Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- способности к передвижению третьей степени;
- способности к ориентации третьей степени;
- способности к общению третьей степени;
- способности контролировать свое поведение третьей степени.
Критерием для установления ВТОРОЙ группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловлен- ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходи- мость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию второй степени;
- способности к передвижению второй степени;
- способности к ориентации второй степени;
- способности к общению второй степени;
- способности контролировать свое поведение второй степени;
- способности к обучению третьей, второй степеней;
- способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.
Критерием для определения ТРЕТЬЕЙ группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограни- чению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих катего- рий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его соци- альной защиты:
- способности к самообслуживанию первой степени;
- способности к передвижению первой степени;
- способности к ориентации первой степени;
- способности к общению первой степени;
- способности контролировать свое поведение первой степени;
- способности к обучению первой степени.
Показаниями для установления инвалидности у детей являются патологические со- стояния, возникающие при врожденных, наследственных, приобретенных заболеваниях или после травм.
Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятель- ности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
3. Динамика основных показателей, характеризующих инвалидность.
Для характеристики инвалидности среди населения используются следующие показа- тели:
1). Абсолютное число инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.
2). Абсолютное число детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии.
3). Распространенность инвалидности среди населения - число инвалидов на 10000 населения.
29 4). Распространенность инвалидности среди детей - число детей-инвалидов на 10000 детей.
5). Структура инвалидности:
• по возрасту;
• по причинам инвалидности;
• по группам инвалидности;
• по классам заболеваний.
7. Первичный выход на инвалидность, или численность лиц, впервые признанных инвалидами, на 10000 соответствующего населения (на 10000 работающих).
Рекомендуемая литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
4. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учебное пособие /
Под ред. Г.П. Котельникова. 2-ое изд., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 666 с.: ил. – (Высшее образование).
Б) Дополнительная литература:
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
6. Медик В.А., Токмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. –
М.: ОАО «Издательство Медицина», 2006. – 528 с. (библиотека кафедры).
7. Основы статистического анализа в медицине: Учебное пособие / В.И. Чернов,
И.Э. Есауленко, С.Н. Семенов, Н.П. Сереженко. – Воронеж, Воронежская Государст- венная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, 2003. – 113 с. (библиотека кафед- ры).
8. Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ со- временных стратегий: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 432 с.: 24 ил.
(библиотека кафедры).
9. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. – М.: Медиа Сфера, 2001. -392 с., илл. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:
10. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
11. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).
12. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).
30
ЛЕКЦИЯ 7
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ.
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Цель: расширение знаний о профилактике, особенностях здорового образа жизни.
Основные вопросы лекции
1. Определение профилактики. Виды профилактики.
2. Основные методы и формы профилактики.
3. Здоровый образ жизни и его формирование.
Содержание
1. Определение профилактики. Виды профилактики.
Профилактика (от греч. prophilacticos - предохранение, предупреждение) - широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболевании и по- вреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, их групп и всего насе- ления.
Выделяют следующие уровни профилактики: индивидуальный (личная профилакти- ка) и общественный (семейная, коллективная, государственная профилактика).
Основными видами профилактики являются медицинская, медико-социальная, соци- альная, в числе мер - медицинские (вакцинация), психологические, гигиенические (соблюде- ние режима труда, отдыха, правил рационального питания, физической активности, преодо- ление вредных привычек) и социальные, социально-экономические (улучшение неблагопри- ятных бытовых, производственных, материальных условий, предотвращение нарушений са- нитарного законодательства).
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или вы- раженной патологии у человека рассматривают три стадии профилактики.
Первичная профилактика - это система мер (эти меры направлены на непосредст- венную причину заболевания или повреждения), предупреждения возникновения и воздей- ствия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и от- дыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружаю- щей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприя- тия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитание и др.
Вторичная профилактика (в случаях воздействия на условия и факторы, способст- вующие развитию уже возникшего заболевания или повреждения) - это комплекс мероприя- тий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (сни- жение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возник- новению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторич- ной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последо- вательного оздоровления.
Третичная профилактика - комплекс мероприятий по реабилитации больных, утра- тивших возможность полноценной жизнедеятельности, имеет целью социальную (формиро- вание уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восста- новления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.
2. Основные методы и формы профилактики.
С 01.01.89 года реорганизована служба санитарного просвещения и создана служба формирования здорового образа жизни.
Общую организацию и руководство пропагандой здорового образа жизни и гигиени- ческим воспитанием населения осуществляет М3 России, в котором есть отдел профилакти- ки и сектор здорового образа жизни.
Научно-медицинское руководство осуществляет ЦНИИ пропаганды здорового образа жизни. Главной задачей его является разработка научных и организационно-методических
31
основ для дальнейшего развития этой службы в широкую межсекторальную службу форми- рования здоровья, а в более широком смысле в одну из служб социальной поддержки или защиты, обеспечивающей человеку среди прочих социальных гарантий его неотъемлемое право на здоровье.
В областях и городах имеются Центры медицинской профилактики. Структурная ор- ганизация центров соответствует их функциям и включает следующие основные отделы: организационно-методический, организационно-пропагандистский, редакционно- издательский и консультационно-оздоровительный.
В Центре медицинской профилактики организованы кабинеты:
• рационального питания;
• физической культуры;
• психогигиены и гигиены умственного труда;
• гигиены быта;
• профилактики вредных для здоровья привычек;
• семейных отношений;
• генетики;
• профессионального ориентирования;
• релаксации (аутотренинга);
• фитологический кабинет.
В составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей организуется отделение (каби- нет) медицинской профилактики. Отделение профилактики организуется в городских поли- клиниках, обслуживающих более 30 000 человек.
Организационно-методическое руководство деятельностью отделения осуществляет
Центр медицинской профилактики совместно с главным врачом лечебно-профилактического учреждения. Отделение возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготов- ку в области медицинской профилактики. Заведующий отделением непосредственно подчи- нен главному врачу лечебно-профилактического учреждения.
В состав отделения профилактики входят:
• кабинет доврачебного приема;
• смотровой женский кабинет;
• кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения и ведения центра- лизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете;
• анамнестический кабинет, для выявления лиц с повышенным риском заболевания;
• кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения или ка- бинет пропаганды здорового образа жизни;
• кабинет профилактических осмотров декретированных контингентов;
• кабинет функциональных (инструментальных) исследований;
• кабинет для взятия материала для экспресс-диагностики.
Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики
• организационное обеспечение диспансеризации населения;
• организация и квалифицированное проведение предварительных и периодических профилактических осмотров населения;
• раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска;
• контроль и учет диспансеризации населения;
• подготовка и передача врачами медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболевания для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;
• санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
• организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа
32
жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни.
• осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информа- ции.
• изучение и оценка знаний вопросов профилактики здорового образа жизни у прикре- пленного населения в соответствии с характером и особенностями работы различных отде- лений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения.
• внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилак- тике заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обучению и воспитанию населения с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента.
• координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения.
• организация, контроль и анализ деятельности медицинских работников лечебно- профилактического учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.
В соответствии с основными задачами отделение (кабинет) медицинской профилак- тики осуществляет взаимодействие с Центром медицинской профилактики по вопросам:
• подготовки сотрудников ЛПУ по разделу здорового образа жизни и гигиенического обучения и воспитания, а также усовершенствования знаний и внедрения новых методов профилактики заболеваний;
• приобретения и распространения инструктивно-методических документов по сохра- нению и укреплению здоровья, наглядных пособий санитарно-просветительного характера
(включая видеофильмы) среди работников и населения (организованного и неорганизован- ного);
• организации и про ведения акций профилактической направленности среди прикреп- ленного населения;
• создания банка санпросвет литературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати и т. д. для использования в работе;
• внедрения новых методов профилактической направленности в деятельность ЛПУ при работе с населением;
• организация лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;
• рецензирования текстов лекций, бесед, викторин и др. материалов, подготовленных медицинскими работниками ЛПУ.
Проводит работу с сотрудниками ЛПУ:
• обобщает индивидуальные планы работы по вопросам, входящим в задачи отделения
(кабинета) медицинской профилактики;
• оказывает организационно-методическую и консультативную помощь при подготовке радиопередач, лекций, бесед и т. д.;
• контролирует и анализирует деятельность медицинских работников с населением по разделу гигиенического обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья;
• принимает отчеты о проделанной работе, составляет сводный статистический отчет по ЛПУ, результаты доводит до сведения главного врача;
• сдает годовой отчет в Центр медицинской профилактики в установленные сроки.
Проводит работу с пациентами лечебно-профилактического учреждения:
• инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.);
• сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, а также тестирование;
• выдачу рекомендаций по коррекции здорового образа жизни;
• организует учет профилактических осмотров, а также осуществляет учет и контроль
- способности к ориентации третьей степени;
- способности к общению третьей степени;
- способности контролировать свое поведение третьей степени.
Критерием для установления ВТОРОЙ группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловлен- ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходи- мость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию второй степени;
- способности к передвижению второй степени;
- способности к ориентации второй степени;
- способности к общению второй степени;
- способности контролировать свое поведение второй степени;
- способности к обучению третьей, второй степеней;
- способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.
Критерием для определения ТРЕТЬЕЙ группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограни- чению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих катего- рий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его соци- альной защиты:
- способности к самообслуживанию первой степени;
- способности к передвижению первой степени;
- способности к ориентации первой степени;
- способности к общению первой степени;
- способности контролировать свое поведение первой степени;
- способности к обучению первой степени.
Показаниями для установления инвалидности у детей являются патологические со- стояния, возникающие при врожденных, наследственных, приобретенных заболеваниях или после травм.
Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятель- ности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
3. Динамика основных показателей, характеризующих инвалидность.
Для характеристики инвалидности среди населения используются следующие показа- тели:
1). Абсолютное число инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.
2). Абсолютное число детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии.
3). Распространенность инвалидности среди населения - число инвалидов на 10000 населения.
29 4). Распространенность инвалидности среди детей - число детей-инвалидов на 10000 детей.
5). Структура инвалидности:
• по возрасту;
• по причинам инвалидности;
• по группам инвалидности;
• по классам заболеваний.
7. Первичный выход на инвалидность, или численность лиц, впервые признанных инвалидами, на 10000 соответствующего населения (на 10000 работающих).
Рекомендуемая литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
4. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учебное пособие /
Под ред. Г.П. Котельникова. 2-ое изд., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 666 с.: ил. – (Высшее образование).
Б) Дополнительная литература:
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
6. Медик В.А., Токмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. –
М.: ОАО «Издательство Медицина», 2006. – 528 с. (библиотека кафедры).
7. Основы статистического анализа в медицине: Учебное пособие / В.И. Чернов,
И.Э. Есауленко, С.Н. Семенов, Н.П. Сереженко. – Воронеж, Воронежская Государст- венная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, 2003. – 113 с. (библиотека кафед- ры).
8. Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ со- временных стратегий: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 432 с.: 24 ил.
(библиотека кафедры).
9. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. – М.: Медиа Сфера, 2001. -392 с., илл. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:
10. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
11. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).
12. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).
30
ЛЕКЦИЯ 7
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ.
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Цель: расширение знаний о профилактике, особенностях здорового образа жизни.
Основные вопросы лекции
1. Определение профилактики. Виды профилактики.
2. Основные методы и формы профилактики.
3. Здоровый образ жизни и его формирование.
Содержание
1. Определение профилактики. Виды профилактики.
Профилактика (от греч. prophilacticos - предохранение, предупреждение) - широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболевании и по- вреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, их групп и всего насе- ления.
Выделяют следующие уровни профилактики: индивидуальный (личная профилакти- ка) и общественный (семейная, коллективная, государственная профилактика).
Основными видами профилактики являются медицинская, медико-социальная, соци- альная, в числе мер - медицинские (вакцинация), психологические, гигиенические (соблюде- ние режима труда, отдыха, правил рационального питания, физической активности, преодо- ление вредных привычек) и социальные, социально-экономические (улучшение неблагопри- ятных бытовых, производственных, материальных условий, предотвращение нарушений са- нитарного законодательства).
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или вы- раженной патологии у человека рассматривают три стадии профилактики.
Первичная профилактика - это система мер (эти меры направлены на непосредст- венную причину заболевания или повреждения), предупреждения возникновения и воздей- ствия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и от- дыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружаю- щей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприя- тия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитание и др.
Вторичная профилактика (в случаях воздействия на условия и факторы, способст- вующие развитию уже возникшего заболевания или повреждения) - это комплекс мероприя- тий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (сни- жение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возник- новению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторич- ной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последо- вательного оздоровления.
Третичная профилактика - комплекс мероприятий по реабилитации больных, утра- тивших возможность полноценной жизнедеятельности, имеет целью социальную (формиро- вание уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восста- новления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.
2. Основные методы и формы профилактики.
С 01.01.89 года реорганизована служба санитарного просвещения и создана служба формирования здорового образа жизни.
Общую организацию и руководство пропагандой здорового образа жизни и гигиени- ческим воспитанием населения осуществляет М3 России, в котором есть отдел профилакти- ки и сектор здорового образа жизни.
Научно-медицинское руководство осуществляет ЦНИИ пропаганды здорового образа жизни. Главной задачей его является разработка научных и организационно-методических
31
основ для дальнейшего развития этой службы в широкую межсекторальную службу форми- рования здоровья, а в более широком смысле в одну из служб социальной поддержки или защиты, обеспечивающей человеку среди прочих социальных гарантий его неотъемлемое право на здоровье.
В областях и городах имеются Центры медицинской профилактики. Структурная ор- ганизация центров соответствует их функциям и включает следующие основные отделы: организационно-методический, организационно-пропагандистский, редакционно- издательский и консультационно-оздоровительный.
В Центре медицинской профилактики организованы кабинеты:
• рационального питания;
• физической культуры;
• психогигиены и гигиены умственного труда;
• гигиены быта;
• профилактики вредных для здоровья привычек;
• семейных отношений;
• генетики;
• профессионального ориентирования;
• релаксации (аутотренинга);
• фитологический кабинет.
В составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей организуется отделение (каби- нет) медицинской профилактики. Отделение профилактики организуется в городских поли- клиниках, обслуживающих более 30 000 человек.
Организационно-методическое руководство деятельностью отделения осуществляет
Центр медицинской профилактики совместно с главным врачом лечебно-профилактического учреждения. Отделение возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготов- ку в области медицинской профилактики. Заведующий отделением непосредственно подчи- нен главному врачу лечебно-профилактического учреждения.
В состав отделения профилактики входят:
• кабинет доврачебного приема;
• смотровой женский кабинет;
• кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения и ведения центра- лизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете;
• анамнестический кабинет, для выявления лиц с повышенным риском заболевания;
• кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения или ка- бинет пропаганды здорового образа жизни;
• кабинет профилактических осмотров декретированных контингентов;
• кабинет функциональных (инструментальных) исследований;
• кабинет для взятия материала для экспресс-диагностики.
Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики
• организационное обеспечение диспансеризации населения;
• организация и квалифицированное проведение предварительных и периодических профилактических осмотров населения;
• раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска;
• контроль и учет диспансеризации населения;
• подготовка и передача врачами медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболевания для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;
• санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
• организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа
32
жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни.
• осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информа- ции.
• изучение и оценка знаний вопросов профилактики здорового образа жизни у прикре- пленного населения в соответствии с характером и особенностями работы различных отде- лений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения.
• внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилак- тике заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обучению и воспитанию населения с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента.
• координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения.
• организация, контроль и анализ деятельности медицинских работников лечебно- профилактического учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.
В соответствии с основными задачами отделение (кабинет) медицинской профилак- тики осуществляет взаимодействие с Центром медицинской профилактики по вопросам:
• подготовки сотрудников ЛПУ по разделу здорового образа жизни и гигиенического обучения и воспитания, а также усовершенствования знаний и внедрения новых методов профилактики заболеваний;
• приобретения и распространения инструктивно-методических документов по сохра- нению и укреплению здоровья, наглядных пособий санитарно-просветительного характера
(включая видеофильмы) среди работников и населения (организованного и неорганизован- ного);
• организации и про ведения акций профилактической направленности среди прикреп- ленного населения;
• создания банка санпросвет литературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати и т. д. для использования в работе;
• внедрения новых методов профилактической направленности в деятельность ЛПУ при работе с населением;
• организация лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;
• рецензирования текстов лекций, бесед, викторин и др. материалов, подготовленных медицинскими работниками ЛПУ.
Проводит работу с сотрудниками ЛПУ:
• обобщает индивидуальные планы работы по вопросам, входящим в задачи отделения
(кабинета) медицинской профилактики;
• оказывает организационно-методическую и консультативную помощь при подготовке радиопередач, лекций, бесед и т. д.;
• контролирует и анализирует деятельность медицинских работников с населением по разделу гигиенического обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья;
• принимает отчеты о проделанной работе, составляет сводный статистический отчет по ЛПУ, результаты доводит до сведения главного врача;
• сдает годовой отчет в Центр медицинской профилактики в установленные сроки.
Проводит работу с пациентами лечебно-профилактического учреждения:
• инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.);
• сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, а также тестирование;
• выдачу рекомендаций по коррекции здорового образа жизни;
• организует учет профилактических осмотров, а также осуществляет учет и контроль