Файл: Комплексное развитие системы медицинского страхования в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доступ к бесплатным лекарствам в амбулаторных условиях имеют ограниченное число граждан РФ - около 9 млн чел., имеющих социальную льготу или определенное заболевание.

При рассмотрении института социального страхования в РФ, немаловажным является факт того, что до 44 % (около 44 млн. человек) россиян от общего количества занятого населения, получают зарплаты в конвертах, что также ведет к снижению наполнения регионов налогами и в том числе к недофинансированию фондов ОМС [40]. Это ведет к социальной несправедливости, потому что человек работает неофициально, не оплачивает страховые взносы, а лечение по ОМС в случае возникновения страхового случая происходит за счет бюджета региона. С другой стороны, люди, которые оплачивают страховые взносы, также не могут получить качественное медицинское обслуживание (например, получить дорогостоящие препараты), потому что имеется дефицит регионального бюджета.

Исходя из данных, изложенных в первом разделе данной работы, мы можем прийти к выводу, что в последние годы финансовое положение системы ОМС несколько улучшилось, но серьезных институциональных преобразований не было выполнено. Развитие системы ОМС ограничено следующими факторами:

  • Программы ОМС недостаточно сбалансированы с имеющимися финансовыми ресурсами;

  • Низкий уровень финансового планирования и общий низкий уровень финансового обеспечения при невысоких доходах населения, что не позволяет повысить структурную эффективность здравоохранения;

  • Переход на страховые принципы финансирования идет низкими темпами;

  • Существенное различие в уровне финансового обеспечения

региональных систем ОМС, при этом ресурсы ФФОМС не позволяют выполнить эффективное выравнивание, что вызывает и фактически различный уровень качества медицинского обслуживания по регионам [28];

  • Тарифы в системе ОМС сильно различаются по регионам ещё и в результате отсутствия единого подхода к их формированию, что способствует неэффективной деятельности многих учреждений и ограничивает развитие межтерриториальной медицинской помощи [39].


На территориях со слабой экономикой дефицит средств перерастает в хроническое недофинансирование территориальных фондов ОМС, что приводит к задержкам выплат заработной платы персоналу медицинских учреждений, и как результат к падению уровня медицинского обслуживания либо ограничению доступности медицинской помощи [28].

Для повышения вклада системы ОМС в развитие здравоохранения необходимы реформы в области организации финансирования: объединение средств, эффективное финансовое планирование, способы ценообразования и оплаты медицинской помощи.

Пока этого не происходит население (только у кого есть возможность), вынуждено доплачивать за свое здоровье самостоятельно: легально (18,3 %), либо теневыми методами (7,7 % (цифры могут быть выше, так как невозможно точно оценить теневой сектор)). Таким образом доля личных платежей в здравоохранении достигает в РФ более 26 %, при этом доля личных платежей от общего финансирования здравоохранения в развитых странах ЕС составляет от 5,2 %, а в Германии 14 %. Финансовая политика государств ЕС на протяжении длительного отрезка времени (2000-2014 гг.) была направлена на снижение личных трат домохозяйств на медицинскую помощь: 15 стран за эти годы уменьшили прямые расходы семей на здравоохранение на 10-20 %. В РФ за последние 15 лет наблюдается значительный и постоянный рост личных расходов граждан РФ в общем объеме затрат на здоровье, что также указывает на недостаточность базового пакета медицинских услуг по ОМС. Кроме того, 5,6 % домохозяйств несут катастрофические расходы, при которых тратится на медицинские услуги более 40 % семейного бюджета [38].

В частности, расходы государства на лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях в РФ крайне низкие - они в 2,8 раза ниже в расчете на душу населения, чем в странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития. Население РФ несет в 4 раза большую финансовую нагрузку по расходам на лекарства, чем государство [19].

Совершенно ясно, что в системе медицинского страхования РФ назрела необходимость реформирования и совершенствования. Более оптимальным, учитывая опыт Германии, было бы совмещение ОМС, ВМП и ДМС, что должно быть закреплено законодательно. Необходимо сформировать переход на одноканальную систему финансирования, что создаст стимулы к более рациональному использованию имеющихся мощностей медицинских учреждений, сокращению расходов на их содержание. Это даст возможность сконцентрировать основные ресурсы на тех статьях расходов, которые напрямую влияют на качество медицинской помощи, прежде всего на повышении оплаты труда медицинского персонала и лекарственном обеспечении больных [36].



Следующее предложение касается реформирование самого ФФОМС. Фонд не должен играть роль посредника при перекачке денег из бюджета в территориальные фонды ОМС. Необходимо, по примеру Германии создать единый фонд для РФ, который бы распределял средства напрямую в СМО. Роль самих страховых компаний должна быть повышена в управлении ресурсами здравоохранения. Для этого должны быть созданы специальные нормативно-правовые акты, составленные по принципам прозрачности финансовых потоков и препятствующие нецелевому расходованию средств.

Страховые компании должны стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных. Необходимо также стимулировать участие СМО в организации и планировании медицинской помощи, управлении ее объемами, обеспечении ее качества.

Для завершения перехода на страховые принципы финансирования здравоохранения необходимо законодательное регулирование на федеральном уровне размеров взносов на ОМС неработающего населения из бюджетов

субъектов РФ. Кроме того, взнос на ОМС в 5,1 % является очень маленьким. Необходимо, по меньшей мере увеличить его вдвое, при чем дополнительные 5,1 % должны официально вноситься как вклад самого сотрудника

предприятия. Тогда у работающего населения возникнет понятие социальной ответственности здравоохранение в собственной стране, потому что они вносят взносы из собственного кармана. Данные нововведения способствовали бы увеличению бюджета ОМС минимум в 2 раза. В условиях, когда расходы на здравоохранение вырастают минимум до такого уровня, можно постепенно включать весь спектр ВМП, а также лекарственное обеспечение в базовую программу ОМС.

Что касается обеспечения лекарственными средствами, то в РФ необходимо хотя бы реализовать программу всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях с источниками финансирования: государственные средства (50 %) и со-доплаты населения (50 %). В рамках программы всеобщего лекарственного обеспечения должны быть произведены расчеты прогнозных потребностей населения в лекарствах по отдельным нозологиям, определены единые для РФ перечни лекарств, установлены предельные цены компенсации на них. Погружение в программу отдельных категорий населения должно быть поэтапным по мере увеличения объемов финансирования программы [19]. Предлагаются различные оптимальные механизмы финансирования (например, через систему ОМС). Возможная схема реализации предлагаемой модели лекарственного страхования в РФ представлена в приложении Ж [39].


Для повышения сбалансированности территориальных программ ОМС с имеющимися финансовыми ресурсами необходимо в условиях кризиса в политике выравнивания делать акцент на группу регионов с низкой бюджетной обеспеченностью с постепенным улучшением финансирования всех регионов.

Для построения рациональной системы оплаты медицинской помощи необходимо обеспечить переход от преимущественно ретроспективных к преимущественно предварительным методам оплаты медицинской помощи. Амбулаторно-поликлинические учреждения должны быть заинтересованы в уменьшении числа больных людей, расширении функций организации и координации оказания медицинской помощи на всех этапах ее оказания, повышении на этой основе ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения.

Одним из факторов решения проблемы взаимодействия лечебно- профилактического учреждения и СМО является введение в практику единого показателя, так называемого рейтинга медицинского учреждения, который позволил бы стандартизировать критерии оценки, что, несомненно, положительно сказалось бы на формировании доступного и прозрачного рынка медицинских услуг. Необходимо, чтобы заработал принцип свободы выбора врача и медицинской организации для повышения качества медицинских услуг.

Мы уже объясняли выше низкий спрос на ДМС обусловлен низкими доходами граждан. Вариантом решения проблемы низких доходов граждан являются субсидии государства малоимущим гражданам для предоставления им возможности использования программ ДМС. В таком случае страховые компании являлись бы мощным инструментом финансирования здравоохранения за счет создания собственной инфраструктуры или инвестиций в существующие лечебные учреждения [24].

На взгляд автора данной работы, наиболее эффективным для развития системы страхования в РФ было бы увеличение расходов на здравоохранение из общественных средств на первом этапе до 5-6 % от ВВП, а затем до 8-10 % от ВВП. Чтобы достичь этой цели, необходимо также решение других глобальный задач на государственном уровне: увеличение доходов населения, борьба с «черными зарплатами», а также стойкий рост ВВП и др.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАЗДЕЛА «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Студенту:

Группа

ФИО

Д-3Б5Б1

Кузьмину Борису Николаевичу



Школа

инженерного

предпринимательства

Направление

38.03.01

Экономика

Уровень образования

Бакалавр



Исходные данные к разделу «Социальная ответственность»:

1. Описание рабочего места (рабочей зоны, технологического процесса, используемого оборудования) на предмет возникновения:

  • вредных проявлений факторов производственной среды (метеоусловия, вредные вещества, освещение, шумы, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.д.)

  • опасных проявлений факторов производственной среды (механической природы, термического характера, электрической, пожарной природы)

  • чрезвычайных ситуаций социального характера

Рабочее место является комфортным и полностью соответствует требованиям безопасности для выполнения работы. Освещение общее и местное выполнено с оптимальной мощностью. В рабочем помещении имеется кондиционер воздуха, который обеспечивает комфортный микроклимат. Полностью отсутствуют источники шума и вибрации. Все находящиеся электроприборы отвечают требованиям пожарной безопасности.

2. Список законодательных и нормативных документов по теме

  1. Трудовой кодекс РФ;

  2. ГОСТ Р ИСО 26000-2010

«Руководство по социальной