Файл: Разработка системы управления персоналом в ресторанном бизнесе (Современные подходы к трактованию понятия «менеджмент»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 497

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим динамику выручки сети в 2007 году (таблица 2).

Таблица 2

Динамика выручки сети в 2006-2007 годах

Месяц

2006

2007

Изменение, тыс. руб.

Изменение, %

январь

3567

4141

574

16,1

февраль

3768

4439

671

17,8

март

4701

5740

1039

22,1

апрель

4095

4984

889

21,7

май

4293

5164

871

20,3

июнь

4602

5435

833

18,1

июль

4239

4947

708

16,7

август

3936

4660

724

18,4

сентябрь

4467

5405

938

21,0

октябрь

4770

5781

1011

21,2

ноябрь

5025

6000

975

19,4

декабрь

5436

6828

1392

25,6

Итого

52899

63524

10625

20,1

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что сети пиццерий «Папа Джонс» так же как и ресторанному бизнесу в целом присуща сезонность, которая проявляется в увеличении выручки в феврале и марте (23 февраля и 8 марта), а также перед Новым годом (декабрь). Кроме того, отмечается снижение посещаемости ресторана и, соответственно, выручки в летний период (сезон отпусков).

В целом, работу ресторанов сети можно оценить как стабильную, однако существуют проблемы с заполняемостью ресторанов - она составляет не более 45% днем и не более 70% по вечерам. Исключение составляют предпраздничные и праздничные дни.

Проанализируем использование площадей (таблица 3).

Таблица 3

Характеристика ресторанов сети «Папа Джонс»


Ресторан

Площадь

общая

Площадь

зала

Коэффициент использования площадей

ул. Фурштатская, 3

220

156

0,71

пр. Ветеранов, 91, к. 1

240

166

0,69

ул. Караваевская, 24, к. 1

255

186

0,73

пр. Большевиков, 8, к. 1

230

170

0,74

Как видно, все четыре ресторана сети характеризуются высокими коэффициентами использования площадей, что позволяет говорить об эффективной планировке зала и подсобных помещений.

3.2. Анализ системы управления персоналом

Проведем анализ кадровой ситуации в сети в 2006-2007 годах.

Штатное расписание по состоянию на 1 января 2008 года представлено в таблице 4. Нужно учесть, что персонал ресторанов работает по графику «2 через 2».

Таблица 4

Штатное расписание ООО «Балтик Папас 2»

Наименование должности

Количество единиц

ЗП, руб.

1

Генеральный директор

1

35000

2

Коммерческий директор

1

30000

3

Финансовый директор

1

30000

4

Главный бухгалтер

1

25000

5

Бухгалтер

3

15000

6

Секретарь

1

12000

7

Руководитель отдела маркетинга

1

24000

8

Менеджеры отдела маркетинга

2

18000

9

Руководитель отдела закупок

1

24000

10

Менеджер по закупкам

3

18000

11

Менеджер по качеству

1

18000

12

Руководитель отдела ценообразования

1

24000

13

Калькулятор

1

15000

14

Руководитель IT-отдела

1

24000

15

Системный администратор

1

18000

16

Исполнительный директор

1

30000

17

Менеджер по хоз.части

1

18000

18

Менеджер по контролю работы ресторанов

1

18000

19

Руководитель отдела персонала

1

24000

20

Менеджер отдела персонала

2

18000


Продолжение таблицы 4

21

Управляющий рестораном

4

25000

22

Шеф-повар

8

24000

23

Повар

16

18000

24

Рабочий кухни

16

12000

25

Старший официант

8

15000

26

Официант

32

12000

27

Уборщица

8

8000

28

Водитель службы доставки

16

12000

29

Диспетчер службы доставки

8

8000

Итого

142

2 136 000

Как видно, штат ООО «Балтик Папас 2» составляет 142 человека.

Проведем анализ кадрового состава (таблица 5).

Таблица 5

Анализ состава и движения кадров ООО «Балтик Папас 2»

Показатель

1 января 2007

1января 2008

Чел.

Доля, %

Чел.

Доля, %

1.Численность работающих, всего:

140

100

142

100

в том числе:

-административно-управленческий персонал;

28

20,0

30

21,1

- производств. и обслужив. персонал

104

74,3

104

73,2

-вспомогательный персонал

8

5,7

8

5,6

2. Категории по образованию:

-с высшим образованием

54

38,6

60

42,3

-со среднеспец. образованием

70

50,0

68

47,9

- со средним образованием

16

11,4

14

9,9

3. Категории по возрасту:

-до 30 лет

91

65,0

96

67,6

-от 30 до 40 лет

36

25,7

32

22,5

-от 40 до 50 лет

9

6,4

12

8,5

-свыше 50 лет

4

2,9

2

1,4

4. Принято работников:

12

8,6

8

5,6

5. Выбыло работников, всего:

12

8,6

6

4,2

в том числе:

-по собственному желанию

12

8,6

5

3,5

-за нарушение трудовой дисциплины

0

0,0

1

0,0

- по сокращению штатов

0

0,0

0

0,0

6.Пол

- женский

81

57,9

87

61,3

- мужской

59

42,1

55

38,7


Анализируя кадровый состав, можно сделать следующие выводы:

  • наибольшее количество сотрудников приходится на персонал, осуществляющий непосредственную работу с покупателями;
  • 42,3% персонала компании имеют высшее образование, 47,9% - среднее специальное (или незаконченное высшее – 4 курс вузов и старше), 9,9% - среднее (школа или младшие курсы вузов). Как видно, компании свойственна ситуация, типичная для всех предприятий ресторанного бизнеса;
  • 67,6% сотрудников моложе 30 лет, 22,5% - в возрасте от 30 до 40 лет, 8,5% - от 40 до 50 лет, 1,4% - свыше 50 (уборщицы). Таким образом, можно говорить об определенном возрастном балансе кадров в компании, когда молодость сочетается с опытом. В то же время, такая ситуация присуща многим предприятиям ресторанного бизнеса, когда в штате превалирует молодежь;
  • штат преимущественно женский (61,3%);
  • текучесть довольно высока, что присуще всем предприятиям ресторанного бизнеса. В 2006 году было уволено 12 сотрудников по собственному желанию в связи со сменой работы (официанты и работники кухни, а также один менеджер по маркетингу). В это же время на их место были приняты 12 новых сотрудников (продавцы-консультанты). В 2007 году один из сотрудников был уволен по причине пьянства (водитель службы доставки), но это крайне редкая для компании ситуация, 5 сотрудников ушли по собственному желанию (официанты и калькулятор). На места ушедших сотрудников были приняты новые, а также еще один менеджер по закупкам и бухгалтер.

3.3. Сравнение систем управления и выявление влияния американской модели управления на российскую

Проанализировав мировой рынок фаст-фуда, можно сделать выводы:

1. На мировом рынке быстрого питания в данный момент наблюдается стагнация, и развитие идет очень низкими темпами. Завоевывать новых клиентов мировым лидерам фаст-фуда приходиться большей частью экстенсивным путем, т.е. за счет повышения качества своей продукции и замены вредных для здоровья блюд более полезными.

2. Самой широкоизвестной компанией по-прежнему является McDonald's, которому принадлежит практически 70% мирового рынка фаст-фуда.

3. Самой популярной схемой проникновения в другие страны является система франчайзинга, которой пользуются все известные мировые игроки рынка быстрого питания.


4. В настоящее время во многих странах мира ведется борьба с пищей фаст-фудов, она признается как вредная для здоровья, приводящая к ожирению и различным заболеваниям. В связи с этим вводятся запреты на рекламу фаст-фудов, пропогандируется здоровый образ жизни и отказ от данной пищи.

Сеть «Папа Джонс» является одним из мировых лидеров рынка фаст-фуда в сегменте пиццерий. При этом развитие сети происходит по системе франчайзинга. В США франчайзинг в сфере быстрого питания и ресторанов суммарно занимает 26% от рынка франчайзинга. Крупнейшая франчайзинговая сеть быстрого питания — Subway — насчитывает около 20 тыс. франшизных точек, MсDonald’s — около 10 тыс. В России по схеме франчайзинга работают сети точек питания и ресторанов «РосИнтер», Baskin Robbins, «Русское бистро». На этой же основе созданы и сети ресторанов и кафе «Русские блины», которые начали продавать франшизу уже спустя 8 месяцев после открытия первой собственной точки, «Золотой цыпленок», «Крошка-Картошка». Быстро развивается сеть закусочных «Елки-Палки».

В России компания также работает по модели франчайзинга, при этом в России франшиза приобретается не на открытие отдельного ресторана сети, а сразу на освоение рынка фаст-фуда в Москве («4 Папас») или Санкт-Петербурге («Балтик Папас 2»). Это позволяет получить контроль над всеми открываемыми в городе ресторанами в сети. В дальнейшем можно говорить о том, что возможно развитие субфранчайзинга, которое будет осуществляться владельцами франшиз в Москве или Санкт-Петербурге.

Нужно также отметить важное отличие развития сети в США и в России (Санкт-Петербурге и Москве). В США подобные предприятия воспринимаются как заведения фаст-фуда, россияне же до сих пор воспринимают поход в пиццерии как поход в традиционное кафе или ресторан. Во многом это обусловлено российским менталитетом.

Система франчайзинга позволяет получателям франшизы приобрести в свое владение концепцию известной сети пиццерий, однако, при этом нужно учесть, что концепция должна быть адаптирована под российские условия. Таким образом, можно говорить о том, что владельцам франшизы требуется разработка стандартов обслуживания, обучение персонала, адаптация меню и др. в соответствии с требованиями владельцев «Папа Джонс» и с учетом российского рынка. Через аналогичные процедуры проходят все мировые сети, пришедшие в Россию.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы относительно управления сеть в США и Санкт-Петербурге: