Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов



Объективные показатели к освоению уровня:

1. Наличие офтальмологической оценки показаний остроты зрения.

2. Проявления предпочтений в зрительном выборе: переключение внимания с одного объекта на другой, предпочтение в схватывании и манипулировании цветными предметами.

3. Способность к цветовосприятию.

4. Непостоянная или постоянная фиксация примитивных манипуляций
с предметами, действий руками.

5. Попытки или рассматривание предметов и лиц, установления контакта «глаза в глаза».

6. Активность в схватывании объектов при виде их.

Параметры оценки достижений уровня:

- активное использование зрения в разных жизненных ситуациях;

- способность к дифференциации зрительных образов и способность зрительного узнавания предметов и объектов ближайшего окружения;

- развитие ЗМК как основы практических действий;

- познавательная активность на основе зрения;

- эмоциональная отзывчивость на видимое окружение;

- развитие невербальных средств общения.
Программные задачи 3-го уровня

Способствовать постепенной приспосабливаемости следящих движений глаз к скорости движения стимула, увеличение длительности и угловой величины перемещения стимула, на протяжении которого возможно прослеживание. Развивать инициативность движений глаз, обогащая опыт, менять объекты фиксации и прослеживания, сосредотачивая взор то на одном, то на другом предмете.

Обогащать опыт локализации и хватания предметов как основы овладения пространством; отображения в действии местонахождения предмета, направлений и расстояний, формы и величины предмета, его веса, плотности и т. п. Развивать ориентировочно-исследовательские реакции на предмет и поисковое поведение – дотягивание до предмета и схватывание, захват при выпадении предмета из рук.

Обогащать опыт размещения (заполнения) мелких предметов в очерченную объемным по фактуре контуром круг, квадрат, треугольник и др. Учить выделять двигательно-зрительным способом в пространстве очерченную (контурную) фигуру. Обогащать опыт локализации границы (края) поверхности, в условиях ее полного заполнения без пересечения контура. Обогащать опыт сосредоточения взора на объекте и выбор направления движения руки и тела для схватывания объекта с разных сторон, справа – слева, впереди – вверху.

Развивать дифференцировку по контрасту (темное – светлое) двух поверхностей одной формы, и по форме – двух поверхностей одного цвета. Учить умению последовательно заполнять две контрастные по цвету поверхности, две поверхности разных форм мелкими предметами.


Формировать умения в раскладывании по горизонтали (позднее по вертикали) объекты (предметы) с чередованием двух по цвету, форме, величине с постепенным увеличением протяженности ряда.

Развивать способность выбирать и показывать объект, предмет по образцу во множестве других: расположен по краю множества, в центре множества, затем свободное расположение. Развивать умения соотносить и опускать в прорезь кубик в квадрат, шарик в круг (величины практически соответствуют друг другу).

Развивать способность составлять целое из двух частей (объекты простейшей формы).

Обогащать опыт в узнавании предметных изображений (картинок, игрушек и предметов (объектов) ближайшего окружения). Формировать первичные обобщения и представления: обобщенные образы, шарики –кубики, предмет – его изображение (картинка), кошка – собака и т. п., обобщающие сенсорные понятия: красный – зеленый, синий – желтый, черный – белый; большой – маленький, вверху – внизу, близко – далеко.

Формировать первичные представления о схеме собственного тела: уметь показывать руки вместе и по отдельности, каждую ногу, делать движения головой вверх-вниз, в сторону; двигаться с изменением направления, обогащать двигательный опыт кистей, пальцев, глаз, стоп. Учить выделять (показывать) части тела на куклах, в изображениях людей и кукол.

Способствовать развитию функциональных систем «глаз – рука»,
«глаз – нога». Развивать моторику рук, дифференцированные движения большого и указательного пальцев обеих рук. Развивать двигательное взаимодействие глаза и руки: обогащать опыт действий, когда рука ведет глаз, когда рука обеспечивает точное глазное слежение. Обогащать опыт координированных движений и действий, точности и результативности предметно-практической деятельности.

Обеспечить выработку условно-рефлекторных связей зрительного слежения за движением руки (рук). Способствовать овладению относительно тонкими действиями рук, обогащению кинестетического чувства (положения и перемещения тела (частей тела) в пространстве). Формировать зрительно-тактильно-двигательные связи в манипулятивной деятельности. Обогащать опыт точного схватывания, захвата, перемещения предметов разной формы, структуры, величины одной и (или) одновременно двумя руками; опыт захвата предмета из любого положения на основе пространственной ориентации в местоположении предмета и (или) на основе пространственной ориентации в структуре предмета. Развивать элементарные умения выделять пространственные свойства предметов (форма, величина, положение) для успешной регуляции хватательных и локомоторных актов.



Обогащать опыт манипулирования двумя руками, выполнения подражательных предметных действий. Способствовать пониманию речевых конструкций: «положи перед собой, около», действий «положи на…, в…, за…» и др. Развивать способность к деятельности с несколькими предметами: «посади куклу на стул»; подражание действиям взрослых, прослеживание движущихся объектов.

Формировать умения и навыки проведения горизонтальных и вертикальных линий. Развивать способность раскрашивать поверхность, ограниченную контуром. Развивать моторную память в сопряженных действиях рук и глаз. Развивать мышечную выносливость и ритмичность в выполнении разных видов предметно-практической и ориентировочно-исследовательской деятельности.

Детально знакомить с личными предметами быта, одеждой, индивидуальными предметами мебели, обогащая опыт их узнавания (по цвету, рисунку, зрительному ориентиру, величине, особенностям деталей и т. п.) в меняющихся для ребенка условиях восприятия (опознания). Побуждать инициативность в поиске, выборе личных вещей. Обогащать опыт в показывании предмета в соответствии с его называнием.

Обогащать опыт целенаправленного передвижения в пространстве (ползание, ходьба) к привлекательному объекту на основе сосредоточения и удерживания взора на нем. Обогащать опыт самостоятельного, свободного преодоления (пересечения) знакомого пространства на основе и под контролем зрения. Привлекать внимание к движущимся и перемещающимся в пространстве объектам и предметам. Развивать способность прослеживания направления движения объекта с переключением внимания на новое направление перемещения (при его изменении).

Вырабатывать потребность в выполнении практического действия, достижении цели: прокатывание мяча в воротики, катание мяча в руки партнера, отбивание руками (рукой) подвешенного мяча и т. п. Обогащать опыт выполнения реального действия с предметом без практического «нащупывания». Знакомить с предметами и действиям с ними, восприятие которых затруднено из-за нарушения зрения в естественном опыте ребенка. Обогащать опыт восприятия и узнавания движущихся (перемещающихся в пространстве) объектов.

Развивать умения действовать по подражанию действиям взрослого: предметные игровые действия на основе регулирующей и контролирующей функции, действия с объектами на основе ЗМК (построим башенку, наматывание, перемещение объекта с помощью натяжения тесемки, ленточки и т. п., действия с различными застежками). Обогащать словарь за счет слов, обозначающих освоенные действия.


Развивать интерес, зрительное внимание к предметам и объектам окружения, интерес или удивление при виде незнакомой игрушки, при исчезновении знакомой. Повышать интерес к своему отражению в зеркале. Продолжать обогащать эмоциональный опыт общения «глаза в глаза». Расширять восприятие экспрессии человеческих эмоций. Обогащать эмоциональные реакции на происходящее: улыбаться на улыбку взрослых, огорчаться на отрицательную экспрессию окружающих; радоваться, удивляться, проявлять интерес к игрушкам, предметам быта, личного пользования.

Развивать интерес к рассматриванию книг, картинок, объектов познания. Развивать умение подбирать парные картинки. Вызывать и поддерживать интерес к книжным иллюстрациям.

Развивать умения зрительного выделения и показа частей, деталей объектов восприятия (игрушки, предметы окружения), их точного обозначения с осмыслением целостности образов восприятия. Развивать свойства восприятия: повышать его скорость и объем, обогащать предметность и константность.

Побуждать детей в предметно-практической деятельности, процессе игровых действий с предметами обращать внимание и называть опознавательный признак, например: «У куклы Маши в косичках красная ленточка».
Адаптивная компенсаторно-развивающая программа. Цель педагогической деятельности: способствовать развитию у слабовидящего ребенка на ранних этапах жизнедеятельности компенсации трудностей зрительного отражения действительности.
Развитие слуха и слухового восприятия

Развитие слухо-зрительно-двигательной координации как формы поведения. Развитие адекватного эмоционального, двигательного и зрительного реагирования ребенка на звучащую погремушку, речь окружающих. Обогащение опыта понимания исследовательских инструкций типа: «Посмотри, что это (что звучит)?», «Слышишь колокольчик, возьми его», «Я играю погремушкой, слышишь? «На, возьми ее (найди и возьми ее)»
и др.

Развитие умений и обогащение опыта действий со звучащими игрушками по подражанию взрослым: постучать по барабану, потрясти погремушку, позвенеть колокольчиком и т. п.

Развитие способности и умений к дифференциации звуков по их предметно-объектной отнесенности: звуки ближайшей окружающей действительности (бытовые, музыкальные, звуки движения, голосовые звуки (издаваемые животными и человеком), по психофизической характеристике – громкость, высота, по пространственной ориентации – сторона и удаленность от ребенка источника звука.


Формирование элементарных представлений о звучащем мире с освоением картины мира, доступных возрасту знаний и умений по соотнесению «звук – предмет», «предмет – звук», «звук – объект». Обогащение опыта восприятия звуков и шумов окружения с эмоциональным реагированием и осмысленностью их отражения с актуализацией зрительного внимания на визуальных стимулах.

Развитие умения различать предметы на слух по их звучанию, отвечать на вопросы типа: «Что это? Что звучит?». Развитие практических умений выполнения действий с предметами с извлечением звука (звуки действия и движения), шума: манипуляции (потрясти, постучать) и действия с предметами в соответствии с их назначением.

Обогащение опыта восприятия звуков живой и неживой природы: звуки дождя, скрип снега, пение птиц, голоса животных.

Развитие музыкального слуха: обогащение опыта восприятия музыкальных мелодий, музыкальных звуков, музыкальных ритмов. Развитие опыта организации движений в соответствии с ритмом воспринимаемой музыки. Развитие знаний о музыкальных игрушках, инструментах и умений действовать с ними культурно-фиксированными действиями.

Способствовать запоминанию и умению правильно произносить имена окружающих (ближайший социум).
Развитие моторики рук и осязания

Развитие механизмов тактильно-контактного познания своего тела. Организация пассивных движений ребенка с соприкосновением конечностей и других частей тела, тактильно-проприоцептивное освоение «схемы тела». Виды сомкнутых положений (соприкосновений) частей тела: ладонь к ладони; ладонь и тыльная сторона кисти другой руки; ладонь, предплечье одной руки с ладонью, предплечьем другой руки; ладонь и внешняя сторона плеча; ладонь и противоположный локоть; рука (и) вдоль туловища; ладони и голова; нога к ноге; стопа к стопе; пальцы рук и ног; нога (и) живот; ладони и шея; ладонь и противоположное плечо; ладони и живот; ладонь (и) спина; ладонь (и) грудь; ладонь (и) бедро; нога на ногу (перекрест).

Организация тактильных ощущений у ребенка, возникших от воздействия специально подобранных взрослым предметов разной текстуры. Прикосновения с надавливанием в области спины, бока, руки, особо – ладонь и подушечки пальцев, проведением по коже щетками с щетиной разной жесткости и длины, массажными мячиками и др.