Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Б. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуа­ции сложного выбора.

Дети заполняют гистограмму «Моя жизнь». По завершении зада­ния им предлагается выбрать из событий своей жизни 6 наиболее зна­чимых, 3 из которых -- радостные, а 3 — грустные, и изобразить их в виде кругов. В каждом круге нужно выделить сектор по количеству процентов вероятности, насколько учащийся сам мог (или сможет) повлиять на исход этого события. По итогам делается вывод о том, ч го во многом жизненные события зависят от самого человека. Далее подчер­кивается, что многие трудные жизненные ситуации связаны с необхо­димостью делать выбор (это не всегда легко). Предлагается продол­жить фразу: «Когда мне приходится делать выбор, мне трудно, пото­му что...» Наиболее часто повторяемые ответы записываются па доске.

Обращается внимание на то, что у каждого человека есть собст­венные ресурсы, которые он использует в сложных ситуациях, в том числе в ситуации выбора. Предлагается перечислить свои положи­тельные качества, помогающие в ситуации сложного жизненного выбора (ответы записываются на доске).

В. Отработка стратегии поведения в ситуации сложного жизнен­ного выбора. Психолог объясняет, что, планируя жизненную перспек­тиву, зрелый человек должен опираться на имеющийся у него ресурс. При этом обращается внимание па перечень положительных качеств, написанных на доске: предлагается привести примеры.

Вместе — лучше?

Далеко-далеко друг от друга в бесконечном космосе существу­ют два различных мира, один из которых населяют только мужчины. а второй — только женщины. Сейчас мы разделимся на дне группы мальчиков п девочек, и создадим эти миры, используя имеющиеся

элементы.

Дети расходятся по разным частям помещения, разделенного занавесом или ширмой.

В каждой группе ведущие (психолог п помощник) дают участни­кам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого «мира» облада­ют тремя исключительными свойствами, п вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает из имеющих­ся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой «мир». Вовремя «сотворения мира» рекомендуется включить музыку, уста­новив магнитофон между группами так. чтобы мальчики не слышали обсуждение девочек, и наоборот.

По мере выполнения инструкции дается следующее задание. Де­ти, используя
разложенный материал, таблички, игрушки, «создают» свой «мир» с учетом качеств, которыми они наделены. При необходи­мости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы «мира».

После организации «мира» проводится общий сбор каждого «на­рода» — участники придумывают, как проходит у них обыкновенный день (уклад жизни, правила, законы и т. д.).

Далее детям сообщается, что два мира получили возможность кон­такта. Занавес поднимается, и проводится презентация «миров». По­сле контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывает­ся п начинается обсуждение увиденного и вариантом дальнейших контактов. Детям предлагается нарисовать «мир», который они посе­тили. При этом им говорится, что картина будет подарком для друго­го «мира». Им сообщается также, что дальнейшие контакты возмож­ны при соблюдении определенных условий.

Так, например, если они захотят встречаться:

• один раз в сто лет, то должны отдать одно из своих исключитель­ных качеств;

• встречаться один раз в год, — два качества;

• жить вместе — должны отказаться от всех трех качеств.

Психолог предлагает приготовить еще один подарок для жителей другого «мира». Подарок должен быть символичным и приятным.

После принятия участниками решения занавес поднимается. Груп­пы сообщают о принятом решении и обмениваются подарками. Таб­лички с «исключительными» качествами, которые пошли в уплату за возможность выбранных форм контактов, уничтожаются.

Приобретенный опыт интегрируется. При подведении итогов иг­ры психолог проводит «Аукцион идеи»: «нам лучше быть вместе по­тому, что...»

Трон

— Я хочу предоставить каждому из вас возможность выяснить, ко­го из остальных участников группы вы готовы признать в качестве лидера.

Закройте, пожалуйста, глаза и устройтесь поудобнее на стуле. Со­средоточьтесь на время на своем дыхании, постарайтесь вдыхать и выдыхать глубже, чем обычно.

Я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом воображаемом эксперименте. Представьте себе, что наше занятие проходит для раз­нообразия в каком-то старом замке. Вот вы все собрались в большом зале замка и по широкой галерее идете к комнате, в которой будет проходить работа группы.

Вы открываете дверь комнаты и видите заранее расставленные кругом стулья. Для каждого из вас приготовлено по стулу. Один из стульев сразу бросается в глаза. Он отличается от остальных высокой спинкой, подлокотниками п дорогой

обивкой. Вы все рассаживаетесь. Обратите внимание, кто сел в это, выбивающееся из общего ря­да, кресло? Куда сели вы сами?

Теперь откройте глаза и по очереди расскажите, что вы видели....

Обсуждение,

• Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?

• Как он сам к этому относится'.''

• Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?

• Кто посадил в кресло самого себя?

Скука

.....Я хочу показать вам, как можно использовать скуку для получе­ния полезного результата. Когда вы в следующий раз почувствуете скуку, вы можете воспользоваться способом, о котором узнаете сего­дня. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз...

А теперь перенеситесь в воображении в такое место, где бы вам сейчас хотелось очутиться... Найдите место, которое вам действи­тельно нравится... Возможно, это будет комната, где вы сможете по­быть в одиночестве... Возможно, вы представите себя где-нибудь на

природе...


Осмотритесь вокруг...

А сейчас откройте глаза и вернитесь сюда... Внимательно оглядитесь, прислушайтесь к звукам и шорохам...

Теперь снова закройте глаза п мысленно вернитесь в ч о место из вашего воображения.

Осмотритесь, обратите внимание на звуки, которые слышны в этом месте, на доносящиеся до вас запахи...

А теперь снова вернитесь сюда и откройте глаза...

Чего не хватает вашей данной ситуации из того, что вы нашли в воображении? Что вы сможете сделать, чтобы ваше пребывание здесь п сейчас стало таким же приятным, как в воображаемом месте?

III. Упражнения для получения личностной обратной связи

Благодаря обратной связи подросток может корректировать свое по­следующее поведение, заменяя неудачные способы общения на но­вые, проверяя их воздействие па окружающих. Позитивная обратная связь — хорошее средство стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Таможня

Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца».

Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с иностранцами, чтобы выяснить, кто из них провозит «контрабанду». «Багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подхо­дят к «таможенникам», а «контрабандой» — вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права «прове­рять багаж». Они должны решить свою задачу, опираясь на свою на­блюдательность и интуицию.

«Иностранцы» за дверью комнаты придумывают легенду: из ка­кой страны они приехали, с какой целью и т. п. Главная задача «ино­странцев» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозре­ний «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников». Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятана «кон­трабанда». После того как ответ высказан, другие участники также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.

В заключение игры происходит общее обсуждение, в ходе которо­го группа анализирует
, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «таможенники» и зрители опреде­лили, у кого из «иностранцев» была спрятана «контрабанда».

Карусель

Дети встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники рас­положены лицом к центру круга. По сигналу психолога все участни­ки внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером.

Таких переходов в игре несколько. Причем каждый раз роль уча­стникам задает психолог.

Возможные примеры ситуаций

Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

Перед вами человек, которого вы видели последний раз, когда учились вместе в нервом классе, причем вы не сразу узнали его. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему...

• Нa школьном дворе вы видите двух дерущихся подростков из на­шего класса. Увидев вас, один из них убегает, другой остается па месте. Заговорите с ним, постарайтесь узнать причину конфликта.

• Перед вами школьник, который сегодня на вашем уроке был очень рассеян, а на ваше замечание отреагировал грубостью. Вы попро­сили его остаться после урока. Поговорите с ним, установите кон­такт, выясните, что с ним происходит.

Время на установление контакта и проведения беседы в каждой ситуации 2-3 минуты.

Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 30 се­кунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к но­вому партнеру.

Передвижения

Дети встают и начинают перемещаться по комнате с закрытыми глазами, стараясь не сталкиваться друг с другом. Затем они должны продолжать двигаться уже с открытыми глазами, по не устанавливая друг с другом зрительного контакта. II наконец, все еще продолжая двигаться, они должны приветствовать рукопожатием всех встречаю­щихся членов группы и представляться им.

Психолог также может принимать участие в выполнении данного упражнения.

Каждый подросток по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось.

Задавание вопросов

Приготовьте распечатки следующего вида: