Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уступил место в автобусе пожилому человеку. Почему? Возможны различные варианты ответа:
а) ты знаешь, что существует общепринятое правило — уступать место пожилому человеку;
б) видишь, что оп устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему приятное;
в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек пли маленький ребенок.
Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае нес равно, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характеризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий — что ты культурный, нравственно воспитанный человек.
Таким образом, воспитанность — это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» — внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.
А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки... Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. О пи не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с топ целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!", потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия — добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия постольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.
Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправдать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем обстоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-разному. Все зависит от их нравственной позиции.
Австрийский
психолог Виктор Франкл, прошедший во время Второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для нашего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят но меньшей мере жалкими, а чаще — преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для потомков веру в человека.
6. Благодарность без слов
Дети разбиваются па пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том:
• что чувствовали, выполняя это упражнение;
• искренно пли наиграно выглядело изображение благодарности партнером;
• понятно ли было, какое чувство изображает партер.
7. Мотив
Психолог предлагает вспомнить два случая, в идиом из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом тот же мотив осознавался. На этот раз названы:
• мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);
• мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).
В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тог или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испытывали, когда нужно было об этом рассказать.
8. Волшебный магазин
Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в волшебном магазине, где он.....продавец п где в обмен па те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых. как считают участники, у них в избытке, пли те, от которых они хотели бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.
В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое; качество ценно, и т. д.
9. Домашнее задание
Детям предлагается список предложений для завершения:
• Мне хорошо, когда...
• Мне грустно, когда...
• Я чувствую себя глупо, когда...
• Я сержусь, когда...
• Я чувствую себя неуверенно, когда...
• Я боюсь, когда...
• Я чувствую себя смело, когда...
• Я горжусь собой, когда...
Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда чувствуешь себя: хорошо; грустно; глупо; сердито: неуверенно; испуганно; смело; гордо.
10. Ритуал прощания
Занятие № 18. Люди, значимые для меня
Цель: научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности.
1. Ритуал приветствия
2. Приятные слова
— Начало встречи мы проведем, не меняя традиции. Вы будете приветствовать друг друга, вспоминая индивидуальные особенности партнеров. В дополнение сегодня вам нужно поддержать человека, сказав ему несколько приятных слов, и обязательно выразить уверенность в том, что он никогда не сделает... А дальше вы должны указать, что именно, по вашему мнению, никогда не сделает ваш собеседник.
Например: «Привет, Олег, я рад тебя видеть, я думаю, что ты никогда не обидишь человека, который слабее тебя!»
3. Значимые люди
Психолог просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это не обязательно должны быть те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для нс-го больше, чем все остальные, кого он знал, кто для него дороже всех. Психолог также делает рисунок.
После того как рисунки сделаны, психолог- просит детей по очереди показать рисунки и рассказать при этом об изображенных гам людях:
• кто они;
• чем значимы для подростка, чем дороги;
* так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом;
• хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).
4. Слепец и поводырь Группа разбивается на пары.
Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является «глазами» первого.
Обсуждение.
• Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия.
• Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца?
• Было ли желание полностью довериться партнеру?
• Что вселило такую уверенность?
5. Объявление
— Вы знаете, что сегодня большинство газет публикует различные объявления частных лиц, в том числе и желающих найти друзей, увлеченных тем же хобби.
Действительно, такие объявления
помогают людям найти друг друга, они начинают переписываться, делиться новостями, радостями и т. д.
Попробуйте и вы.
Ваша задача — составить текст газетного объявления с подзаголовком «Ищу друга». В нем нужно указать свои основные увлечения, любимы е з а и я т и я.
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?
Не забудьте, что это обращение к живому человеку, найдите искренние слова. По объему текст объявления не должен превышать одной странички.
6. Идеал
Каждому подростку предлагается представить свой идеал человека, с которым ему бы хотелось общаться постоянно, который мог ил стать его другом.
Каждым подросток пытается письменно сформулировать черты характера такого человека. Черты характера своего идеала записываются на листе бумаги слева в столбик.
После завершения этой работы листочки пускаются по кругу, м участники стараются дополнить каждую строку именами тех, кто из присутствующих наиболее соответствует сформулированному па строке качеству.
Для подведения результатов каждый берет свою записку, внимательно просматривает записи других участников и считает, чье имя на странице упоминается наибольшее число раз. Этот человек, по всеобщей объективной оценке, оказывается наиболее близким к идеалу данного участника.
Упражнение помогает детям получить групповую оценку своих качеств и возможно, открыть что-то новое в других детях.
7. Домашнее задание: «Откровенно говоря»
— Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом, но без предварительной подготовки.
Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать но одной карточке п сразу продолжать фразу, начало которой написано на этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз.
Примерное содержание карточек.
«Откровенно говоря, когда я иду в школу...»
«Откровенно говоря, я скучаю, когда...»
«Откровенно говоря, мне очень трудно забыть...»
а) ты знаешь, что существует общепринятое правило — уступать место пожилому человеку;
б) видишь, что оп устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему приятное;
в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек пли маленький ребенок.
Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае нес равно, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характеризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий — что ты культурный, нравственно воспитанный человек.
Таким образом, воспитанность — это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» — внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.
А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки... Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. О пи не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с топ целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!", потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия — добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия постольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.
Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправдать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем обстоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-разному. Все зависит от их нравственной позиции.
Австрийский
психолог Виктор Франкл, прошедший во время Второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для нашего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят но меньшей мере жалкими, а чаще — преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для потомков веру в человека.
6. Благодарность без слов
Дети разбиваются па пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том:
• что чувствовали, выполняя это упражнение;
• искренно пли наиграно выглядело изображение благодарности партнером;
• понятно ли было, какое чувство изображает партер.
7. Мотив
Психолог предлагает вспомнить два случая, в идиом из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом тот же мотив осознавался. На этот раз названы:
• мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);
• мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).
В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тог или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испытывали, когда нужно было об этом рассказать.
8. Волшебный магазин
Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в волшебном магазине, где он.....продавец п где в обмен па те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых. как считают участники, у них в избытке, пли те, от которых они хотели бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.
В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое; качество ценно, и т. д.
9. Домашнее задание
Детям предлагается список предложений для завершения:
• Мне хорошо, когда...
• Мне грустно, когда...
• Я чувствую себя глупо, когда...
• Я сержусь, когда...
• Я чувствую себя неуверенно, когда...
• Я боюсь, когда...
• Я чувствую себя смело, когда...
• Я горжусь собой, когда...
Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда чувствуешь себя: хорошо; грустно; глупо; сердито: неуверенно; испуганно; смело; гордо.
10. Ритуал прощания
Занятие № 18. Люди, значимые для меня
Цель: научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности.
1. Ритуал приветствия
2. Приятные слова
— Начало встречи мы проведем, не меняя традиции. Вы будете приветствовать друг друга, вспоминая индивидуальные особенности партнеров. В дополнение сегодня вам нужно поддержать человека, сказав ему несколько приятных слов, и обязательно выразить уверенность в том, что он никогда не сделает... А дальше вы должны указать, что именно, по вашему мнению, никогда не сделает ваш собеседник.
Например: «Привет, Олег, я рад тебя видеть, я думаю, что ты никогда не обидишь человека, который слабее тебя!»
3. Значимые люди
Психолог просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это не обязательно должны быть те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для нс-го больше, чем все остальные, кого он знал, кто для него дороже всех. Психолог также делает рисунок.
После того как рисунки сделаны, психолог- просит детей по очереди показать рисунки и рассказать при этом об изображенных гам людях:
• кто они;
• чем значимы для подростка, чем дороги;
* так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом;
• хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).
4. Слепец и поводырь Группа разбивается на пары.
Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является «глазами» первого.
Обсуждение.
• Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия.
• Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца?
• Было ли желание полностью довериться партнеру?
• Что вселило такую уверенность?
5. Объявление
— Вы знаете, что сегодня большинство газет публикует различные объявления частных лиц, в том числе и желающих найти друзей, увлеченных тем же хобби.
Действительно, такие объявления
помогают людям найти друг друга, они начинают переписываться, делиться новостями, радостями и т. д.
Попробуйте и вы.
Ваша задача — составить текст газетного объявления с подзаголовком «Ищу друга». В нем нужно указать свои основные увлечения, любимы е з а и я т и я.
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?
Не забудьте, что это обращение к живому человеку, найдите искренние слова. По объему текст объявления не должен превышать одной странички.
6. Идеал
Каждому подростку предлагается представить свой идеал человека, с которым ему бы хотелось общаться постоянно, который мог ил стать его другом.
Каждым подросток пытается письменно сформулировать черты характера такого человека. Черты характера своего идеала записываются на листе бумаги слева в столбик.
После завершения этой работы листочки пускаются по кругу, м участники стараются дополнить каждую строку именами тех, кто из присутствующих наиболее соответствует сформулированному па строке качеству.
Для подведения результатов каждый берет свою записку, внимательно просматривает записи других участников и считает, чье имя на странице упоминается наибольшее число раз. Этот человек, по всеобщей объективной оценке, оказывается наиболее близким к идеалу данного участника.
Упражнение помогает детям получить групповую оценку своих качеств и возможно, открыть что-то новое в других детях.
7. Домашнее задание: «Откровенно говоря»
— Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом, но без предварительной подготовки.
Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать но одной карточке п сразу продолжать фразу, начало которой написано на этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз.
Примерное содержание карточек.
«Откровенно говоря, когда я иду в школу...»
«Откровенно говоря, я скучаю, когда...»
«Откровенно говоря, мне очень трудно забыть...»