Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Всем ли понятна инструкция? Все,ли готовы к тому, что в них сей­час будут «вживаться» и их «изображать»?

Эластобласт

Дети сидят или стоят, держась за эластичный ремень. Степень на­тяжения ремня -такова, что у людей возникает ощущение групповой синергии. Через несколько минут происходит адаптация участников группы к новым ощущениям и они начинают играть с ремнем, понем­ногу тянуть его на себя. В этот момент возникает интересная группо­вая динамика, отражающая распределение ролей, позиции лидерства и подчинения отдельных лиц. Одно из упражнений с использовани­ем Эластобласта — «Кто главный?» «Ведущие» держатся за эластобласт снаружи образованного им круга, в то время как «ведомые» рас­полагаются внутри него, спиной к ремню. «Ведущие» то натягивают то слегка отпускают ремень и двигаются вместе с ним. Движения «ве­домых» диктует ремень. Их задачей является следование за «ведущи­ми», но без потери контроля над ситуацией и способности к соверше­нию координированных движений.

Эластобласт благодаря своей упругости и эластичности может быть прекрасным средством для выражения чувств гнева и агрессии. Выполняя упражнение «Ускорение», участники группы растягивают эластобласт, формируют большой круг, широко расставляют ноги и следя за тем, чтобы ступни не отрывались от пола, руками и туловищем пытаются столкнуть соседей слепа неправа с их мост.

«Ускорение» оказывает мощный кинестетический эффект и в увлекательной игровой форме позволяет участникам группы реализо­вать свое стремление к борьбе и лидерству. Другой результативный способ снятия напряжения выглядит так: сначала участники группы, удерживая ремень, стараются разойтись как можно дальше, а затем, по специальному сигналу, устремляются к центру, крича при этом все громче.

Свойства эластобласта позволяют использовать его и как средст­во моделирования ситуаций напряжения в межличностных отноше­ниях. Применение этого ремня в работе с парами позволяет выразить физически имеющееся в их взаимоотношениях эмоциональное на­пряжение, снять его и достичь гармоничного взаимодействия.


Я и объект

Вес дети разбиваются на пары. Затем спи ходят по комнате и за ее пределами до тех пор, пока не выберут себе какой-то действительно крупный предмет, например картину, арку или какую-то другую ар­хитектурную или декоративную деталь.

После этого один из членов пары начинает описывать данный объект, говоря от первого лица. Например, человек, остановившийся рядом с картиной, может сказать следующее: «Я большой, имею про­долговатую форму. Я преимущественно выкрашен в зеленый цвет и поделен на две части. Моя нижняя половина темнее верхней...» Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет дано в достаточной степени подробное описание объекта.

Часто мы приписываем качества, являющиеся на самом деле на­шими собственными, другим людям. Например, мы можем заметить, что какой-то человек чересчур разговорчив, в то время как другим людям абсолютно ясно, что в действительности это мы сами чересчур разговорчивы. В процессе выполнения данного упражнения стано­вится вполне очевидно, что мы можем приписывать объектам соб­ственные качества.

Во время выполнения данного упражнения или в процессе обсуж­дения, проводимого после выполнения упражнения, часто получа­ется так, что все дети начинают понимать, что они описывали различ­ные аспекты собственной личности, а не особенности и внешний вид объекта.

Iloсле этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.

Я и не-Я

Все дети разбиваются на нары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга.

Затем одни из членов пары начинает описывать себя своему парт­неру, говоря о наличии у себя того или иного качества, а затем заяв­ляя о его отсутствии:

• «Я испытываю чувство злое ш и я не испытываю чувство злости...»

• «Я добрый и я недобрый...»

Ф «Я человек спокойный п я человек неспокойный...»

Это упражнение выполняется 5-10 минут, за это время участник должен успеть рассказать своему партнеру о своих самых разнооб­разных личных качествах и чертах, обозначая при этом оба полюса. Затем члены нары меняются ролями.

После этого психолог просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.

Мой портрет

— Есть ли среди вас желающие подучить свой психологический Портрет? И не просто словесный портрет

с перечислением досто­инств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?

Все остальные участники группы станут художниками.

У каждого из вас лист бумаги п пачка фломастеров.

Каждый — хотя бы в детстве — пробовал рисовать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то не очень. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правиль­но нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и причес­ку. Зачем? Ведь для этого гораздо проще использовать фотоаппарат.

Мы же поставим перед собой более сложную п интересную задачу: каждый из нас должен создан, именно психологический портрет че­ловека, сидящего перед вами. Для этого можно применять изобрази­тельные средства, предоставленные в наше распоряжение художни­ками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я ви­жу так!»

Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и под­текст. Может быть, ваше представление о внутреннем мире этого че­ловека породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст кон­кретный образ, Отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реально­го предмета, а может быть, это какой-то узор, aбcтрактный орнамент, рисунок из цветных пятен. Ограничений никаких нет, будьте свобод­ны в выборе способов изображения его внутреннего облика. В комнате только, что до конца упражнения разговаривать воспрещается. И те­перь посмотрите внимательно па человека, сидящего перед нами, про­никните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция — человеческая душа.

Какова она у этого человека?

В чем ее отличие от других душ?

Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным со­зданием во Вселенной?

Обратите свой внутренний взор на образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души... И пе­ренесите свое понимание на бумагу. Творите!

Рисование продолжается и течение 10-15 минут. Психолог пред­упреждает о необходимости завершить работу за минуту до того, как выйдет отведенное время. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика.


Упражнение завершается обсуждением чувств, вызванных про­цессом создания «портретов».

Молчащее и говорящее зеркало

Психолог предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

— Твоя задача состоит в том, чтобы только по отражению в «зерка­ле», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы по­дошел к тебе сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зерка­ло» — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молча­щим и говорящим «зеркалами».

После того как игрок сделал выбор, психолог дает «зеркалам» бо­лее подробную инструкцию.

— «Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок — перед ни­ми. Все остальные дети располагаются за его спиной и по одному бес­шумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Пели основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает «говорящее

зеркало» и произносит одну - только одну! - фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова отражает молчащее «зеркало», п т. д. За­дача игрока — угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал.» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более под­черкивать какие-то физические характеристики. На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений.

Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спи­ной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешно­сти. Это разрешается только на третьей фразе.

Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока. Л тот получает право поменять и «зеркала».

Обсуждение.

• Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отра­жений», чтобы определить, кто находится за его спиной?


• Кто из участников группы оказался самым талантливым «зерка­лом»?

• Что ему в этом помогло?

• Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?

• Что вы почувствовали, когда увидели свое «отражение»?

Рекламный ролик

— Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы помногу раз видим рекламные ролики па экранах телевизоров и име­ем представление о том, какими разными могут быть способы презен­тации того или иного товара. поскольку мы все — потребители рекла­мируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специа­листами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для ка­кого-то товара. Наша задача — представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, вызвать к нему интерес. Все — как в обычной деятельности рекламной службы. Но один ма­ленький нюанс: объектом нашей рекламы будут... конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на ко­торой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, нам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги.

Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его пе уго­раздило родиться в человеческом облике.

Может быть, холодильником?

Или загородным домом?

Тогда что это за холодильник?

И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ва­ша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные — достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика — не более одной минуты.

После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использо­вать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку — 10 минут.

Упражнение завершается обсуждением и рефлексией собствен­ных переживаний каждого из игроков но поводу представления его в рекламном ролике.