Файл: Образования московский финансовопромышленный университет синергия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57
Омской области, который осуществляет разработку и принятие законов, создающих основу народовластия, гарантий прав и свобод населения области.
В тоже время, высшим исполнительным государственным органом власти в области является Правительство Омской области. Данный орган осуществляет следующие основные функции: участие в реализации государственной политики, в различных областях; разработку проектов бюджета области и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития; разработка проектов программ социально-экономического развития области.
Анализируя систему исполнительных органов в данном субъекте, с одной стороны, следует констатировать, что система органов в Омской области сформирована в четком соответствии с действующим сегодня в России законодательством, согласно которому все субъекты располагают законными правами для самостоятельного формирования системы исполнительных властных органов с учетом своих собственных потребностей и интересов
Однако, с другой стороны, дальнейший анализ предоставляет возможность констатировать тот факт, что исполнительные органы в рассматриваемом субъекте очень разнообразны, а, в некоторой степени, даже нагромождены. При этом отдельными звеньями в общей структуре органов фактически дублируются одни и те же либо аналогичные функции, что, с нашей точки зрения, свидетельствует о необходимости все же оптимизировать их работу.
В связи с этим возникает такая проблема. Все министерства в своих подведомственных структурах располагают десятком (а то и больше) учреждений различного характера. Таким образом, вполне можно ставить вопрос относительно необоснованно высокой численности работников исполнительного аппарата и государственных служащих в Омской области. А в нынешних сложившихся условиях оптимизировать структуру исполнительной власти в рассматриваемом регионе с целью сократить бюджетные расходы на практике означает – вызвать судебные споры и разбирательства.
58
Также следует отдельно отметить и низкую эффективность работы весьма большого количества сотрудников органов власти в области. К очень большому сожалению, в подавляющем большинстве случаев, и у сотрудников младшего состава аппарата, и у руководства совершенно отсутствует представление относительно эффективности управленческой работы в исполнительных органах. Это, в свою очередь, ведет к непрофессионализму, практически полному отсутствию управленческих навыков, что порождает ряд существенных ошибок и недовольство населения Омской области.
Если рассматривать, что представляет собой местное самоуправление в
Омской области, то это форма власти, осуществляемая народом, которая действует в пределах, установленных законодательством.
Данное взаимодействие властей носит многообразный, взаимный характер. Их отношения основываются на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласования интересов. Важно отметить, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 ст. 37 и ст. 74.1 ФЗ № 131.
Таким образом, органы государственной власти Омской области:
- осуществляют государственную защиту и дают гарантии самостоятельности местного самоуправления;
- способствуют помощи в хозяйственном и финансовом отношении;
- устанавливают государственное и правовое регламентирование;
- определяют государственную политику совершенствования местного самоуправления;
- проводят государственный мониторинг и надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, устанавливают их государственную (конституционно- правовую) ответственность.
59
Таким образом, государственные власти Омской области, признавая местное самоуправление, взаимодействуя с ним, в свою очередь, также оказывается под его влиянием. Происходит увеличение присутствия государства в делах местного самоуправления областью в основном идет по пути усиления централизации, увеличения субординационных отношений.
Особенно наглядно это происходит за счет увеличения числа отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления.
Следует подчеркнуть, что правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в регионе осуществляется путем принятия отдельных нормативных правовых актов.
В
Омской области вопросы осуществления местного самоуправления регулируются Уставом (Основным законом) области, определяющим полномочия Губернатора и Правительства в области местного самоуправления, гарантии местного самоуправления.
В ходе анализа содержания Устава Омской области было выявлено следующее.
Сфера взаимодействия органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления весьма обширна. Она охватывает совместную деятельность по формированию органов местного самоуправления и созданию условий для реализации ими своих конституционных полномочий, включает весь комплекс вопросов по участию муниципальных органов, наряду с государственными органами власти, в обеспечении конституционных прав граждан на жилье, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, общедоступное образование в муниципальных учреждениях и прочее.
Органы государственной власти и должностные лица органов государственной власти Омской области вправе участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
60
Кроме того, органы государственной власти не вправе принимать решения, которые ущемляют закрепленные федеральными законами и законами области за муниципальными образованиями, а также органами местного самоуправления права, ограничивают предусмотренные для них гарантии.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральным законодательством и законами рассматриваемого субъекта, а органы государственной власти, в свою очередь, должны предоставлять им материальные и финансовые ресурсы, которые необходимы им для осуществления указанных полномочий.
В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований образуются Совет муниципальных образований Омской области и
Ассоциация по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Омской области.
Наиболее эффективной формой взаимодействия и учета как региональных, так и муниципальных интересов является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных
(представительных) органах субъектов Российской
Федерации. Согласно Уставу Омской области право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации), а также органам местного самоуправления.
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они тесно связаны с ними, взаимодействуя при осуществлении переданных им государственными органами некоторых властных полномочий.
61
Ещѐ одной формой взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемого по признаку «сверху вниз», является государственный контроль местного самоуправления. Он осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту контроля может быть подразделен на два вида
1
:
1. контроль за соблюдением законов;
2. контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Согласно Уставу Омской области, контроль за соблюдением и исполнением законов данного субъекта осуществляется Законодательным
Собранием Омской области наряду с другими уполномоченными органами.
Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Помимо вышеуказанных, можно выделить и другие формы взаимодействия рассматриваемых органов. Так, еще одной формой является сотрудничество государственной и муниципальной властей посредством работы ассоциаций муниципальных образований. Наиболее главным в рассмотрении данной формы представляется возникновение проблемного вопроса при заключении договоров и соглашений между взаимодействующими субъектами. Нужно отметить, что такая разновидность форм взаимодействия не
1
Суфиянова, Г.Ш. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти
[Текст] / Г.Ш. Суфиянова // Молодой ученый. 2018. № 39. С. 96.
62 имеет законодательного закрепления, однако, при буквальном понимании положения, согласно которому государственная и муниципальная власть самостоятельна в определении форм взаимодействия, можно сделать вывод о возможности существования такой формы.
Применительно к Омской области, в настоящее время между соответствующими органами заключѐн ряд соглашений о взаимодействии в социально-экономической сфере, направленных на развитие отдельных областей жизнедеятельности муниципальных образований. Так, например, по состоянию на 1 марта 2020 года: действуют стратегии социально-экономического развития до 2025 года в 6 муниципальных районах Омской области (Большереченский, Большеуковский, Знаменский,
Исилькульский, Оконешниковский, Омский) и до 2028 года – в 3 районах
(Калачинский, Кормиловский, Нововаршавский);
- приняты стратегии социально-экономического развития до 2030 года в городе Омске и 20 районах (Азовский, Горьковский, Колосовский, Любинский,
Марьяновский, Москаленский, Муромцевский, Называевский, Нижнеомский,
Одесский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Саргатский,
Таврический,
Тарский,
Тюкалинский,
Усть-Ишимский,
Черлакский,
Шербакульский);
- администрациями 3 районов ведется работа по подготовке и согласованию проектов муниципальных стратегий социально-экономического развития (Крутинский, Седельниковский, Тевризский).
Общий объем финансирования на реализацию данной муниципальной программы за счет средств федерального, областного и районного бюджетов, по прогнозным данным, за период с 2015 по 2019 годов, составит 328083,22310 тыс. рублей, в том числе
1
:
- в 2015 году - 66693,68969 тыс. рублей;
- в 2016 году – 65031,45341 тыс. рублей;
1
Бюджетное послание Губернатора Омской области А.Л. Буоклва Законодательному
Собранию Омской области в 2019 году [Текст] // Омский вестник. 2019. № 38. С. 4.
63
- в 2017 году - 65489,36000 тыс. рублей;
- в 2018 году - 65434,36000 тыс. рублей;
- в 2019 году - 65434,36000 тыс. рублей.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать следующие основные выводы.
1. Взаимодействие всегда носит конкретный характер. В каждом отдельном случае в его определении должны быть указаны направления, формы и принципы взаимодействия сторон, одновременно позволяющие сделать вывод об эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации
1 2. Действия взаимодействующих субъектов должны основываться на законе.
3. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно ограничиваться только принципами законности, самостоятельности, разграничения компетенции.
Анализ нормативной базы Омской области позволяет выделить еще ряд принципов, на основе которых строится взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти:
- пропорциональность при распределении финансовых потоков;
- принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти;
- принцип взаимного согласования принимаемых решений и действий, затрагивающих интересы друг друга;
- двусторонняя ответственность за соблюдение договоров и соглашений;
1
Варфоломеев, А.Г. Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в решении проблем развития муниципальных образований [Текст] / А.Г.
Варфоломеев // Молодой ученый. 2014. №19. С. 278.
64
- принцип приоритетности интересов населения, учет исторических и иных местных традиций.
Таким образом, взаимоотношения между органами государственного и муниципального управления Омской области носят устоявшийся характер, однако существует необходимость их совершенствования и развития.
3.2. Проблемы правового и административного взаимодействия органов государственной власти Омской области и муниципального управления
Развитие любой территории напрямую зависит от грамотного перспективного планирования, финансового обеспечения, эффективного управления. В этой связи важными моментами является рассмотрение проблемных вопросов, возникающих в области правового и административного взаимодействия органов государственной власти Омской области и муниципального управления.
Ни для кого не секрет, что эффективность системы взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления зависит от адекватного ее закрепления в правовых нормах.
В связи с этим, проведѐм сравнительную характеристику нормативной правовой базы на примере закрепления стратегических задач органов государственного и муниципального управления Омской области, результаты которого закреплены в таблице 3.
Таблица 3. Сравнительная характеристика стратегических задач, которые стоят перед органами государственной и муниципальной власти Омской области
1 2 3 4 5 6 7
Органы государственного
управления
Органы муниципального
управления
Разработка, утверждение и исполнение федеральных законов РФ
Обеспечение самостоятельности решения населением вопросов
65 местного значения: проведение референдума, сход граждан
Разработка, утверждение и исполнение федерального бюджета РФ
Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов
Контроль за соблюдением исполнения федеральных законов и федерального бюджета РФ
Установление местных налогов и сборов
Обеспечение проведения единой кредитной, финансовой и денежной политики
Владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью
Обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениям
Осуществление управления федеральной собственностью
Организационное и материально- техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
Осуществление мер по осуществлению Осуществление мер по обороне
66 обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики территории МО и в целом субъекта
РФ. Изменение границ МО
Организация международного сотрудничества
Организация сотрудничества между
МО
Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью
Осуществление мер по обеспечению экологической безопасности
Анализ стратегических задач органов государственной и муниципальной власти Омской области позволяет говорить, во-первых, о наличие черт, указывающих на дублирование функций между государственным и муниципальным управлением, во-вторых, о противоречиях между разграничениями полномочий между ними. Все это сказывается на неэффективности функционирования обеих проявлений власти и способствует торможению в развитии, как отдельных регионов, так и страны в целом.
Основной причиной дублирования некоторых положений при реализации государственной и муниципальной политики следует назвать наличие неопределенности между должностными лицами, которые выбраны населением и лицами, назначенными на должность в государственные органы.
Конфликты между представителями этих органов приводят к созданию дублирующих управленческих структур, чрезмерных финансовых затрат и, в итоге, к неэффективной и несбалансированной структуре экономики. Так, полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления Омской области должным образом не распределены.
Одновременно происходит их неоправданная централизация, дублирование и безосновательное делегирование полномочий.
Все эти факторы усложняют систему муниципального управления, приводя к конфликтам между этими органами власти. Поэтому обеспечение их