Файл: Технология создания электронных средств обученияавторы Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А.pdf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
§ корректное использование ЭСО расширяет возможности человеческого мышления;
§ обучение работе с ЭСО является одним из методов формирования мышления.
Вышеупомянутая подготовка педагогических кадров к разработке и внедрению ЭСО в обучение невозможна без административной поддержки. Дело в том, что в процессе форми- рования готовности педагогов к созданию и использованию ЭСО в своей профессиональной деятельности еще большим тормозом, чем консерватизм преподавателей, является инерт- ность организационной структуры большинства учебных заведений.
Нередки случаи, когда достаточно квалифицированные специалисты, занимающиеся управлением образованием, не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к компьютерному обучению и придерживаются крайне негативной политики не- вмешательства. В связи с этим необходима административная поддержка, направленная на создание организационной инфраструктуры современной образовательной системы, изна- чально нацеленная на высокую степень готовности педагогов к созданию и практическому применению ЭСО.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразности специализированных из- даний, предназначенных для активизации интереса педагогической общественности к про- блемам разработки и внедрения современных образовательных электронных изданий и ре- сурсов. Подобные издания должны быть ориентированы на широкий круг специалистов:
§ педагогов всех направлений и уровней подготовки,
§ администраторов системы образования;
§ преподавателей-методистов различных дисциплин;
§ специалистов в различных областях информатики и сферы создания средств инфор- матизации, таких, как интерфейс взаимодействий человека и компьютера, графиче- ские приложения, искусственный интеллект, компьютерная и вычислительная техни- ка, телекоммуникации;
§ психологов;
§ эргономистов;
§ социологов;
§ лингвистов.
Очевидно, что эти издания могут и должны стать центром обмена опытом, разработки и передачи знаний и умений, звеном, объединяющим деятельность всех тех, кто занимается проблемами информационной образовательной инженерии. В этом случае процессы инте- грации и унификации коснулись бы и деятельности людей по созданию и применению средств информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования.
Формированию готовности педагогов к созданию и использованию ЭСО в профессио- нальной деятельности способствует проведение конкурсов, поощрение труда новаторов, а также сертификация разработанных электронных средств обучения с последующим издани- ем соответствующих каталогов. Выдача сертификата и публикация сведений о сертифициро- ванном электронном ресурсе в каталоге должны давать основание для включения разрабо- танного электронных средств обучения в список научных и методических трудов преподава- теля.
Кроме перечисленного, существенный эффект имеет непосредственный межличност- ный обмен опытом на конференциях по применению электронных средств обучения. Приме- чательно, что подобные конференции позволяют педагогам не только ближе ознакомиться с содержанием докладов, но и увидеть передовые разработки образовательных электронных
18
изданий и ресурсов, провести сравнение различных способов создания и применения элек- тронных ресурсов в образовательной деятельности.
Хотелось бы также отметить, что в результате изучения содержательного материала,
представленного в настоящем Интернет-издании, преподаватели должны знать современные технологии создания и применения электронных средств обучения, уметь ставить и решать задачи проектирования таких средств, проводить начальную экспертизу качества электрон- ных изданий и ресурсов, применяемых в обучении, иметь представление о тенденциях раз- вития современных технологий разработки электронных средств обучения.
Вопросы для самопроверки
1. Обоснуйте необходимость обучения педагогов основам разработки электронных средств обучения.
2. Какова роль учителя в разработке электронных средств обучения?
3. Что входит в содержание подготовки педагогов к разработке электронных средств обучения?
4. Какие требования предъявляются к педагогам в связи с возможной разработкой элек- тронных ресурсов? Почему?
5. Какие меры предпринимают для повышения профессионализма педагогов в области разработки электронных средств обучения?
19
Тема 3. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Основные технологии и принципы разработки электронных средств обучения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Основные компоненты электронных средств обучения, значимые для разработки.
Проектирование средств обучения. Разработка с использованием компьютера.
Принципы, которых следует придерживаться при разработке
электронных средств обучения
Технологии создания электронных средств обучения включают в себя достаточно мно- го различных этапов, в ходе реализации которых разрабатываются отдельные компоненты или подсистемы ЭСО. Разбиение всего процесса создания средств обучения на этапы можно проводить разными способами. В основу выделения этапов можно положить компонентный состав ЭСО или процессы предварительного проектирования, непосредственной разработки и совершенствования ЭСО. На практике все эти этапы объединяются. Создание качествен- ных электронных средств обучения, как правило, во многом зависит от правильности выде- ления технологических этапов при разработке и слаженности их реализации.
Выделение технологических этапов создания электронных средств обучения возможно с учетом нижеследующих компонент, присущих большинству ЭСО.
Первые этапы разработки могут быть связаны с основной содержательной частью
электронного средства обучения, включающей:
§ титульный лист (экран) ЭСО,
§ аннотацию,
§ обращение (представление) автора-разработчика (авторов) курса (с фотографией или с видеофрагментом),
§ учебную программу (цели, задачи, содержание, тематический план),
§ учебные тексты (структурированные, построенные с учетом требований эргономики),
§ иллюстративные материалы (изобразительные, логико-структурные, разработанные сценарии для мультимедиа-фрагментов),
§ список рекомендуемой основной и дополнительной литературы по всем темам, вклю- ченным в содержание ЭСО,
§ словарь терминов и понятий (глоссарий) по отдельным темам и ко всему курсу в це- лом; глоссарий должен быть связан гиперссылками с основным текстом ЭСО,
§ хрестоматийные и дополнительные материалы (перечень книг, изданий, статей, нор- мативных актов, указов, постановлений, если они имеются),
§ методические рекомендации по изучению курса с использованием данного ЭСО (же- лательны рекомендации по изучению каждой темы) и организации самостоятельной работы школьников,
§ инструкцию педагогам и учащимся по работе с электронным средством обучения,
контекстно-зависимую систему помощи.
Следующие технологические этапы создания электронных средств обучения связаны с разработкой
компонентов, обеспечивающих поддержку практических занятий, измере-
20
ние результативности обучения, предоставляющих справочный материал для педаго-
гов и обучаемых. В числе таких компонентов:
§ вопросы для самоконтроля и самопроверки по каждой теме, главе, разделу и ко всему курсу, обучение которому осуществляется с помощью ЭСО,
§ тренинговые задания и вопросы по каждой теме-главе, разделу и ко всему курсу (если необходимо),
§ тестовые задания и вопросы для контроля уровня знаний по каждой теме, главе, раз- делу и ко всему курсу,
§ список персоналий с краткими биографическими сведениями (если необходимо),
§ тематический список рефератов или итоговых проектных работ,
§ примерный перечень экзаменационных вопросов по всему курсу,
§ систему мероприятий и рекомендаций для проведения мониторинга эффективности процесса обучения,
§ Интернет-ресурсы (виртуальные электронные библиотеки, образовательные сайты и другие информационные ресурсы),
§ перечень материалов, хранящихся в медиатеке учебного заведения (ранее разработан- ные ЭСО и другие мультимедиа средства, энциклопедии, словари, модели, коллекции шаблонов, слайдов),
§ хронологический указатель (если необходимо),
§ указатель имен (если необходимо),
§ перечень сокращений (если необходимо).
Как уже отмечалось, не существует универсальной технологии создания электронных средств обучения. Каждый разработчик применяет собственную технологию. Ее разбиение на этапы может учитывать как компонентный состав ЭСО, так и общие подходы к проекти- рованию и разработке. Так, в частности, очень часто при разработке средств обучения выде- ляют два основных технологических этапа - предварительный этап и этап непосредственной разработки ЭСО.
В ходе предварительного этапа, в основном вручную, осуществляется подготовка учеб- ных и методических материалов, необходимых, для создания электронных средств обучения.
В рамках этапа непосредственной разработки ЭСО осуществляется представление под- готовленных учебных материалов в электронном виде. Во многих случаях такое представле- ние осуществляется с учетом возможности последующей публикации в сети Интернет.
Оба этапа равноценны и взаимосвязаны. Вместе с тем первый этап подготовки содер- жательной части более трудоемок и менее поддается автоматизации. Содержательная часть электронных средств обучения разрабатывается на основе требований Государственных об- разовательных стандартов Российской Федерации (ГОС) по соответствующим направлениям подготовки школьников.
Разработчики электронных средств обучения на предварительном этапе подготовки учебных материалов должны быть ознакомлены с:
§ требованиями к составу ЭСО:
21
§ требованиями к учебному тексту (объем содержания, структурированность, стиль из- ложения, доступность, эргономичность текста и т.д.);
§ методикой (рекомендациями) для разработки блока практических заданий;
§ методикой (рекомендациями) для разработки контролирующего блока в виде тесто- вых и тренинговых заданий;
§ методикой (рекомендациями) для разработки аудио- и видеофрагментов (иллюстра- тивного материала);
§ методикой (рекомендациями) для формирования гипертекстовой структуры текста.
Необходимо отметить, что большая часть педагогов-разработчиков незнакома с техно- логией создания электронных средств обучения, с одной стороны. С другой стороны, спе- циалисты по информационным технологиям - программисты, дизайнеры, разработчики мультимедийных компонентов, как правило, не владеют методиками решения дидактических задач. Разработчик ЭСО в редких случаях может сочетать в одном лице автора курса, мето- диста и специалиста по информационным технологиям. В связи с этим на сегодняшний день общепризнанна необходимость привлечения к созданию ЭСО следующих специалистов:
§ автора учебных и методических материалов;
§ методиста, владеющего как особенностями обучения школьниками, так и спецификой создания и применения электронных средств обучения;
§ программиста, дизайнера, разработчика мультимедийных компонентов.
При таком подходе автор разрабатывает все учебные и методические материалы, вхо- дящие в состав ЭСО, включая, эскизы рисунков, схем. При подготовке материалов для ЭСО
должны учитываться различные требования, предъявляемые к электронным обучающим средствам. Основные требования будут рассмотрены в других разделах настоящего Интер- нет-издания.
В круг задач методиста входит оказание методической поддержки авторам в структури- зации учебного материала, в разработке эскизов и сценариев при подготовке иллюстративно- го материала для мультимедиа, в выборе психолого-педагогической стратегии и проработки используемых дидактических приемов, определение видов и форм контроля, а также крите- риев оценивания знаний и др. Кроме того, методист совместно с автором формируют ин- формационно-логическую модель учебного материала и архитектуру создаваемого элек- тронного средства обучения.
В ходе создания электронных средств обучения, необходимо придерживаться общих принципов построения ресурса, являющихся неотъемлемой частью изучаемой технологии.
Такие принципы должны входить в содержание методической системы подготовки учителей к созданию и использованию ЭСО.
Обучение, основанное на компьютерных технологиях, в значительной степени базиру- ется на технической инфраструктуре: компьютере (как инструменте для размещения и пред- ставления учебной информации) и компьютерных сетях (как средстве доступа к ней). По- этому в качестве одного из принципов, который необходимо учитывать при создании элек- тронных средств обучения, является принцип распределённости учебного материала.
ЭСО могут быть разделены на две группы: находящиеся непосредственно у обучаемого или в рамках локальной сети (Интранет-ресурсы) и размещаемые на серверах глобальной се- ти Интернет (Интернет-ресурсы). Способ размещения информации накладывает определен-