Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Формировать представления о геометрических телах и фигурах; цветах спектра, их темные и светлые тона, белый, черный, розовый, голубой;
о величинах: большой, маленький, средний, очень большой, очень маленький, больше/меньше и др.; об основных пространственных отношениях: верх/низ; право/лево, между, углы, центр, середина (плоскости в микропространстве); ряды, «столбики» и др.
Развивать зрительно-моторную координацию. Обеспечить развитие и упрочнение условно-рефлекторной связи зрительного слежения за движениями рук. Совершенствовать двигательное взаимодействие глаза и руки – «рука ведет глаз» в случаях тяжелого слабовидения учить его использовать как компенсаторный тип. Развивать тип «глаз ведет руку», когда организация точного движения руки происходит за счет информации от эффективных команд к движению глаз. Развивать «единое» поле зрения и действия. Учить выполнять и обогащать опыт организации и выполнения разных видов предметно-практической деятельности в ограниченном пространстве, доступном для отражения полем зрения. Расширять поле зрения, в т. ч. цветовое. Способствовать переходу от скачкообразного или смешанного (скачкообразного и плавного) прослеживания к плавному. Развивать автоматическую регуляцию прослеживания. Обогащать опыт точного прослеживания. Вырабатывать потребность и развивать устойчивость постоянного зрительного контроля для организации, осуществления и результативности предметно-практической деятельности.
Развивать зрительные функции: устойчивость фиксации взора (фиксация точки по счету); повышать различительную способность, контрастную чувствительность (восприятие светлого на темном, темного на светлом), цветоразличения; повышать способность к форморазличению при узнавании форм, анализе конфигурации контура; выделять отличия в схожих по конфигурации двух объектах; развивать подвижность глаз: повышать способность к конвергенции, дивергенции; обогащать опыт зрительного прослеживания, слежения за перемещающимися в пространстве (ближнем, дальнем) объектами.
В старшем возрасте также учить рассматривать простую сюжетную картину: выделять и перечислять все объекты, развивать осмысленность восприятия, отражать информативные признаки; устанавливать элементарные причинно-следственные связи, опираясь на непосредственное отражение (восприятие направляет педагог). Развивать объем, целостность и детальность восприятия за счет ориентации на цветовую и оттеночную гамму изображения, за счет отражения и выделения всех изображенных объектов и их опознание на основе локализации основных (несущих логическую нагрузку) и дополнительных деталей.
Формировать образы букв (печатный вариант) и цифр. Развивать ориентировочную, регулирующую и контролирующую функции в процессе анализа их элементов и воспроизведения (печатания) в разных величинах на плоскости без и с ограничением линиями протяженности. Знакомить с линейными и клеточными полями, учить их анализу, обогащать умения проводить линии в заданном направлении и заданной протяженности. Развивать рукописные движения: обогащать умения и опыт копирования и воспроизведения отдельных элементов прописных букв.
Воспитание основ сознательного отношения к охране нарушенного зрения: развитие умений гигиенического ухода за глазами, очками, бережного обращения с оптикой, предметно-пространственной рациональной организации мест активной зрительной работы; основ здорового образа жизни: развитие умений и навыков, обогащение опыта выполнения упражнений для глаз, их комплексов (по назначению врача-офтальмолога).
6-й уровень
Цели: формирование сенсорных эталонов, перцептивных действий «приравнивания к эталону», развитие тонкой дифференцировки зрительного восприятия: формирование системы сенсорных эталонов, формирование действий «перцептивного моделирования»; обеспечение визуализации чувственного опыта и интериоризации действий, выполняемых на основе и под контролем зрения; формирование точных, полных, дифференцированных зрительных образов; обогащение и расширение зрительных представлений как образов памяти об окружающей действительности; развитие тонко координированных действий в системе зрительно-моторной координации.
Субъекты освоения уровня: дошкольники со средней и слабой степенью слабовидения, дети с тяжелой степенью слабовидения, освоившие предыдущий уровень, дошкольники с функциональными расстройствами зрения, в т. ч. с разной степенью амблиопии.
Объективные показания к освоению уровня:
1. Острота зрения на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции не менее 0,4-0,3.
2. Острота зрения благополучного глаза при монокулярном характере видения не менее 0,5.
3. Косоглазие и (или) расстройство бинокулярной фиксации с высокой остротой зрения.
4. Устойчивая зрительная ориентировочная деятельность.
5. Уровни развитости зрительного восприятия – средний, высокий.
Параметры оценки достижений уровня:
Темп и уровень развития зрительно восприятия в целом соотносится с возрастными особенностями.
Программные задачи 6-го уровня
1-й год обучения
1-е полугодие
Развивать соотносящие практические действия (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить приспосабливать движения руки к особенностям (форма, величина) предмета, осуществлять зрительный контроль над выполнением соотносящих действий. Формировать сенсорные эталоны. Учить узнавать и называть точным словом 4 основных цвета: различать красно-желтый, сине-зеленый, желто-зеленый цвета; соотносить заданный цвет с цветом окружающих предметов в малом (на уровне глаз) и большом (расстояние 2-3 метра) пространствах, уметь узнавать в большом пространстве крупные объекты; выделять красный цвет из сине-зеленых цветов, желтый из сине-красных, зеленый из красно-синих, синий из красно-желтых. Знакомить с белым и черным цветами. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Учить выполнять мануальные исследовательские действия при восприятии круглой и угольной форм, обогащать опыт осязательно-зрительного способа обследования объемных тел: шар, куб, кирпичик; учить показывать по называнию, называть форму предметов простой конфигурации (мяча, неваляшки, фруктов, овощей, шара).
Развивать умение осязательно-зрительным способом дифференцировать величину: большой – маленький; учить зрительно узнавать один и тот же предмет в двух величинах (большой – маленький); уметь практическим или зрительным способом находить большие и маленькие предметы в групповой комнате: среди мебели, посуды, игрушек. Учить зрительным способом с опорой на кинестетическое чувство определять расстояние (близко – далеко) от себя до удаленного предмета. Развивать умение детей подбирать предметную картину к соответствующему предмету на основе идентификации. Подключать мануальные обследовательские действия к описательной речи ребенка: «Здесь мячик такой (показ округлой формы), здесь такой же (те же действия), здесь – красный, и здесь – красный». Учить целостному обведению контура предмета (без тонкой дифференцировки движений). Обогащать опыт восприятия изображений предметов ближайшего окружения с ответом на вопросы типа: «Кто (что) это?», «Как узнать?», «Покажи». Добиваться показа отличительных признаков и действий. Учить выполнять подражательные ориентировочные движения и действия по просьбе взрослого: показывать левую/правую стороны, верх/низ, направление движения – прямо. Обогащать опыт передвижения в пространстве с изменением направления в соответствии со зрительными ориентирами.
Развивать зрительные функции: предлагать задания на умение попадать палочкой (стержнем) точно в отверстие (с возможностью его контрастного выделения или осязательного контроля) с расстояния, доступного для зрительного различения, постепенно уменьшать диаметр отверстия или увеличивать расстояние для попадания, увеличивать количество отверстий, из которых необходимо попасть в нужное; на прослеживание глазами с поворотом головы направлений (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх); на изменение поля зрения поворотом головы.
Способствовать формированию предметных представлений (в соответствии с лексическими темами): знакомить с внешним обликом, учить выделять (показывать и называть) отличительные признаки (части, форма, цвет); обогащать опыт узнавания предмета в разных модальностях (модель, изображения, контур) и разных предметно-пространственных связях; учить совмещать цветные силуэтные и контурные простые по форме и изображения предметов; развивать способность выделять объекты по форме и контуру; обогащать опыт узнавания или экспрессии эмоций: веселье, радость, страх.
2-е полугодие
Обогащать опыт детей в узнавании, назывании, выделении в окружающей среде (с увеличением расстояния до предмета) четырех основных цветов. Учить группировать предметы по цвету вокруг образца (выбор из 2-4 цветов). Развивать локализацию красного цвета из желто-оранжевых цветов (оранжевый вводится без названия), желтого из зелено-синих, зеленого из сине-желтых, синего из красно-зеленых (при этом следует в множество цветов, из которого локализуют, вводить светлые и темные тона основных цветов).
Развивать способность локализовать и узнавать заданный цвет в предметах большого пространства до 2-3 м (размер предметов средний; для предметов красного, зеленого, желтого цветов размер плавно уменьшать; постепенно предлагать для восприятия предметы с неяркой окраской). Способствовать формированию у детей обобщающего понятия «цвет», использовать в речи, по подражанию, упражнять в его использовании в практической деятельности. Развивать ориентировочно-поисковую деятельность на слова «цвет», «по цвету», «цветной». Обогащать опыт ориентировки цвет при узнавании предмета. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить выполнять практические обследовательские действия при узнавании геометрических фигур с постепенным переводом их в зрительный план.