Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Личностный дифференциал

Цель: изучение определенных личностных свойств, самосознания че­ловека, межличностных отношений.

Личностный дифференциал сформирован путем репрезентатив­ной выборки слов, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры, своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3 классических факторов:

1) оценки;

2) силы;

3) активности.

В личностном дифференциале отобрана 21 личностная черта. В не­скольких случаях ИСХОДНЫЙ список не содержал одного из членов требуемой антонимической пары и был дополнен. Шкалы личност­ного дифференциала заполняются испытуемым с инструкцией оце­нить самих по отобранным чертам личности. Инструкция

Дана 21 личностная черта.

Вам необходимо оценить себя по отобранным чертам личности, по тому, что, на ваш взгляд, вам более подходит. Например. 1. О + Обаятельный 3 2 1 О 1 2 3 - Непривлекательный

3 — максимальное соотношение. Нужно подчеркнуть только одну цифру — ту, которая к вам более всего близка.

Фамилия______________________Класс _

Пол ________Возраст____________


1. О + Обаятельный

321012 3

Непривлекательный

2. С - Слабый

3 210123

+ Сильный

3. А+ Разговорчивый

3210123

- Молчаливый

4. О- Безответственный

3210123

+ Добросовестный

5.С+ Упрямый

3210123

- Уступчивый

6.

А

- Замкнутый

3210123

+ Открытый

7.

0

+ Добрый

3210123

— Эгоистичный

8.

С

- Зависимый

3210123

+ Независимый

9.

А

+ Деятельный

3210123

- Пассивный

10.

О

- Черствый

3210123

+ Отзывчивый

11.

С

+ Решительный

3210123

- Нерешительный

12.

А

- Вялый

3210123

+ Энергичный

13.

0

+ Справедливый

3210123

- Несправедливый

14.

С

- Расслабленный

321012 3

+ Напряженный

15.

А

+ Суетливый

3210123

- Спокойной

16. О - Враждебный

3210123

+ Дружелюбный

17. С

+ Упаренный

321012 3

- Неуверенный

18

. А

- Нелюдимый

321012 3

+ Общительный

19

. О

+ Честный

3210123

- Неискренний

20



- Несамостоятельный

и 3 2101 2 3

+ Самостоятельный

21



+ Раздражительный

3210123

- Невозмутимый


Обработка полученных данных

Производится подсчет суммы чисел по каждому фактору. Фактор имеет знак (-) и (+).

В зависимости от того, какой выбор сделал испытуемый, требует­ся вычесть или сложить балл в сумму данного фактора.

Интерпретация факторов личностного дифференциала

При применении личностного дифференциала для исследования самооценок, значения фактора оценки (О) свидетельствуют об уров­не самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому сече, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем дости­жений, личностными особенностями, на недостаточный уровень еа-моприпятия. Особо низкие знаменияого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При ис­пользовании личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня при­влекательности, симпатии, которым обладает один человек в воспри­ятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отри­цательные (-) — его отвержении).

Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии воле­вых сторон личности, об их осознании самим испытуемым. Иго высо­кие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонно­сти рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. 11нзкпе значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособ­ности держаться принятой линии поведения, зависимости от внеш­них обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки указывают" на астенпзацшо п тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования подчинения, то, как они воспринимают­ся субъектом оценки.

Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как сви­детельство '.-жстраисртированпост и личности. П

оложнтслные ( • ) зна­чения указывают' на высокую активность, общительность, импуль­сивность; отрицательные (-) - па интроверт провинность, определен­ную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей

других.

При интерпретации данных, полученных с помощью личностного дифференциала, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь час­тично соответствовать реальному положению , по часто сами по себе имеют' первостепенное значение.

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель: изучение уроним п характера тревожности, связанной со шко­лой, у детей младшего п среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школь­никам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция

— Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отве­чать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху напишите свое имя, фамилию и класс.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+>>, если вы со­гласны с ним, или «-» — если не согласны.

Текст опросника

1. Трудно ли тебе успевать вместе с классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается прове­рить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе иногда, что учитель в ярости от того, что ты не зна­ешь урока?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объясне­нии нового материала, чтобы ты понял, о чем он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Бывает ли так, что ты боишься вызваться отвечать, так как боишь­ся сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой
, когда вы играете в разные игры?

И. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожи­дал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одно­классников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять зада­ние?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя роди­тели?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно is классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сдела­ешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хороню запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты тво­ей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одно­классников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к урежу?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с темп из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение класса те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обра­щают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама и организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?


40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правам и, ко­торых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах боль­ше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с тревогой о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что со­вершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель гово­рит, что Собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в классе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, бо­ишься ли ты, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сде­лать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои од­ноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, ч го де­лаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы па которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок отве­тил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т. е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, - это проявле­ния тревожности. При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по всему тесту: если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высоком тревожности;

б) число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выде­ляемых в тесте. Уровень