Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всем ли понятна инструкция? Все,ли готовы к тому, что в них сейчас будут «вживаться» и их «изображать»?
Эластобласт
Дети сидят или стоят, держась за эластичный ремень. Степень натяжения ремня -такова, что у людей возникает ощущение групповой синергии. Через несколько минут происходит адаптация участников группы к новым ощущениям и они начинают играть с ремнем, понемногу тянуть его на себя. В этот момент возникает интересная групповая динамика, отражающая распределение ролей, позиции лидерства и подчинения отдельных лиц. Одно из упражнений с использованием Эластобласта — «Кто главный?» «Ведущие» держатся за эластобласт снаружи образованного им круга, в то время как «ведомые» располагаются внутри него, спиной к ремню. «Ведущие» то натягивают то слегка отпускают ремень и двигаются вместе с ним. Движения «ведомых» диктует ремень. Их задачей является следование за «ведущими», но без потери контроля над ситуацией и способности к совершению координированных движений.
Эластобласт благодаря своей упругости и эластичности может быть прекрасным средством для выражения чувств гнева и агрессии. Выполняя упражнение «Ускорение», участники группы растягивают эластобласт, формируют большой круг, широко расставляют ноги и следя за тем, чтобы ступни не отрывались от пола, руками и туловищем пытаются столкнуть соседей слепа неправа с их мост.
«Ускорение» оказывает мощный кинестетический эффект и в увлекательной игровой форме позволяет участникам группы реализовать свое стремление к борьбе и лидерству. Другой результативный способ снятия напряжения выглядит так: сначала участники группы, удерживая ремень, стараются разойтись как можно дальше, а затем, по специальному сигналу, устремляются к центру, крича при этом все громче.
Свойства эластобласта позволяют использовать его и как средство моделирования ситуаций напряжения в межличностных отношениях. Применение этого ремня в работе с парами позволяет выразить физически имеющееся в их взаимоотношениях эмоциональное напряжение, снять его и достичь гармоничного взаимодействия.
Я и объект
Вес дети разбиваются на пары. Затем спи ходят по комнате и за ее пределами до тех пор, пока не выберут себе какой-то действительно крупный предмет, например картину, арку или какую-то другую архитектурную или декоративную деталь.
После этого один из членов пары начинает описывать данный объект, говоря от первого лица. Например, человек, остановившийся рядом с картиной, может сказать следующее: «Я большой, имею продолговатую форму. Я преимущественно выкрашен в зеленый цвет и поделен на две части. Моя нижняя половина темнее верхней...» Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет дано в достаточной степени подробное описание объекта.
Часто мы приписываем качества, являющиеся на самом деле нашими собственными, другим людям. Например, мы можем заметить, что какой-то человек чересчур разговорчив, в то время как другим людям абсолютно ясно, что в действительности это мы сами чересчур разговорчивы. В процессе выполнения данного упражнения становится вполне очевидно, что мы можем приписывать объектам собственные качества.
Во время выполнения данного упражнения или в процессе обсуждения, проводимого после выполнения упражнения, часто получается так, что все дети начинают понимать, что они описывали различные аспекты собственной личности, а не особенности и внешний вид объекта.
Iloсле этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.
Я и не-Я
Все дети разбиваются на нары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга.
Затем одни из членов пары начинает описывать себя своему партнеру, говоря о наличии у себя того или иного качества, а затем заявляя о его отсутствии:
• «Я испытываю чувство злое ш и я не испытываю чувство злости...»
• «Я добрый и я недобрый...»
Ф «Я человек спокойный п я человек неспокойный...»
Это упражнение выполняется 5-10 минут, за это время участник должен успеть рассказать своему партнеру о своих самых разнообразных личных качествах и чертах, обозначая при этом оба полюса. Затем члены нары меняются ролями.
После этого психолог просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.
Мой портрет
— Есть ли среди вас желающие подучить свой психологический Портрет? И не просто словесный портрет
с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?
Все остальные участники группы станут художниками.
У каждого из вас лист бумаги п пачка фломастеров.
Каждый — хотя бы в детстве — пробовал рисовать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то не очень. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и прическу. Зачем? Ведь для этого гораздо проще использовать фотоаппарат.
Мы же поставим перед собой более сложную п интересную задачу: каждый из нас должен создан, именно психологический портрет человека, сидящего перед вами. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!»
Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и подтекст. Может быть, ваше представление о внутреннем мире этого человека породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, Отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может быть, это какой-то узор, aбcтрактный орнамент, рисунок из цветных пятен. Ограничений никаких нет, будьте свободны в выборе способов изображения его внутреннего облика. В комнате только, что до конца упражнения разговаривать воспрещается. И теперь посмотрите внимательно па человека, сидящего перед нами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция — человеческая душа.
Какова она у этого человека?
В чем ее отличие от других душ?
Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной?
Обратите свой внутренний взор на образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души... И перенесите свое понимание на бумагу. Творите!
Рисование продолжается и течение 10-15 минут. Психолог предупреждает о необходимости завершить работу за минуту до того, как выйдет отведенное время. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика.
Упражнение завершается обсуждением чувств, вызванных процессом создания «портретов».
Молчащее и говорящее зеркало
Психолог предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».
— Твоя задача состоит в том, чтобы только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалами».
После того как игрок сделал выбор, психолог дает «зеркалам» более подробную инструкцию.
— «Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок — перед ними. Все остальные дети располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Пели основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает «говорящее
зеркало» и произносит одну - только одну! - фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова отражает молчащее «зеркало», п т. д. Задача игрока — угадать человека за спиной как можно быстрее.
Для «зеркал.» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики. На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений.
Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только на третьей фразе.
Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока. Л тот получает право поменять и «зеркала».
Обсуждение.
• Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находится за его спиной?
• Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»?
• Что ему в этом помогло?
• Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
• Что вы почувствовали, когда увидели свое «отражение»?
Рекламный ролик
— Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы помногу раз видим рекламные ролики па экранах телевизоров и имеем представление о том, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. поскольку мы все — потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача — представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, вызвать к нему интерес. Все — как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут... конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, нам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги.
Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его пе угораздило родиться в человеческом облике.
Может быть, холодильником?
Или загородным домом?
Тогда что это за холодильник?
И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и — истинные — достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика — не более одной минуты.
После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку — 10 минут.
Упражнение завершается обсуждением и рефлексией собственных переживаний каждого из игроков но поводу представления его в рекламном ролике.