Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10). Помогайте другим преодолевать трудности.

11. Проявляйте сердечность.

12. Будьте спокойны и невозмутимы.

13. Будьте терпимы и оптимистичны.

14. Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом.

15. Смотрите на человека заинтересованно.

16. Проявляйте понимание.

17. Внимательно слушайте собеседника.

18. Запоминайте то, что говорит собеседник.

19. Держите себя спокойно и уверенно.

20. Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения.

7. Успех в общении

— Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: зна­ниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «об­щий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Все это правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении — это сам человек.

Общаясь, мы прежде всего используем самого себя.

Общение всегда цепи;:ось не столько за обмен информацией (пусть даже самой нужно)!), сколько за возможность соприкоснуться с уни­кальными мирами — человеческими личностями. Для этого надо со­всем немного... суметь открыть себя другому. (Под открытостью, ес­тественно, понимается вовсе не обрушивание на другого интимных подробностей своей жизни.) Сюда входят прежде всего умение от­крыто выражать свои чувства и переживания, способность быть са­мим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах дру­гого — желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, способность подпустить другого как можно ближе к себе. Для обще­ния у нас все уже есть — наша неповторимая личность. Поэтому вы­ражение «научиться общаться» в принципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле.' всегда умеем.

Наша же проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и за­нимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать все­возможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.

8. «Как слово наше отзовется...»

- Помни, что твои высказывания, мнения, суждения, доказатель­ства — тоже твое поведение. Такое поведение психологи называют вербальным (словесным).

Мы иногда не придаем должного значения словам, особенно ска­занным в минуту раздражения, усталости или просто походя — в автобусной толчее, на перемене и школе, лома маме... Однако наши слова, содержание нашей речи значат не меньше, чем наши реальные действия и поступки.


Неслучайно об этом говорится н таких точных народных послови­цах: «Слово пуще стрелы разит»; «От слона спасенье и от слона поги­бель»; «От одного слова — да навек ссора»... Поверь, что твои гру­бость и резкость отрицательно влияют не только-на других, но и на тебя самого. Если ты не сдержался, по какому-то ничтожному поводу задел человека обидным слоном - значит, ты унизил не только его, а прежде всего самого себя, что-то потерял и себе. Тебе, наверное, зна­комо это чувство внутреннего стыда и раскаяния, когда ты говоришь себе: «Зачем же я так сказал? Ведь это же неверие, несправедливо, да я так и не думаю. Что же теперь делать? Попробовать объясниться? А поверит ли он (она) мне? Господи, как стыдно!» Сила слона беспре­дельна. Особенно доброго слова. Таким словом можно успокоить че­ловека, убедить его в чем-то, привлечь внимание к какому-либо явле­нию, пробудить благодарные чувства.

Вспомни такие привычные и простые «спасибо» и «пожалуйста» — насколько с ними приятнее и легче жить. Не случайно в детских сказ­ках «пожалуйста» — волшебное слово, открывающее человеческие сердца. А «здравствуйте»? Попробуй произнести его неторопливо, не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здравствуйте!» и посмотри при этом тому, кого ты приветствуешь, в глаза, улыбнись ему (или ей, или им). Поверь, что и у тебя, и у него (у нее, у них) це­лый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в самих сло­вах, но и в тоне, каким эти слова произносятся.

9. Гость

Группе предъявляется иллюстрация.

Детям предлагается угадать, каким будет задание в данном упраж­нении.

Раздавая материалы, психолог просит детей представить, что они беседуют с гостем. Им может быть кто-то, кого они знают, пли же не­кто, с кем им хотелось бы познакомиться. Дети рисуют себя, своего гостя и угощение. В пространстве для слов над столом они записыва­ют воображаемую беседу.

Обсуждение.

Дети рассказывают, почему они выбрали именно этого гостя к обе­ду. Психолог помогает им сфокусироваться на том, чем интересен для них данный человек. Дети описывают обед, зачитывают текст беседы и подробно излагают ее.

Психолог поощряет остальных к тому, чтобы больше и подробнее расспрашивать о госте, угощении и о беседе.




10. Найди свою пару

- Я раздам вам карточки, па которых написано название животного. Названия повторяются па двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте. что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно уб­рать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользо­ваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Други­ми словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, по продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образо­ваны, мы проверим, что у нас получилось.

11. Ритуал прощания
Занятие № 20. Я тебя понимаю

Цель: продолжение работы по самоанализу, совершенствованию уме­нии Эффективного общения, коммуникативных навыков.

1. Ритуал приветствия

2. Твое будущее

— Традиционное приветствие сегодня мы проведем под девизом «Твое будущее». Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему партнеру небольшой прогноз на будущее. Например, «Здравствуй, Боря, я думаю, что через пять лет ты будешь более добродушным и отзывчивым». Вам нужно подойти по очереди ко всем членам группы п, вспомнив все, что вы уже знаете о споем партере, высказать пред­положение о его будущем.

3. Понимание

Одно из основных умений человека, которого мы называем общи­тельным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой степе­ни эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди членов группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать.

Вам лается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т. п.

Затем мы сядем в большой круг и вы, обращаясь к человеку, со­стояние которого описали, расскажите ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е. высказать свое мнение. Пели рассказанное нами со­ответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может под­твердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть наши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки.


4. «Мы с тобой одной крови»

— Помните Маугли? И урок, который дал ему учитель — медведь Балу? Правильно, прежде чем что-то сделать, скажи заклинание: «Мы с тобой одной крови, ты и я!» И тогда тебя принимают и понимают, что ты такой же. Давайте подумаем над тем, что же объединяет нас? Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним. Возьми­те чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходст­во» и поставьте двоеточие.

Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Другой характер, рост, вес, цвет волос или глаз? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он — Другой. Но сей­час подумайте о том, что вас объединяет, в чем состоит ваше сход­ство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего парт­нера. В течение 4-5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом.

При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологиче­ских характеристиках, которые вас могут объединять. Что это может быть Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

Именно этот стиль рекомендуется для ваших записей. Мы оба: а) добрые; б) тактичные; в) приятные в общении; г) любим слушать музыку и т. д.

После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обме­няться списками, для того чтобы выразить свое согласие или несогла­сие с тем, что написал ваш партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять, что ваш

партнер ошибся. После взаимною анализа вы можете обсудить ре­зультаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.

5. Другой акцент

- Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим. Например, после того как вы предложили партнеру принять участие в каком-либо деле, он говори о чем ему не совсем ясно, о чем идет речь. Ни можете отреагировать двумя прин­ципиально разными способами.

Первый из них, который обычно используют некомпетентные в общении люди, выглядит примерно так: «Вы меня не поняли» («Ну какой же вы бестолковый человек!»).