Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Организация мономануального осязания (пассивное осязание) предмета? по величине соотносимого с размером кисти ребенка. Предметы: шарики, мячики, объемные геометрические тела, игрушки, предметы окружения типа крышек, пробок от бутылок и т. п.; из материалов с разными текстурами (деревянные, резиновые, пластиковые, тканевые, кожаные, металлические); с разными тактильными признаками (гладкие, ребристые, шершавые и др.).
Организация тактильных ощущений у ребенка с актуализацией вибральной чувствительности тела, рук, пальцев. Занятия с мячами: ребенок обхватывает мяч, ощущает вибрацию от действий взрослого, который ударяет сверху по мячу. Под ладонь ребенка на твердую поверхность кладется большая пластмассовая бутылка с рельефным рисунком, который тактильно интересен ребенку, с незначительным количеством наполнителя. Взрослый постукивает по свободному концу бутылки. Ребенок ощущает вибрацию.
Организация тактильных ощущений с актуализацией температурной чувствительности. Предлагать захватывать пластмассовые бутылочки (удерживает взрослый), наполненные то холодной, то теплой водой. То же – с резиновыми грелками. Опускание рук в теплую, холодную воду.
Организация тактильных ощущений лица другого человека с получением впечатлений от движений в области рта, глаз, бровей, щек.
Развитие тактильного образа восприятия с развитием предметно отнесенных ощущений на захватывание, перехватывание, вкладывание и т. п. со зрительным контролем действий.
Перед занятиями подобного рода следует осуществлять пассивный массаж кистей и пальцев рук ребенка (используем различные ворсовые щетки: мягкой кисточкой по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к запястью, жесткой щеткой по подушечкам пальцев. К массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности методом разминания от кончиков к основанию. Можно постукивать пальчики по подушечкам. Поглаживание тыльной стороны кисти мягкой кисточкой или куском меха успокаивает и расслабляет кисть, поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев повышает тактильную чувствительность, развивает умение узнавать предмет на ощупь.
Заполнение емкостей небольшого объема мелкими предметами со зрительным контролем. Развитие действий с дидактическими игрушками с актуализацией зрительных впечатлений. Обогащение действий с точным захватом погремушек разной формы и величины. Развитие умений в перекладывании крупных, мелких предметов из емкости в емкость с постепенным уменьшением диаметра отверстия.
Развитие чувственно-моторной основы орудийной деятельности и действий с освоением ребенком:
- прямого положения тела в сидении и стоянии (прямостояние).
- востребованного в деятельности: положения рук: руки вперед и согнуты в локтях; положения пальцев кистей рук: кисть сжата в кулак с захватом орудия действия, большой и указательный пальцы удерживают орудие действия (предмет, имеющий протяженность для захвата, выступающий продолжением руки); положения кисти(ей) с приспособлением руки к свойствам предмета-орудия.
Развитие двигательных умений:
- захватывать орудие кистью, сжатой в кулак;
- приспособление руки к свойствам предметов;
- движение кистью: вокруг фронтальной оси – ладонное и тыльное сгибание;
- брать предмет-орудие одной рукой;
- движения руки от плеча, от локтя, кисти, ротация с ориентацией на способ действия с предметом-орудием;
- мелкие и точные движения кистью и пальцами;
- совместные, но разнонаправленные движения рук;
- ставить, класть предмет на определенное место.
Повышение подвижности кисти и пальцев рук. Развитие опыта ощупывания и осязания предметов действительности с их узнаванием на основе зрительно-двигательных ощущений. Развитие орудийных действий на основе и под контролем зрения.
Развитие невербальных средств общения
Обогащение опыта восприятия и воспроизведения разных положений частей лица, их движений:
- губы в улыбке, губы широко разомкнуты, губы сомкнуты; губы искривлены и их уголки оттянуты назад (радость); приоткрытый рот имеет округленную форму; нижняя губа выпячена; открыть рот широко, приоткрыть рот, выпятить нижнюю губу, сжимать губы, вытянуть губы, показать и убрать язык, шлепание губами.
- обычное положение щек, щеки надуты;
- зажмуривание;
- поднимание и опускание бровей.
Формирование жестовых умений: узнавать и показывать жестами приветствие, прощание, запрет, удивление и др.
Обогащение опыта восприятия и воспроизведения по подражанию мимики, жестов, движений и действий, востребованных в общении, совместных играх. Развитие интереса к собственным мимическим и жестовым проявлениям в условиях восприятия их зеркального отражения.
Развитие зрительно-двигательной координации
Развитие опыта и потребности в приближении к интересующему предмету (игрушка, предмет быта) c пересечением пространства на основе и под контролем зрения. Развитие тонко координированных умений и навыков предметных, орудийных действий.
2.2.1.7. Абилитационная программа дошкольной образовательной организации
2.2.2. Дошкольный возраст
2.2.2.1. Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий:
- для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
- развития коммуникативной и социальной компетентности;
- развития игровой деятельности;
- обеспечения развития у слабовидящего ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред в их многообразии.
Для социально-коммуникативного развития слабовидящих детей важны следующие знания:
- имена, фамилии детей группы, собственное имя, отчество, фамилия, имена, отчества, фамилии родителей; элементарные знания о своем имени (как и в каких ситуациях оно может звучать);
- элементарные правила вербального общения;
- названия базовых эмоций;
- точные правила игр и требования к безопасному передвижению и действиям в совместных играх;
- детские стихи, другие художественные произведения, в которых описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему;
- возможные опасные ситуации в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанные с наличием препятствий в предметно-пространственной среде;
- препятствия, встречающиеся в предметно-пространственной организации помещений, на улице, способы их преодоления;
- возможное поведение взрослого, предупреждающего об опасности;
- названия цветов, имеющих в жизнедеятельности сигнальное значение;
- ориентиры (зрительные, тактильные, слуховые, предметные) и их месторасположение, обеспечивающие регуляцию и контроль движений, действий, ориентировку в помещении Организации, на участке;
- источники и характер звуков, имеющих сигнальное значение;
- предметы одежды, их назначение, возможную принадлежность, детали, застежки;
- предметы мебели, их назначение, части и детали, способы их безопасного использования;
- предметы посуды, их назначение, части и детали, способы их безопасного использования;
- компенсаторные способы расстановки, раскладывания предметов быта, игр, занятий на ограниченной площади для безопасного и успешного их использования (одна рука ощущает край, другой ставлю предмет на удаленном расстоянии от края, от другого предмета);
- на элементарном уровне – о роли зрения, значении очков в процессе общения с другими людьми, для безопасного передвижения в пространстве, выполнения практических действий;
- простейшие правила бережного отношения к очкам.
Для социально-коммуникативного развития слабовидящих детей важны следующие умения:
- обращаться по имени, имени-отчеству; уметь изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание, деловое общение и др.; уметь читать и писать (печатать) свое имя, имена родителей;
- придерживаться последовательности правил организации вербального общения;
- рассматривать сюжетные, сюжетно-иллюстративные картинки, придерживаясь алгоритма:
1. Кто изображен? Как узнал (по одежде, по росту, прическе, по предметам)?
2. Что делает(ют)? Как определил (поза, выражающая действие, мимика, орудия действия, обстановка, состояние одежды)?
3. Как относятся к тому, что происходит? Как узнал (выражение лица, жесты, поза)?;
- по установке (вербальной, визуальной) показывать, менять мимику, позу, жесты; выражать (показывать) базовые эмоции;
- обращаться к взрослому за помощью в ситуации чувства опасности, боязни и др.;
- следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны, организатором простой игры;
- расставлять мелкие предметы быта для занятий, игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;
- рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказывать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования) и др.
Для социально-коммуникативного развития слабовидящим детям важно овладеть следующим:
- пониманием на элементарном уровне того, для чего человеку дается имя;
- опытом обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с взрослыми и детьми;
- первичными представлениями о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;
- опытом восприятия разнообразных сюжетных, иллюстративных изображений с установлением причинно-следственных связей о событиях с ориентацией на внешний облик, мимику, жесты, позу изображенных действующих лиц, опытом восприятия лиц людей с разной мимикой и др.;
- опытом коммуникативного общения с использованием культурно-фиксированных жестов;