Файл: Разработка системы управления персоналом в ресторанном бизнесе (Современные подходы к трактованию понятия «менеджмент»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 495
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современные подходы к трактованию понятия «менеджмент»
2. Особенности менеджмента как системы управления ресторанным предприятием
2.1. Специфика ресторанного бизнеса как сферы услуг
2.2. Особенности управления предприятием ресторанного бизнеса
2.3. Роль персонала в формировании культуры и качества обслуживания в ресторанном бизнесе
3. Анализ системы управления сетью пиццерий «Папа Джонс»
3.1. Краткая характеристика сети «Папа Джонс» в России
3.2. Анализ системы управления персоналом
3.3. Сравнение систем управления и выявление влияния американской модели управления на российскую
3.4. Обзор петербургского рынка фаст-фуда и конкурентный анализ
3.5. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления сетью пиццерий «ПапаДжонс»
Квалификационную матрицу для создаваемого отдела представим в виде таблицы 7. Функции сотрудников были подробно описаны выше.
Таблица 7
Квалификационная матрица для отдела маркетинга
Должность |
Требования |
Руководитель отдела маркетинга |
Высшее образование (любое + маркетинг, экономическое или торговое); опыт работы маркетологом и в последствии начальником (заместителем начальника отдела маркетинга); постоянное совершенствование знаний в области маркетинга; умение взаимодействовать с вышестоящим руководством и другими функциональными подразделениями; уверенная жизненная позиция и подкрепленные амбиции; умение найти подход к каждому сотруднику и умение работать в команде; стратегическое видение ситуации и ее системный анализ; разработка заданий для сотрудников и их функциональных обязанностей; подбор персонала; возраст – от 28 лет |
Маркетолог |
Возраст - от 21 года; высшее или незаконченное высшее образование; возможен прием на работу студентов старших курсов (5-6 курс); опыт работы или очень хорошее знание принципов, методов и подходов маркетинга; умение работать в команде; обучаемость; аналитические способности. |
Маркетолог-аналитик |
Возраст - от 21 года; высшее или незаконченное высшее образование; возможен прием на работу студентов старших курсов (5-6 курс); опыт работы или очень хорошее знание принципов, методов и подходов маркетинга; умение работать в команде; обучаемость; аналитические способности. |
Менеджер по рекламе и PR |
Возраст – от 23 лет; высшее образование (маркетинг, PR или реклама или реклама, маркетинг и РR); знание особенностей различных средств продвижения; умение подсчета рекламного бюджета; опыт оценки эффективности рекламных кампаний; опыт работы в сфере маркетинга и рекламы обязателен; умение работать в команде; опыт взаимодействия с другими подразделениями или с рекламными агентствами. |
Нужно отметить, что реорганизация отдела потребует приема на работу одного нового сотрудника, т.к. начальник отдела сохранит свою должность, один из менеджеров станет макетологом, второй – менеджером по рекламе и PR. Будет принят только маркетолог-аналитик. Таким образом, прирост затрат на отдел составит: оборудование рабочего места для маркетолога-аналитика – 25 000 руб.; годовой фонд заработной платы маркетолога-аналитика – 216 000 руб.
Также рекомендуется ввести в штат отдел развития, который будет подчиняться непосредственно генеральному директору. Представим структуру создаваемого отдела в виде структурной схемы (рис. 5).
Генеральный директор
Менеджер по поиску объектов
Менеджер по согласованию
Руководитель отдела развития
Рис. 6. Структура отдела развития
Квалификационную матрицу для создаваемого отдела представим в виде таблицы 8.
Таблица 8
Квалификационная матрица для отдела развития
Должность |
Требования |
Функции |
Руководитель отдела развития |
Высшее образование (менеджмент + дополнительное в сфере управления недвижимостью), опыт работы от 3 лет на должности руководитель отдела развития в розничной торговой или ресторанной сети, пол – мужской, знание рынка недвижимости, знание особенностей открытия новых объектов, умение вести переговоры, возраст – до 40 лет, коммуникабельность, ответственность |
Организация и планирование работы отдела развития. Мотивация персонала. Переговоры с арендодателями и владельцами объектов. Составление карты перспективных районов и объектов. Составление сметы на открытие новых ресторанов |
Менеджер по поиску объектов |
Высшее образование (менеджмент + дополнительное в сфере управления недвижимостью), опыт работы от 2 лет в отделе развития в розничной торговой или ресторанной сети, пол – мужской или женский, возраст – до 30 лет, коммуникабельность, ответственность |
Поиск и подбор объектов, перспективных с точки зрения открытия новых аптек сети |
Менеджер по согласованию |
Высшее образование (юридическое в сфере недвижимости), опыт работы от 2 лет в сфере согласований, пол – мужской или женский, возраст – до 30 лет, коммуникабельность, ответственность |
Подготовка и согласование документации для открытия новых аптек сети |
Итого затраты на внедрение отдела: оборудование 3 рабочих мест – 75 тыс. руб.; фонд заработной платы – 720 тыс. руб. (заработная плата начальника отдела – 24 тыс. руб., менеджеров – 18 тыс. руб.).
Предполагается, что благодаря отделу развития в 2008 году будут открыты 2 новых ресторана сети без продажи субфраншизы. Предварительные затраты на открытие двух ресторанов – 10 050 тыс. руб.
Также рекомендуется провести обучение персонала. Поддержание высокого уровня обслуживания в ресторанах сети «Папа Джонс» может быть обеспечено с помощью периодического (2 раза в год) обучения персонала. Для этой цели компании можно обратиться к услугам известной российской компании-эксперта в области ресторанного бизнеса ООО «РЕСТКОН» [37]. Стоимость обучения составляет порядка 75 тыс. рублей в год (+ затраты на авиаперелеты из Москвы и в Москву и проживание в гостинице).
Для управляющих ресторанами сети рекомендуется участие в краткосрочных семинарах, посвященных повышению эффективности функционирования ресторана. В качестве примера может рассматриваться семинар, организуемый ЦНТИ «Прогресс» 2 раза в год («Повышение эффективности функционирования предприятия общественного питания»). Стоимость участия одного сотрудника – 11 800 рублей, продолжительность семинара – 16 академических часов (2 дня). Итого: 47200 руб.
Итого затраты на обучение: 155 тыс. руб. (с учетом затрат на транспорт и проживание для бизнес-тренера).
Проведем также анализ рекламной деятельности сети «Папа Джонс». На сегодняшний день можно говорить о том, что рекламная политика сети ресторанов «Папа Джонс» носит скорее номинальный характер. Это особенно важно с учетом того, что как уже говорилось выше, осведомленность о ресторанах довольно низка, а также есть проблемы с заполняемостью.
Проведем анализ рекламы сети ресторанов «Папа Джонс» в 2006 и 2007 годах. Структура бюджета в 2006 и 2007 годах представлена в таблице 9.
Таблица 9
Структура бюджета рекламы ресторанов «Папа Джонс»
Средство распространения рекламы |
2006 |
% к бюджету |
2007 |
% к бюджету |
Изменение, +/- |
Изменение, % |
Интернет |
12000 |
5,02 |
42000 |
10,17 |
30000 |
250,00 |
Справочники |
27000 |
11,30 |
52000 |
12,59 |
25000 |
92,59 |
Визитки |
4000 |
1,67 |
7500 |
1,82 |
3500 |
87,50 |
Буклеты |
12400 |
5,19 |
14500 |
3,51 |
2100 |
16,94 |
Выносная реклама |
12000 |
5,02 |
12000 |
2,90 |
0 |
0,00 |
Листовки |
23000 |
9,62 |
28900 |
7,00 |
5900 |
25,65 |
Реклама на столах в ресторане |
5600 |
2,34 |
6200 |
1,50 |
600 |
10,71 |
Участие в конкурсах |
143000 |
59,83 |
250000 |
60,52 |
107000 |
74,83 |
Итого |
239000 |
100,00 |
413100 |
100,00 |
174100 |
72,85 |
Как видно, бюджет рекламы не сбалансирован, при этом основные средства отдаются на участие сети в конкурсах. Данное направление можно рассматривать как PR, но не как средство привлечения клиентов. Иными словами, когда клиент уже слышал о ресторане или получает о нем информацию из каких-либо средств, то факты победы могут иметь значение при выборе ресторана.
Дадим краткие рекомендации по проведению рекламы сети в СМИ. При составлении общего графика проведения рекламной кампании была определена периодичность размещения для каждого рекламного средства (таблица 10). При этом нужно отметить, что реклама направлена на продвижение как ресторанов, так и службы доставки (в том числе и в офисы).
Выбор данных средств размещения рекламы обусловлен тем, что они наиболее популярны в Санкт-Петербурге, а также предполагают широкий охват целевой аудитории (молодежь, менеджеры среднего звена, компании, заказывающие пиццу в офис и др.).
Одним из методов оценки качества обслуживания является методика Mystery Guest. Mystery Guest - это использование специально подготовленных гостей для анонимной оценки качества обслуживания, работы персонала, его честности, проверки выполнения стандартов качества продуктов и услуг. Mystery Guest может работать в разных формах: посещение ресторана (если есть необходимость, и ресторанов-конкурентов), бронирование по телефону, заказ через Интернет, скрытая видео/аудио запись.
Таблица 10
Используемые в рекламной кампании средства рекламы
Рекламное средство |
Периодичность |
Охват |
Частота воздействия на потребителя |
Стоимость |
Сайт |
ежедневно |
все посетители сайта (количество зависит от раскрученности сайта) |
каждое посещение сайта |
расчет проводился ранее, тому здесь затраты не учитываются |
Реклама в Интернет |
ежегодно |
посетители специализированных сайтов |
каждое посещение специализированных сайтов |
54000 руб. |
Реклама на «Русском радио» |
2 раза в год перед Новым годом и 8 марта (по 10 роликов) |
слушатели радио |
каждое включение радиостанции в дни размещения рекламы |
2 х 10 х 2 х 9500 = 380000 руб. |
Реклама на «Радио Шансон» |
2 раза в год в июне и августе (по 10 роликов) |
слушатели радио |
каждое включение радиостанции в дни размещения рекламы |
2 х 10 х 2 х 10 400 = 416 000 руб. |
Реклама на «Европе Плюс» |
2 раза в год в июле и октябре (по 10 роликов) |
слушатели радио |
каждое включение радиостанции в дни размещения рекламы |
2 х 10 х 2 х 11 200 = 448 000 руб. |
«Деловой Петербург» |
4 раза в год по мере выхода приложения «Гурман» (1/4 полосы) |
читатели приложения |
каждое прочтение приложения |
4 х 24600 = 98400 руб. |
«На Невском» |
4 номера из 12 (1/8 полосы) |
читатели журнала |
каждое прочтение журнала |
4 х 31560 = 126240 руб. |
«Собака.Ру» |
4 номера из 12 (1/4 полосы) |
читатели журнала |
каждое прочтение журнала |
4 х 26 665 = 106660 руб. |
Итого |
1 629 300 руб. |
Проведение оценки текущего качества обслуживания (в том числе, 5 проверок по методике Mystery Guest) и разработку усовершенствованного стандарта обслуживания покупателей в ресторане «Папа Джонс» рекомендуется возложить на компанию-эксперта в области ресторанного бизнеса. В качестве такой компании можно рассматривать фирму «Институт ресторанного бизнеса» [38], имеющую большой опыт работы на рынке консалтинговых услуг для предприятий общественного питания. Стоимость работ составит около 180 тыс. рублей. Одновременно с выявлением проблем следует провести обучение персонала новым стандартам обслуживания непосредственно в ресторане с целью с подробного разъяснения ошибок и недочетов, которые могут возникнуть при использовании положений стандарта. Стоимость обучения – около 25 тыс. рублей. Итого затраты: 205 тыс. руб.
Проведем экономическую оценку мероприятий (таблица 11).
Таблица 11
Технико-экономические показатели деятельности сети «Папа Джонс» после внедрения мероприятий
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2 007 |
2 008 |
Изменения |
|
+/- |
% |
|||||
1 |
Выручка (без НДС) |
Тыс. руб |
63524 |
101638 |
38 114 |
60,00 |
2 |
Себестоимость |
Тыс. руб |
38750 |
61950 |
23200 |
59,87 |
3 |
Стоимость основных производственных фондов |
Тыс. руб |
27552 |
37702 |
10 150 |
36,84 |
4 |
Численность работающих |
Чел. |
142 |
204 |
62,00 |
43,66 |
5 |
Фонд оплаты труда |
Тыс.руб. |
25636 |
38712 |
13076 |
51,00 |
6 |
Балансовая прибыль (с.1 – с.2) |
Тыс. руб |
24 774 |
39 689 |
14 915 |
60,20 |
7 |
Рентабельность деятельности (с.6/с.2)х100 |
% |
63,93 |
64,07 |
0,13 |
0,21 |
8 |
Рентабельность продаж (с.6/c.1)х100% |
% |
39,00 |
39,05 |
0,05 |
0,13 |
9 |
Производительность труда (с.1/c.4) |
Руб./чел. |
447,35 |
498,23 |
50,88 |
11,37 |
10 |
Фондоотдача (с.1/с.3) |
Руб./руб |
2,31 |
2,70 |
0,39 |
16,93 |
11 |
Средняя заработная плата (с.5/с.4) |
Тыс.руб./чел. |
180,54 |
189,76 |
9,23 |
5,11 |