Файл: Разработка системы управления персоналом в ресторанном бизнесе (Современные подходы к трактованию понятия «менеджмент»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современные подходы к трактованию понятия «менеджмент»
2. Особенности менеджмента как системы управления ресторанным предприятием
2.1. Специфика ресторанного бизнеса как сферы услуг
2.2. Особенности управления предприятием ресторанного бизнеса
2.3. Роль персонала в формировании культуры и качества обслуживания в ресторанном бизнесе
3. Анализ системы управления сетью пиццерий «Папа Джонс»
3.1. Краткая характеристика сети «Папа Джонс» в России
3.2. Анализ системы управления персоналом
3.3. Сравнение систем управления и выявление влияния американской модели управления на российскую
3.4. Обзор петербургского рынка фаст-фуда и конкурентный анализ
3.5. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления сетью пиццерий «ПапаДжонс»
Рассмотрим динамику выручки сети в 2007 году (таблица 2).
Таблица 2
Динамика выручки сети в 2006-2007 годах
Месяц |
2006 |
2007 |
Изменение, тыс. руб. |
Изменение, % |
январь |
3567 |
4141 |
574 |
16,1 |
февраль |
3768 |
4439 |
671 |
17,8 |
март |
4701 |
5740 |
1039 |
22,1 |
апрель |
4095 |
4984 |
889 |
21,7 |
май |
4293 |
5164 |
871 |
20,3 |
июнь |
4602 |
5435 |
833 |
18,1 |
июль |
4239 |
4947 |
708 |
16,7 |
август |
3936 |
4660 |
724 |
18,4 |
сентябрь |
4467 |
5405 |
938 |
21,0 |
октябрь |
4770 |
5781 |
1011 |
21,2 |
ноябрь |
5025 |
6000 |
975 |
19,4 |
декабрь |
5436 |
6828 |
1392 |
25,6 |
Итого |
52899 |
63524 |
10625 |
20,1 |
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что сети пиццерий «Папа Джонс» так же как и ресторанному бизнесу в целом присуща сезонность, которая проявляется в увеличении выручки в феврале и марте (23 февраля и 8 марта), а также перед Новым годом (декабрь). Кроме того, отмечается снижение посещаемости ресторана и, соответственно, выручки в летний период (сезон отпусков).
В целом, работу ресторанов сети можно оценить как стабильную, однако существуют проблемы с заполняемостью ресторанов - она составляет не более 45% днем и не более 70% по вечерам. Исключение составляют предпраздничные и праздничные дни.
Проанализируем использование площадей (таблица 3).
Таблица 3
Характеристика ресторанов сети «Папа Джонс»
Ресторан |
Площадь общая |
Площадь зала |
Коэффициент использования площадей |
ул. Фурштатская, 3 |
220 |
156 |
0,71 |
пр. Ветеранов, 91, к. 1 |
240 |
166 |
0,69 |
ул. Караваевская, 24, к. 1 |
255 |
186 |
0,73 |
пр. Большевиков, 8, к. 1 |
230 |
170 |
0,74 |
Как видно, все четыре ресторана сети характеризуются высокими коэффициентами использования площадей, что позволяет говорить об эффективной планировке зала и подсобных помещений.
3.2. Анализ системы управления персоналом
Проведем анализ кадровой ситуации в сети в 2006-2007 годах.
Штатное расписание по состоянию на 1 января 2008 года представлено в таблице 4. Нужно учесть, что персонал ресторанов работает по графику «2 через 2».
Таблица 4
Штатное расписание ООО «Балтик Папас 2»
№ |
Наименование должности |
Количество единиц |
ЗП, руб. |
1 |
Генеральный директор |
1 |
35000 |
2 |
Коммерческий директор |
1 |
30000 |
3 |
Финансовый директор |
1 |
30000 |
4 |
Главный бухгалтер |
1 |
25000 |
5 |
Бухгалтер |
3 |
15000 |
6 |
Секретарь |
1 |
12000 |
7 |
Руководитель отдела маркетинга |
1 |
24000 |
8 |
Менеджеры отдела маркетинга |
2 |
18000 |
9 |
Руководитель отдела закупок |
1 |
24000 |
10 |
Менеджер по закупкам |
3 |
18000 |
11 |
Менеджер по качеству |
1 |
18000 |
12 |
Руководитель отдела ценообразования |
1 |
24000 |
13 |
Калькулятор |
1 |
15000 |
14 |
Руководитель IT-отдела |
1 |
24000 |
15 |
Системный администратор |
1 |
18000 |
16 |
Исполнительный директор |
1 |
30000 |
17 |
Менеджер по хоз.части |
1 |
18000 |
18 |
Менеджер по контролю работы ресторанов |
1 |
18000 |
19 |
Руководитель отдела персонала |
1 |
24000 |
20 |
Менеджер отдела персонала |
2 |
18000 |
Продолжение таблицы 4
21 |
Управляющий рестораном |
4 |
25000 |
22 |
Шеф-повар |
8 |
24000 |
23 |
Повар |
16 |
18000 |
24 |
Рабочий кухни |
16 |
12000 |
25 |
Старший официант |
8 |
15000 |
26 |
Официант |
32 |
12000 |
27 |
Уборщица |
8 |
8000 |
28 |
Водитель службы доставки |
16 |
12000 |
29 |
Диспетчер службы доставки |
8 |
8000 |
Итого |
142 |
2 136 000 |
Как видно, штат ООО «Балтик Папас 2» составляет 142 человека.
Проведем анализ кадрового состава (таблица 5).
Таблица 5
Анализ состава и движения кадров ООО «Балтик Папас 2»
Показатель |
1 января 2007 |
1января 2008 |
||
Чел. |
Доля, % |
Чел. |
Доля, % |
|
1.Численность работающих, всего: |
140 |
100 |
142 |
100 |
в том числе: |
||||
-административно-управленческий персонал; |
28 |
20,0 |
30 |
21,1 |
- производств. и обслужив. персонал |
104 |
74,3 |
104 |
73,2 |
-вспомогательный персонал |
8 |
5,7 |
8 |
5,6 |
2. Категории по образованию: |
||||
-с высшим образованием |
54 |
38,6 |
60 |
42,3 |
-со среднеспец. образованием |
70 |
50,0 |
68 |
47,9 |
- со средним образованием |
16 |
11,4 |
14 |
9,9 |
3. Категории по возрасту: |
||||
-до 30 лет |
91 |
65,0 |
96 |
67,6 |
-от 30 до 40 лет |
36 |
25,7 |
32 |
22,5 |
-от 40 до 50 лет |
9 |
6,4 |
12 |
8,5 |
-свыше 50 лет |
4 |
2,9 |
2 |
1,4 |
4. Принято работников: |
12 |
8,6 |
8 |
5,6 |
5. Выбыло работников, всего: |
12 |
8,6 |
6 |
4,2 |
в том числе: |
||||
-по собственному желанию |
12 |
8,6 |
5 |
3,5 |
-за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
0,0 |
1 |
0,0 |
- по сокращению штатов |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
6.Пол |
||||
- женский |
81 |
57,9 |
87 |
61,3 |
- мужской |
59 |
42,1 |
55 |
38,7 |
Анализируя кадровый состав, можно сделать следующие выводы:
- наибольшее количество сотрудников приходится на персонал, осуществляющий непосредственную работу с покупателями;
- 42,3% персонала компании имеют высшее образование, 47,9% - среднее специальное (или незаконченное высшее – 4 курс вузов и старше), 9,9% - среднее (школа или младшие курсы вузов). Как видно, компании свойственна ситуация, типичная для всех предприятий ресторанного бизнеса;
- 67,6% сотрудников моложе 30 лет, 22,5% - в возрасте от 30 до 40 лет, 8,5% - от 40 до 50 лет, 1,4% - свыше 50 (уборщицы). Таким образом, можно говорить об определенном возрастном балансе кадров в компании, когда молодость сочетается с опытом. В то же время, такая ситуация присуща многим предприятиям ресторанного бизнеса, когда в штате превалирует молодежь;
- штат преимущественно женский (61,3%);
- текучесть довольно высока, что присуще всем предприятиям ресторанного бизнеса. В 2006 году было уволено 12 сотрудников по собственному желанию в связи со сменой работы (официанты и работники кухни, а также один менеджер по маркетингу). В это же время на их место были приняты 12 новых сотрудников (продавцы-консультанты). В 2007 году один из сотрудников был уволен по причине пьянства (водитель службы доставки), но это крайне редкая для компании ситуация, 5 сотрудников ушли по собственному желанию (официанты и калькулятор). На места ушедших сотрудников были приняты новые, а также еще один менеджер по закупкам и бухгалтер.
3.3. Сравнение систем управления и выявление влияния американской модели управления на российскую
Проанализировав мировой рынок фаст-фуда, можно сделать выводы:
1. На мировом рынке быстрого питания в данный момент наблюдается стагнация, и развитие идет очень низкими темпами. Завоевывать новых клиентов мировым лидерам фаст-фуда приходиться большей частью экстенсивным путем, т.е. за счет повышения качества своей продукции и замены вредных для здоровья блюд более полезными.
2. Самой широкоизвестной компанией по-прежнему является McDonald's, которому принадлежит практически 70% мирового рынка фаст-фуда.
3. Самой популярной схемой проникновения в другие страны является система франчайзинга, которой пользуются все известные мировые игроки рынка быстрого питания.
4. В настоящее время во многих странах мира ведется борьба с пищей фаст-фудов, она признается как вредная для здоровья, приводящая к ожирению и различным заболеваниям. В связи с этим вводятся запреты на рекламу фаст-фудов, пропогандируется здоровый образ жизни и отказ от данной пищи.
Сеть «Папа Джонс» является одним из мировых лидеров рынка фаст-фуда в сегменте пиццерий. При этом развитие сети происходит по системе франчайзинга. В США франчайзинг в сфере быстрого питания и ресторанов суммарно занимает 26% от рынка франчайзинга. Крупнейшая франчайзинговая сеть быстрого питания — Subway — насчитывает около 20 тыс. франшизных точек, MсDonald’s — около 10 тыс. В России по схеме франчайзинга работают сети точек питания и ресторанов «РосИнтер», Baskin Robbins, «Русское бистро». На этой же основе созданы и сети ресторанов и кафе «Русские блины», которые начали продавать франшизу уже спустя 8 месяцев после открытия первой собственной точки, «Золотой цыпленок», «Крошка-Картошка». Быстро развивается сеть закусочных «Елки-Палки».
В России компания также работает по модели франчайзинга, при этом в России франшиза приобретается не на открытие отдельного ресторана сети, а сразу на освоение рынка фаст-фуда в Москве («4 Папас») или Санкт-Петербурге («Балтик Папас 2»). Это позволяет получить контроль над всеми открываемыми в городе ресторанами в сети. В дальнейшем можно говорить о том, что возможно развитие субфранчайзинга, которое будет осуществляться владельцами франшиз в Москве или Санкт-Петербурге.
Нужно также отметить важное отличие развития сети в США и в России (Санкт-Петербурге и Москве). В США подобные предприятия воспринимаются как заведения фаст-фуда, россияне же до сих пор воспринимают поход в пиццерии как поход в традиционное кафе или ресторан. Во многом это обусловлено российским менталитетом.
Система франчайзинга позволяет получателям франшизы приобрести в свое владение концепцию известной сети пиццерий, однако, при этом нужно учесть, что концепция должна быть адаптирована под российские условия. Таким образом, можно говорить о том, что владельцам франшизы требуется разработка стандартов обслуживания, обучение персонала, адаптация меню и др. в соответствии с требованиями владельцев «Папа Джонс» и с учетом российского рынка. Через аналогичные процедуры проходят все мировые сети, пришедшие в Россию.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы относительно управления сеть в США и Санкт-Петербурге: