Файл: Оценка конкурентоспособности и качества кисломолочных продуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78
он набрал 310 баллов; творог торговой марки «Алексеевский», он набрал 290 баллов и сметана торговой марки «Алексеевская», она набрала 290 баллов.
На завершающем этапе оценки конкурентоспособности кисломолочных продуктов рассматриваемых образцов, полученные данные такие как: цены за упаковку продукта и дегустационная оценка вкуса были обобщены в виде диа- грамм по каждому виду продукта, которые представлены на рис. 2.1-2.3.
Рис. 2.1. Диаграмма конкурентоспособности образцов кефира
Рис. 2.2. Диаграмма конкурентоспособности образцов творога
0 50 100 150 200 250 300 350
Кефир «Белый Город»
Кефир «Авида»
Кефир «Томмолоко»
Кефир «Нежеголь»
Кефир
«Алексеевский»
Цены за упаковку продукта
Дегустационная оценка
0 50 100 150 200 250 300
Творог «Белый Город»
Творог
«Алексеевский»
Творог «Томмолоко»
Творог «Иван
Поддубный»
Творог
«Простоквашино»
Цены за упаковку продукта
Дегустационная оценка

79
Рис. 2.3. Диаграмма конкурентоспособности образцов сметаны
Таким образом, в результате проведенного исследования оценки кон- курентоспособности кисломолочных продуктов разных торговых марок в ги- пермаркете «Линия-2», можно сделать вывод о том, что самыми конкуренто- способными кисломолочными продуктами, является кефир торговой марки
«Томмолоко», творог торговой марки «Алексеевский», а также сметана тор- говой марки «Алексеевская», т.к. они соответствуют всем стандартам каче- ства, розничная цена продуктов не завышена, а также эти кисломолочные продукты стали победителями дегустационного голосования, в котором они набрали самые высокие баллы по оценке качества вкуса.
1   2   3   4   5   6   7

2.5. Разработка направлений повышения качества
и конкурентоспособности кисломолочных продуктов,
реализуемых в гипермаркете «Линия-2»
Цель гипермаркета «Линия-2» – это обеспечение населения безопасны- ми, качественными и разнообразными продовольственными и непродоволь- ственными товарами, а также работа с самыми надежными поставщиками.
0 50 100 150 200 250 300
Сметана
«Алексеевская»
Сметана «Авида»
Сметана
«Нежеголь»
Сметана «Домик в деревне»
Сметана
«Простоквашино»
Цены за упаковку продукта
Дегустационная оценка

80
Качество товаров является важнейшим фактором, формирующим эко- номическое положение гипермаркета, размеры прибыли, уровень ее рента- бельности. Повышение качества продукции требует дополнительных затрат как текущих, так и единовременных, обусловленных ростом технического уровня продукции, снижением уровня дефектности продукции при ее прода- же, улучшением и расширением услуг, связанных с созданием более удобных условий [20].
На сегодняшний день рост качества кисломолочных продуктов напря- мую связан с модернизацией имеющихся у фирм-изготовителей производ- ственных мощностей.
Модернизация позволит фирмам-изготовителям улучшить качество кисломолочных продуктов, а также увеличить ее сроки годности, объемы производства и реализации.
Замена уже имеющегося определенного оборудования на современное высокотехнологичное открывает для изготовителей кисломолочных продук- тов новые возможности по улучшению качества продукции и освоению но- вейших технологий. К примеру, новые системы охлаждения кисломолочных продуктов после сквашивания позволяют выполнять резкое охлаждение натуральных кисломолочных продуктов, а это значит, сохранять их органо- лептические показатели в течение 14 дней и улучшать их микробиологиче- ские показатели. Также, на сегодняшний день стоит уделять большое внима- ние повышению лечебных и диетических свойств продукции, положительно влияющих на здоровье человека. Полезный эффект будет достигаться путем использования этих микроорганизмов в составе заквасок при получении кис- ломолочных продуктов.
По мнению многих зарубежных специалистов, рост качества продукции – это главное условие получения успеха на рынке. За счет этого фактора органи- зация на 80% наиболее успешнее работает и является конкурентоспособной.
Достижение наивысшего и стабильного качества продукции в органи- зации позволяет:


81 1. Улучшить объем продаж и прибыли;
2. Гарантировать конкурентоспособность организации;
3. Минимизировать риск разорения, обеспечить устойчивость и финан- совое положение организации;
4. Улучшить имидж организации.
Выделяют следующие пути повышения качества кисломолочных про- дуктов в гипермаркете «Линия-2»:
1. Совершенствование технологии производства – это замена устарев- шего оборудования новым, более прогрессивным, на котором будет осу- ществляться хранение кисломолочных продуктов, также автоматизация ра- бочих машин и механизмов.
2. Развитие организации труда – это улучшение деятельности служб технического контроля гипермаркета, повышение ответственности за каче- ство и контроль качества работ, что предполагает:
– заинтересованность и ответственность высшего руководства и специа- листов за качество поступающих в гипермаркет кисломолочных продуктов;
– создание и внедрение эффективной системы взаимодействия подраз- делений по реализации мероприятий, направленных на повышение качества кисломолочных продуктов, обеспечение непрекращающегося обучения и мо- тивации персонала, что является составной частью широко применяемого за рубежом всеобщего менеджмента качества.
3. Развитие условий реализации кисломолочных продуктов в гипермар- кете, на котором следует выделить меры по поддержанию конкуренции, ор- ганизации качественного сервиса, рекламу и другие средства воздействия на покупателей, включая деловую репутацию фирмы-изготовителя, а также из- вестность его товарного знака.
4. Стимулирование улучшения качества – это создание системы поощ- рения заслуг в достижении высокого качества, а также наказания за допу- щенные ошибки при осуществлении своих функциональных обязанностей оказывает действенное влияние на процесс улучшения качества.

82
Конкурентоспособность кисломолочных продуктов определяется путем сравнения покупателем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему представлен до и после покупки продукции [15].
Мероприятия по повышению конкурентоспособности, таким образом, должны быть направлены на развитие привлекательности и преимуществ кисло- молочных продуктов на стадии распределения и реализации продукции. Главные направления повышения конкурентоспособности можно разделить на три груп- пы (с долей условности): техническое, экономическое и организационное.
Техническое направление связано с совершенствованием технологии изго- товления кисломолочных продуктов, то есть всем тем, что позволяет улучшить уровень потребительских свойств продукта, а именно: вкуса и запаха, цвета, пи- тательности и др. Это зависит от того, насколько качественно производитель из- готавливает свою продукцию, а также насколько качественно эта продукция бу- дет храниться и транспортироваться до поступления на реализацию.
Экономическое направление связано с ценовой политикой. Здесь име- ет место конкуренция, которая обычно приводит к снижению цен. Для под- держания конкурентоспособности кисломолочных продуктов гипермаркет
«Линия-2» может снижать цены на них до предела, обеспечивающего мини- мальную прибыль.
Организационное направление повышения конкурентоспособности кисло- молочных продуктов связано с совершенствованием организации их продажи.
Так как любое совершаемое действие или мероприятие, нуждается в обоснова- нии, и прежде всего экономическом. Это трудоемкий и сложный, но необходи- мый процесс для повышения конкурентоспособности продукции.
Для повышения заинтересованности покупателей и стимулирования сбыта гипермаркету «Линия-2» предлагаются следующие направления:
– расширение ассортимента кисломолочных продуктов за счет закупки у поставщиков, предлагаемых продукцию с заданными свойствами;
– снятие с реализации кисломолочных продуктов, которые перестали поль- зоваться спросом;


83
– расширение ассортимента кисломолочных продуктов в упаковке пюр- пак, позволяющей увеличить сроки реализации продукции;
– расширение ассортимента творожной продукции мелкой расфасовки с новыми видами оберточного материала, позволяющей придать необходимый товарный вид творожной продукции и увеличить сроки реализации готовой продукции;
– переход на мелкофасованные кисломолочные продукты, т. е. переход от фасовки продукции большого веса к более подходящему для покупателя;
– применение гибкой системы скидок, а также рассмотрения цены продук- тов для каждого отдельного покупателя.
– разработка оптимальной ценовой политики (ценовые скидки) с учетом сезонных колебаний спроса, формы оплаты, в зависимости от объемов партии кисломолочных продуктов;
– принятие мер по недопущению в реализацию кисломолочных продуктов низкого качества;
– проведение рекламных компаний по продвижению новых видов в ассор- тименте кисломолочных продуктов для ознакомления потенциальных покупате- лей с основными преимуществами новых видов продукции;
– активизирование рекламы в СМИ, на транспорте, в сети Интернет;
– проведение ярмарок, выставок, дегустаций кисломолочных продуктов для покупателей.
Таким образом, можно сказать, что гипермаркет «Линия-2» достаточно от- ветственная и устойчивая организация, которая реализует товары населению. Ес- ли руководство гипермаркета начнет следовать по разработанным направлениям повышения качества и конкурентоспособности кисломолочных продуктов то, посещаемость гипермаркета покупателями и спрос на кисломолочные продукты значительно возрастут.

84
Заключение
Кисломолочные продукты – это продукты, которые вырабатываются из цельного молока путем ферментации. Ведущей особенностью технологии производства кисломолочных продуктов заключается в сквашивании заквас- ками, которые приготовленные на культурах молочнокислых бактерий или дрожжей.
К продуктам молочнокислого брожения относят: творог, сметану, йо- гурт, ряженку, ацидофилин. К продуктам молочнокислого и смешанного брожения относят: кефир, кумыс. Кисломолочные продукты имеют большой спрос среди покупателей, так как они полезны для здоровья.
По результатам анализа состояния российского рынка кисломолочных продуктов за 2015 год можно выделить множество его особенностей. Общее то- варное предложение кисломолочных продуктов на российском рынке в 2015 го- ду составило чуть более 3 млн. тонн. Также, в 2015 году в структуре производ- ства кисломолочных продуктов преобладали кисломолочные напитки (75,5%), почти пятую часть рынка занимали сметана и сметанные продукты (19%). Из всех видов кисломолочных продуктов, объем производства, которых за 2015 год составил 2,3 млн. тонн, почти половину рынка занимал кефир (46,5%), треть
(33,4%) – йогурт, десятую часть (9,4%) – ряженка. Региональное распределение производства выглядит следующим образом: Центральный ФО около 45%, При- волжский ФО примерно 16%, Северо-Западный, Сибирский и Южный ФО по- ставляют по 8-9%, Уральский ФО – 7%, Северокавказский и Дальневосточный
ФО составляют по 2,3 и 2,7%, Крымский ФО примерно 0,4%.
Благодаря своей пищевой ценности, кисломолочные продукты играют большую роль в питании человека, а также в его жизнедеятельности. Все продукты содержат в себе необходимый комплекс витаминов и полезных свойств, с помощью которых можно излечить ряд заболеваний в организме и повысить его иммунитет.


85
Если говорить о технологии производства кисломолочных продуктов, то можно выделить два способа производства: резервуарный и термостатный.
Резервуарный способ производства по сравнению с термостатным способом, имеет ряд преимуществ. Во-первых, этот способ позволяет уменьшить про- изводственную площадь за счет ликвидации громоздких термостатных ка- мер. При этом увеличивается съем продукции с 1м
2
производственной пло- щади и снижает расход теплоты и холода. Во-вторых, он позволяет осу- ществлять наиболее полную механизацию и автоматизацию технологическо- го процесса, сократить затраты ручного труда на 25% и повысить производи- тельность труда на 35%.
Классификацию кисломолочных продуктов можно разделить по не- скольким признакам по способу производства; по консистенции, по химиче- ским показателям и составу, по исходному виду сырья, а также по видам за- кваски. Сам ассортимент продукции достаточно разнообразен, что вполне привлекает потребителей.
Об оценке качества кисломолочных продуктов можно сказать, что ре- комендуется ее проводить в следующей последовательности: изучение мар- кировки, определение органолептических показателей качества, определение физико-химических и микробиологических показателей качества. Оценку конкурентоспособности кисломолочных продуктов следует проводить в не- сколько этапов, они основаны на отборе определенных видов кисломолочных продуктов, установлении предпочтений покупателя, сравнении с аналогич- ными кисломолочными продуктами, а также обобщении всех данных.
В процессе формирования качества кисломолочных продуктов играет большую роль молочное сырье, которое является основой при изготовлении кисломолочных продуктов, а также закваски, которые способствуют образо- ванию витаминов и процессов, оказывающих позитивное влияние на организм человека. В процессе формирования конкурентоспособности кисломолочных продуктов учитывают их качество и удовлетворенность потребителей.

86
Рассматривая гипермаркет «Линия-2», можно сказать, что в гипермар- кете существует широкий ассортимент продовольственных и непродоволь- ственных товаров. В отличие от других гипермаркетов, «Линия-2» работает круглосуточно. В гипермаркете имеются производственные цеха по изготов- лению салатов, кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, а также изделий из мяса и рыбы, что позволяет «Линии» расширять свой ас- сортимент и реализовывать свою продукцию населению.
Про характеристику ассортимента и исследования его формирования в гипермаркете «Линия-2» можно сказать, что в гипермаркете процесс формиро- вания ассортимента кисломолочных продуктов осуществляется по этапам, в ко- торых решаются необходимые вопросы по составлению ассортимента подхо- дящего для покупателей. Формируют ассортимент кисломолочных продуктов – товароведы. Ассортимент кисломолочных продуктов в гипермаркете «Линия-2» широк и разнообразен. Большим спросом у покупателей пользуются кефир с жирностью 2,5% и 3,2%; а также сметана с жирностью 15% и 20%.
Контроль качества кисломолочных продуктов в гипермаркете «Линия-2» проводится по установленным правилам. За 2016 год в гипермаркете было выявлено всего два случая поступления недоброкачественной кисломолоч- ной продукции. В первом случае была обнаружена и возвращена покупате- лем сметана, в которой находились следы плесени, и присутствовал неприят- ный запах, во втором случае была выявлена количественная фальсификация творога – обвес, сотрудниками гипермаркета, они быстро смогли обнаружить недостатки и устранить их с места продажи. Все выявленные случаи недоб- рокачественной кисломолочной продукции происходили от одного и того же поставщика с оптовой базы, с которым в настоящее время гипермаркет «Ли- ния-2» перестал сотрудничать. Не смотря на случаи недоброкачественной продукции, возврата товаров покупателями больше не было, что свидетель- ствует о том, что продукция качественная, условия ее хранения, перемеще- ния в магазине соблюдаются в достаточной степени.