Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов



Организация мономануального осязания (пассивное осязание) предмета? по величине соотносимого с размером кисти ребенка. Предметы: шарики, мячики, объемные геометрические тела, игрушки, предметы окружения типа крышек, пробок от бутылок и т. п.; из материалов с разными текстурами (деревянные, резиновые, пластиковые, тканевые, кожаные, металлические); с разными тактильными признаками (гладкие, ребристые, шершавые и др.).

Организация тактильных ощущений у ребенка с актуализацией вибральной чувствительности тела, рук, пальцев. Занятия с мячами: ребенок обхватывает мяч, ощущает вибрацию от действий взрослого, который ударяет сверху по мячу. Под ладонь ребенка на твердую поверхность кладется большая пластмассовая бутылка с рельефным рисунком, который тактильно интересен ребенку, с незначительным количеством наполнителя. Взрослый постукивает по свободному концу бутылки. Ребенок ощущает вибрацию.

Организация тактильных ощущений с актуализацией температурной чувствительности. Предлагать захватывать пластмассовые бутылочки (удерживает взрослый), наполненные то холодной, то теплой водой. То же – с резиновыми грелками. Опускание рук в теплую, холодную воду.

Организация тактильных ощущений лица другого человека с получением впечатлений от движений в области рта, глаз, бровей, щек.

Развитие тактильного образа восприятия с развитием предметно отнесенных ощущений на захватывание, перехватывание, вкладывание и т. п. со зрительным контролем действий.

Перед занятиями подобного рода следует осуществлять пассивный массаж кистей и пальцев рук ребенка (используем различные ворсовые щетки: мягкой кисточкой по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к запястью, жесткой щеткой по подушечкам пальцев. К массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности методом разминания от кончиков к основанию. Можно постукивать пальчики по подушечкам. Поглаживание тыльной стороны кисти мягкой кисточкой или куском меха успокаивает и расслабляет кисть, поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев повышает тактильную чувствительность, развивает умение узнавать предмет на ощупь.

Заполнение емкостей небольшого объема мелкими предметами со зрительным контролем. Развитие действий с дидактическими игрушками с актуализацией зрительных впечатлений. Обогащение действий с точным захватом погремушек разной формы и величины. Развитие умений в перекладывании крупных, мелких предметов из емкости в емкость с постепенным уменьшением диаметра отверстия.


Развитие чувственно-моторной основы орудийной деятельности и действий с освоением ребенком:

- прямого положения тела в сидении и стоянии (прямостояние).

- востребованного в деятельности: положения рук: руки вперед и согнуты в локтях; положения пальцев кистей рук: кисть сжата в кулак с захватом орудия действия, большой и указательный пальцы удерживают орудие действия (предмет, имеющий протяженность для захвата, выступающий продолжением руки); положения кисти(ей) с приспособлением руки к свойствам предмета-орудия.

Развитие двигательных умений:

- захватывать орудие кистью, сжатой в кулак;

- приспособление руки к свойствам предметов;

- движение кистью: вокруг фронтальной оси – ладонное и тыльное сгибание;

- брать предмет-орудие одной рукой;

- движения руки от плеча, от локтя, кисти, ротация с ориентацией на способ действия с предметом-орудием;

- мелкие и точные движения кистью и пальцами;

- совместные, но разнонаправленные движения рук;

- ставить, класть предмет на определенное место.

Повышение подвижности кисти и пальцев рук. Развитие опыта ощупывания и осязания предметов действительности с их узнаванием на основе зрительно-двигательных ощущений. Развитие орудийных действий на основе и под контролем зрения.
Развитие невербальных средств общения

Обогащение опыта восприятия и воспроизведения разных положений частей лица, их движений:

- губы в улыбке, губы широко разомкнуты, губы сомкнуты; губы искривлены и их уголки оттянуты назад (радость); приоткрытый рот имеет округленную форму; нижняя губа выпячена; открыть рот широко, приоткрыть рот, выпятить нижнюю губу, сжимать губы, вытянуть губы, показать и убрать язык, шлепание губами.

- обычное положение щек, щеки надуты;

- зажмуривание;

- поднимание и опускание бровей.

Формирование жестовых умений: узнавать и показывать жестами приветствие, прощание, запрет, удивление и др.

Обогащение опыта восприятия и воспроизведения по подражанию мимики, жестов, движений и действий, востребованных в общении, совместных играх. Развитие интереса к собственным мимическим и жестовым проявлениям в условиях восприятия их зеркального отражения.

Развитие зрительно-двигательной координации

Развитие опыта и потребности в приближении к интересующему предмету (игрушка, предмет быта) c пересечением пространства на основе и под контролем зрения. Развитие тонко координированных умений и навыков предметных, орудийных действий.


2.2.1.7. Абилитационная программа дошкольной образовательной организации

2.2.2. Дошкольный возраст


2.2.2.1. Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий:

- для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

- развития коммуникативной и социальной компетентности;

- развития игровой деятельности;

- обеспечения развития у слабовидящего ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред в их многообразии.

Для социально-коммуникативного развития слабовидящих детей важны следующие знания:

- имена, фамилии детей группы, собственное имя, отчество, фамилия, имена, отчества, фамилии родителей; элементарные знания о своем имени (как и в каких ситуациях оно может звучать);

- элементарные правила вербального общения;

- названия базовых эмоций;

- точные правила игр и требования к безопасному передвижению и действиям в совместных играх;

- детские стихи, другие художественные произведения, в которых описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему;

- возможные опасные ситуации в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанные с наличием препятствий в предметно-пространственной среде;

- препятствия, встречающиеся в предметно-пространственной организации помещений, на улице, способы их преодоления;

- возможное поведение взрослого, предупреждающего об опасности;

- названия цветов, имеющих в жизнедеятельности сигнальное значение;

- ориентиры (зрительные, тактильные, слуховые, предметные) и их месторасположение, обеспечивающие регуляцию и контроль движений, действий, ориентировку в помещении Организации, на участке;

- источники и характер звуков, имеющих сигнальное значение;

- предметы одежды, их назначение, возможную принадлежность, детали, застежки;

- предметы мебели, их назначение, части и детали, способы их безопасного использования;

- предметы посуды, их назначение, части и детали, способы их безопасного использования;

- компенсаторные способы расстановки, раскладывания предметов быта, игр, занятий на ограниченной площади для безопасного и успешного их использования (одна рука ощущает край, другой ставлю предмет на удаленном расстоянии от края, от другого предмета);


- на элементарном уровне – о роли зрения, значении очков в процессе общения с другими людьми, для безопасного передвижения в пространстве, выполнения практических действий;

- простейшие правила бережного отношения к очкам.

Для социально-коммуникативного развития слабовидящих детей важны следующие умения:

- обращаться по имени, имени-отчеству; уметь изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание, деловое общение и др.; уметь читать и писать (печатать) свое имя, имена родителей;

- придерживаться последовательности правил организации вербального общения;

- рассматривать сюжетные, сюжетно-иллюстративные картинки, придерживаясь алгоритма:

1. Кто изображен? Как узнал (по одежде, по росту, прическе, по предметам)?

2. Что делает(ют)? Как определил (поза, выражающая действие, мимика, орудия действия, обстановка, состояние одежды)?

3. Как относятся к тому, что происходит? Как узнал (выражение лица, жесты, поза)?;

- по установке (вербальной, визуальной) показывать, менять мимику, позу, жесты; выражать (показывать) базовые эмоции;

- обращаться к взрослому за помощью в ситуации чувства опасности, боязни и др.;

- следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны, организатором простой игры;

- расставлять мелкие предметы быта для занятий, игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;

- рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказывать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования) и др.

Для социально-коммуникативного развития слабовидящим детям важно овладеть следующим:

- пониманием на элементарном уровне того, для чего человеку дается имя;

- опытом обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с взрослыми и детьми;

- первичными представлениями о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;

- опытом восприятия разнообразных сюжетных, иллюстративных изображений с установлением причинно-следственных связей о событиях с ориентацией на внешний облик, мимику, жесты, позу изображенных действующих лиц, опытом восприятия лиц людей с разной мимикой и др.;

- опытом коммуникативного общения с использованием культурно-фиксированных жестов;