Файл: Комплексное развитие системы медицинского страхования в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от вида медицинского страхования амбулаторное лечение оплачивается в двух принципиально разных системах оплаты труда. Услуги в рамках контрактного медицинского лечения оплачиваются из так называемого общего вознаграждения, согласованного между компаниями медицинского страхования. Индивидуальные контрактные врачи направляют свои иски о компенсации в соответствующие медицинские страховые компании. Затем Ассоциация врачей ОМС выдает распоряжение о распределении общего вознаграждения между отдельными контрактными врачами в соответствии с индивидуальными услугами, которые они фактически предоставляют. Распределение в основном основано на общенациональной единой шкале взносов, едином стандарте оценки и других внутренних нормативных актах и правилах медицинского страхования.

Вознаграждение за частное медицинское лечение основывается на шкале оплаты услуг врачей. Ими являются юридические постановления, изданные Федеральным правительством с согласия Федерального совета. Врачи, работающие в частной медицине, выставляют счет своим пациентам за плату. Обеспеченное частное медицинское страхование возмещает затраты на лечение, но часть суммы счета-фактуры согласована в индивидуальном договоре страхования (принцип возмещения затрат).

Выплаты за лекарства обеспечиваются на государственном фармацевтическом рынке. Однако цены на оптовую и розничную торговлю подлежат государственному регулированию. Для большей части лекарственных средств установлены фиксированные суммы, которые страховые компании покрывают расходы. В значительной степени они также действуют как ограниченные цены, поскольку разница между фиксированной суммой и более высокой ценой производителя оплачивается пациентами [29].

Стационарное лечение оплачивается в двух частях как часть так называемого двойного больничного финансирования. Федеральные земли несут ответственность за финансирование инвестиционных затрат. Расходы на текущую больничную деятельность должны финансироваться за счет сборов от государственных и частных страховых компаний. С 2004 года действует система фиксированных ставок на каждый страховой случай. В общенациональном каталоге содержатся диагнозы и процедуры для каждой группы страховых случаев и показаны так называемые оценочные отношения. Для этой цели на уровне земли согласовывается так называемое национальное базовое значение между компаниями медицинского страхования и соответствующей государственной больничной компанией. Оценка производится на соответствующую фиксированную ставку для группы заболеваний, определенной умножением отношения оценки, показанного в каталоге, на значение базового случая для каждой федеральной земли. Например, коэффициент оценки 1,5 вместе со значением базового варианта страны в 3000 евро приводит к единой ставке для случая 4500 евро [29].


Амбулаторное долгосрочное обслуживание оплачивается на основе так называемых сервисных каталогов, которые показывают коэффициенты оценки для сервисных комплексов, которые соответствуют одному. Соответствующие цены умножаются на услугу. Несколько отдельных услуг объединены в сервисные комплексы, которые функционально связаны между собой.

Система ОМС Германии включает:

  • диагностику и профилактику заболеваний;

  • амбулаторное и стационарное лечение с правом выбора врача (в т. ч. все виды ВМП);

  • обеспечение лекарствами с частичной доплатой застрахованного лица;

  • реабилитацию с компенсацией издержек (расходы на проезд);

  • пособие по материнству;

  • оплату больничных листов временной нетрудоспособности;

  • стоматологию (кроме зубопротезирования);

  • ограниченный объем медицинской помощи в странах ЕС [28, 33].

Любой работник может перейти на частное полное медицинское страхование (ЧМС), как только его заработная плата превысила годовой лимит заработной платы в 62 550 евро (данные за 2020 год). Самозанятые, фрилансеры и государственные служащие могут оформить ЧМС независимо от дохода [33].

Преимущества ЧМС заключаются в меньших ежемесячных взносах, в более высоких льготах на зубные протезы, в выборе лучшего врача в больнице, а также размещении в одноместной палате и других преимуществ в зависимости от выбора тарифа.

Взнос зависит от возраста (чем моложе, тем дешевле) и состояния здоровья и как правило несколько ниже, чем взнос по ОМС. В отличие от ОМС, ЧМС взимает страховые взносы, не связанные с доходами. Однако, гражданин с частной страховкой после получение лечения получает счет непосредственно от больницы или поликлиник. Затем счет-фактуру, а также рецепты и счета на лекарства предоставляются в свою страховую компанию, и после проверки гражданин получает возмещение согласованной (неполной) суммы [29].

  1. .2 Основные проблемы медицинского страхования в РФ и меры по их преодолению

  1. условиях кризиса экономика России накладывает отпечаток на деятельность системы здравоохранения. Необходимым условием


эффективной работы страховых систем здравоохранения является высокий уровень доходов населения. Сегодня объем заработной платы в структуре ВВП России составляет около 30%, тогда как развитых странах — не менее 60%. Для существующей сегодня в России смешанной бюджетно-страховой модели здравоохранения характерно хроническое недофинансирование. В отличие от классической модели ОМС, в ее российском варианте между фондом ОМС и медицинским учреждением нет прямой связи, а оплата медицинских услуг осуществляется ТФОМС через посредника — страховую медицинскую организацию [35].

В последние годы доля государственных расходов на здравоохранение в РФ не превышает 3,5 % ВВП. Для сравнение приведены данные по развитым странам, где расходы на здравоохранение составляют 10-11,25 % (рисунок 10).



Рисунок 10 - Текущие расходы на здравоохранение в некоторых странах в % к ВВП за 2015-2017 гг.

Далее, рассмотрим расходы на здравоохранение в абсолютных значениях в РФ и Германии. По данным за 2017 г. Германия потратила на здравоохранение 365,061 млрд евро (11,25 % от ВВП) или 4300 евро на душу населения. Расходы на душу населения самыми высокими в ЕС, причем значительно выше, чем средний показатель по ЕС (2884 евро) (рисунок 11) [34]. РФ потратила на здравоохранение в 2017 г. 3035,4 млрд руб. или 20 660 руб. на душу населения. При переводе этих показателей в евро по курсу 70 руб./евро мы видим, что расходы на здравоохранение на 1 человека в Германии превышают подобные расходы в РФ в 14,5 раз. При таком уровне финансирования добиться удовлетворения базовых потребностей населения в медицинских услугах, лекарственных препаратах и медицинских изделиях, не говоря уже о расширении доступа к передовым методам лечения и медицинским технологиям, представляется крайне затруднительным. Неэффективная трата значительной части ресурсов (от 20 % до 40 % по экспертным оценкам), выделяемых на здравоохранение, только усугубляет ситуацию [36].



Рисунок 11 - Расходы на здравоохранение в РФ, Германии и ЕС в 2017 г.

Выделенные государством средства составляют примерно 68 %

годовых расходов на здравоохранение в РФ. Используя оглашенные выше данные, а также данные исследований аудиторско-консалтинговых агентств


представим структуру рынка медицинских услуг в РФ [37].

Тенденция рынка медицинских услуг такова, что неизменно высоким остается процент теневой медицины, а также нарастает доля платной медицины и ДМС. В условиях, когда правительство РФ постоянно проводит оптимизацию здравоохранения, граждане должны все больше платить за себя сами (рисунок 12).



Платная медицина

Теневая медицина

ДМС

ОМС






Рисунок 12 - Структура рынка медицинских услуг в РФ

В РФ гарантированный объем бесплатного базового пакета ОМС не предоставляет весь спектр медицинского обслуживания, что требует от населения дополнительных личных расходов на получение высококачественной медицинской помощи. Поэтому анализ личных расходов домохозяйств также является индикатором доступности медицинской помощи. Статистическими данные показывают постоянное увеличение личных расходов граждан на здравоохранение в последние 15 лет. Данная тенденция ведет к неравенству в доступности медицинских услуг, снижая их доступность для низких слоев общества [38]. Этому также способствует усиливающееся социальное расслоение: доходы 10 % богатейших жителей РФ превышают доходы 10 % наиболее бедных в 40-45 раз, а странах ЕС (в т. ч. Германии) этот коэффициент равен 5-7.

Далее негативное воздействие оказывает тот факт, что существующая многоканальность финансирования медицинских услуг (государственный бюджет/ОМС) становится причиной отсутствия существенного контроля за использованием денежных средств. Побочные расходы (содержание ФОМС, ТФОМС, СМО и коррупционная составляющая) сокращают количество денег, необходимых реальному здравоохранению. Сама организационная структура ОМС в РФ способствует неэффективному функционированию:

  • использование СМО дохода от инвестирования средств ОМС в целях, не связанных с основной деятельностью;

  • сложность взаиморасчетов СМО с ТФОМС при получении застрахованными лицами услуг в лечебных учреждениях [35].


В Германии страховые взносы за неработающих, пенсионеров и детей могут перечислять различные организации:

  • пенсионные фонды (взносы за неработающих пенсионеров);

  • службы занятости (взносы за безработных).

Кроме того, в немецком здравоохранении для оплаты медицинской помощи пенсионерам, детям, инвалидам и безработным часто используется совместное страхование неработающих членов семьи. Данный опыт в дальнейшем по мере развития ОМС и усиления страхового принципа финансирования медицинской помощи мог бы применяться в РФ.

В РФ пакет медицинских услуг, финансируемой за счет средств базовой ОМС, включает ограниченный объем оказания медицинской помощи по сравнению с более широким перечнем услуг в рамках программам ОМС в Германии. Например, в Германии страховыми компаниями оплачиваются медикаменты при стационарном и амбулаторном лечении, уход за больным на дому, обусловленный необходимостью обеспечения врачебного и сестринского ухода за хроническими больными. Также перечень дорогостоящих операций, который в РФ включен в ВМП (нейрохирургия, ортопедия, кардиохирургия и др.), относится в немецком здравоохранении к базовой программе.

Хотя с 2014 года в РФ наблюдается устойчивый рост совокупных расходов из федерального бюджета на лекарственные средства, личные расходы россиян на лекарственные средства находятся на постоянно высоком уровне. Осуществление государственных гарантий в системе лекарственного обеспечения за счет средств ОМС невозможно в полной мере в результате ограничений страховых поступлений [39]. Для повышения обеспечения населения лекарственными средствами наиболее эффективной моделью была бы модель задействования всех финансовых потоков, а именно использование средств федерального бюджета, ОМС, ДМС с применением механизмов со-платежей и накопительной системы. В настоящее время со- оплата возможна только для льготных групп населения. Во многих развитых странах действуют механизмы со-оплаты лекарственных средств, которые представлены в таблице 4 [39].

Таблица 4 - Особенности оплаты лекарственных средств в РФ и в некоторых странах ЕС

Страна

Механизм оплаты

Со-оплата

Предел сбора с

пациента

Германия

Фиксированный

1,56; 2,60; 3,64

евро

2 % ежегодного

дохода

Финляндия

Фиксированный +

Дифференцированный

0 %, 25 %, 50 %

Свыше франшизы 553 евро в год

Италия

Фиксированный +

Дифференцированный

50 % стоимости ЛС + 1,57 евро за упаковку

нет

РФ

Отсутствует

50 % и 100 %

для льготных

групп населения

нет