Файл: Педагогическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предназначенном для дефектологов, не раскрываются методы медицинского обследова­ния, так как этим занимаются только врачи-специа­листы.

Задача дефектологов — провести психолого-педагогическое и логопедическое обследо­вание детей с использованием соответствующих ме­тодов.

Следует помнить, что положения общей психологии об индивидуально-типологическом, личностно-деятельностном, системно-структурном подходах, качественно-ко­личественной оценке работы ребенка являются обяза­тельными и в олигофренопсихологии при изучении де­тей с различными отклонениями в развитии.

Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях олигофренопедагог, логопед опирается на беседу, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других слу­чаях все изучение строится на наблюдении за деятель­ностью ребенка в процессе игры и т. д. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляет­ся способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания вербаль­ного и невербального характера. Задания должны быть направлены на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического).

Начинать обследование целесообразнее с заданий средней трудности, но в ряде случаев с заведомо лег­ких, чтобы успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительное отношение к последующей ра­боте, сняло волнение, беспокойство. Это особенно важ­но, учитывать, когда ребенок неконтактен. В процессе обследования следует создавать ситуацию эмоционального комфорта, мотивировать, поощрять ребенка, пред­лагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «натасканность» в семье. Нельзя перегружать обследование.

Изучая детей с отклонениями в развитии, необхо­димо помнить, что главным является отграничение пер­вичных дефектов, обусловленных биологическими при­чинами, от вторичных, третичных и т. д. дефектов, яв­ляющихся следствием первичного дефекта, и воздей­ствующих на ребенка социальных факторов. К дефек­там более высоких уровней (вторичным, третичным и т. д.) Л. С. Выготский относил недоразвитие высших психических функций и поведения. Очень важно учи­тывать соотношение первичного дефекта и дефектов более высоких уровней, а также степень их выражен­ности.
Следует выявлять дефекты, оказывающие наибо­лее негативное влияние на развитие познавательной деятельности и личности.

При проведении обследования ребенка необходимо учитывать следующие показатели.

Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естествен­ная реакция на новую обстановку, на незнакомых лю­дей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами кон­сультации, неадекватность поведения.

Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, дела­ет ли попытки понять ее прежде, чем приступить к ра­боте? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

Характер деятельности. Необходимо обра­тить внимание на наличие и стойкость, интереса к за­данию, целенаправленность деятельности ребенка, уме­ние доводить дело до конца, рациональность и адек­ватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособ­ность ребенка. Очень важным качеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, саморегуля­ции. Одним из главных показателей является возмож­ность использовать помощь. Чем выраженнее эта спо­собность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости является перенос показанного ребенку спо­соба деятельности на аналогичное задание.

Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

В связи с тем что в специальных работах по отбо­ру детей во вспомогательные школы подробно освеще­ны задания, которые используются при психолого-пе­дагогическом исследовании детей в комиссиях (4, 5, 6), в данном параграфе дается лишь общая характерис­тика некоторых методов обследования детей дефектологом.

Метод беседы.

Беседа служит средством установления контакта с ребенком.

Беседа позволяет судить о личностных качествах и Поведении ребенка, помогает вскрыть причины некото­рых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений. Чтобы выпол­нять функции метода исследования, беседа должна быть целенаправленной. При установлении умственных способностей ребенка в беседе следует выявить:



1) точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственниках, друзьях, (имя, отчество, фамилия, возраст) и способность дифферен­цировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.;

2) характер представлений о времени (умение оп­ределять время на часах, понимание временной протя­женности и т. д.);

3) представления о явлениях природы (различение времен года с учетом их признаков, наличие представ­лений о грозе, снегопаде и т. д.);

4) умение ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «справа — слева», «ввер­ху— внизу», «ближе — дальше» и т. д.);

5) запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотрен­ных фильмов и т. д.

Вопросы должны быть четкими и понятными, а са­ма беседа носить непринужденный характер. Важно соблюдать педагогический такт.

Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным ма­териалом, который заинтересует ребенка и позволит выявить то, что требуется исследователю.

Метод наблюдения.

Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяже­нии всего времени обследования. Наблюдение всегда должно проводиться целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

Особое значение имеет наблюдение за игро­вой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических консуль­таций.

Свободная игра позволяет установить контакт с ре­бенком, особенно когда он боится обследования. Предо­ставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируем первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и органи­зовать игру, разумность производимых действий с иг­рушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически про­водит анализ, синтез, обобщение и классификацию, от­бирая именно те игрушки, которые нужны для опреде­ленного действия (отбирает предметы одежды,
чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдаем за координацией движений, состоянием моторики.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятель­ностью ребенка, в ряде случаев (если ребенок не учил­ся, явное снижение интеллекта и др.) проводится спе­циальное обследование с помощью игрушек. Исполь­зование различного игрового материала для исследова­ния детей подробно описано в § 4 главы III. В более усложненном варианте он может быть применен и при обследовании детей школьного возраста.

Метод изучения рисунков.

Как уже отмечалось выше, рисунок является важ­ным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, на­ходящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специ­альное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточ­нения окончательного диагноза. На это указывали мно­гие исследователи: С. А. Болдырева, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, В. С. Мухина;

Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Да­же когда детям дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструк­цией. Бедность и нечеткость представлений проявляют­ся в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки меньше или больше выражены.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболе­ваниями. Нелогичность, нелепость изображения; не­адекватное, беспорядочное использование цвета, несо­образность пропорций; сексуальная выраженность и др. могут проявляться в их рисунках.

Так, для больных шизофренией характерны неза­вершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогла­сование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка.


При эпилептической деменции характерны чрезмер­ная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения. Они тра­тят на рисунок очень много времени, застревают на вы­рисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, их рисунки стереотипны.

Помимо диагностических целей, в условиях психоло­го-медико-педагогических консультаций рисунок может быть использован для установления контакта с ребен­ком и как «безречевая» методика в тех случаях, когда имеются трудности речевого общения.

Методы экспериментально-психологического исследо­вания.

Методы экспериментально-психологического исследо­вания играют важную роль при изучении детей в психолого-медико-педагогических консультациях. Они пре­дусматривают создание определенных ситуаций, при ко­торых актуализируются психические процессы, подле­жащие специальному изучению. С помощью экспери­ментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экс­периментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.

Если в построении экспериментальной методики и в процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность не просто констатировать состояние ребенка и дать харак­теристику изучаемой психической функции, но и сде­лать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ребенком. Качественный анализ процесса деятельности наряду с учетом опреде­ленных количественных показателей является обяза­тельным условием при оценке выполнения детьми экс­периментально-психологических заданий.

В практических руководствах по использованию экс­периментальных методик (2, 3, 7) приводится их де­тальное описание, точно указана форма ведения прото­кола обследования и интерпретация результатов выпол­нения ребенком задания.

При обследовании детей в психодиагностических це­лях используется и метод тестов.

Наиболее широкое применение получил адаптиро­ванный детский вариант теста Д. Векслера. В усло­виях медико-педагогических комиссий этим тестом пользуются редко, так как он требует много времени, но при индивидуальных психологических обследова­ниях тест, давая необходимые дополнительные сведения о ребенке, оказывает большую помощь. Особенно поле­зен этот тест при отграничении легких степеней умствен­ной отсталости от задержек психического развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют о доста­точной надежности этого теста в плане дифференциаль­ной диагностики, о возможности с его помощью понять структуру интеллекта при задержках психического раз­вития.