службы внешней разведки России связаны защитой безопасности государства и общества от угроз с внешней стороны.
Методы и средства, при помощи которых Служба внешней разведки осуществляет свою деятельность, определены федеральным законодательством. При этом Служба внешней разведки России является составной частью сил, обеспечивающих безопасность государства, как это определяет федеральное законодательство.
Служба внешней разведки уполномочена вести оперативно-розыскную деятельность, а также предусматривает воинскую службу для сотрудников в своих рядах
65
Служба внешней разведки России осуществляет деятельность по получению особо важной разведывательной информации, которую ведомство докладывает Президенту России. При этом за достоверность информации, объективность излагаемых фактов и данных персональную ответственность несет глава Службы внешней разведки Российской
Федерации.
Разведывательная деятельность осуществляется посредством:
65
Абубекерова Д.А. Система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации //Национальная безопасность в современной России: стратегия противодействия экстремизму и терроризму и перспективы преодоления глобальных проблем: материалы Всерос. науч. конф. – Саранск, 2016. – С. 45


44
- добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
- оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Служба внешней разведки России для обеспечения государственной безопасности ставит перед собой следующие цели:
- обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального
Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военностратегической, научно-технической и экологической областях;
- обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
- содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности
Российской Федерации.
Для достижения этих целей Федеральным законом «О внешней разведке» Службе внешней разведки предоставляется ряд полномочий. В том числе, установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие, и осуществление мер по зашифровке кадрового состава.
В процессе разведывательной деятельности Служба внешней разведки может использовать гласные и негласные методы и средства, которые не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Порядок использования негласных методов и средств определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.
В настоящее время в ведомстве Службы внешней разведки России несколько организаций, занимающихся внешней разведкой. Все органы

45
Внешней разведки действуют независимо друг от друга, обеспечивая такие главные свойства информации, как объективность, достоверность, актуальность и своевременность.
Сложная разветвленная структура разведки создана для того, чтобы, во-первых, глава государства мог делать выводы и принимать важнейшие решения, даже по одинаковым вопросам, опираясь на различные источники, а во-вторых, именно в нормальной конкурентной среде рождается истина и важные оперативные достижения.
Раньше, в основном, использовались классические методы в виде стратегической агентурной разведки. Это означает, что практически в каждой стране мира действовали дипломатические резидентуры Службы внешней разведки, цели и задачи которых заключались в получении информации по состоянию военного потенциала принимающего государства, уровень развития научно-технической разведки, перспективы появления новейших видов вооружения и военной техники. Шло визуальное отслеживание боевой активности, военных контактов, то есть сведения для оперативного планирования
66
Сегодня современная разведка базируется на существенных возможностях для ведения космического поиска, обладая развитой системой противовоздушной обороны, космических спутников фотографической и оптико-электронной разведки, космические аппараты радиотехнической разведки. Получаемые данные помогают в реальном масштабе времени отслеживать любую военную активность, делать анализ оборонных усилий в различных государствах
67
Благодаря Интернету и современным социальным сетям Служба внешней разведки успешно использует развитую систему электронного слежения, включая разведывательные центры радиозахвата и
66
Кушаков О.Н. Стратегическое планирование – вопрос безопасности страны // Стратегическое управление: теория, практика и проблемы: сб. трудов науч. конф. – Владимир, 2018. – С. 60 67
Белозеров И.П. Анализ эволюции государственного внешнего долга России в аспекте безопасности //
Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
– 2018. – № 3. – С. 12


46 радиопеленгации. Криптография с дешифрацией важных сообщений исторически уже прочно срослась с понятием шпионажа. Все, находящиеся в ведении Службы внешней разведки России, коммуникационные сети боевого информационного управления, все важные государственные каналы связи работают под сложной защитой криптографических алгоритмов с обязательной шифровкой данных с закрытым ключом
68
Таким образом, разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов: разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности
Российской Федерации; законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности Президенту Российской Федерации и
Федеральному Собранию; сочетания гласных и негласных методов и средств.
Сегодня любое внешнеполитическое решение базируется на данных внешней разведки. Касается ли это какого-нибудь зарубежного визита первых лиц государства, или конъюнктуры цен на мировые энергоресурсы, или военно-политической ситуации в различных регионах мира. Организация
Службы внешней разведки служит «глазами и ушами» России, поэтому традиционно в истории страны органам внешней разведки, спецслужбам, к ним приближенным уделялось и до сих пор уделяется приоритетное внимание правительства
69
В целом на сегодня, внешняя разведка России стала одной из наиболее эффективно действующих мировых секретных организаций. В послужном списке российских спецслужб много успешно проведенных операций, часть из которых рассекречена, а часть оперативных разработок до сих пор остается государственной тайной
70
. С одной стороны, такой режим секретности оправдан, а с другой – он не позволяет в полной мере оценить
68
Карташов Н.В. Здесь все наши! // Человек и закон. – 2018. – № 1. – С. 52 69
Абубекерова Д.А. Система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации //Национальная безопасность в современной России: стратегия противодействия экстремизму и терроризму и перспективы преодоления глобальных проблем: материалы Всерос. науч. конф. – Саранск, 2016. – С. 46 70
Абазов А.Б. Общественная опасность терроризма в Российской Федерации // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2018. – № 1. – С. 11

47 эффективность деятельности Службы внешней разведки России по обеспечению государственной безопасности страны.
Делая общий вывод второй главы, необходимо отметить, что правоохранительные органы, осуществляющие деятельность по обеспечению национальной безопасности России, должны действовать совместно. Именно организованная деятельность будет способствовать достижению целей и задач, поставленных перед обеспечением национальной безопасности в целом.