Файл: Наказ 625 Направление подготовки 40. 04. 01 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представляющей определенное Министерство, средства массовой информации, таблички с наименованием представляемого министерства, средства массовой информации.
1. Организационная часть
Организационное начало занятия: проверка наличия обучающихся, проверка готовности к занятию.
Игра носит характер управленческой и одновременно исследовательской деятельности. Работы курсантов в процессе подготовки к игре могут быть продолжены в качестве научно-исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях.
Перед занятием студенты разбиваются на группы, каждый получает свою роль и знакомится с правилами проведения игры, заданием. Для каждого игрока предусматривается четкая инструкция. Для подготовки к ролевой игре студентам предоставляется список литературы по теме.
Перед непосредственным проведением игры проводится краткая консультация с каждой группой участников по вопросам структуры выступлений. Каждая группа должна иметь соответствующую табличку с наименованием представляемого министерства, средства массовой информации.
Данная игра имитирует открытое заседание членов правительства по вопросам реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. На данном заседании присутствуют не только министры, сотрудники ФСИН, эксперты, представители общественности, но и средства массовой информации, которые представляют интересы общества и должны будут после данного заседания донести до них результаты открытого обсуждения в виде специального выпуска газеты.
2.Вводная часть
Активизация познавательной деятельность курсантов. Определение цели и плана занятия. Формирование позитивной мотивации и активизации интереса к учебной деятельности.
Мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности: установка на участие в работе; актуализация знаний.
(+) Каждая группа начинает свое выступление с определения того направления в обсуждаемом вопросе, которое она представляет. Компетенция министерства, службы. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу. Основные направления реформы.
Основу выступления каждого органа исполнительной власти представляет мини-исследование по теме «Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г». Раскрываются основные вопросы, подлежащие обсуждению в рамках выбранной темы.
Группы, представляющие министерства должны строить свои выступления с позиции государственных органов. Их цель – убедить общество в эффективности проводимых реформ, делать акцент на положительной динамике происходящих изменений. При этом члены правительства должны объективно оценивать свою собственную деятельность и деятельность своих коллег. Поэтому допускается аргументированная критика, в том числе со стороны других министерств, федеральных служб. Участники игры, отмечая проблемы в исследуемой сфере, должны не только констатировать факт, но и предлагать пути решения данных проблем.
Средства массовой информации, представители общественности готовят выступление о проблемах в анализируемой сфере. Следует привести статистические данные, возможно, провести опрос государственных служащих ФСИН, таким образом, позиция группы будет не только аргументированной, но и убедительной. Возможно рассмотрение зарубежного опыта формирования эффективной государственной политики в этой области.
Для подготовки участникам отдельной подгруппы следует сразу распределить полномочия и порядок выступления.
Состав участников игры:
(+) На прошлом занятии мы продолжили изучение темы «Исполнительная власть в РФ». В конце занятия вы написали тест.
Краткий комментарий по результатам теста. Акцентировать внимание на вопросах, которые вызвали затруднения.
3.Основная часть
(+) Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Исполнительная власть в РФ» и сегодня мы проведем в форме ролевой игры - «Открытое заседание Правительства РФ».
Группы, представляющие министерства должны строить свои выступления с позиции государственных органов. Их цель – убедить общество в эффективности проводимых реформ, делать акцент на положительной динамике происходящих изменений. При этом члены правительства должны объективно оценивать свою собственную деятельность и деятельность своих коллег. Поэтому допускается аргументированная критика, в том числе со стороны других министерств. Участники игры, отмечая проблемы в исследуемой сфере, должны не только констатировать факт, но и предлагать пути решения данных проблем.
(+) Уважаемые члены Правительства! Начинаем открытое заседание Правительства Российской Федерации. Слово предоставляется Председателю Правительства.
В ходе ролевой игры может проводиться совещание каждой группы для разработки и внесения конкретных предложений по обсуждаемому вопросу. Так же может быть совместное совещание всех групп с целью выбора и формулировки лучших предложений.
В том случае, если все участники ролевой игры придут к единому мнению, по итогу совещания, мажет быть составлен итоговый документ – Распоряжение Правительства РФ об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.
По окончании ролевой игры преподаватель предоставляет слово эксперту для сценки результатов игры. Последний, в течение отведенного ему времени, оценивает подготовленность к ролевой игре, как учебной группы в целом, так и каждого участника в отдельности, активность и профессиональную компетентность участников игры, конструктивность вносимых ими предложений. Сделав краткий анализ работы каждого участника, он подчеркивает как положительные, так и отрицательные стороны работы, оценивает их участие.
При оценке учитываются:
- активность студентов;
- знание ими законов и профессиональных обязанностей должностных лиц, в роли которых они выступают;
- новаторство, аргументированность выдвинутых ими предложений.
Эксперт выставляет оценку группе в целом.
Второй эксперт либо соглашается с оценкой, данной первым экспертом, либо высказывает свою точку зрения - как по подготовке студентов к игре, так и по качеству проведения самой игры в целом, должным образом мотивируя свою позицию. Он дополняет первого эксперта.
Оценки, данные экспертами каждому участнику игры, складываются, что дает окончательную оценку за участие в игре всей учебной группе.
Подводится итог проведенному занятию. Краткий анализ заключения экспертов. При этом обращаем внимание курсантов на полноту достижения поставленных перед игрой целей, на недостатки и положительные стороны, которые имели место. Так же отметить, что могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности.
Необходимо выслушать мнение студентов, участвующих в игре: что им понравилось, что следовало бы улучшить. Это поможет в дальнейшем совершенствованию такого рода занятий.
(+) Вопрос:
(-) ответы курсантов
Поблагодарить присутствующих за активное участие в ролевой игре.
Организационное завершение занятия.
Выполнила Кузнецова Н.С.
_________________ / Кузнецова Н.С.
Приложение 3
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
по дисциплине Конституционное право
специальность (направление подготовки) 40.03.01 Юриспруденция
Тема № 12 «Исполнительная власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации»
Учебные вопросы:
Вопрос 1. Понятие, сущность и функции исполнительной власти
Начать сегодняшнюю лекцию я бы хотела с цитаты известного франко-швейцарского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778) – «Законодательная власть – сердце, власть исполнительная – его мозг».
И сегодня пойдет речь об исполнительной власти.
Понятие «исполнительная власть» официально появилось в российском законодательстве только в 90-е годы XX века. Хотя фактически эта ветвь стала формироваться параллельно с возникновением первых государств.
Существуют различные подходы к определению исполнительной власти, к определению органов исполнительной власти.
На мой взгляд, достаточно простое и ёмкое определение дано в учебнике Сурена Адибековича Авакьяна:
Исполнительная власть – это самостоятельная ветвь единой государственной власти, основными функциями которой является исполнение законов и осуществление государственного управления.
(С.А. Авакьян)
Сурена Адибековича Авакьяна - советский и российский учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультетаМосковского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Автор множества публикаций по различным проблемам конституционного права, научных статей, учебников и учебных пособий, а также составитель библиографии по конституционному праву.
В чем же состоит Сущность исполнительной власти?
Исходя из данного определения, мы видим, что Основным назначением исполнительной власти в Российской Федерации является организация практического исполнения Конституции России и законов Российской
1. Организационная часть
Организационное начало занятия: проверка наличия обучающихся, проверка готовности к занятию.
Игра носит характер управленческой и одновременно исследовательской деятельности. Работы курсантов в процессе подготовки к игре могут быть продолжены в качестве научно-исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях.
Перед занятием студенты разбиваются на группы, каждый получает свою роль и знакомится с правилами проведения игры, заданием. Для каждого игрока предусматривается четкая инструкция. Для подготовки к ролевой игре студентам предоставляется список литературы по теме.
Перед непосредственным проведением игры проводится краткая консультация с каждой группой участников по вопросам структуры выступлений. Каждая группа должна иметь соответствующую табличку с наименованием представляемого министерства, средства массовой информации.
Данная игра имитирует открытое заседание членов правительства по вопросам реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. На данном заседании присутствуют не только министры, сотрудники ФСИН, эксперты, представители общественности, но и средства массовой информации, которые представляют интересы общества и должны будут после данного заседания донести до них результаты открытого обсуждения в виде специального выпуска газеты.
2.Вводная часть
Активизация познавательной деятельность курсантов. Определение цели и плана занятия. Формирование позитивной мотивации и активизации интереса к учебной деятельности.
Мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности: установка на участие в работе; актуализация знаний.
(+) Каждая группа начинает свое выступление с определения того направления в обсуждаемом вопросе, которое она представляет. Компетенция министерства, службы. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу. Основные направления реформы.
Основу выступления каждого органа исполнительной власти представляет мини-исследование по теме «Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г». Раскрываются основные вопросы, подлежащие обсуждению в рамках выбранной темы.
Группы, представляющие министерства должны строить свои выступления с позиции государственных органов. Их цель – убедить общество в эффективности проводимых реформ, делать акцент на положительной динамике происходящих изменений. При этом члены правительства должны объективно оценивать свою собственную деятельность и деятельность своих коллег. Поэтому допускается аргументированная критика, в том числе со стороны других министерств, федеральных служб. Участники игры, отмечая проблемы в исследуемой сфере, должны не только констатировать факт, но и предлагать пути решения данных проблем.
Средства массовой информации, представители общественности готовят выступление о проблемах в анализируемой сфере. Следует привести статистические данные, возможно, провести опрос государственных служащих ФСИН, таким образом, позиция группы будет не только аргументированной, но и убедительной. Возможно рассмотрение зарубежного опыта формирования эффективной государственной политики в этой области.
Для подготовки участникам отдельной подгруппы следует сразу распределить полномочия и порядок выступления.
Состав участников игры:
-
Ведущий. -
Председатель правительства. -
СМИ, представители общественности (2-3 человека). -
Министерство финансов (3 человека). -
Министерство юстиции (2-3 человека). -
Министерство образования и науки (3 человека). -
Министерство труда и социальной защиты (3 человека). -
Федеральная служба исполнения наказаний (3 человека). -
Эксперты.
(+) На прошлом занятии мы продолжили изучение темы «Исполнительная власть в РФ». В конце занятия вы написали тест.
Краткий комментарий по результатам теста. Акцентировать внимание на вопросах, которые вызвали затруднения.
3.Основная часть
(+) Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Исполнительная власть в РФ» и сегодня мы проведем в форме ролевой игры - «Открытое заседание Правительства РФ».
Группы, представляющие министерства должны строить свои выступления с позиции государственных органов. Их цель – убедить общество в эффективности проводимых реформ, делать акцент на положительной динамике происходящих изменений. При этом члены правительства должны объективно оценивать свою собственную деятельность и деятельность своих коллег. Поэтому допускается аргументированная критика, в том числе со стороны других министерств. Участники игры, отмечая проблемы в исследуемой сфере, должны не только констатировать факт, но и предлагать пути решения данных проблем.
(+) Уважаемые члены Правительства! Начинаем открытое заседание Правительства Российской Федерации. Слово предоставляется Председателю Правительства.
-
Выступление Председателя Правительства (Приветственное слово, повестка дня, ведёт заседание, определяет регламент), (> 5 мин) -
Выступление Министерства юстиции «О ходе реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года и приоритетные направления ее развития» (10 мин) -
Обсуждения, прения (Министерство финансов, Министерство образования и науки «О реализации проекта создания учреждений объединенного типа; о развитии сети исправительных центров; о проведение цифровой трансформации и научно-технического развития»). Допустимо выносить на обсуждение и другие спорные вопросы! (до 15 мин). -
Выступление Министерства труда «О Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, повышение уровня занятости осужденных» (> 10 мин) -
Обсуждения, прения (> 10 мин) -
Федеральная служба исполнения наказаний «О совершенствовании служебной деятельности, предусматривающей условия несения службы (выполнения работ) и социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы» (до 10 мин) -
Обсуждения, прения (> 10 мин) -
Заключительное слово Председателя Правительства (2-3 мин) -
Оценка экспертов. (>5 мин)
В ходе ролевой игры может проводиться совещание каждой группы для разработки и внесения конкретных предложений по обсуждаемому вопросу. Так же может быть совместное совещание всех групп с целью выбора и формулировки лучших предложений.
В том случае, если все участники ролевой игры придут к единому мнению, по итогу совещания, мажет быть составлен итоговый документ – Распоряжение Правительства РФ об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.
- 1 2 3 4 5
Заключительный этап
По окончании ролевой игры преподаватель предоставляет слово эксперту для сценки результатов игры. Последний, в течение отведенного ему времени, оценивает подготовленность к ролевой игре, как учебной группы в целом, так и каждого участника в отдельности, активность и профессиональную компетентность участников игры, конструктивность вносимых ими предложений. Сделав краткий анализ работы каждого участника, он подчеркивает как положительные, так и отрицательные стороны работы, оценивает их участие.
При оценке учитываются:
- активность студентов;
- знание ими законов и профессиональных обязанностей должностных лиц, в роли которых они выступают;
- новаторство, аргументированность выдвинутых ими предложений.
Эксперт выставляет оценку группе в целом.
Второй эксперт либо соглашается с оценкой, данной первым экспертом, либо высказывает свою точку зрения - как по подготовке студентов к игре, так и по качеству проведения самой игры в целом, должным образом мотивируя свою позицию. Он дополняет первого эксперта.
Оценки, данные экспертами каждому участнику игры, складываются, что дает окончательную оценку за участие в игре всей учебной группе.
Подводится итог проведенному занятию. Краткий анализ заключения экспертов. При этом обращаем внимание курсантов на полноту достижения поставленных перед игрой целей, на недостатки и положительные стороны, которые имели место. Так же отметить, что могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности.
Необходимо выслушать мнение студентов, участвующих в игре: что им понравилось, что следовало бы улучшить. Это поможет в дальнейшем совершенствованию такого рода занятий.
(+) Вопрос:
-
Что Вам показалось важным в Концепции, и какой вопрос темы вы бы хотели изучить подробнее?
(-) ответы курсантов
Поблагодарить присутствующих за активное участие в ролевой игре.
Организационное завершение занятия.
Выполнила Кузнецова Н.С.
_________________ / Кузнецова Н.С.
Приложение 3
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
по дисциплине Конституционное право
специальность (направление подготовки) 40.03.01 Юриспруденция
Тема № 12 «Исполнительная власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации»
Учебные вопросы:
-
Понятие, сущность и функции исполнительной власти
-
Конституционно – правовой статус Правительства РФ
Вопрос 1. Понятие, сущность и функции исполнительной власти
Начать сегодняшнюю лекцию я бы хотела с цитаты известного франко-швейцарского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778) – «Законодательная власть – сердце, власть исполнительная – его мозг».
И сегодня пойдет речь об исполнительной власти.
Понятие «исполнительная власть» официально появилось в российском законодательстве только в 90-е годы XX века. Хотя фактически эта ветвь стала формироваться параллельно с возникновением первых государств.
Существуют различные подходы к определению исполнительной власти, к определению органов исполнительной власти.
-
Это часть государственного аппарата, осуществляющая непосредственно организующую властную деятельность, обеспечиваемую мерами государственного принуждения -
Орган исполнительной власти – это государственная организация, учрежденная для осуществления функций государственного управления в различных сферах жизни общества и государства.
На мой взгляд, достаточно простое и ёмкое определение дано в учебнике Сурена Адибековича Авакьяна:
Исполнительная власть – это самостоятельная ветвь единой государственной власти, основными функциями которой является исполнение законов и осуществление государственного управления.
(С.А. Авакьян)
Сурена Адибековича Авакьяна - советский и российский учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультетаМосковского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Автор множества публикаций по различным проблемам конституционного права, научных статей, учебников и учебных пособий, а также составитель библиографии по конституционному праву.
В чем же состоит Сущность исполнительной власти?
Исходя из данного определения, мы видим, что Основным назначением исполнительной власти в Российской Федерации является организация практического исполнения Конституции России и законов Российской