Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждое рабочее место на предприятии оснащено как необходимым набором вычислительной техники и необходимыми наборами инструментов. На каждом рабочем месте есть доступ во всемирную сеть Internet.
Для ведения учёта, а также для управления производственными процессами «Служба спасения мобильных телефонов «Dr Mobi» активно использует современные технологии – электронные базы данных, как локальные, так и облачные, позволяющие при необходимости руководству иметь возможность оперативно отслеживать и управлять бизнес-процессами как находясь непосредственно в стенах предприятия, так и из любой точки земного шара – используя удалённый доступ через сеть Internet.
В качестве локальной базы данных для учёта принятой в ремонт техники, внесения данных о стадиях её ремонта, иных сведениях, на предприятии используется база данных «XL Сервисный центр» (Рис. 2.1)[13].
Рисунок 2.1 – Пример формы ввода данных о приёмке техники в ремонт в программном обеспечении «XL Сервисный центр»
(авторская разработка)
Для ведения оперативного учёта по выданной клиентам технике, а также для ведения учёта продаж и в бухгалтерских целях используется облачная база данных, основанная на технологии Google Spreadsheets пакета Google Docs [14, 15, 16].
Рисунок 2.2 – Образец облачной базы данных с использованием Google Spreadsheets пакета Google Docs (авторская разработка)
В ходе выполнения работ предприятие взаимодействует с несколькими группами внешних контрагентов, они представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Группы внешних контрагентов предприятия
Группа | Взаимодействие |
Клиенты | Клиент предоставляет предприятию технику, требующую сервисного обслуживания либо ремонта, информацию о имеющихся с ней проблемах, либо необходимом сервисном обслуживании, в ответ получает информацию о результатах проведённой диагностики и о стоимости ремонта или обслуживания, после чего сообщает о своём решении – согласии либо не согласии об обслуживании/ремонте техники, в зависимости от которого, предприятие либо обслуживает/ремонтирует технику, информируя клиента о ходе выполнения заказа, либо, в случае отказа от проведения ремонт, подготавливает технику к выдаче без обслуживания/ремонта и информирует клиента о её готовности к выдаче. |
Поставщики | Предприятие информирует поставщиков о имеющейся необходимости в поставках тех либо иных комплектующих/запчастей, поставщики в свою очередь передают предприятию информацию о их наличии/стоимости и сроках поставки, в свою очередь получая от предприятия заказ на поставку, либо отказ от поставки. В случае, если предприятие согласно на имеющиеся условия у поставщиков, оно передаёт информацию о заказе комплектующих, получая от поставщика счёт на оплату, оплачивает его и ожидает получения комплектующих/запчастей. При необходимости с поставщиками предприятие взаимодействует в случаях необходимой замены ранее поставленной запчасти по гарантии – поставщикам передаётся информация о имеющемся браке, ранее поставленных запчастей либо комплектующих, поставщики принимают решение о замене либо отказе в замене комплектующих, в свою очередь сообщая об этом предприятию. |
Партнёры | Предприятие передаёт информацию о необходимых услугах (например полиграфия, реклама, иное) партнёрам, получая от них сведения о их предложениях и их стоимости, в свою очередь либо соглашается на них, оплачивая счета и передавая данные о оплате и получая информацию о ходе работ, либо отказывается. |
Государство | Государство предоставляет предприятию данные о необходимой отчётности, в свою очередь «Служба спасения мобильных телефонов «Dr Mobi» предоставляет различного рода отчётность (финансовую, налоговую и т.д.). |
Источник: авторская разработка
Схема взаимодействия предприятия с внешними контрагентами выполнена в программном обеспечении BPWin в нотации DFD и представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Схема взаимодействия «Службы спасения мобильных телефонов «Dr Mobi» с внешними контрагентами (авторская разработка)
Для моделирования схемы взаимодействия предприятия с внешними контрагентами используется диаграмма потоков данных (нотация DFD), являющаяся одним из инструментов структурного анализа и проектирования информационных систем с точки зрения хранения, обработки и передачи данных. Данная нотация наглядно отвечает на вопросы из чего состоит информационная система и что требуется для обработки информации.
2.2 Модель организации работы сервисного центра по ремонту мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков
Целью моделированияявляется создание представление процесса работы сервисного центра по ремонту мобильной техники в виде иерархии диаграмм, обеспечивающих наглядность и полноту визуализации процесса для получения возможности улучшения его эффективности.
Точкой зрения является руководитель предприятия.
Субъектом моделирования является процесс работы сервисного центра по ремонту и обслуживанию мобильной техники и происходящие внутри него подпроцессы.
Д
иаграмма процесса деятельности предприятия представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Диаграмма A-0 процесса «Деятельность предприятия по ремонту мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков» в нотации IDEF0, устанавливающая область моделирования и её границы
(авторская разработка)
Из данной диаграммы видно, что входящими потоками для предприятия являются Заказы на ремонт/обслуживание техники, Информация от поставщиков о наличии и стоимости комплектующих, Комплектующие/запчасти от поставщиков и Деньги клиентов.
Исходящими потоками от предприятия являются Информация о цене и сроках ремонта, Отремонтированная/обслуженная техника, Запросы поставщикам о наличии и цене комплектующих, Заказы поставщикам на необходимые для работы предприятия комплектующие и Оплата комплектующих/запчастей.
В роли «механизмов», осуществляющих деятельность, выступают Персонал предприятия и Бухгалтерская система.
Как видно из представленной диаграммы, управляющими потоками для предприятия являются Правила и процедуры и Законодательство. Они в себе содержат информацию соответственно, как внутреннего регламента предприятия по проведению тех либо иных процедур, так и законы и законодательные акты, которыми регламентируется деятельность предприятия со стороны государства и различных контролирующих органов.
Благодаря тому, что нотация IDEF0 позволяет проводить декомпозицию для возможности создания более детализированного описания процессов работы предприятия, выполним её и получим модель бизнес-процесса деятельности предприятия в нотации IDEF0 второго уровня, позволяющую рассмотреть бизнес-процесс более детально.
Диаграмма A-0 процесса «Деятельность предприятия по ремонту мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков» в нотации IDEF0 представлена на рисунке 2.5.
Из диаграммы видно, что бизнес-процесс предприятия состоит из нескольких этапов, это Приёмка техники, Диагностика, Согласование ремонта, Ремонт и тестирование техники и Выдача техники клиенту. Все они подчиняются регламенту предприятия (внутренним правилам и процедурам), а также законодательству, регламентирующем работу предприятия со стороны государства и иных контролирующих органов. На каждом этапе задействован персонал предприятия, в который входят Приёмщик и Мастер по ремонту, причём на схеме видно, на каком этапе кто именно осуществляет работу данного этапа – Приёмщик или Мастер по ремонту.
Рисунок 2.5 – Диаграмма A0 деятельности предприятия по ремонту мобильных телефонов и ноутбуков в нотации IDEF0 второго уровня (авторская разработка)
На первом этапе Приёмщик осуществляет работу по приёмке от клиентов заказов на обслуживание и ремонт техники. По окончанию данного этапа принятая техника и информация о имеющихся проблемах с ней передаётся на второй этап.
На втором этапе, называемом «Диагностика», Мастер по ремонту основываясь на полученной с первого этапа информации о заявленной проблеме, проводит диагностику техники и определяется какие именно работы необходимо выполнить и какие именно запчасти необходимо использовать для проведения ремонта техники. Полученная в ходе выполнения данного этапа информация и техника передаются на третий этап.
В ходе выполнения третьего этапа Приёмщик, используя информацию о результатах диагностики проводит следующую работу – если для проведения ремонта не требуется дополнительного согласования с поставщиками о наличии и стоимости запчастей, передаёт информацию о цене и сроках ремонта клиенту и в зависимости от его решения, либо передаёт технику на этап номер пять «Выдача техники клиенту» (в случае отказа клиента от ремонта), либо передаёт технику на этап номер четыре (в случае согласия клиента с ценой и сроками ремонта). В случае, если результаты диагностики говорят о том, что для проведения ремонта требуются какие-либо комплектующие, то Приёмщик сначала формирует запрос поставщикам для выяснения наличия и стоимости необходимых комплектующих, после, получив от них ответ с информацией о наличии, цене и сроках поставки, связывается с клиентом, передаёт ему данные результатов этапа диагностики, информацию о цене и сроках поставки необходимых комплектующих, и в зависимости от решения клиента выполняет следующие действия – либо передаёт аппарат на этап номер пять «Выдача клиенту» (в случае отказа клиента от проведения ремонта), либо отправляет заказ поставщикам на необходимые для проведения ремонта комплектующие (в случае получения согласия от клиента на ремонт), передаёт аппарат на этап номер четыре – «Ремонт и тестирование техники».
Четвёртый этап включает в себя непосредственно ремонт согласованной на ремонт техники, выполняется он Мастером по ремонту, при этом используется Информация о результатах диагностики, полученная на этапе номер два «Диагностика». На данном этапе используются Комплектующие и запчасти от поставщиков. После выполнения ремонта, техника проходит тестирование и далее, вместе с информацией о результатах ремонта, передаётся на последний, пятый этап «Выдача техники клиенту».
Пятый этап является окончательным, в ходе его выполнения, Приёмщик, передаёт готовую технику клиенту, получая от него средства за выполненную предприятием работу по ремонту либо диагностике техники.
Диаграмма декомпозиции процесса «Согласование ремонта» представлена на рисунке 2.6
Процесс согласования ремонта включает в себя выполнение четырёх работ:
1. Работа «Составление списка работ и запчастей» взаимодействует с хранилищем номер один, содержащем информацию с предыдущего этапа о проведённой диагностике техники, направляя в него запрос о данных диагностики и получая в ответ полные данные диагностики. В процессе выполнения данная работа на основе полных данных диагностики в качестве результата формирует списки необходимых для выполнения ремонта работ и комплектующих.
2. Работа «Определение цены ремонта» взаимодействует с одной внешней сущностью – поставщиками, передавая ей список необходимых комплектующих, в ответ получая их стоимость, а также с одним хранилищем, содержащем прайс-лист с расценками стоимости работ предприятия. В результате информационного взаимодействия с поставщиками и хранилищем, работа получает стоимость комплектующих и стоимость необходимых работ, в качестве выхода генерируя окончательную цену ремонта.
3. Работа «Согласование с клиентом» также взаимодействует с одной внешней сущностью – клиентом, передавая ей информацию с данными о конечной цене ремонта и в ответ получая информацию о решении клиента – производить ремонт или нет. На выходе данной работы данные о подтверждении выполнения ремонта клиентом.
4. Задача работы под названием «Заказ запчастей» состоит в заказе необходимых запчастей у внешней сущности «Поставщики».
Рисунок 2.6 - Диаграмма декомпозиции процесса «Согласование ремонта» в нотации DFD (авторская разработка)
Диаграмма декомпозиции процесса «Ремонт и тестирование техники» в нотации IDEF3 представлена на рисунке 2.7.
Процесс ремонта начинается с получения списка необходимых работ по ремонту (он был создан ранее в процессе проведения диагностики). Первым действием выполняется проверка необходимости замены каких-либо комплектующих, либо переход к следующему действию, если замена комплектующих не требуется. В случае, если требуется замена комплектующих, проводится проверка их наличия и в зависимости от её результатов либо комплектующие устанавливаются, либо формируется список необходимых запчастей и производится их заказ. Результатом данного действия является установка необходимых комплектующих на ремонтируемую технику в случае если они необходимы и имеются в наличии.
Следующим действием производится проверка необходимости проведения программных работ c ремонтируемой техникой и проведение таких работ в случае, если они являются необходимыми.
Третьим действием производится тестирование отремонтированной техники. В зависимости от результатов тестирования производится, формирование соответствующего отчёта – либо отчёта о выполненных работах и установленных комплектующих, в случае если результат тестирования положительный, либо отчёта о выявленных с техникой дополнительных проблемах в том случае, если результат тестирования является негативным.