Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.
Дети заполняют гистограмму «Моя жизнь». По завершении задания им предлагается выбрать из событий своей жизни 6 наиболее значимых, 3 из которых -- радостные, а 3 — грустные, и изобразить их в виде кругов. В каждом круге нужно выделить сектор по количеству процентов вероятности, насколько учащийся сам мог (или сможет) повлиять на исход этого события. По итогам делается вывод о том, ч го во многом жизненные события зависят от самого человека. Далее подчеркивается, что многие трудные жизненные ситуации связаны с необходимостью делать выбор (это не всегда легко). Предлагается продолжить фразу: «Когда мне приходится делать выбор, мне трудно, потому что...» Наиболее часто повторяемые ответы записываются па доске.
Обращается внимание на то, что у каждого человека есть собственные ресурсы, которые он использует в сложных ситуациях, в том числе в ситуации выбора. Предлагается перечислить свои положительные качества, помогающие в ситуации сложного жизненного выбора (ответы записываются на доске).
В. Отработка стратегии поведения в ситуации сложного жизненного выбора. Психолог объясняет, что, планируя жизненную перспективу, зрелый человек должен опираться на имеющийся у него ресурс. При этом обращается внимание па перечень положительных качеств, написанных на доске: предлагается привести примеры.
Вместе — лучше?
— Далеко-далеко друг от друга в бесконечном космосе существуют два различных мира, один из которых населяют только мужчины. а второй — только женщины. Сейчас мы разделимся на дне группы мальчиков п девочек, и создадим эти миры, используя имеющиеся
элементы.
Дети расходятся по разным частям помещения, разделенного занавесом или ширмой.
В каждой группе ведущие (психолог п помощник) дают участникам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого «мира» обладают тремя исключительными свойствами, п вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает из имеющихся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой «мир». Вовремя «сотворения мира» рекомендуется включить музыку, установив магнитофон между группами так. чтобы мальчики не слышали обсуждение девочек, и наоборот.
По мере выполнения инструкции дается следующее задание. Дети, используя
разложенный материал, таблички, игрушки, «создают» свой «мир» с учетом качеств, которыми они наделены. При необходимости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы «мира».
После организации «мира» проводится общий сбор каждого «народа» — участники придумывают, как проходит у них обыкновенный день (уклад жизни, правила, законы и т. д.).
Далее детям сообщается, что два мира получили возможность контакта. Занавес поднимается, и проводится презентация «миров». После контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывается п начинается обсуждение увиденного и вариантом дальнейших контактов. Детям предлагается нарисовать «мир», который они посетили. При этом им говорится, что картина будет подарком для другого «мира». Им сообщается также, что дальнейшие контакты возможны при соблюдении определенных условий.
Так, например, если они захотят встречаться:
• один раз в сто лет, то должны отдать одно из своих исключительных качеств;
• встречаться один раз в год, — два качества;
• жить вместе — должны отказаться от всех трех качеств.
Психолог предлагает приготовить еще один подарок для жителей другого «мира». Подарок должен быть символичным и приятным.
После принятия участниками решения занавес поднимается. Группы сообщают о принятом решении и обмениваются подарками. Таблички с «исключительными» качествами, которые пошли в уплату за возможность выбранных форм контактов, уничтожаются.
Приобретенный опыт интегрируется. При подведении итогов игры психолог проводит «Аукцион идеи»: «нам лучше быть вместе потому, что...»
Трон
— Я хочу предоставить каждому из вас возможность выяснить, кого из остальных участников группы вы готовы признать в качестве лидера.
Закройте, пожалуйста, глаза и устройтесь поудобнее на стуле. Сосредоточьтесь на время на своем дыхании, постарайтесь вдыхать и выдыхать глубже, чем обычно.
Я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом воображаемом эксперименте. Представьте себе, что наше занятие проходит для разнообразия в каком-то старом замке. Вот вы все собрались в большом зале замка и по широкой галерее идете к комнате, в которой будет проходить работа группы.
Вы открываете дверь комнаты и видите заранее расставленные кругом стулья. Для каждого из вас приготовлено по стулу. Один из стульев сразу бросается в глаза. Он отличается от остальных высокой спинкой, подлокотниками п дорогой
обивкой. Вы все рассаживаетесь. Обратите внимание, кто сел в это, выбивающееся из общего ряда, кресло? Куда сели вы сами?
Теперь откройте глаза и по очереди расскажите, что вы видели....
Обсуждение,
• Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?
• Как он сам к этому относится'.''
• Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?
• Кто посадил в кресло самого себя?
Скука
.....Я хочу показать вам, как можно использовать скуку для получения полезного результата. Когда вы в следующий раз почувствуете скуку, вы можете воспользоваться способом, о котором узнаете сегодня. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз...
А теперь перенеситесь в воображении в такое место, где бы вам сейчас хотелось очутиться... Найдите место, которое вам действительно нравится... Возможно, это будет комната, где вы сможете побыть в одиночестве... Возможно, вы представите себя где-нибудь на
природе...
Осмотритесь вокруг...
А сейчас откройте глаза и вернитесь сюда... Внимательно оглядитесь, прислушайтесь к звукам и шорохам...
Теперь снова закройте глаза п мысленно вернитесь в ч о место из вашего воображения.
Осмотритесь, обратите внимание на звуки, которые слышны в этом месте, на доносящиеся до вас запахи...
А теперь снова вернитесь сюда и откройте глаза...
Чего не хватает вашей данной ситуации из того, что вы нашли в воображении? Что вы сможете сделать, чтобы ваше пребывание здесь п сейчас стало таким же приятным, как в воображаемом месте?
III. Упражнения для получения личностной обратной связи
Благодаря обратной связи подросток может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие па окружающих. Позитивная обратная связь — хорошее средство стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.
Таможня
Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца».
Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с иностранцами, чтобы выяснить, кто из них провозит «контрабанду». «Багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам», а «контрабандой» — вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права «проверять багаж». Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию.
«Иностранцы» за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью и т. п. Главная задача «иностранцев» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников». Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятана «контрабанда». После того как ответ высказан, другие участники также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.
В заключение игры происходит общее обсуждение, в ходе которого группа анализирует
, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «таможенники» и зрители определили, у кого из «иностранцев» была спрятана «контрабанда».
Карусель
Дети встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга. По сигналу психолога все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером.
Таких переходов в игре несколько. Причем каждый раз роль участникам задает психолог.
Возможные примеры ситуаций
• Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.
• Перед вами человек, которого вы видели последний раз, когда учились вместе в нервом классе, причем вы не сразу узнали его. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему...
• Нa школьном дворе вы видите двух дерущихся подростков из нашего класса. Увидев вас, один из них убегает, другой остается па месте. Заговорите с ним, постарайтесь узнать причину конфликта.
• Перед вами школьник, который сегодня на вашем уроке был очень рассеян, а на ваше замечание отреагировал грубостью. Вы попросили его остаться после урока. Поговорите с ним, установите контакт, выясните, что с ним происходит.
Время на установление контакта и проведения беседы в каждой ситуации 2-3 минуты.
Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 30 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
Передвижения
Дети встают и начинают перемещаться по комнате с закрытыми глазами, стараясь не сталкиваться друг с другом. Затем они должны продолжать двигаться уже с открытыми глазами, по не устанавливая друг с другом зрительного контакта. II наконец, все еще продолжая двигаться, они должны приветствовать рукопожатием всех встречающихся членов группы и представляться им.
Психолог также может принимать участие в выполнении данного упражнения.
Каждый подросток по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось.
Задавание вопросов
Приготовьте распечатки следующего вида: