Файл: Пожарной сигнализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитывая большое количество точек охраны, сложный и непредсказуемый режим функционирования объекта, необходимость соблюдения принципа максимизации показателя эффективность/стоимость и наличие мощных систем ограничения доступа и телевизионного наблюдения, достаточным может быть сочтен принцип минимального оснащения гостиничных номеров сигнализационными средствами. По тем же причинам необходима реализация децентрализованного принципа охраны, т.е. постановка и снятие с охраны производит сам клиент.

Естественно, это не относится к некоторым другим помещениям повышенной важности, таким как сейфовая, касса, кладовые и т. п. При оснащении этих помещений должен использоваться принцип многорубежности, т.е. применения нескольких концентрических колец сигнализации, окружающих охраняемый объект.

Главными подсистемами комплекса технических средств безопасностив гостинице являются:

- система пожарной безопасности,

- система охранной сигнализации,

- система управления доступом,

- система телевизионного наблюдения,

- система технической укрепленности,

- система защиты информации,

- система гарантированного электропитания,

- система оперативной связи,

- система управления экстренной эвакуацией.

Преимущества построения интегрированного комплекса технических средств безопасности бесспорны: полная взаимосвязь всех систем обеспечивает высокую степень автоматизации многих процессов управления гостиничным комплексом, облегчает и ускоряет процесс принятия решений оператором службу безопасности в экстремальной ситуации, предоставляя оператору полную информацию от всех систем, автоматизируя некоторые действия; за счет передачи информации прочим службам гостиницы облегчается работа горничных, техников, администраторов и т.д.; повышается уровень гостиничного обслуживания, гости чувствуют себя более комфортно и спокойно. 
1.4 Система тревожно вызывной сигнализации
Назначение этой системы предполагает срочный вызов (оповещение о возникновении тревожной ситуации) службы безопасности. В приложении к данной задаче система тревожной сигнализации может также использоваться для подачи различного рода сигналов клиентом гостиницы горничным, техникам и т.д.

Для подачи сигнала могут быть использованы различного рода устройства:


- механические тревожные кнопки могут быть ручными, ножными, скрытыми;

- носимые радиокнопки (радио-брелоки) могут быть одно- и многокнопочными (для подачи различного рода сигналов), совмещенными с пользовательской пластиковой карточкой системы доступа, позволяющими идентифицировать личность подавшего сигнал, его точное местоположение и т.п.

Преимущества системы заключаются в ее относительной дешевизне, простоте использования для клиента, надежности. Есть у нее и недостатки. Среди них: отсутствие возможности централизованного получения информации в режиме online и сложности при необходимости перепрограммировать замок или считать накопившийся протокол событий (осуществляется последовательный обход замков с переносным компьютером). Наконец, выигрыш в прокладке кабельных линий незначителен — все равно необходим подвод линий для подачи сигнала экстренного разблокирования.

Более перспективной (хотя и более дорогостоящей) на сегодняшний день представляется идея создания сетевой (online) системы с централизованным контролем. Такая система позволит оператору службы безопасности, а также менеджеру отеля, представителям других служб постоянно держать контроль над ситуацией на объекте, знать, какие помещения открыты, закрыты, разрешать или запрещать доступ и т.п. Можно даже разрешить или запретить определенным лицам останавливать лифт на том или ином этаже.

Индивидуальные пластиковые карточки используются в качестве электронного ключа, обеспечивая доступ в помещения по определенному алгоритму.

Существуют следующие основные типы карт:

  • перфорированные — наиболее дешевые, перезапись которых невозможна;

  • магнитные — наиболее распространенные, отличающиеся низкой стоимостью;

  •  штрих-кодовые — надежные, отличаются низкой стоимостью, однако перезапись их исключена;

  •  wiegand (индуктивные). Их перезапись невозможна, а стоимость может считаться средней;

  •  proximity — карты с дистанционным считыванием, цена которых относительно высока;

  •  smart-карты (со встроенным чипом). Они предусматривают наибольшее количество функций, их практически невозможно подделать, однако стоимость этих карт самая высокая среди других

аналогов;

- комбинированные.

Считыватели пластиковых карт применяются для считывания информации с карт.

Кодонаборные устройства используются для набора индивидуального кода; они иногда совмещаются со считывателем карт, в этом случае код служит для подтверждения факта санкционированного использования карты.



Контроллеры считывающих устройств обрабатывают информацию, поступающую от считывателей и кодонаборников, и передают ее на центральную станцию (главный контроллер), разрешают или запрещают доступ в соответствии с заложенным алгоритмом, управляют замками.

Центральная станция системы управления доступом используется для контроля, обработки, отображения и документирования поступающей информации, управления режимом доступа, программирования локальных контроллеров, организации взаимодействия с другими системами комплекса безопасности, приема и передачи информации.

С точки зрения экономии средств в качестве индивидуальных карт наиболее целесообразно использовать обычные пластиковые карты с магнитной кодировкой. Карта выдается гостю при регистрации. Система настраивается таким образом, что доступ клиенту в номер разрешен ровно на оплаченный срок пребывания в гостинице. Кроме того, возможно разрешение или запрет на доступ в те или иные помещения (зоны, этажи) в зависимости от оплаченного комплекса услуг, класса и т.п. Приходящим гостям, посетителям, не являющимся клиентами гостиницы, могут также выдаваться индивидуальные карты, разрешающие, например, только доступ на определенный этаж в течение определенного времени.

Возможны самые разнообразные настройки системы для ее реакции в случае попытки несанкционированного прохода. Например, если зафиксирована попытка воспользоваться гостевой картой в рамках разрешенного маршрута, но вне заданного времени, система может или просто запретить проход, или разрешить его, немедленно оповестив службу безопасности.

Обслуживающий персонал гостиницы, сотрудники службы безопасности имеют персональные карты, разрешающие доступ в определенные (или во все) номера. При каждом факте входа в номер центральная станция фиксирует, кто и когда вошел.
1.5 Система управления доступом
При­мене­ние сис­тем кон­тро­ля дос­ту­па в гос­ти­нич­ном биз­не­се име­ет свои осо­бен­ности, пос­кольку здесь все нап­равле­но на обес­пе­чение ком­форта и бе­зопас­ности гос­тей. И при этом бе­зопас­ность не мо­жет обес­пе­чиваться в ущерб ком­форту — это ос­новное пра­вило, ко­торое оп­ре­деля­ет спе­цифи­ку сис­тем бе­зопас­ности для оте­лей. Имен­но по­это­му гос­ти­нич­ные сис­те­мы бе­зопас­ности, как пра­вило, от­ли­ча­ют­ся от «обыч­ных» при­меня­емых в офи­сах и на пред­при­яти­ях.


Сис­те­ма бе­зопас­ности в гос­ти­нице вклю­ча­ет в се­бя мно­го ком­по­нен­тов. Это и лю­ди (служ­ба ох­ра­ны), зам­ки в но­мерах и дру­гих по­меще­ни­ях, сейфы, ко­торы­ми мо­гут пользо­ваться гос­ти оте­ля, сис­те­мы ви­де­онаб­лю­дения (на­руж­но­го и внут­ренне­го), сис­те­мы кон­тро­ля дос­ту­па, пар­ко­воч­ные сис­те­мы, сис­те­мы по­жар­ной и ох­ранной сиг­на­лиза­ции, сис­те­мы кон­тро­ля и уп­равле­ния средс­тва­ми жиз­не­обес­пе­чения.

Что­бы не вы­зывать у гос­тей дис­комфорт от ощу­щения пос­то­ян­но­го кон­тро­ля, сис­те­мы дос­ту­па в но­мер­ной фонд оте­лей стро­ят по прин­ци­пу ав­то­ном­ности, ког­да все две­ри но­меров не яв­ля­ют­ся эле­мен­та­ми об­щей цен­тра­лизо­ван­ной се­ти. Кон­троль сос­то­яния но­мера при­меня­ет­ся крайне ред­ко. Для ре­али­зации не­об­хо­димых сер­висных фун­кций (убор­ки но­мера, вы­зова пер­со­нала и др.) ис­пользу­ют­ся сер­висные сис­те­мы гос­ти­нич­ных но­меров, ко­торые поз­во­ля­ют гос­тю ин­форми­ровать об­слу­жива­ющий пер­со­нал в не­об­хо­димых слу­ча­ях.

Сис­те­ма гос­ти­нич­ных зам­ков под­разде­ля­ет­ся на сле­ду­ющие клас­сы:

- ме­хани­чес­кие зам­ки с обыч­ны­ми клю­чами;

- ме­хани­чес­кие зам­ки с мас­тер-сис­те­мой клю­чевых ци­лин­дров;

- ме­хани­чес­кие зам­ки с клю­чами-пер­фо­кар­та­ми;

- ко­довые ме­хани­чес­кие или элек­тро­меха­ничес­кие зам­ки;

- элек­трон­ные зам­ки, ис­пользу­ющие в ка­чес­тве клю­чей маг­нитные, смарт (smart) или прок­си­мити (proximity) кар­ты, а так­же клю­чи Touch Memory, ин­фрак­расные пер­фо­риро­ван­ные клю­чи, штрих­ко­довые кар­точки.

Зам­ки с мас­тер-сис­те­мой име­ют клю­чи нес­кольких уров­ней, ес­ли что-то слу­чилось с клю­чом пер­во­го уров­ня, мож­но вста­вить в за­мок ключ вто­рого уров­ня, и с это­го мо­мен­та он ста­нет клю­чом дан­но­го зам­ка. При этом преж­ний ключ пер­во­го уров­ня уже не смо­жет от­крыть этот за­мок.

Зам­ки с клю­чами-пер­фо­кар­та­ми име­ют свой уни­кальный ключ от но­мера (по­лови­на пер­фо­кар­ты) на мо­мент про­жива­ния гос­тя в нем. В зад­нюю па­нель зам­ка по­меще­на ко­довая часть кар­точки. Зам­ки с пер­фо­кар­та­ми обя­зательно име­ют ци­линдр, ко­торый мож­но от­кры­вать ме­хани­чес­ким клю­чом. Все ци­лин­дры та­ких зам­ков, как пра­вило, объеди­нены в сис­те­му. Сот­рудни­ки оте­ля от­кры­ва­ют две­ри но­меров ме­хани­чес­ки­ми клю­чами, к ко­торым гос­ти не име­ют дос­ту­па. Это сни­жа­ет риск под­делки клю­чей.


Та­кие зам­ки по­пуляр­ны в оте­лях с не­большим по­током кли­ен­тов. Бо­лее круп­ным оте­лям нуж­ны до­пол­ни­тельные сот­рудни­ки, ко­торые пос­ле отъез­да гос­тей за­меня­ют внут­реннюю часть кар­точки на но­вую.

Ко­довые зам­ки име­ют кла­ви­ату­ру, ко­торая сос­то­ит, как пра­вило, из 10 цифр и двух-трех вспо­мога­тельных кно­пок. Ме­хани­чес­кий ко­довый за­мок ре­аги­ру­ет на один код, элек­трон­ный — на нес­колько ко­дов. В гос­те­вых но­мерах не при­меня­ет­ся, ис­пользу­ет­ся для ог­ра­ниче­ния дос­ту­па в раз­личные вспо­мога­тельные и слу­жеб­ные по­меще­ния.

Сис­те­ма элек­трон­ных зам­ков сос­то­ит:

- из элек­трон­но­го зам­ка (элек­трон­но­го счи­тыва­теля, ко­торый пред­назна­чен для уп­равле­ния раз­личны­ми элек­тро­меха­ничес­ки­ми ус­тройства­ми);

- клю­чей-карт;

- обо­рудо­вания, не­об­хо­димо­го для уп­равле­ния зам­ка­ми и счи­тыва­теля­ми, ко­торое мо­жет вклю­чать в се­бя от од­но­го кон­трол­ле­ра до пер­со­нально­го компьюте­ра;

- прог­рам­мно­го обес­пе­чения.

Элек­трон­ные зам­ки прив­но­сят уве­рен­ность и спо­койствие в жизнь гос­ти­ницы, а в осо­бен­ности ее гос­тей, с од­ной сто­роны, и ее ру­ководс­тва — с дру­гой. Элек­трон­ный за­мок зна­ет, пом­нит и мо­жет со­об­щить, кто и ког­да его от­кры­вал. Гость от­кры­ва­ет дверь сво­ей кар­точкой, ко­торая со­дер­жит уни­кальный код. Ни пре­дыду­щая, ни сле­ду­ющая гос­те­вая кар­точка не от­кро­ет этот за­мок в те­чение то­го от­резка вре­мени, ког­да он про­жива­ет в оте­ле.

Каж­дый элек­трон­ный за­мок хра­нит ин­форма­цию обо всех от­кры­вани­ях две­ри кар­точкой или ме­хани­чес­ким клю­чом. Большинс­тво зам­ков хра­нит ин­форма­цию обо всех не­удач­ных по­пыт­ках от­крыть дверь. Зам­ки раз­ных ком­па­ний хра­нят ин­форма­цию в сред­нем о 100—1000 со­быти­ях (100 со­бытий — это при­мер­но 10—15 дней ра­боты зам­ка гос­те­вого но­мера, так как под­счи­тано, что в сред­нем за сут­ки та­кая дверь от­кры­ва­ет­ся 6—10 раз).

В элек­трон­ных сис­те­мах имен­но маг­нитная кар­та (рис. 3.5) яв­ля­ет­ся гос­те­вым клю­чом, т.е. поз­во­ля­ет от­крыть дверь. Маг­нитная кар­та-ключ име­ет три до­рож­ки. Большинс­тво сис­тем элек­трон­ных зам­ков за­писы­ва­ет ин­форма­цию о се­бе на третью до­рож­ку. В пер­вую оче­редь это свя­зано с тем, что к мо­мен­ту по­яв­ле­ния зам­ков с маг­нитны­ми кар­та­ми вто­рую до­рож­ку уже ис­пользо­вали бан­ков­ские сис­те­мы для без­на­лич­ных пла­тежей. Сле­дова­тельно, на гос­ти­нич­ных кар­точках вто­рая до­рож­ка ста­ла ис­пользо­ваться для этих же опе­раций.