Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Мой портрет в лучах солнца

— Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

6. Все мы

«Все мы» — это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя.

Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутство­вали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много при­ятного о вас было сказано. Один сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему.

7. Записки

Предложите детям написать записки и скажите, что они будут прочитаны только в последний день занятий. Записки должны быть анонимными. После того как все закончили писать, тренер собирает их и складывает в заранее подготовленную пустую бутылку. Содер­жание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посе­тили участников, до анонимных инеем конкретному человеку. Это упражнение можно повторить несколько раз за время занятий. В по­следний день бутылка вскрывается, записки вынимаются, тренер зачи­тывает их вслух. Зачастую можно прочесть очень любопытные вещи.

8. Ритуал прощания
Занятие № 5. Мой дневник. Мнение

Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости. Обучение способности высказывать свою точку зрения. Активизация процесса самопознания.

1. Ритуал приветствия

2. Никто не знает

Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажет­ся мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

3. Мой дневник

Психолог рассказывает о дневнике и правилах его ведения. Под­черкивает, что нельзя без разрешения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на «суверенность» внутреннего мира другою чело­века, на то, что никто не имеет права вторгаться в этот внутренний мир.


— Наша тетрадь — это наш дневник. Все сделанные записи в на­шей тетради остаются в секрете, и никто не имеет права читать их без разрешения хозяина тетради, даже я (преподаватель).

4. Футболка с надписью

Психолог говорит о том, что всякий человек «подает» себя дру­гим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры «говорящих» надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий над­пись на своей «футболке». Оговаривается, что эта надпись в дальней­шем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школь­нике сейчас — о его любимых занятиях и играх, об отношении к дру­гим, о том, чего он хочет от других, и т. п.

После выполнения задания каждый зачитывает свою запись. Пси­холог во всех случаях предоставляет эмоциональную поддержку. За­тем проводится очень короткое обсуждение.

• О чем в основном говорят надписи на футболках?

• Что мы хотим сообщить о себе другим людям?

В заключение психолог показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.

5. Письмо себе, любимому

— Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.

6. Чего вы хотите достичь?

— Запишите все, чего вы хотели бы достичь. Пусть вас не волнует порядок записи, доступность желаемого или его важность. Записы­вайте все, что приходит в голову.

Если вы хотите быть счастливым, что вам для этого необходимо? Это список того, что вы хотите иметь, чем заниматься, кем быть (на­пример, врачом).

Закончив список, включите в него то, что у вас уже есть и что вы хотели бы сохранить.

Если вы не хотите потерять что-либо в жизни, то сохранение этого потребует определенного времени.

В нашем списке может появиться следующее: «Сохранить незави­симость, дом, положение в семье, отношения и т. д.».

Распределите все желания на три категории:

А — очень, очень важные для вас;

Б — очень важные;

В — просто важные.

Если желание недостаточно важно, чтобы войти даже в катего­рию В, вычеркните его.

Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Ну, как вы себя чувствуете? Что вы об этом думаете? Что вы почувст­вуете, когда все это станет безраздельно вашим?

Можно все это пережить прямо сейчас.

7. Мнение



— Одной из последних процедур каждого занятия является анке­тирование. Вам нужно ответить па вопросы анкеты, высказав свое мнение о прошедшем занятии.

Отвечая на вопросы, будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом.

Бланк

Твое тренинговое имя________________________

Дата занятия_________________

1. Степень твоей включенности:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

(Обведи кружком соответствующий балл.)

Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

2. Твои основные ошибки в ходе занятия:

а) по отношению к себе;

б) по отношению к группе;

в) по отношению к ведущему.

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

4. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии и почему?

5. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме заня­тий и т. п.).

6. Что ты еще хотел бы написать? 8. Ритуал прощания
Занятие № 6. Точка опоры

Цель: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон. Оказа­ние психологической поддержки с помощью медитации. Актуализа­ция личностных ресурсов участников занятии.

1. Ритуал приветствия

Дети сидят по кругу.

— Начнем сегодняшний день так: встанем (тренер встает, побуж­дая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное — никого не пропустить.

2. Скажу откровенно...

— Чтобы наша работа от занятия к занятию становилась все более продуктивной, мы будем в начале каждой встречи откровенно де­литься своими впечатлениями о том, что было в прошлый раз. У каж­дого из вас есть возможность поделиться своими ощущениями, рас­сказать о своих чувствах и мыслях, которые появились в ходе занятия или уже после него. Скажите, что помогало в работе над собой? Что не получилось и почему? Какие претензии есть к членам группы, к тренеру? Все ли понятно в правилах, которые приняла группа? Мо­жет быть, есть предложения по их изменению и добавлению новых?

3. Точка опоры

— У каждого из нас есть сильные стороны, т. е. то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем все это точкой опоры, ведь, действительно, именно эти качества помогают нам в трудную мину­ту. Давайте договоримся «не брать в кавычки» свои слова, не отказы­ваться внутренне от них. Не умаляйте свои достоинства, т. е. говорите прямо, уверенно, без всяких «но...», «если...», «может быть...» и т. п. Вам дается на это 2 минуты. Даже если вы закончите свою речь рань­ше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют пра­ва высказываться. Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.


4. Сильные стороны

Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы цен­ностей большую помощь может оказать совместная работа с другими людьми, возможность поделиться с ними своими мыслями и чувствами.

Все встают в круг в центре комнаты, поближе друг к другу.

— Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет в правую руку руку соседа... подержит его руку в своей; постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредото­чит свое внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть каждый некоторое время послушает и постарается узнать зву­ки, которые до него доносятся... а теперь, не открывая глаз, сконцен­трируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях. которых вы касаетесь... постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая холоднее, и запомните, была ли это ладонь соседа справа пли слева (30 секунд)... Л теперь по-прежнему с закрытыми глазами разнимете руки и сосредоточьтесь каждый па своем дыхании: почувст­вуйте, как воздух входит и выходит через нос и рот, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.

...А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не затронутая все­ми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшей гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некое­го образа — язычка пламени, драгоценного камня пли озера с гладкой и спокойной поверхностью. Преисполненная глубокой умиротворен­ностью и радостью, спокойствием, она, эта драгоценная частица, на­ходится в полной безопасности. Она там — глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находя­щиеся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — вы сами. Поста­райтесь вложить это ощущение в ладонь стоящих справа и слева от вас... Откройте глаза.

5. Эмиграция

— Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко всему привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но в жизни может всякое случиться... Пред­положим, что вы решили совсем уехать из страны (переехать с роди­телями в другой город или перейти в другую школу в связи с обменом квартиры). С одной стороны, это всегда интересно: новые обстоя­тельства, новые знакомые, а с другой? Как вы думаете, сколько людей и кто конкретно пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас свя­зывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые душевные от­ношения?


А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать (перейти в другую школу)? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолили» этим людям? Демонстрировали свое превосходство перед ними или отказывались в чем-то помочь? Может быть, вы просто «не сошлись характерами»? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? Составьте два списка имен и ответьте на предложенные вопросы. Только будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После это­го вы соберетесь в группы по 3-4 человека и обсудите со своими партнерами то, что сумели осознать.

6. Маяк

— Займите удобное положение, закройте глаза, пойдите в расслаб­ленное, восприимчивое состояние сознания. Представьте маленький скалистый остров вдали от земли. На вершине острова возвышается маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, по­стоянно дующие на острове, не могу покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посы­лаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помни­те о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе — света, который никогда не гаснет.

7. Проективный рисунок

Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение отводится 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один. Ставится так, чтобы всем было видно. Теперь каж­дый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке — не описыва­ет, что там нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: ка­ким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хо­тел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие вы­скажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор намывает себя, рассказывает, что он хотел выразить своим ри­сунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким обра­зом обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.