Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Марионетка
Дети должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два подростка должны играть роль кукловода — полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метров. Цель «кукловодов» — перенести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды*. Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый подросток. Обсуждение.
• Что чувствовали дети во время игры, когда были в роли «куклы»?
• Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?
• Хотелось ли что-либо сделать самому?
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество занятий | |
| | Тренинговая группа (общеобразовательные классы) | Коррекционный класс (ЗПР) |
I | Ориентировочные занятия | 5 | 10 |
1 | Куда ж нам плыть? | 1 | 2 |
2 | Какой я па самом деле | 1 | 2 |
3 | Кто Я? | 1 | 2 |
4 | Моя индивидуальность | 1 | 2 |
5 | Мой дневник. Мнение | 1 | 2 |
II | Развивающие занятия | 23 | 45 |
6 | Точка опоры | 1 | 2 |
7 | Чувство собственного достоинства | 1 | 2 |
8 | Умеренное и неуверенное поведение | 1 | 2 |
9 | Мои нрава и права других людей | 1 | 2 |
10 | Просьба | 1 | 2 |
11 | Я в своих глазах и в глазах других людей | 1 | 2 |
12 | Эмоции и чувства | 1 | 2 |
13 | Обида | 1 | 2 |
14 | Как справиться с раздражением, плохим настроением | 1 | 2 |
15 | Мои слабости | 1 | 2 |
16 | Мои проблемы | 1 | 2 |
17 | Мотивы наших поступков | 1 | 2 |
18 | Люди, значимые для меня | 1 | 2 |
19 | Эффективные приемы общения | 2 | 3 |
20 | Я тебя понимаю | 1 | 2 |
21 | Помощь друг другу | 1 | 2 |
22 | Творческая личность | 1 | 2 |
23 | Как достичь цели | 1 | 2 |
24 | Полюбить себя | 1 | 2 |
25 | Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение | 1 | 2 |
26 | Будьте собой, но в лучшем виде | 1 | 2 |
27 | Жизнь по собственному выбору | 1 | 2 |
III | Закрепляющие занятия | 3 | 6 |
28 | Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой | 1 | 2 |
29 | Перед дальней дорогой | 1 | 2 |
30 | Прощай | 1 | 2 |
IV | Дополнительные занятия: песочная терапия | 10 | 10 |
П. Психодиагностические методики
Данные методики используются для определения уровня тревожности и самооценки у детей подросткового возраста.
Рекомендуется проводить диагностическую процедуру в начале (для отбора детей в группу) и в конце (для определения результатов групповой работы) социально-психологического тренинга. В случае необходимости можно провести дополнительные оценочные процедуры в середине года.
Выявление уровня тревожности у подростков
Методики подобного рода построены так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие, а оценивал ситуации, вызывающие ту или иную степень тревоги, и выявлял сферы действительности, являющиеся для него основными источниками тревоги.
Инструкция
На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1,2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру «О».
Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру «1».
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру «2».
Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру «3».
Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру «4».
Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обнести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
Текст методики.
1. Отвечать у доски. | 01234 |
2. Пойти в дом к незнакомым людям. | 0 1 2 3 4 |
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. | 0123 4 |
4. Разговаривать с директором школы. | 0 1 2 3 4 |
5. Думать о своем будущем. | 0 1 2 3 4 |
6. Учитель смотрит в журнал, кого бы спросить. | 0123 1 |
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают. | 0 1 2 3 4 |
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи). | 0 1 2 3 4 |
9. Пишешь контрольную работу. | 0123 4 |
10. После контрольной учитель говорит отметки. | 0 1 2 3 4 |
1 1. На тебя не обращают внимания. | 0123 4 |
12. У тебя что-то не получается. | 0 12 3 4 |
13. Ждешь родителей с родительского собрания. | 0 1 2 3 1 |
14. Тебе грозит неудача, провал. | 012;! 4 |
15. Слышишь за своей спиной смех. | 0 1 2 3 4 |
1 6. Сдаешь экзамены в школе. | 0123 4 |
17. На тебя сердятся (непонятно почему). | 0123 4 |
18. Тебе нужно выступить перед большой аудиторией. | 0 1 2 3 4 |
19. Предстоит важное решающее дело. | 0123 1 |
20. Не понимаешь объяснения учителя. | 0 1 2 3 \ |
21. С тобой не согласны, противоречат тебе. | 0 1 2 3 4 |
22. Сравниваешь себя с другими. | 0 1 2 3 4 |
23. Проверяются твои способности. | 0123 4 |
24. На тебя смотрят как на маленького. | 01234 |
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос. | 0123 4 |
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла). | 0123 4 |
27. Оценивается гноя работа. | 0 1 2 3 1 |
28. Думаешь о своих делах. | 0 1 2 3 i |
29. Тебе надо принять для себя решение. | 0 1 2 3 4 |
30. Не можешь справиться с домашним заданием. | 0123 4 |
Методика включает ситуации грех типов:
а) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
б) ситуации, актуализирующие представление о себе;
в) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная. межличностная.
Данные о распределении пунктов шкалы:
Вид тревожности | Номер пункта шкалы |
Школьная Самооценочная Межличностная | 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26 |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.
Особое внимание надо обратить прежде всего на учащихся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо действительным неблагополучием школьника в наиболее значимых сферах деятельности, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.
Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности, баллы | ||||
Класс | Пол | Общая | Школьная | Самооценочная | Межличностная | |
1. Нормальный | 8 | ж | 30-62 | 7-19 | 11-21 | 7-20 |
м | 17-54 | 4Т17 | 4-18 | 5-17 | ||
9 | ж | 17-54 | 2-14 | 6-19 | 4-19 | |
м | 10-48 | 1-13 | 1-17 | 3-17 | ||
10 | ж | 35-62 | 5-17 | 12-23 | 5-20 | |
м | 23-47 | 5-14 | 8-17 | 5- 14 | ||
2. Несколько повышен | 8 | ж | 63-78 | 20-25 | 22-26 | 21-27 |
м | 55-73 | 18-23 | 19-25 | 18-24 | ||
9 | ж | 55-72 | 15-20 | 20-26 | 20-26 | |
м | 49-67 | 14-19 | 18-26 | 18-25 | ||
10 | ж | 63-76 | 18-23 | 24 29 | 21 28 | |
м | 48-60 | 15-19 | 18-22 | 15-19 | ||
3. высокий | 8 | м | 79-94 | 26-31 | 27-31 | 28-33 |
ж | 74-91 | 24-30 | 26-32 | 25-30 | ||
9 | м | 73-90 | 21-26 | 27-32 | 27-33 | |
ж | 68-86 | 20-25 | 27-34 | 26-36 | ||
10 | м | 77-90 | 24-30 | 30-34 | 29-36 | |
ж | 61-72 | 20-24 | 23-27 | 20-23 | ||
4. Очень высокий | 8 | м | 94 | Более 31 | более31 | более33 |
ж | 91 | более30 | более32 | более30 | ||
9 | м | 90 | более26 | более32 | Более3 3 | |
ж | 86 | более25 | более34 | более32 | ||
10 | м | 90 | более30 | более34 | более36 | |
ж | 72 и более | более24 | более27 | более23 | ||
5. чрезмерное спокойствие | 8 | м | 30 | менее7 | менее11 | менее7 |
ж | 17 | менее4 | менее4 | менее5 | ||
9 | м | 17 | менее2 | менее6 | менее4 | |
ж | 10 | - | - | менее3 | ||
10 | м | 39 | менее5 | менее12 | менее5 | |
ж | 23 и менее | менее5 | менее8 | менее5 |
Методика исследования самооценки
На бланке (с. 236-237) перечислены 20 различных личностных качеств. В левой колонке (идеал) испытуемый ранжирует эти качества по привлекательности, в той мере, в какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать. Затем в правой колонки (Я) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнями каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2'). Затем подсчитывается сумма квадратов (Ed2 ) и по формуле:
r=1-0,00075 Ed2
определяется коэффициент самооценки. Чем ближе коэффициент rк 1 (от 0,7 до 1), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6. Заметим, что если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то другое их число, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества личностных качеств меняться будет коэффициент при Ed2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. В связи с этим полезно знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:
где п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых качеств. Нетрудно убедиться, что множитель
п(п--\)
для варианта с 20 качествами (т. е. rz = 20) становится равным 0,00075.
Идеал | Качество личности | Я | Разность | |
d | d2 | |||
| Уступчивость | | | |
| смелость | | | |
| вспыльчивость | | | |
| настойчивость | | | |
| нервозность | | | |
| Терпеливость | | | |
| увлекаемость | | | |
| пассивность | | | |
| холодность | | | |
| энтузиазм | | | |
| осторожность | | | |
| капризность | | | |
| медлительность | | | |
| нерешительность | | | |
| энергичность | | | |
| жизнерадостность | | | |
| мнительность | | | |
| упрямство | | | |
| беспечность | | | |
| застенчивость | | | |