Файл: Иркутский национальный исследовательский технический университет институт недропользования Кафедра Промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отраслевой риск перспективы или роста следует оценивать с учетом теории циклов, кроме того, необходимо принимать во внимание вероятность отраслевого кризиса. Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих эмигрантов, дешевый импорт и др.
Отраслевые риски значительно более сложное и многогранное явление, требующее комплексных способов оценки, основанных не только и не столько на оценке риска перспективы или роста, но с учетом структурного риска, риска чувствительности к внешней среде (например, изменение курса валют) и системном риске. Только определив полную карту риска отрасли промышленности и оценив вероятность риска, можно использовать общепринятые способы воздействия на риск: избегание, сохранение, передача или снижение риска.
Рассмотрим риски, присущие цементной промышленности.
Цементная промышленность имеет две основные отличительные особенности. Первая – производство цемента чрезвычайно энергоемко. Доля энергоресурсов, а также топлива превышает половину себестоимости. Это делает ее очень чувствительной к колебаниям стоимости энергоресурсов и различных видов топлива.
Цемент является ключевым элементом в производстве основного строительного материала – железобетона, и, соответственно, цементная промышленность в экономике играет роль одного из каналов трансляции инфляции издержек на всю экономику. Доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости зависит от технологии производства.
Влияние стоимости энергоресурсов на цементную промышленность очень велико. Низкая стоимость газа на внутреннем рынке вкупе с постоянно растущей стоимостью электроэнергии делают экономически невыгодным переход на более передовое производство сухим способом, к тому же изначально большинство цементных заводов сориентировано на мокрую технологию (по ней производится чуть менее 90% цемента). Впрочем, ситуация меняется по мере увеличения стоимости газа. Однако вопрос энергоемкости на фоне постоянного роста энерготарифа пока открыт.
Другая важная особенность отрасли – то, что при перевозках на дальние расстояния доля тарифа на грузоперевозки в стоимости для потребителя может достигать половины себестоимости продукта. Это резко усиливает локализацию рынка в рамках отдельных региональных сегментов. В основном же перевозки внутри региона имеют смысл только при существенном недостатке мощностей по производству цемента либо возможности существенно сэкономить на ж/д тарифе.
Важен также рост цен на цемент, который зачастую бывает скачкообразным и непрогнозируемым. Например, компания «Евроцемент», купив несколько заводов, моментально подняла цены на цемент практически в два раза. Тот факт, что такой скачкообразный рост цен возможен, свидетельствует о высокой монополизации отрасли. Но это, в свою очередь, предоставляет дополнительные возможности для роста независимых производителей цемента: потребители как экономические рациональные субъекты рынка в этой ситуации будут искать альтернативные источники поставок по более низким ценам, и, таким образом, для независимых производителей появляется дополнительный потенциал для роста объемов продукции.
Тем не менее, в росте цен на цемент есть и объективные причины. Главной проблемой для цементных предприятий является рост тарифов естественных монополий: их доля в структуре издержек составляет около 60%. Поэтому предприятия реагируют на любое повышение тарифов естественных монополий довольно чутко и в ответ вынуждены повышать цены.
По прогнозам предприятий, если сохранится та же динамика роста тарифов естественных монополий, как и в настоящее время, цена цемента вырастет на 20%, и, таким образом, российские цены сравняются со среднеевропейскими: тонна цемента будет стоить не менее $90. Если тарифы будут расти более быстрыми темпами или же увеличатся темпы строительства и спрос, цены на цемент легко перешагнут уровень в $100 за тонну. Повышение цен на цемент увеличит рентабельность цементного бизнеса и повысит объем его доходов. Это значит, что перспективы развития предприятий цементной промышленности выглядят вполне привлекательно.
Несмотря на динамичный рост объемов производства цемента, цементная промышленность еще не вышла на объемы производства, которые существовали в начале 90-х. Это значит, что мощности заводов все еще полностью не загружены, и, следовательно, цементные заводы сохраняют серьезный потенциал роста объемов выпуска даже при минимальных инвестициях в производство.
На предприятиях высокий износ оборудования – в среднем по отрасли – 70%. Для обеспечения выполнения национальной программы по строительству доступного жилья, по расчетам специалистов, необходимы инвестиции в размере 5,1-6,3 млрд. долл. Эти средства должны быть направлены на поддержание и модернизацию действующих мощностей и строительство новых цементных заводов. Непринятие срочных мер может привести к дефициту цемента.
Одной из основных проблем отрасли является
несовершенство технологического процесса, поскольку российский цемент производится по высокозатратным, устаревшим технологиям.
Почти 85% клинкера в отечественной цементной промышленности производится мокрым способом производства с удельным расходом условного топлива до 200-230 кг.усл.топл./т, в то время как в промышленно-развитых странах (Япония, ЕС) большая часть клинкера обжигается по сухому способу с расходом 120-130 кг.усл.топл./т. В США 80% мощностей ориентированы на сухой способ производства, 20% – на мокрый.
Проводя модернизацию цементной промышленности, Россия первоначально должна приблизиться к структуре США. Только 2 из 190 действующих в России печных агрегатов могут быть отнесены к числу современных (ОПО «Невьянский цементник» (Свердловская область) и ОАО «Серебряков цемент» (Волгоградская область)).
Российские заводы, работающие по сухому способу, в основном, используют устаревшие технологии, что не дает экономии в затратах, типичной для этого способа производства в других странах.
Почти весь цемент и до 90% сырья в отечественной промышленности измельчается в шаровых мельницах открытого цикла помола. Расход электроэнергии только на передел помола цемента составляет около 40 кВт*ч, в то время как при широко распространенном за рубежом замкнутом цикле он не превышает 25-30 кВт*ч.
Использование в системах замкнутого цикла высокоэффективных сепараторов 3-го поколения позволяет направленно влиять на состав цемента и обеспечивать получение заданных свойств, в том числе при производстве многокомпонентных цементов. Расход топлива на этих агрегатах составляет соответственно 128 и 143 кг.усл.топл./т клинкера, т.е. находится на уровне 60-65% от среднеотраслевого уровня затрат и соответствует уровню расхода в ЕС.
Однако переход на сухой способ производства в России влечет за собой определенные проблемы. Если цена тонны условного топлива у нас в стране повысится до уровня западной, то не менее 80% цемента Россия вынуждена будет производить по сухому способу производства или же вообще прекратить его производство. Дешевле станет покупать его в Турции, Китае и других странах. Энергоемкий мокрый способ производства станет неконкурентоспособным по сравнению с сухим, являющимся более дешевым. На коренную же реконструкцию и модернизацию требуются достаточно большие вливания инвестиций в данный сектор экономики. Так, в частности, на перевод завода мощностью в 1 млн. т на сухой способ производства требуется около 70 млн. долларов США.
Поэтому в условиях технологической реструктуризации данной отрасли необходимо проведение мероприятий по поэтапному переводу мощностей на сухой способ производства, проявляющееся как в реконструкции действующих линий, так и строительстве новых цементных заводов.
Использование помола сырья в замкнутом цикле, позволяющего снизить энергоемкость процесса в 1,5 раза (с 40 до 25 кВт*ч), а также снижение влажности шлама за счет применения новых более эффективных разжижителей, позволяющих сократить на 15-20% удельный расход топлива, дают возможность приблизить (по затратам топливно-энергетических ресурсов) мокрый способ производства к сухому, обеспечивая его конкурентоспособность.
Удешевление затрат на топливно-энергетические ресурсы возможно также посредством использования альтернативных источников.
В мировой практике используют различные подходы к выбору топливно-энергетических ресурсов, используемых при производстве клинкера. К основным топливно-энергетическим ресурсам можно отнести природный газ, уголь, мазут, сланцы. Наряду с ними широкое применение находит внедрение альтернативных видов топлива, позволяющее решать одновременно две задачи – утилизацию вторичного сырья и замену основного ресурса (природного газа, угля, мазута).
В странах ЕС в составе технологического топлива, используемого при производстве цемента, все в большей степени находят применение вторичные виды ресурсов. Замещение основного вида топлива вторичным в отдельных странах ЕС составило: во Франции – 27%, в Австрии – 29%, в Швейцарии – 34%, в Нидераландах – 72%.
В качестве альтернативного топлива используются топливо-содержащие отходы – шины, резина, отработанные масла, пластик, бумага, переработанные фракции из бытовых отходов, животной муки и жиров, древесины, растворителей и т.п.
Доля энергоносителей в себестоимости цемента, производимого в РФ, составляет 50-57%. Ориентация отрасли на один топливно-энергетический ресурс делает ее «уязвимой» к динамике цен на него. Опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы по сравнению с ценами на цемент приводит к увеличению себестоимости продукции данной отрасли, а в условиях стабилизации цен на него – снижению финансовых показателей, влияющих на объем привлекаемых инвестиций, определяющих процесс модернизации цементной промышленности, её технологическое развитие.
Проведенный анализ цементной промышленности позволил выявить круг проблем, нуждающихся в изучении и оценки, а также управлении рисками в условиях нестабильной экономики.
Риски цементной промышленности, представляют собой вероятность наступления таких условий, при которых отрасль будет не способна поддерживать существующий уровень производства, что приведет к определенному спаду основных производственных и социально-экономических показателей.
В итоге сведем все риски, присущие цементной промышленности в таблицу.
Таблица 3 – Классификация рисков цементной промышленности
Группа рисков | Простые риски |
Производственные риски | Внедрение в производство новой техники и технологии |
Применение устаревших, энергоемких технологий производства | |
Вероятность потерь имущества предприятия по причине перенапряжения технической и технологической систем | |
Изношенность производственной базы | |
Ухудшение качества продукции | |
Добыча и качество сырья | |
Транспортные риски | Невыполнение графиков поставок продукции |
Содержание транспортного цеха | |
Неэффективная транспортная логистика | |
Рыночные риски | Изменение цен на топливно-энергетические ресурсы |
Изменение транспортных тарифов | |
Вероятность изменения цен на продукцию предприятия | |
Вероятность изменения спроса на продукцию предприятия | |
Возможное изменение цен на продукцию конкурентов в сторону снижения | |
Возможное повышения производства продукции конкурентами | |
Вероятность повышения налогового бремени | |
Инфляционный риск | |
Платежеспособность потребителей предприятия | |
Социальные риски | Затруднения в подборе профессиональной рабочей силы |
Несоответствующий уровень заработной платы | |
Необходимость развития социальной инфраструктуры | |
Экологические риски | Риски вероятности стихийных бедствий |
Выбросы в окружающую среду и сбросы в воду | |
Ужесточение законодательства в области окружающей среды | |
Инвестиционные риски | Наличие морально изношенных основных средств |
Проблема модернизации и воспроизводства оборудования | |
Привлечение инвестиций | |
Риски, связанные с внедрением новых технологий | |
Макроэкономические риски | Риск импортных поставок продукции |
Риск колебания валютных курсов | |
Ухудшение экономической обстановки | |
Угроза мирового экономического кризиса | |
Риски изменений продвижения товара | |
Риск снижения объемов инвестиций |