Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Марионетка

Дети должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два подростка должны играть роль кукловода — полностью управ­лять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет иг­рать роль куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на рас­стоянии 1,5-3 метров. Цель «кукловодов» — перенести «куклу» с од­ного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды*. Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый подросток. Обсуждение.

• Что чувствовали дети во время игры, когда были в роли «куклы»?

• Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?

• Хотелось ли что-либо сделать самому?
ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Учебно-тематический план



Наименование темы

Количество занятий





Тренинговая груп­па (общеобразова­тельные классы)

Коррекционный класс (ЗПР)

I

Ориентировочные занятия

5

10

1

Куда ж нам плыть?

1

2

2

Какой я па самом деле

1

2

3

Кто Я?

1

2

4

Моя индивидуальность

1

2

5

Мой дневник. Мнение

1

2

II

Развивающие занятия

23

45

6

Точка опоры

1

2

7

Чувство собственного досто­инства

1

2

8

Умеренное и неуверенное по­ведение

1

2

9

Мои нрава и права других людей

1

2

10

Просьба

1

2

11

Я в своих глазах и в глазах других людей

1

2

12

Эмоции и чувства

1

2

13

Обида

1

2

14

Как справиться с раздражением, плохим настроением

1

2

15

Мои слабости

1

2

16

Мои проблемы

1

2

17

Мотивы наших поступков

1

2

18

Люди, значимые для меня

1

2

19

Эффективные приемы общения

2

3

20

Я тебя понимаю

1

2

21

Помощь друг другу

1

2

22

Творческая личность

1

2

23

Как достичь цели

1

2

24

Полюбить себя

1

2

25

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

1

2

26

Будьте собой, но в лучшем виде

1

2

27

Жизнь по собственному выбору

1

2

III

Закрепляющие занятия

3

6

28

Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой

1

2

29

Перед дальней дорогой

1

2

30

Прощай

1

2

IV

Дополнительные занятия: песочная терапия

10

10


П. Психодиагностические методики

Данные методики используются для определения уровня тревожно­сти и самооценки у детей подросткового возраста.

Рекомендуется проводить диагностическую процедуру в начале (для отбора детей в группу) и в конце (для определения результатов групповой работы) социально-психологического тренинга. В случае необходимости можно провести дополнительные оценочные проце­дуры в середине года.

Выявление уровня тревожности у подростков

Методики подобного рода построены так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие, а оценивал ситуации, вызы­вающие ту или иную степень тревоги, и выявлял сферы действитель­ности, являющиеся для него основными источниками тревоги.

Инструкция

На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас не­приятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Вни­мательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1,2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру «О».

Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру «1».

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокой­ство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру «2».

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокой­ство, тревогу, страх, обведите цифру «3».

Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете пере­нести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру «4».

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуа­цию и обнести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степе­ни эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, трево­гу или страх.

Текст методики.

1. Отвечать у доски.

01234

2. Пойти в дом к незнакомым людям.

0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.

0123 4

4. Разговаривать с директором школы.

0 1 2 3 4

5. Думать о своем будущем.

0 1 2 3 4

6. Учитель смотрит в журнал, кого бы спросить.

0123 1

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

0 1 2 3 4

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (на­блюдают за тобой во время работы, решения задачи).

0 1 2 3 4

9. Пишешь контрольную работу.

0123 4

10. После контрольной учитель говорит отметки.

0 1 2 3 4

1 1. На тебя не обращают внимания.

0123 4

12. У тебя что-то не получается.

0 12 3 4

13. Ждешь родителей с родительского собрания.

0 1 2 3 1

14. Тебе грозит неудача, провал.

012;! 4

15. Слышишь за своей спиной смех.

0 1 2 3 4

1 6. Сдаешь экзамены в школе.

0123 4

17. На тебя сердятся (непонятно почему).

0123 4

18. Тебе нужно выступить перед большой аудиторией.

0 1 2 3 4

19. Предстоит важное решающее дело.

0123 1

20. Не понимаешь объяснения учителя.

0 1 2 3 \

21. С тобой не согласны, противоречат тебе.

0 1 2 3 4

22. Сравниваешь себя с другими.

0 1 2 3 4

23. Проверяются твои способности.

0123 4

24. На тебя смотрят как на маленького.

01234

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.

0123 4

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла).

0123 4

27. Оценивается гноя работа.

0 1 2 3 1

28. Думаешь о своих делах.

0 1 2 3 i

29. Тебе надо принять для себя решение.

0 1 2 3 4

30. Не можешь справиться с домашним заданием.

0123 4


Методика включает ситуации грех типов:

а) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

б) ситуации, актуализирующие представление о себе;

в) ситуации общения.


Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная. межличностная.

Данные о распределении пунктов шкалы:

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

Самооценочная

Межличностная

1 4 6 9 10 13 16 20 25 30

3 5 12 14 19 22 23 27 28 29

2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпрети­руются как показатели уровней соответствующих видов тревожно­сти, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Особое внимание надо обратить прежде всего на учащихся с высо­кой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо действительным неблагополу­чием школьника в наиболее значимых сферах деятельности, либо су­ществовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, наруше­ний в развитии самооценки и т. п.

Уровень тревожно­сти


Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности, баллы

Класс

Пол

Общая

Школьная

Самооце­ночная

Межлич­ностная

1. Нор­мальный


8


ж

30-62

7-19

11-21

7-20

м

17-54

4Т17

4-18

5-17

9


ж

17-54

2-14

6-19

4-19

м

10-48

1-13

1-17

3-17

10


ж

35-62

5-17

12-23

5-20

м

23-47

5-14

8-17

5- 14

2. Несколь­ко повы­шен


8


ж

63-78

20-25

22-26

21-27

м

55-73

18-23

19-25

18-24

9


ж

55-72

15-20

20-26

20-26

м

49-67

14-19

18-26

18-25

10


ж

63-76

18-23

24 29

21 28

м

48-60

15-19

18-22

15-19

3. высокий

8

м

79-94

26-31

27-31

28-33

ж

74-91

24-30

26-32

25-30

9

м

73-90

21-26

27-32

27-33

ж

68-86

20-25

27-34

26-36

10

м

77-90

24-30

30-34

29-36

ж

61-72

20-24

23-27

20-23

4. Очень высокий

8

м

94

Более 31

более31

более33

ж

91

более30

более32

более30

9

м

90

более26

более32

Более3

3

ж

86

более25

более34

более32

10

м

90

более30

более34

более36

ж

72 и более

более24

более27

более23

5. чрезмерное спокойствие

8

м

30

менее7

менее11

менее7

ж

17

менее4

менее4

менее5

9

м

17

менее2

менее6

менее4

ж

10

-

-

менее3

10

м

39

менее5

менее12

менее5

ж

23 и менее

менее5

менее8

менее5


Методика исследования самооценки

На бланке (с. 236-237) перечислены 20 различных личностных качеств. В левой колонке (идеал) испытуемый ранжирует эти качества по при­влекательности, в той мере, в какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать. Затем в правой колонки (Я) ранжирует эти качест­ва по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнями каж­дого качества определяется разность (d), которая возводится в квад­рат (d2'). Затем подсчитывается сумма квадратов (Ed2 ) и по формуле:

r=1-0,00075 Ed2

определяется коэффициент самооценки. Чем ближе коэффициент rк 1 (от 0,7 до 1), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной са­мооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6. Заметим, что если при применении данной методики исследователь пожелает ис­пользовать не 20 качеств, а какое-то другое их число, то формулу под­счета необходимо изменить. При всяком изменении количества лич­ностных качеств меняться будет коэффициент при Ed2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. В связи с этим полезно знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей форму­лы вычисления коэффициента ранговой корреляции:



где п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых качеств. Нетрудно убедиться, что множитель

п(п--\)

для варианта с 20 качествами (т. е. rz = 20) становится равным 0,00075.

Идеал

Качество личности

Я

Разность

d

d2




Уступчивость













смелость













вспыльчивость













настойчивость













нервозность













Терпеливость













увлекаемость













пассивность













холодность













энтузиазм













осторожность













капризность













медлительность













нерешительность













энергичность













жизнерадостность













мнительность













упрямство













беспечность













застенчивость