Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 416

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Ритуал прощания
Занятие № 7. Чувство собственного достоинства

Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личност­ных ресурсов. Познание себя при помощи группы.

1. Ритуал приветствия

2. Пожелания

Все дети садятся в круг.

— Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем мы это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему по­желание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участ­ник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока ка­ждый из нас не получит пожелание на день.

3. Мои достоинства. Обратная связь

Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают на­рисованное ими солнце (см. занятие 3). Если в группе уже установи­лась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает свое самоописание, об­ратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся зна­комят с «Положением об обратной связи».

Положение об обратной связи

Обратная связь — это адресованное другому человеку сообщение о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

Помни!

1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом просят.

2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Не оценивай.

5. Не давай советов. Фразы: «Я бы на твоем месте...», «Ты должен...» — под запретом.

Внимание!

Обратная связь не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нра­вится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше про­молчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о дру­гом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

4. Самый-самый

— Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совер­шенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и под­твердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А те­перь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающи­ми это фактами. Пожалуйста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем по­казателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый вы­сокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т. д. Про­сим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-само­го» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-самых». Например, самых веселых или находчивых из числа присутствую­щих во всем зале. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута. В заключение поаплодируем «самым-самым».


5. Мое качество

- Выберите из перечня своих характеристик одно нравящееся вам качество. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.

Когда и как в последний раз проявилось в вашем поведении это качество? Восстановите в своем воображении этот случай. Что вы ви­дели тогда? Что слышали? Что ощущало ваше тело... ваши руки... ко­жа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново...

Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько за­хотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите.

6. Скульптура

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульпту­ру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходи­мую позу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа выбирает «экс­курсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

7. Уступки

— Известно, что, отдавая другим, человек при этом больше полу­чает, хотя с первого взгляда это не так уж очевидно. Любой широкий жест во имя других остается в памяти надолго. Тем не менее в каж­дом человеке есть собственническое начало, которое сдерживает бла­готворительные порывы. Давайте попробуем противопоставить эти два начала. Пожалуйста, разделитесь на нары. Теперь я предлагаю об­судить ваши сокровенные мечты. Ведь у каждого есть своя мечта, да­лекая, близкая, реальная или неосуществимая. Давайте поделимся своими мечтами друг с другом... Л сейчас неплохо бы поразмышлять вслух: чем каждый из вас смог бы помочь в осуществлении заветной мечты. Что бы вы могли друг другу уступить, подарить, отдать? Про­сто так, от чистого сердца! Иногда бывает существенно помочь даже хорошим советом. Попробуйте поговорить на эту тему. Чувствовали ли вы иногда, что дарить подарки приятней, чем получать их? Поде­литесь своими впечатлениями.

8. Ритуал прощания


Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение

Цель: обучение тому, как отличать в практических ситуациях уверен­ное поведение от неуверенного. Дальнейшая отработка приемов уве­ренного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

1. Ритуал приветствия

2. Воспроизведение Дети садятся в круг.

— Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем на­зывать имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает лю­бую позу, какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас.

3. Мое поведение

— Сейчас мы выполним упражнение, цель которого — научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, а когда неуверенно. Вот эта кукла (ведущий надевает куклу на руку) будет говорить, что про­изошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный и неуве­ренный в себе человек.

Психолог от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно предложить участникам тренинга придумать свои собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим.

Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причем ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифи­цировали ответ как уверенный или неуверенный.

Примеры предлагаемых ситуаций:

• незаслуженно поставили двойку;

• хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;

• не принимают в игру;

• хочешь познакомиться со сверстником и т. д.

В конце проводится краткое обсуждение и дается определение уверенному и неуверенному поведению.

4. Сила слова

Составляются три списка слов, характерных для уверенных и не­уверенных ответов. Ведущий записывает слова на доске, а участники в дневнике.

5. Зеркало

Дети образуют два круга — внутренний и внешний (если это не­возможно, то делятся на две команды — тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты).

По сигналу психолога тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов
, с помощью жестов, позы, мимики — уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен до­гадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участни­ка поднимают одну руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тог.

После того как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоя­щие во внутреннем — отгадывают.

Психолог фиксирует количество правильно угаданных поз.

После выполнения упражнения проводится'.краткое обсуждение.

• Какие позы чаще загадывались, почему?

• Какие легче угадывались, почему?

6. Город уверенности

Дети сидят в кругу.

— Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собра­лись и живут самые неуверенные люди из всех живущих па Земле. Кто-то из пас будет первым и скажет одну-две фразы, с которых нач­нется пат рассказ.

Далее будем двигаться по кругу, по часовой стрелке, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои предложения.

7. Круг уверенности

— Представьте себе невидимый круг диаметром около 60 см на по­лу примерно в полуметре от себя.

Зайдите в круг и вспомните прекрасное время, когда вы были «па гребне успеха».

В той ситуации максимально проявились все наши способности. Все было хорошо, удача сопутствовала вам. Если трудно вспомнить свою историю, вы можете воспользоваться историей героя кино­фильма или легенды, которым восхищаетесь. Удивительная способ­ность вашего мозга — это то, что для него нет разницы между реаль­ной историей и воображаемой. Фантазируйте смело — никто не будет знать об этом!

8. Я — хозяин

— Каково паше представление о хозяине? (возможные варианты: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими).

Одна из главных черт хозяина - это уверенность в себе. Кто из вас уверен в себе, встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а осталь­ные пусть сядут. Я верю, что ты — хозяин, по докажи это другим. Сде­лай или скажи что-то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!

Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хо­зяина («хозяином будешь ты!») из претендентов; претендент должен произнести какую-нибудь фразу или
, например, просто назваться так, чтобы все поняли — это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином.

9. Ритуал прощания
Занятие № 9. Мои права и права других людей

Цель: закрепление навыков уверенного поведения благодаря исполь­зованию понятия прав. Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.

1. Ритуал приветствия

2. Атомы

Дети стоят в кругу.

— Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: (психолог показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к пле­чам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быст­ро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой.

Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками груп­пы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).

3. Мои права

Психолог напоминает детям о разыгранных на первом занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное и неуверенное поведе­ние. Задача этого разговора — подвести школьников к понятию прав человека, от соблюдения которых зависит его уверенность в себе.

Затем детям предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах шестиклассника».

На выполнение задания отводится 10-12 минут. . После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основа­нии которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать вместе с ведущим или же он может предложить эти критерии сам.

К таким критериям относятся:

а) твои права не должны ущемлять прав других людей;

б) осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от

себя самого.

Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, пред­ложенных каждой группой разработчиков. Остальные группы выполняют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработ­чиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые пред­ложения фиксируются на доске.

Затем психолог зачитывает окончательный список. Он может де­лать это, играя роль постоянного председателя Конституционной ко­миссии.

Психолог говорит о том, что такие права составляли многие люди, и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К. Д. Заслофф: «У детей с момента рожде­ния, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Су­ществуют личные права, которыми все могут пользоваться как меха­низмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для