Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за пре­зентацию себя другим людям) и т. д.

4. Притча «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна)

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села мерная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокарка­ла: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С ка­ким самомнением она выступает, будто это султан собственной пер­соной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее опере­ние — что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом отве­тил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбо­родок портит мне шею. На самом же деле, я — все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, по­тому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих без­образных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрыва­ешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не при­шло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям...»

Обсуждение...

5. Ласковое слово

Вспомните и запишите, какими ласковыми словами ны называете своих родных, близких, знакомых.

Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?

Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?

Или когда у вас хорошее настроение?

Часто ли вы делаете это?

Если нет, то почему?

Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к лю­дям?

Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?

А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

6. Приятно сказать...

— Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг и протянем руки к его середине.

По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна ру­ка. При этом постараемся не браться за руки с теми
, кто стоит рядом с вами.

Итак, давайте начнем. Раз, два, три... Теперь, соприкоснувшиеся руками, вы должны сказать друг другу ласковое слово.

7. Я

— Наше Я — одна из самых больших загадок. Иногда это Я облада­ет большим здравым смыслом, иногда — в нем звучит голос обиды, иногда — проявление собственного самолюбия, иногда — это голос озарения и творческой фантазии. А бывает — это проявление безза­ботности и безрассудства. Некоторые же действия мы совершаем во­преки своей воле.

Как же разобраться в этой многоликое™ собственного Я? Вполне возможно, что Я создается слоями, так же как земная кора. Совершим такую экскурсию в глубь собственного Я. Это Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек — внешнее Я. Нарисуйте ее, придумайте символ для :>того Я. Это может быть и графический символ, а может быть ка­кое-то слово. Пожалуйста.

Другая веточка — Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка - Я в семье. Изобразите и этот символ. Еще одна веточка — наше Я в кругу друзей п знакомых. Изобразите его. Можно изобразить также несколько веточек нашего Я в разном окру­жении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности. Пожалуйста.

Получилась весьма причудливая крона. Каждый листочек на ней отображает вашу многоликость. Теперь можно изобразить корни. Изо­бразите в масштабе (будьте самокритичны!) вант самобытные каче­ства: настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабо­сти, несовершенства, наклонности, привязанности, чувство юмора -весь набор ваших фундаментальных качеств. Пожалуйста.

Нарисуйте это дерево вашего Я. Обсудите рисунки со всеми. Если веточки прошуршат одобрение, а корни прочно держат дерево гордой верхушкой вверх, проглядывается какая-то гармония.

А что скажут ваши друзья в шутку пли всерьез?

8. Ритуал прощания
Занятие № 4. Моя индивидуальность

Цель: способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия. Учить находить в себе главные индивиду­альные особенности, определять свои личностные особенности.

1. Ритуал приветствия

2. Ассоциация

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга.

— Вы уже, наверное, привыкли, что каждую встречу мы начинаем с 'традиционного приветствия. Хорошие традиции помогают людям чувствовать себя более комфортно и спокойно. Думаю, что п вы. встретившись в третий раз, радостно

улыбнетесь друг другу п скаже­те: «Привет, индивидуальность!» Но сегодня к тому, что мы говорили при встречах, добавим еще одно — свои ассоциации с яркими лично­стями, например с политическими деятелями, киноактерами, истори­ческими личностями или литературными персонажами. Значит, кро­ме обычных слов приветствия вы должны сказать каждому члену группы, например, «Привет, Сергей, ты мне напоминаешь Хлестако­ва». «Здравствуй, Света, ты мне напоминаешь Красную Шапочку».

Любой из вас вправе спросить, почему именно с этим лицом или героем вы ассоциируетесь у вашего партнера. Советую записать все, что вам скажут во время приветствии. Это интересный материал для

осмысления. Л действительно, почему, например, нас связали с обра­зом Хлестакова или Красной Шапочки?

3. Легкие пути ведут в тупик

— В самом начале занятия мы познакомились друг с другом, узна­ли новые имена и, самое главное, индивидуальные особенности всех членов nauieii группы. Сейчас вам нужно записать в таблицу «•Инди­видуальность» то, что вы запомнили в каждом человеке, т. е. суть вы­сказывания каждого участника о своей индивидуальности.-Вспомни­те то, что он говорил во время знакомства с вами, что говорили о нем другие, когда мы сидели широким кругом. Это, безусловно, не очень легко, но «легкие пути всегда ведут в тупик». Вы можете добавить и свои выводы об индивидуальности этого человека, которые вы смог­ли сделать во время занятия. Например, вы можете написать: «Ирина отличается от всех своим спокойствием».

Индивидуальность



Тренинговое имя участника

Его собственное

высказывание

Мое представление о его индивидуальности

1







2







3







На эту работу вам отводится 10 минут. Постарайтесь вспомнить как можно больше о каждом из членов группы. Не ленитесь, это нуж­но в первую очередь именно вам. Затем вы соберетесь в большой круг и по очереди зачитаете свои записи, исправляя неточности в графе «Его собственное высказывание»,


4. Здравствуй, Я, мой любимый

— Сядьте так, чтобы вам было удобно. Отнеситесь очень ответ­ственно и внимательно ко всему, что будет с вами происходить. Вот твоя правая нога... поставь ее так, как если бы нога была живая и мог­ла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня хороню...» Свою левую ногу поставь так, чтобы не было напря­жения ни в ступне, ни в колене. И пусть твои руки лягут спокойно на колени. И правая рука, и левая... взгляни на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и об­ратить на нее свое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет так же спокойно, пусть опустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого... Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как течет кровь, чувствуется лег­кое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, по­явились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, течение теплой кропи, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они бла­годарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои ру­ки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать мно­жество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тон­кие и нежные. Они бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю — воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гар­мония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух — и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряже­ние со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое выра­жение. Они просто отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это не­просто сделать — так много жизни вокруг них. Но я снимаю все про­блемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что-либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои са­мые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы со­единяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.


Мое лицо... Мое лицо — самая важная часть меня, визитная кар­точка моей личности. Мое лицо, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает вместе со мной жизненные трудности — и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Мы всегда вместе. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.

И мои труженики — ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердим ся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим, что они, как лошади. день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.

И все мое тело — спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, л люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Но разве мое тело — только Я? Я так много ощущаю в себе! Я ощу­щаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир пережи­ваний, радости, желаний, страхов и тревог. Все богатство этого ми­ра — это моя душа. Моя душа — это Я? Не знаю. Но я благодарю спою душу за то, что она есть, потому что моя душа — это то, что умеет лю­бить, моя душа — это то, что умеет плакать... А как она умеет смеять­ся! Как она улыбается! Моя душа... Как она умеет летать, парить... Как она умеет быть милой... Я люблю тебя всю: и трудную, и красивую. И даже мои тревоги, мои страхи, вы защищаете меня! Так или иначе, вы все заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в моей душе.

Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так мно­го помнит, который осторожничает, вычисляет, — спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты всегда не спишь и позволяешь мне видеть и понимать так много в окружающем мире. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.

И мой дух, мой светлый дух, высокий дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня. Как хорошо, что я чувствую тебя! И только с тобой рядом, вместе с тобой я ощущаю себя по-настоящему человеком. Как много у меня меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной — самое главное знание на свете.

Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул — и вы удобно сидите на нем, глубоко вдохните, откройте глаза — и окажетесь здесь.

Вы дышите ровно, дышите спокойно... и возвращаетесь потихонь­ку сюда.