Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов



Развивать зрительную дифференцировку по величине: зрительно выделять и располагать в ряд 4-5 предметов в малом и большом пространствах; учить зрительно соотносить 2 разных объекта, одинаковых по высоте или длине (в большом пространстве); повышать различительную способность при восприятии высоты, длины 3-4 предметов (с выделением и без выделения границ протяженности). Активизировать словарь за счет слов: длинный, короткий, высокий, низкий.

Повышать зрительную дифференцировку расстояния до 3-4-х предметов в малом пространстве с уменьшением расстояния между ними. Учить зрительным способом определять промежуточное равное расстояние между двумя предметами или ближе – дальше относительно одного. Учить детей зрительным способом выделять и определять пространственное положение предмета в группе из 3-х предметов, определять изменения места его положения, выбирать из 3-х карточек две одинаковые по пространственному расположению 3-х предметов.

Продолжать учить плану рассматривания предмета или его изображения, предлагать детям при рассматривании определять взаимное расположение частей предмета относительно основной части. Развивать способность узнавать ранее обследованный предмет под разным углом зрения, учить воспринимать человеческие позы (реальные изображения), обозначать их точным словом: стоит, сидит, наклоняется, двигается, берет и др., выделять признаки, по которым узнал позу (согнуты локти, поднята нога и др.).

Учить находить различие в двух одинаковых по сюжету картинках
(1-2 отличия): изменение позы, местоположения героев, появление дополнительных объектов и др. Постепенно увеличивать скорость восприятия сюжетных картинок. Продолжать учить рассматривать простую сюжетную картинку, учить в начале рассматривания обводить взором всю картину, выделять ближний и дальний планы, подробно рассматривать и описывать персонажей картины. Учить определять место действия (путем выделения конкретных изображений предметов и установления причинно-следственных связей). На протяжении второго года обучения последовательно решать задачи: продолжать формировать социальные эталоны; расширять и уточнять представления об экспрессии эмоции: радость огорчение страх; учить узнавать эмоцию по форме и положению губ, бровей, выражению глаз. Обращать внимание на позу (двигательный компонент) человека, выражающего и испытывающего радость, страх, огорчение. Обогащать двигательный опыт мимического и пантомимического воспроизведения экспрессии заданной эмоции. Обогащать опыт узнавания эмоций: интереса и удивления. Учить узнавать на картинках людей с этими эмоциями, способствовать установлению причинно-следственных связей. Обогащать опыт восприятия собственных движений (мимических и пантомимических) при воспроизведении схемы эмоций. Учить группировать изображения эмоций вокруг соответствующего образца.


В соответствии с программными лексическими темами расширять и углублять предметные представления; формировать полные, точные, дифференцированные, чувственные образы, учить устанавливать связи между целым и деталями, развивать осмысленность опознания образа, обогащать опыт опознания объектов окружающей действительности, представленных для восприятия: в реалистичном, силуэтном, контурном изображениях в новых предметно-пространственных связях, продолжать учить совмещать изображения разных модальностей. Учить обводить контур предметных изображений, и дорисовывать недостающую деталь целого, воссоздавать по характерным деталям и признакам образ предмета. Развивать способность к выделению и соотношению собой структурных эталонов в сложных объектах. Расширять объем и скорость восприятия при выборе предметного изображения из ряда предметных картинок.

Развивать ЗМК: совершенствовать координированные движения и действия рук, развивать дифференцировку пальцев обеих рук, обогащать опыт совмещения пальца (пальцев) с определенным объектом, актуализируя зрительный контроль и добиваясь точности попадания. Совершенствовать освоенные и формировать новые орудийные действия. Продолжать учить работать с геометрическим трафаретом: расширять опыт обводки внутреннего контура и учить обводить трафарет по внешней стороне. Вводить в опыт обводки. Учить воссоздавать знакомые геометрические фигуры; обведение контура, дорисовывание, срисовывание, обогащать опыт полного и точного совмещения разрезных картинок плоскостных и объемных деталей при воссоздании целого из частей. Развивать способность узнавания и точность прослеживания контура объекта на зашумленном фоне. Вырабатывать навык проведения горизонтальных и вертикальных прямых линий (проведение без опоры на зрительный стимул), проведения линии по пунктиру или точкам.

Формировать ориентировочно-поисковые движения и действия, обеспечивающие пространственную ориентировку в малом и большом пространствах. В малом пространстве учить показывать и называть протяженность ближней – дальней (нижней – верхней), левую – правую стороны рабочей поверхности (стол, фланелеграф, лист бумаги, картинка, страницы книги); углы верхние – нижние, левые – правые; середину. Обогащать опыт расположения предметов (объектов) вдоль сторон слева направо, сверху вниз, в заданной точке микропространства. Учить изменять местоположение, менять местами предметы (объекты) в микропространстве. Обогащать опыт осязания со зрительным прослеживанием в заданном направлении контура плоскостных фигур, контуров изображений. В большом пространстве: обогащать опыт двигательного освоения и зрительной оценки протяженности глубины пространства, опыт зрительного прослеживания линейных ориентиров (без и с изменением направления), расположенных на горизонтальной или вертикальной плоскостях.




3-й год обучения

1-е полугодие

Учить узнавать и называть точным словом фиолетовый, серый цвета, различать фиолетовый – оранжевый, фиолетовый – коричневый, фиолетовый –бордовый. Познакомить с предметами, имеющими постоянный признак: фиолетовый цвет: овощи – баклажаны, капуста; ягоды – слива; цветы; серый – окрас животных с предметами окружающего быта, отличающимися фиолетовой или серой окраской: посуда, одежда, игрушки и др. Обогащать опыт локализации оттенков синего из сине-фиолетовых тонов; фиолетовый из красно-синих и их оттенков; голубой из бело-синих; серый из коричнево-голубых; у основных цветов – темные оттенки из темных, светлые из светлых (постоянно уменьшать время выполнения ребенком задания).

Развивать способность различать в знакомых предметах большого пространства светлоту (постепенно увеличивать расстояние до объекта). Продолжать учить локализовывать оттенки на обратном контрасте. Обогащать опыт отражения и расширять знания детей о предметах (их частях), имеющих постоянный признак того или иного цвета: растения, птицы, животные, окраска табличек транспортных стоянок. Развивать способность различать окраску движущихся объектов: транспорта, животных, игрушек, мяча, летающих тарелок и др.

Учить узнавать (с подключением осязания) фигуры (квадрат, треугольник), изображенные в разных пространственных положениях, различать четырехугольники: квадрат, прямоугольник, ромб, анализировать их составные части, определять сходное и различное; обогащать опыт локализации прямоугольника в контурном изображении из множества треугольников и шестиугольников.

Учить зрительным способом анализировать форму предмета, конфигурация которого включает 3-4 разнородные простые формы или 2-3 однородные (например, треугольные). Продолжать учить ориентироваться при опознании предметов в окружающем мире на форму как основной опознавательный признак, видеть различное в конфигурации натуральных предметов. Учить осязательно-зрительным способом различать объемные и плоскостные изображения форм (шар – круг, куб – квадрат, кирпичик –прямоугольник). Формировать обобщающие понятия «круглая форма», «угольная форма», включать их в речь ребенка.

Усложнять зрительную дифференцировку предметов по величине: зрительно выделять и располагать в ряд по убыванию или нарастанию величины 6-7 предметов в малом и большом пространстве, учить зрительно выбирать одинаковые по величине предметы из множества, соотносить величину частей целого объекта. Расширить знания детей об объектах одного рода, отличающихся по величине: растения, животные, транспорт. Обогащать опыт сопоставления величин натуральных объектов в глубине пространства, показать детям, что чем дальше предмет, тем он кажется меньшим по величине. Учить осязательно-зрительным способом воспринимать ширину – длину, длину – высоту натурального объекта, зрительно дифференцировать предмет по заданной величине (высоте, ширине, длине) из 5-7 предметов. Учить при рассматривании объекта выделять его величину или величину его частей как опознавательный признак (например, животные и их детеныши).


Развивать зрительную дифференцировку 4-5 предметов в малом и большом пространствах с уменьшением расстояния между предметами, с увеличением горизонтального расстояния между ними; активизировать словарь за счет выражений: «между ...», «ближе к ...», «дальше от ...», «до». Учить зрительно точно определять уменьшение и увеличение расстояния; сравнивать и определять расстояние до двух предметов, расположенных в разных направлениях.

Показать на примере предметов большого пространства, что предмет, перекрывающий контур другого предмета, ближе, а перекрываемый - дальше. Упражнять в узнавании предметов на большом расстоянии. Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, положение одного относительно других, отражать эти отношения в практической деятельности. Учить анализировать пространственные отношения между частями одного предмета, видеть зависимость изменения характеристик предмета от изменения пространственных отношений между частями.

Формировать представление об алгоритме рассматривания объектов (обобщенный и конкретный по родовым группам). Обогащать опыт рассматривания предмета или его изображения по плану: целостное самостоятельное восприятие объекта, определение цветовой гаммы, одноцветный – разноцветный, простой или сложный (много частей), по форме, величине относительно окружающих предметов; выделять основные части объекта; определять пространственные отношения; детально рассматривать каждую выделенную часть, определять ее форму, цвет, величину (относительно других частей); повторно в целом рассматривать объект. Продолжать формировать представления об экспрессии эмоций.

Обогащать опыт восприятия мимики изображенного человеческого лица: радость, интерес, удивление, печаль, обида, огорчение, страх. Учить видеть изобразительные средства отражения эмоций.

Обучать рассматривать сюжетную картинку: целостное восприятие картинки, выделение и узнавание основных объектов; детальное рассматривание трех композиционных планов; рассматривание человека с выделением позы, жестов, мимики; целенаправленное определение информативных объектов и их признаков, характеризующих действия героев, явления природы (осень, зима, дождь, ветер и др.), места событий; устанавливать причинно-следственные связи на основе воспринятого. Развивать внимание, память.
2-е полугодие