Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
105 на темпы роста экономики. Основными целевыми установками применения подобных инструментов финансового регулирования должны являться: направленность на изменение структуры экономики; стимулирование разви- тия фундаментальной науки, венчурных фондов, государственно-частного партнерства; повышение эффективности расходов всех уровней бюджетной системы на образование и научные исследования. Целесообразным является снижение ключевой ставки, финансирование предприятий реального сектора за счет льготных кредитов с обязательным субсидированием процентной ставки для предприятий приоритетных отраслей экономики, которые могут обеспечить импортозамещение. Проводимый государственными органами валютный контроль должен обеспечивать постоянный мониторинг движения капитала, как одного из важнейших факторов выработки валютной и финан- совой политики государства, а также своевременное предупреждение, выяв- ление и пресечение правонарушений [2, 129]. Важным условием становится восстановление сбалансированности бюджетной системы после падения цен на нефть и доходов бюджета [3, 15].
Финансирование фундаментальных исследований – всевозможные спо- собы материальной поддержки проектов, инициируемых специалистами ву- зов и исследовательских центров. Примером действия этого направления яв- ляется тот факт, что на данный момент предоставляется поддержка в виде субсидий производственным предприятиям на срок до трех лет в объеме до
100 млн руб. в год для компенсации их затрат, связанных с заказом НИОКТР, проводимых российскими вузами, государственными научными организаци- ями. Финансирование коммерческих инноваторов – это прямые и косвенные инструменты, такие, как субсидирование, госзаказ, налоговые и таможенные льготы, инвестиции через фонды, гарантии, кредиты. Это одновременно са- мая эффективная и самая сложная группа инструментов, которая при хоро- шем развитии среды форсирует инновационный процесс, а при недостаточ- ном развитии среды вытесняет частную инициативу и приводит к злоупо- треблениям. В 2010-2015 гг. осуществлена государственная поддержка про- ектов, выполняемых в рамках кооперации 172 российских производственных предприятий, 87 вузов и 5 государственных научных учреждений. Обеспече- но развитие системы грантового и заемного финансирования инновационных проектов бизнеса в рамках государственных программ Российской Федера- ции «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повыше- ние ее конкурентоспособности», а также в рамках деятельности Фонда разви- тия промышленности и Фонда «ВЭБ-Инновации».
Список литературы
1. Инновационное развитие России: Возможности и перспективы / И.В. Иванов,
В.В. Баранов. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 352 с.
2. Слепов В.А., Волков И.И. Финансовая политика государства: обзор понятия, факторов, рисков и инструментов // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления.
2015. № 7 (40). С. 126-134.
3. Слепов В.А. Федеральный бюджет на 2014-2016 гг. в условиях финансовой турбулентности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
2013. № 11 (65). С. 11-16.
106
ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖКХ
Ислямова А.А.
студентка кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура»,
Казанский государственный энергетический университет, Россия, г. Казань
Для экономии энергоресурсов в ЖКХ используется не только энергетическая поли- тика, но и другие способы энергосбережения. Повысить энергосберегающий эффект мож- но за счет повышения качества энергетических систем жилищных фондов, проведение энергетических обследований и паспортизации.
Ключевые слова: энергоресурсы, ЖКХ, энергосбережение, энергопотребление, энергопотребляемость, энергоэффективность.
После того, как Российская Федерация вступила во Всемирную торго- вую организацию, наша продукция в условиях открытого рынка, стала не- конкурентоспособной, т.к. энергопотребление на единицу произведенной продукции у стран Европы значительно ниже чем у нас, а это значит и стои- мость их продукции также ниже, чем нашей. Эта разница в энергопотребле- нии зависит от качества материала и оборудования, которые используются в промышленных технологиях [1, с. 99].
Вся экономика страны, в том числе и сфера ЖКХ как один из мощных энергопотребителей, пытается найти эти энергосберегающие материалы и технологии.
Для снижения потребления энергоресурсов разрабатывается и притворя- ется поэтапно в жизнь энергетическая политика. Энергетическая политика – это программа мер направленная на экономное расходование топливно- энергетических ресурсов. С ее помощью определяются программные меро- приятия для улучшения энергоэффективности [2, с. 119].
Для сферы ЖКХ данный вопрос также является важным, ведь не сек- рет, что энергоемкость жилого фонда очень высока, т.к. жилые дома все больше нуждаются в капитальном ремонте.
Для внедрения энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ, мешают системные противоречия, такие как: требования стабильной тарифной платы для потребителей и желанием ресурсоснабжающих организаций постоянно повышать цену; между переходом ЖКХ на энергосбережение и потребите- лями, не желающими брать ответственность за экономию энергии. И именно эти противоречия, определяют проблемы и замедляют развитие энергосбере- жения в ЖКХ.
В ЖКХ возможно большое снижение энергопотребления и повышения энергоэффективности, именно для этого используются системы энергоме- неджмента. Его построение начинается с разработки энергетической полити- ки организации, которая содержит 4 обязательства, такие как: 1) постоянное улучшение, 2) информационная доступность, 3) выделение ресурсов для до- стижения энергоцелей и показателей, установленных организацией и 4) вы- полнение законодательных требований. После этого необходимо постоянно
107 контролировать работу системы для определения возможных недостатков и их разрешения. Оценка эффективности, которая является основой энергоме- неджмента, – это периодический процесс оценки использования энергии.
В Республике Татарстан также внедряются в практику различный опыт передовых стран по энергосбережению. И как один из действенных методов эффективности использования ресурсов в системе ЖКХ – это установка ин- дивидуальных приборов учета на потребляемые ресурсы, что стимулирует потребителей к более бережному их использованию, и, следовательно, сни- жения платы за них.
Также повысить энергосберегающий эффект можно за счет повышения качества энергетических систем жилищных фондов, проведение энергетиче- ских обследований и паспортизации [4]. На этом основании органы власти: создают список первых энергосберегающих мероприятий, которые оплачива- ет РТ, в тех домах, в которых было проведено энергетическое обследование; подготавливают нормативы, которые определяют какое количество ресурсов потребляется в жилых домах.
В Республике Татарстан есть целевые программы по энергосбереже- нию, которые направлены на государственное софинансирование аргумен- тированных энергетических программ для сферы ЖКХ и промышленности
[3, с. 35]. Для выбора проекта направленного на энергосбережение он дол- жен удовлетворять ряду условий:
1. Для того чтобы проект проинвестировался государством, нужно чтобы он был направлен на уменьшение уровня потребления энергетической ресурсов и смог повысить конкурентоспособность производства. Но умень- шить уровень потребления только за счет замены оборудования и технологии в целом невозможно, для этого нужна энергосберегающая программа.
2. Для обеспечения планируемой эффективности проводят исследова- тельские расчеты зависимости, для выполнения тех или иных мероприятий, на основе технико-экономических характеристик, таких как объем продук- ции и затраченных на ее производство энергоресурсов и из этих данных сто- имости этой продукции. Определение основных характеристик определяется тем годом, в котором намечается данный проект. Расчеты и мероприятия для энергосбережения включаются в бизнес-план проекта.
3. Все проекты должны проходить экологическую экспертизу, и толь- ко после этого оценку энергосбережения, в тех проектах, в которых не пред- ставлены количественные оценки используется сопоставимая оценка эффек- тивности.
Для того, чтобы проект был софинансирован Правительством РТ про- екты проходят отбор и экспертизу, состоящую из двух этапов:
1 этап. Проекты, направленные на энергосбережение должны включать в себя бизнес-план, в котором есть расчеты энергосберегающей эффективно- сти всего проекта и мероприятий направленных на сбережение энергетиче- ских ресурсов. Проекты этой области распределяются в порядке убывания данных по энергосберегающей эффективности. Конечной точкой окупаемо- сти считается срок в 3,5 года. Распределение инвестиций зависит от предпо- лагаемой величины экономии энергоресурсов в данной отрасли.
108
2 этап. Проекты, которые прошли первоначальный отбор обязательно направляются на экспертизу. На предприятиях, на которых планируются данные мероприятия, проводится энергетическая и финансовая проверка, с помощью которых определяется степень готовности предприятия к выполне- нию проектов по энергетическому сбережению.
И уже после этого решается вопрос о необходимости государственной поддержки представленного проекта.
Масштабная реализация программ по снижению потребления энерго- ресурсов в сфере ЖКХ и не только, к сожалению, не возможна без финансо- вой помощи государства. Это объясняется тем, что многие мероприятия мно- гозатратны из-за масштабного износа оборудования, зданий, сооружений.
Как было сказано выше, уменьшить уровень потребления только за счет за- мены оборудования и технологии в целом невозможно, для этого еще нужно не только разработать энергосберегающие программы, но также изменить отношение людей, которые привыкли к расточительному использованию ре- сурсов в связи с их большим количество в России и низкой стоимостью.
Именно расточительное отношение людей к энергоресурсам делает сферу
ЖКХ третьей по величине отраслью их потребления.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Список литературы
1. Шлычков В.В. Парадигма энергетической безопасности XXI века // Вестник
ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2008. № 4. С. 99-103.
2. Файрушина М.А., Шлычков В.В. Методика оценки экономической эффектив- ности инвестиционных программ энергетических компаний с учетом факторов риска и неопределенности // Экономические науки. 2011. № 76. С. 117-121.
3. Нестулаева Д.Р. Государственное регулирование отношений в сфере тепловой энергии // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 1. С. 36-38.
4. Нестулаева Д.Р. Проблема привлечения инвестиционных средств в электросе- тевой комплекс // Вестник экономики, права и социологии. 2009. № 1. С. 34-37.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Кирьянова А.А.
магистрант кафедры «Менеджмент и маркетинг»,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
Россия, г. Пермь
В статье приводится несколько составляющих успех инновационной организации: персонал организации с особенными характеристиками поведения и компетенциями, а также применение политики управления персоналом.
Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, персонал, предприятие, инновации, инновационно-активная организация.
В быстрорастущей и конкурентной среде для успешной и эффективной деятельности предприятия не хватает только профессионально подобранной
109 техники и технологии. Сердцем любого предприятия являются его сотрудни- ки. Тем насколько искусно подобран персонал, будет зависть насколько дол- го, предприятие будет генерировать прибыль и будет благополучно функци- онировать. Для инновационной же компании должен быть подобран особый рабочий состав, имеющий инновационный потенциал.
Инновационной организация – это организация, нацеленная на созда- ние, производство, коммерциализацию нового продукта, технологии, услуги.
В цепочке создания инновационного продукта и наполнение его ценно- стью участвуют люди, а именно тот персонал предприятия, который спосо- бен выпускать инновационный продукт, тот персонал предприятия, который имеет инновационный потенциал.
Рассмотрим несколько понятий инновационного потенциала персонала
(ИПП):
1. ИПП – мера готовности персонала к реализации комплекса задач, обеспечивающих функционирования предприятия в условиях инновацион- ной деятельности, а также способность выполнять инновационные преобра- зования [3].
2. ИПП – возможность персонала предприятия к позитивному крити- ческому восприятию информации, предложению новых идей, а также реали- зация своих навыков на практике для предвидения и предотвращения крити- ческой ситуации на предприятии, а также воплощения практических матери- ализации новшеств [2].
3. ИПП – совокупность личных и профессиональных качеств сотруд- ников, которые позволяют им эффективно оперировать имеющимися общи- ми и профессиональными знаниями с целью оптимального решения текущих и будущих задач на основе новаторских подходов [1].
Из приведенных ранее определений можно сделать вывод, что ИПП – это синтез компетенций, знаний, опыта, а также личностных характеристик работника, помогающих в процессе трудовой деятельность быть инноваци- онно активным и способным к продуцированию инновационных идей, про- дуктов, решений и т.д. Создание, развитие ИПП является приоритетным направлением в политике управления персоналом предприятия.
Так у любой успешной компании существуют стратегия развития. Кад- ровая политика должна быть взаимосвязана со стратегией компании и ее миссией.
Функции кадровой политики можно разделить на два блока: внешний и внутренний. Так внешней функцией можно назвать поиск и умение подби- рать персонал (персонал, ориентированный на создание и принятие иннова- ций) в котором нуждается предприятие, посредством привлечения его с внешнего рынка. Функцией внутренней можно назвать деятельность кадро- вой службы внутри предприятия: от обучения и донесения миссии компании персоналу и его развития до выполнения сотрудниками поставленных целей предприятием.
Особенностью кадровой политики инновационной организации являет- ся нахождение в сотрудниках инновационного потенциала и его развитие пу-