Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин Гражданской войны.
2. Обеспечить усвоение уч-ся целей, полит-й и экон-й программы бе-
лого движения, причин его поражения.
3. Рассказать о событиях на фронтах с использованием ист. карты, до-
кументов и презентации.
4. Сформировать представление о том, что гражданская война стала
национальной трагедией народа.
5. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оце-
нивать ист.факты.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.источниками и картой, просмотр презентации.
Основные понятия: Гражданская война, интервенция, экспроприация, «демократичес-
кая альтернатива», «советизация», Народные советские республи-
ки, буферное государство.
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты полит.деятелей, генералов Корнилова, Де-
никина, Краснова, Колчака, Юденича, Тухачевского, Фрунзе и др.
презентации: «Начало Гражданской войны.», «Гражданская война в 1919-1920 гг», «Народы России в Гражданской войне», «Крестьянство
в Гражданской войне» - №№ 18, 19, 20, 21, 22 9кл., ист. карта.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.104.
3. Формирование новых знаний:
Когда и почему началась Гражданская война и военная интервенция.
Гражданская война в России- вступление рос-го об-ва в состояние непримири-мой вооруженной борьбы больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей за гос-ю власть и собственность.
Споры о начале войны (февраль 1917г., смещение Врем.прав-ва и захват власти большевиками), но общенац-й масштаб – лишь с середины 1918г., когда Советская власть с одной стороны и ее противники с другой ввергли в братоубийственную войну млны людей. Этот период и считается началом Гражд.войны, когда военный вопрос имел определяющее значение для судьбы Сов.власти и противостоящего ей блока ан-тибольшевистских сил.
Завершение войны – ликвидация в ноябре 1920г. последнего белого фронта в ев-ропейской части России (в Крыму), но с территории Дальнем Востоке только осенью 1922г. были изгнаны остатки белых формирований и иностранных (японских) воинс-ких частей.
Особенностью Гр.войны в России было ее тесное переплетение с антисоветской
военной интервенцией стран Антанты.
Цели интервентов:
1) предотвратить расползание соц.революции по всему миру;
2) не допустить многомиллиардных потерь от национализации имущества иностран-ных граждан и отказа выплачивать государствам-кредиторам долги.
3) негласная- ослабить Россию как своего будущего конкурента потом, раздробить ее, оторвать окраинные территории.
Еще в конце 1917г. союзники России по мировой войне, Англия и Франция, за-ключили секретное соглашение о разделе евр-ой части России, а позже, что Сибирь и Дальний Восток разделят США и Япония.
(работа с документом с.106 «Листок из архива»)
В периоде Гр.войны и интервенции выделяются 4 этапа:
1. Весна-осень 1918 г.-начало вооруженного противостояния и иностранной интервенции.
2. К.1918-лето 1919 г.-Советская республика в «кольце фронтов».
3. Лето 1919-1920 гг.- разгром белогвардейцев.
4. К.1920-1922 гг.- ликвидация остатков Белой гвардии.
Начальный этап Гражданской войны и интервенции.
(работа с картой)
В марте-апреле 1918г. на тер-рии России появились первые войска Англии, Франции, США и Японии. Верховный совет Антанты решил использовать 45-тысячный Чехос-ловацкий корпус, состоящий из пленных солдат-славян и австро-венг.армии, следовав-ший по ж/д во Владивосток для переброски во Францию.
25мая 1918г. началось его вооруж.выступление, поддержанное антибольш-ми силами. В результате в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке была свергнута Советская власть. + во многих центральных губерниях России крестьяне, недовольные продовольственной политикой большевиков, подняли восстание.
Правые эсеры образовали ряд правительств в Самаре, в Архангельске, в Ново-николаевске (Новосибирске), Томске, Ашхабаде и др. Они пытались дать «демокра-тическую альтернативу» как большевистской диктатуре, так и буржуазно-монархи-ческой контрреволюции. Их программы включали:
- требование созыва Учредительного собрания;
- восстановления полит-х прав всех без исключения граждан;
- свободу торговли и отказа от жесткой гос-й регламентации хоз. деят-ти крестьян с сохранением ряда положений Декрета о земле;
- налаживание «социального партнерства» рабочих и капиталистов при денационали-зации пром-х предприятий.
Правое, буржуазно-монархическое крыло антибольш-го лагеря наращивало свою боевую активность:
- Белая Добровольческая армия, возглавленная после гибели ген.Корнилова в апреле 1918г. ген.Деникиным, летом нанесла поражение сов.войскам на Сев.Кавказе.
- Казачья армия атамана Краснова продвинулась к Царицыну;
- уральский казачий атаман Дутов – захватил Оренбург.
Тяжелое положение Сов.власти к концу лета 1918г., т.к. ¾ бывшей Рос.империи находилось под контролем антибольш-х сил и интервентов.
Но уже в сент.1918г. на главном, Восточном фронте сов.войска перешли в наступление, захватив Казать, Симбирск и Самару, а к зиме прорвались к Уралу.
Боевые действия в конце 1918-начале 1919г.
В ноябре Германия и ее союзники потерпели полное поражение в мировой вой-не, поэтому рук-во РСФСР аннулировало Брестский мир, след-но новое герм-е прав-во эвакуировало свои войска из России. Возникшие буржуазно-национальные прав-ва в
Польше, Прибалтике, Белоруссии, на Украине, приняли сторону Антанты.
Освободившиеся силы Антанта решила бросить на разгром Сов-й России, ис-пользуя ж/д.
(работа с документом с.108 «Листок из архива»)
В конце 1918г. англо-французская эскадра высадилась на черноморский берег России (англ.- в Батуми и Новороссийске, а франц.- в Одессе и Севастополе).
Одновременно происходит перегруппировка внутренних антибольш-х сил, вмес-то правительств умеренных социалистов, которые утратили поддержку трудящихся, выдвигается открытая белогвардейская диктатура.
- В Сибири 18ноября 1918г. к власти пришел адмирал Колчак, провозгласивший себя Верховным правителем России.
- с янв.1919г. на севере главенствующую роль стал играть ген.Миллер.
- на с-з – ген.Юденич.
- на юге – командующий Добровольческой армией Деникина, кот. в янв.1919г. подчи-нил себе Донскую армию атамана Краснова и создал объединенные Вооруж-е силы Юга России.
Провал планов Антанты, т.к. упорное сопротивление местного населения и крас-ноармейских частей + большевистская пропаганда привела к открытым восстаниям в рядах интервентов, поэтому Верховный совет Антанты в апр.1919г. приступил к сроч-ной эвакуации своих войск, а через год остались только японцы.
Красная армия отбила наступление колчаковской армии в ноябре-дек.1918г., а в конце 1918-нач.1919г. власть Советов утвердилась на > части Украины, Белоруссии и Прибалтики.
Решающие сражения Гражданской войны.
Весной 1919г. Россия вступила в самый тяжелый этап войны. Верховный совет Антанты разработал новый план – объединить наступательные силы русских белых армий и силы пограничных государств (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Поль-ши), кот. получили щедрую экон-ю и воен.помощь Англии , Франции и США. В результате наступления буржуазных правительств этих стран в течение 1919г. Сов. власть в Прибалтике была ликвидирована.
Юденич со своей 18-тыс. армией дважды пытался овладеть Петроградом,но не-удачно.
В марте 1919г. 300-тыс.армия Колчака пробилась к Симбирску, Самаре, Вот-кинску для соединения с деникинцами, но были остановлены Красной Армией (под командованием Каменева и Фрунзе), а в нач.1920г. колчаковцы разбиты, сам Колчак арестован и расстрелян по приговору Иркутского ревкома.
Летом 1919г. центр борьбы переместился на Южный фронт. Деникин со своей 100-тыс.армией по направлению к Москве захватил Курск и Орел, но был остановлен войсками Южного фронта под команд. Егорова. Остатки деникинской армии с новым командующим (с апр.1920г.) ген.Врангелем укрылись в Крыму.
Завершение Гражданской войны и интервенции.
25апр. 1920г. польская армия вторглась в Советскую Украину и 6 мая захватила Киев. Маршал Пилсудский (глава польского гос-ва) хотел создать «Великую Польшу» от Балтики до Черного моря, но не удалось, т.к. началось успешное контрнаступление войск Зап.фронта (ком. Тухачевский) и Юго-Зап.фронта (ком. Егоров), и к середине июля вышли к границам Польши.
Воодушевленные такой победой Политбюро ЦК РКП(б) поставило перед Красной армией задачу продвинуться внутрь Европы для осущ. мировой революции,
но эта попытка закончилась катастрофой: войска Зап. фронта были разбиты под Варшавой и отброшены назад. В результате подписанного в марте 1921г. мирного договора к Польше отошла > часть земель на зап. Украины и Белоруссии.
Одновременно с советско-польской войной на юге страны Врангель при помо-щи суровых мер создал дисциплинированную и боеспособную Русскую армию. И в июне 1920г. двинулся из Крыма на Дон, Кубань и Донбасс. Но его наступление было отбито, а 28 окт. 1920г. армия Юж.фронта под ком. Фрунзе полностью овладела Крымом. В ноябре остатки армий на кораблях под Андреевским флагом покинули берега полуострова, отправляясь на чужбину.
После взятия Крыма в евр-ой части России был ликвидирован последний белый фронт, но на окраинах страны боевые действия продолжались до 1922г.
Политика «советизации», провалившаяся в Польше, с успехом прошла в бур-жуазных республиках Закавказья, а в районах Средней Азии созданы Народные со-ветские республики: Хорезмская и Бухарская.
После разгрома Колчака и движения Красной армии на Восток в апр.1920г. пра-вит-во Сов.России чтобы избежать столкновений с Японией, образовало формально независимое
буферное государство – Дальневосточную республику (ДВР) со столи-цей в Чите. А в окт.1922г., очистив Дальний Восток от белых сил и интервентов и взя-тия Владивостока, ДВР была ликвидирована и включена в состав РСФСР.
3. Закрепление: работа с понятиями и вопросами параграфа.
4. Домашнее задание: п.14.
Урок 15. Почему победили красные?
Цели и задачи: 1. Показать суть политики военного коммунизма.
2. Перечислить и объяснить основные мероприятия воен. коммунизма
в промышленности.
3. Выделить особенности аграрной политики белых правительств.
4. Определить внутренние и внешние причины победы красных.
5. Способствовать развитию аналитического мышления кольника.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.источниками и картой, просмотр презентации.
Основные понятия: Мобилизация, военные комиссары, Реввоенсовет, Совет рабочей и
крестьянской обороны, «военный коммунизм», продразверстка,
Коммунистический интернационал, «непредрешенчество», лозунг
«единая и неделимая Россия», «зеленое» движение.
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты полит.деятелей, презентация «Экономи-
ческая политика Советской власти» 9 кл. № 17.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.112.
3. Формирование новых знаний:
Стихи поэта Волошина, написанные в 1919г. (зачитать с.113).
Братоубийственная война закончилась победой большевиков.
Советский тыл.
В первые месяцы Гражданской войны большевики действовали решительно и
целенаправленно:
1) еще в янв.1918г. Совнарком принял декреты об организации на добр-их началах
Рабоче-Крестьянской армии и флота.
2) в мае 1918г. принято решение о мобилизации призывных возрастов рабочих и крестьян, т.к. необходимость массовой, регулярной, строго дисциплинированной ар-мии.
3) с июня 1918г. мобилизация воен.специалистов (бывших генералов и офицеров цар-ской армии).
4) расширение прав военных комиссаров, назначаемых в в/ч с весны 1918г., для пре-дотвращения измен.
5) в сент.1918г. создан Реввоенсовет во главе с Троцким, осущ-м руководство армии-ей и флотом и их ведомствами.
6) в сент.1918г. утверждение должности Главнокомандующего ВС РСФСР (сначала – Вацетис, а с июля1919г. – Каменев.
7) с нояб.1918г. создан Совет рабочей и крестьянской обороны