Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тревожности определяется гак же, как в первом случае. Анализируется o6niee внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех пли иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Фактор

Номер вопроса

1. Общая тревожность и школе

2, 1, 7, 12, 16, 21. 23, 20. 28, 46, 47, 48, 49, 50), 51, 52, 53, 54, 55, 50. 57, 58

S = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10 15, 20, 24, 30, 33, 30, 39, 42, 44

S = 11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41. 13

S = 13

4. Страх самовыражения

27,31,34,37,40,45

S = 6 |

5. Страх ситуации проверки

2, 7, 12, 10. 21, 20

s=6

G. Страх несоответствия ожи­даниям окружающих

3, К, 13, 17, 22

S = 5

7. Низкая физиологическая со­противляемость стрессу

9, 14, 18, '23, 28

S = 5

8. Проблемы п страхи в отно­шениях с учителями

2, 0, 11, 32, 35. 41,44,47

S = 8

Ключ к вопросам: «+» —Да «-» — Нет

1 -

11 +

21 -

31-

41 +

51

9

12 -

22 +

32 -

42 -

52 --

3 -

13 -

23-

33 -

43 +

53 -

4 -

14 -

24 +

34 -

44 +

54 -

5 -

15 -

25 +

35 +

45 -

55 -

6-

16-

26-

36 +

46 -

56

7 -

17 -

27 -

37 -

47 -

57 -

8-

18-

28-

38 +

48 -

58 -

9-

19 -

29-

39 +

49 -



10 -

20 +

30 +

40 -

50




Результаты

1. Число несовпадений знаков («+» — Да, «-» —Нет) по каждому фактору (— абсолютное число несовпадении в процентах: <50%: >50%;>75%).

2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграммы. Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: аб­солютное значение — < 50%; > 50%; > 75%.

•1. Представление этих данных в виде диаграмм.

5. Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).

6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь ШКОЛЫ.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприят­ный психический фон, не позволяющий ребенку разливать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения -- негативные эмоциональные пережива­ния ситуации, сопряженных с необходимостью самораскрытия. предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаий — негативное отношение и пе­реживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыс­лей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожида­ние негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенно­сти психофизиологической организации, снижающие приспособ­ляемость ребенка к ситуациям стрессогепного характера, повы­шающие вероятность неадекватно по, деструктивного реагирова­ния на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями общий негатив­ный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, сни­жающий успешность обучения ребенка.

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла

Детский личностный опросник, предназначенный для детей младше­го и подросткового возраста; включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности.



Инструкция

Каждый школьник должен написать свое имя, фамилию, возраст. класс, номер школы и другую информацию, которую вы хотите полу­чить, в верхней части опросного листа. Как только дети будут готовы слушать, прочтите вслух инструкцию.

— Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правиль­ных» пли «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ, наиболее для него ПОДХОДЯЩИЙ. Вопросы состоят из двух частей, раз­деленных словом «или*. Читая вопросы, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше. 13 .чистке для ответов против каждого номера вопроса имеются два квадратика, соответствующие левой части во­проса (все, что находится до слова «или») и правой (все. что находится после слова «или»). Поставь крестик в квадратике, который соот­ветствует той части вопроса, которую ты выбрал.

Указания для обработки

При оценке используется стандартный шаблон-ключ, который на­кладывается на опросный лист (1-я и 2-я части идентичны для обра­ботки). Каждый фактор на шаблоне обозначен буквой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Затем все бал­лы (1-й и 2-й части) суммируются по каждому фактору. Полученная сумма баллов есть предварительная «сырая» оценка, которая запи­сывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. Каждая предварительная оценка переводится в «шкальную» — стан­дартную путем соотнесения с нормативными данными, представлен­ными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста.


Часть 1


1.

Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями

или ты их выполняешь долго

2.

Если над тобой подшутили, ты немно­го сердишься

или смеешься

3.

Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо

или ты можешь справиться только с некоторыми заданиями

4.

Ты часто делаешь ошибки

или ты их почти не делаешь

5.

У тебя много друзей

или не очень много

5.

Другие могут больше, чем ты

или ты можешь столько же

7.

Всегда ли ты хорошо запоминаешь

или случается, что ты забы­ваешь имена людей

8.

Т li много читаешь

или большинство ребят чи­тает больше

9.

Когда учитель выбирает другого для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно

или ты быстро об этом за-бываешь

10.

Ты считаешь, что твои выдумки, пред­ложения, идеи — хорошие и правиль­ные

или ты не уверен в этом

11.

Какое слово будет противоположным по рать»: «раздавать» или «накапливать»

значению к слову «соби-u.'iu«беречь»

12. '

^ы обычно молчаливый

или много говоришь




13. 1 i

Если мама на тебя сердится, она ie всегда права

или у тебя ощущение, что ты что-то неправильно сделал




14.

Гебе понравилось бы больше зани­маться книгами н библиотеке

или быть капитаном даль-пего плавания




15.

Какая из следующих букв отличается от «С» или «Г»

двух других? или «У»




16.

Гы можешь вечером долю сидеть спо­койно

пли начинаешь ерзать




17.

Если ребята беседуют о каком-то мес­те, которое н ты знаешь, ты тоже начи­наешь рассказывать о нем что-нибудь

или ты ждешь, когда они закончат




18.

Ты смог бы стать космонавтом

или ты думаешь, что :п'О слишком сложно




19.

Дан цифровой ряд: 2, 4, 8... Какая следу 10 или 16

ощая цифра в атом ряду? или 12




20.

Гноя мама говорит, что ты слишком активный и беспокойный

или ты тихни и спокойный




21.

Ты охотнее слушаешь, как рассказыва­ет кто-то из ребят,

или тебе больше нравится рассказывать самому




22.'

В свободное время ты лучше почитал бы киту

или поиграл в мяч




23.

Дана группа слов: «холодный», «горяч! но слово не подходит но смыслу к остальн «мокрый» или «холодный»

и», «мокрый», «теплый». Од-ым. Какое? или «теплый»




24.

Ты всегда осторожен в своих движе­ниях

или бывает, ты задеваешь что-нибудь на бегу




25

Ты тревожишься, что тебя могут нака­зать,

или "тебя :>то никогда не волнует




26

Тебе больше поправилось бы строить дома, когда ты вырастешь,

или быть летчиком




27

Когда Коле было столько же лет, ско.'п старше его. Кто моложе всех? Коля или Лня

.ко Наташе сейчас, Лня была или Наташа




28

. Учитель часто делает тебе замечания на уроках

. или он считает, что ты ве­дешь себя так, как надо




29

. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор

или молчишь




30

. Ты можешь заниматься, когда другие и классе разговаривают, смеются

или когда ты занимаешься, должна быть тишина




31

Ты смотришь «Новости» по телеви­зору

или ты идешь играть, когда они начинаются




32

Тебя обижают взрослые

или они тебя хорошо пони­мают




33

Ты спокойно переходишь улицу с большим транспортным движением

или ты немного волнуешься




34.

С тобой случаются большие неприят­ности

или мелкие, незначитель­ные




36.

Если ты знаешь ответ на вопрос, ты сразу поднимаешь руку

или ждешь, когда1 тебя вызо­вут, не поднимая руки




36.

Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься так же быстро, как и остальные ребята,

шш тебе надо больше вре­мени




37.

Ты бы охотнее стал водителем како­го-нибудь транспорта (автобуса, трол­лейбуса, такси)

или врачом




38.

Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается,

или редко




ЗУ.

Когда кто-то из детей просит помочь решить контрольную, ты говоришь, чтобы он сам все решал,

или помогаешь, если не ви­дит учитель




40.

В твоем присутствии взрослые разго­варивают между собой

или они частенько слушают тебя




41.

Если ты слышишь грустную историю, ты можешь прослезиться

шш этого не бывает нико­гда






" ----------

Большинство твоих планов тебе удает­ся осуществить так, как ты задумал,

• — • —

шш порой получается не так




43.

Когда мама зовет тебя домой, ты еще немного играешь

или идешь сразу же




44.

Можешь ли ты свободно встать в клас­се и что-то рассказать

или ты робеешь, смущаешь­ся




45.

Понравилось бы тебе, если бы при­шлось на время остаться с маленькими детьми,

//.'/// иг поправилось бы




46.

Бывает так, что тебе одиноко и грустно

или такого с тобой не бы­вает




47.

Уроки дома ты делаешь в разное время дня

или в одно п то же время




48.

Хорошо ли тебе живется

или не совсем хорошо




49.

С большим удовольствием ты отпра­вился бы за город, полюбоваться при­родой,

или па выставку современ­ных машин




50.

Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение

или ты сильно расстраива­ешься




51.

Скорее тебе поправилось бы работать на кондитерской фабрике

или быть учителем




52.

Когда ребята в классе шумят, ты все­гда сидишь тихо

или ты шумишь вместе с ними




53.

Если тебя толкают в автобусе, ты счи­таешь, что ничего особенного не про­изошло,

или тебя это сердит




54.

Случалось тебе делать что-то такое, че­го не следовало делать

или такого не случалось с тобой




55.

Ты предпочитаешь дру.чсй, которые любят побаловаться, побегать, поша­лить,

или тебе правятся более серьезные




56.

Ты испытываешь беспокойство, раз­дражение, когда приходится сидеть ти­хо и ждать, пока что-то начнется

или долгое ожидание дается тебе легко




57.

Охотнее ты сейчас ходил бы в школу

или поехал путешествовать в автомобиле




53. 59. 60.

1

Бывает иногда, что ты злишься на

всех,

Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный

Дома ты ешь все, что тебе предлагают,

или ты всегда доволен все­ми *

или строгий

или протестуешь, когда да­ют пишу, которую ты не любишь




1.

К тебе хорошо относятся почти все

или только некоторые люди




2.

Когда ты утром просыпаешься, ты сна­чала сонный и вялый

или тебе сразу хочется по-вссел иться




3.

Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие,

или тебе надо немного больше времени




4.

Бываешь ли ты иногда неуверен в себе

или ты уверен в себе




5.

Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей,

или иногда тебе не хочется никого видеть <




6.

Говорит ли тебе мама, что ты медлите­лен

или мама считает, что ты делаешь все быстро




7.

Другим детям нравится то, что ты предлагаешь

или им не всегда это нра­вится




8.

В школе ты выполняешь все точно так, как требуют учителя

или твои одноклассники выполняют требования более точно




9.

Думаешь ли ты, что дети стараются пе­рехитрить тебя

или они относятся к тебе по-дружески




10.

Ты делаешь все всегда хорошо

или бывают дни, когда у тебя ничего не полу­чается




11. Больше всего общего со «льдом», «парод «вода» или «буря»

1», «снегом» имеют или «зима»




12.

Ты сидишь во время урока спокойно

или любишь повертеться




13.

Гы иногда возражаешь своей маме

или ты ее побаиваешься




14.

'Гоби больше нравится катачься на лы­жах и парке, в лесу

1ли кататься на лыжах свы-сокпх гор




15.

«Ходить» так же относится к слову «бег; «верхом» пли «ползком»

пт>», как «медленно» к слову i.'iu«быстро»




16

Ты считаешь, что ты всегда вежлив

или бываешь надоедливым




17

Говорят ли, что с тобой трудно дого­вориться (ты любишь настаивать на своем)

или с тобой легко иметь дело




18

Менялся ли ты с кем-нибудь n:t ребят своими вещами (линейкой, ручкой)

или ты этого никогда не де­ла.'!




19

Дан цифровой ряд: 7, 5, 3 ... Какая следу 2 или \

юшая цифра в этом ряду? или 9




20

. Хочется ли тебе быть иногда непо­слушным

или у тебя никогда пет та­кого желания




21

. Твоя мама делает все лучше, чем ты.

или часто твое предложение бывает лучше




22

. Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал быстрой лошадью

или львом




2:

. Дана группа слов «некоторые», «нее», <• слово не подходит к остальным. Какое? «часто» или «никто»

tac'i'o», «п itK'i'o •'. Однако о.'ию пли «все»




'!'

. Когда тебе сообщают приятную но­вость, ты радуешься спокойно

или тебе от радости хочется прыгать




2.

5. Если кто-то к тебе относи гея не очень хорошо, ты прощаешь ему это

или ты относишься к нему так же




'2

3. Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать

или пырять с вышки




1

7. Вова моложе Пети, Сережа моложе Во Сережа или Вова

)ы. Кто самый старший? или Петя




2

В. Учитель иногда говорит, что ты недо­статочно внимателен и допускаешь много помарок в тетради,

или он этого почти никогда не говорит




2

9. В спорах ты во что бы то пи стало стремишься докапать, что ты прав,

или спокойно можешь усту­пить




30.

Ты лучше бы послушал историю или о uoiine

о жизни животных




31.

Ты всегда помогаешь новым ученикам, или которые пришли к вам и класс,

обычно это делают дру­гие




32.

Ты до;: го помнишь о своих неприятно- шш стях

ты быстро о них забы­ваешь




33.

В игре :ы с большим удовольствием или изображал бы пилота сверхзвукового самолета

известного писателя




34.

Если мама тебя отругала, ты стано- шш вишься грустным

настроение у тебя поч­ти не портится




35.

Ты всегда собираешь свой портфель или

с вечера

бывает, что делаешь это утром




36.

Хвалит ли тебя учитель или

он о тебе мало говорит




37.

Можешь ли ты прикоснуться к пауку или

паук тебе неприятен'




38.

Часто ли ты обижаешься или

это случается очень редко




39.

Когда родители говорят, что тебе пора шш спать, ты сразу же идешь

еще немного продолжа-eini) заниматься своим делом




40.

Ты смущаешься, когда приходится раз- шш говаривать с незнакомым человеком,

Т1>1 совсем не смуща­ешься




41.

Ты скорее стал бы художником или

ОХОТНИКОМ




42.

У тебя все удачно выходит или

бывают неудачи




43.

Если ты не понял условие задачи, ты или обращаешься к товарищу

к учителю




44.

Можешь ли ты рассказывать смешные или истории так, чтобы все смеялись,

ты находишь, что это пс очень легко делать




45.

После урока тебе хочется некоторое или время побить около учителя

тебе хочется сразу же идти гул ять в коридор




46.

Иногда ты сидишь без дела и чувству- шш ешь себя плохо

такого с тобой не бы­вает




47.

По пути из школы ты останавливаешь- или ся поиграть

после школы ты идешь сразу домой




48. 1

}СОГДа ЛИ 'П1О11 рОДИТС.1!!! НЫСЛ V II 1 1 1 НИН 1 Г

•ебя

n.'inони часто сил!, по за-пяты




49.

{огда ты пс можешь выйти из дома, тебе грустно

или тебе :гто безразлично




50,

У тебя мало проблем

или .много




51.

В свободное- ирсми '1 1,1 лучин1 пошел du в кппо

или стал сажать дерет, я во дворе




52.

'Гы охотнее расскажешь маме о своих школьных делах

или о прогулке, экскурсии или ты сердишься на них




53.

Если друзья берут твои пещи без спро­са, ты считаешь, что в этом пег ничего особенного,






54.

Ты иногда вздрагиваешь от неожидан­ного зиука

или просто оглядываешься




55.

Тебе больше нравится, когда вы с ре­бятами рассказываете что-то друг лру-ГУ,

пли тебе больше нравится играть с ними




56

Повышаешь ЛИ ты го/юс в разговоре, когда сильно взволнован

или ты всегда разговзрива-ешь спокойно




57

. Охотнее ты пошел бы на урок

или посмотрел бы футбол




58

. Если ты слушаешь радио пли смот­ришь телевизор, мешают ли тебе по­сторонние разговоры

или ты их не замечаешь




5f

. Бывает ли тебе трудно в школе

winтебе всегда легко в школе




(i(

). Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты

или выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть две­рью






Факторы

ФАКТОР Л «-» «Шизотимия»

Замкнутый, недоверчивый, скептичным: скрытый, критичный, от­стаивает спои идеи, непреклонный; необщительный, безучастный;

холодный, отчужденный: точный, объективный: обособленный) рав­нодушный, сердитый, мрачный.