Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
усту­пил место в автобусе пожилому человеку. Почему? Возможны различные варианты ответа:

а) ты знаешь, что существует общепринятое правило — уступать ме­сто пожилому человеку;

б) видишь, что оп устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему при­ятное;

в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек пли ма­ленький ребенок.

Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае нес равно, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характе­ризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий — что ты культурный, нравственно воспитанный человек.

Таким образом, воспитанность — это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» — внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.

А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходи­тельны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки... Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. О пи не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с топ целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!", потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия — доб­ро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия по­стольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.

Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправ­дать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем об­стоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-раз­ному. Все зависит от их нравственной позиции.

Австрийский
психолог Виктор Франкл, прошедший во время Вто­рой мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для на­шего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят но меньшей мере жалки­ми, а чаще — преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для потомков веру в человека.

6. Благодарность без слов

Дети разбиваются па пары. Сначала один, а потом другой пытают­ся без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партне­ры делятся впечатлениями о том:

• что чувствовали, выполняя это упражнение;

• искренно пли наиграно выглядело изображение благодарности партнером;

• понятно ли было, какое чувство изображает партер.

7. Мотив

Психолог предлагает вспомнить два случая, в идиом из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом тот же мо­тив осознавался. На этот раз названы:

• мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя дру­гой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);

• мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).

В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить та­кие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тог или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испыты­вали, когда нужно было об этом рассказать.

8. Волшебный магазин

Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в вол­шебном магазине, где он.....продавец п где в обмен па те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых. как считают участники, у них в избытке, пли те, от которых они хоте­ли бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нуж­ные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.



В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое; качество ценно, и т. д.

9. Домашнее задание

Детям предлагается список предложений для завершения:

• Мне хорошо, когда...

• Мне грустно, когда...

• Я чувствую себя глупо, когда...

• Я сержусь, когда...

• Я чувствую себя неуверенно, когда...

• Я боюсь, когда...

• Я чувствую себя смело, когда...

• Я горжусь собой, когда...

Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда чув­ствуешь себя: хорошо; грустно; глупо; сердито: неуверенно; испуган­но; смело; гордо.

10. Ритуал прощания

Занятие № 18. Люди, значимые для меня

Цель: научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности.

1. Ритуал приветствия

2. Приятные слова

— Начало встречи мы проведем, не меняя традиции. Вы будете приветствовать друг друга, вспоминая индивидуальные особенности партнеров. В дополнение сегодня вам нужно поддержать человека, сказав ему несколько приятных слов, и обязательно выразить уверен­ность в том, что он никогда не сделает... А дальше вы должны указать, что именно, по вашему мнению, никогда не сделает ваш собеседник.

Например: «Привет, Олег, я рад тебя видеть, я думаю, что ты ни­когда не обидишь человека, который слабее тебя!»

3. Значимые люди

Психолог просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это не обязательно должны быть те, с кем он постоян­но общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для нс-го больше, чем все остальные, кого он знал, кто для него дороже всех. Психолог также делает рисунок.

После того как рисунки сделаны, психолог- просит детей по оче­реди показать рисунки и рассказать при этом об изображенных гам людях:

• кто они;

• чем значимы для подростка, чем дороги;

* так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом;

• хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возмож­ность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благо­дарности).

4. Слепец и поводырь Группа разбивается на пары.

Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по поме­щению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является «глазами» первого.

Обсуждение.

• Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия.

Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца?

• Было ли желание полностью довериться партнеру?

• Что вселило такую уверенность?

5. Объявление

— Вы знаете, что сегодня большинство газет публикует различные объявления частных лиц, в том числе и желающих найти друзей, увле­ченных тем же хобби.

Действительно, такие объявления
помогают людям найти друг друга, они начинают переписываться, делиться новостями, радостя­ми и т. д.

Попробуйте и вы.

Ваша задача — составить текст газетного объявления с подзаго­ловком «Ищу друга». В нем нужно указать свои основные увлечения, любимы е з а и я т и я.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?

Не забудьте, что это обращение к живому человеку, найдите ис­кренние слова. По объему текст объявления не должен превышать одной странички.

6. Идеал

Каждому подростку предлагается представить свой идеал челове­ка, с которым ему бы хотелось общаться постоянно, который мог ил стать его другом.

Каждым подросток пытается письменно сформулировать черты характера такого человека. Черты характера своего идеала записыва­ются на листе бумаги слева в столбик.

После завершения этой работы листочки пускаются по кругу, м участники стараются дополнить каждую строку именами тех, кто из присутствующих наиболее соответствует сформулированному па стро­ке качеству.

Для подведения результатов каждый берет свою записку, внима­тельно просматривает записи других участников и считает, чье имя на странице упоминается наибольшее число раз. Этот человек, по все­общей объективной оценке, оказывается наиболее близким к идеалу данного участника.

Упражнение помогает детям получить групповую оценку своих качеств и возможно, открыть что-то новое в других детях.

7. Домашнее задание: «Откровенно говоря»

— Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом, но без предварительной подготовки.

Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать но одной карточке п сразу продолжать фразу, начало которой написано на этой карточке. Ваше высказывание должно быть пре­дельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткро­венны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попро­бовать ответить еще раз.

Примерное содержание карточек.

«Откровенно говоря, когда я иду в школу...»

«Откровенно говоря, я скучаю, когда...»

«Откровенно говоря, мне очень трудно забыть...»