Файл: Наказ 625 Направление подготовки 40. 04. 01 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 12 «Исполнительная власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации»
Вид занятия: семинарское занятие
Продолжительность занятия: 2 ауд. часа
Место проведения: учебная аудитория
Учебно-материальное обеспечение: методическая разработка занятия, задания для закрепления материала, нормативные документы (Конституция РФ), устройства с доступом в Интернет, программный комплекс «Русский Moodle 3KL», ватман, маркеры.
Методы и приемы обучения: групповая работа, учебная дискуссия, мозговой штурм, анализ НПА, практических ситуаций
Форма организации учебной деятельности: диалог, обсуждение, тематическая дискуссия, фронтальный опрос, частично-поисковый, работа в малых группах.
Цели занятия:
Образовательная:
формирование знаний о конституционных функциях Правительства РФ; об основных полномочиях Правительства РФ по различным сферам деятельности; о статусе членов Правительства РФ; об актах, издаваемых Правительством РФ.
Развивающая:
способствовать развитию логического мышления обучающихся, умению правильно обобщить данные и сделать вывод; а также развитию познавательного процесса, коммуникативных навыков; навыков самостоятельной работы с текстом НПА.
Воспитательная:
воспитание положительного интереса к изучаемому предмету; формирование высокого уровня правовой культуры обучающихся, как будущих профессионалов; формирование ответственности, исполнительности и уважительного отношения к работе органов исполнительной власти.
Учебные вопросы:
Основные понятия:
Правительство Российской Федерации; функции и полномочия Правительства РФ, статус члена правительства РФ.
Список рекомендуемой литературы:
http://www.government.ru/
http://www.pravo.gov.ru
http://state.kremlin.ru/president
Структура и содержание занятия
Организационное начало занятия: проверка наличия обучающихся, проверка готовности обучающихся к занятию.
Активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия. Формирование позитивной мотивации и активизации интереса к учебной деятельности.
Мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности: установка на участие в работе; актуализация знаний.
Определение порядка работы на занятии (установка структуры и правил ведения (дискуссии, игры, тренинга и т.д.), оценочных средств).
Фронтальный опрос по пройденному на лекции материалу. Отвечая на вопросы, курсанты закрепляют основные понятия и категории изучаемой темы.
(+) На прошлом занятии вы начали изучать тему «Исполнительная власть в РФ». Давайте вспомним понятие исполнительной власти. Что такое исполнительная власть?
(-) Исполнительная власть – это самостоятельная ветвь единой государственной власти, основными функциями которой является исполнение законов и осуществление государственного управления.
(С.А. Авакьян)
(+) Назовите основные функции исполнительной власти.
(-) Ответы курсантов
(+) Назовите правовые основы деятельности Правительства РФ
(-)
1. гл. 6 Конституции Российской Федерации,
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
(+) Так же на прошлом занятии вы рассмотрели порядок формирования Правительства РФ, основания прекращения полномочий Правительства РФ, компетенции Правительства РФ.
И сегодня мы продолжим изучать Правительство РФ и рассмотрим следующие вопросы:
Вопрос 1 Конституционные функции Правительства РФ
(+) Однажды выдающийся политик, дипломат и философ
эпохи Просвещения Томас Джефферсон сказал: «Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).
Томас Джефферсон (1743—1826) американский государственный деятель, один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США, в 1801—1809 годах, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политик, дипломат и философ эпохи Просвещения.
Вопрос для обсуждения.
(+) Вы согласны с его высказыванием? Аргументируйте свой ответ.
(-) ответы курсантов
Задание
(+) Как вы считаете, в соответствии с представлениями Т. Джефферсона, наше Правительство хорошее? Приведите доказательства, опираясь на Конституцию РФ.
(-) ответы курсантов (самостоятельная работа с Конституцией РФ, ст. 114 – функции правительства РФ)
(+) Назовите оставшиеся конституционные функции Правительства РФ
(-) ответы курсантов:
(+) Подвести итог и сделать вывод по первому вопросу.
Вопрос 2: Основные полномочия Правительства РФ
по различным сферам деятельности.
Следующий вопрос, который мы рассмотрим:Основные полномочия правительства РФ по различным сферам деятельности.
Задание:
Составить таблицу основных полномочий Правительства РФ по важнейшим направлениям деятельности. Учимся кратко и лаконично формулировать, выделять самое основное. Затем один человек от группы оформляет на ватмане. Мы успеем рассмотреть не все сферы деятельности, а лишь некоторые. Для этого будем работать в малых группах: (Данная форма работы развивает у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества).
Время на выполнение этого задания – 20 минут.
Вид занятия: семинарское занятие
Продолжительность занятия: 2 ауд. часа
Место проведения: учебная аудитория
Учебно-материальное обеспечение: методическая разработка занятия, задания для закрепления материала, нормативные документы (Конституция РФ), устройства с доступом в Интернет, программный комплекс «Русский Moodle 3KL», ватман, маркеры.
Методы и приемы обучения: групповая работа, учебная дискуссия, мозговой штурм, анализ НПА, практических ситуаций
Форма организации учебной деятельности: диалог, обсуждение, тематическая дискуссия, фронтальный опрос, частично-поисковый, работа в малых группах.
Цели занятия:
Образовательная:
формирование знаний о конституционных функциях Правительства РФ; об основных полномочиях Правительства РФ по различным сферам деятельности; о статусе членов Правительства РФ; об актах, издаваемых Правительством РФ.
Развивающая:
способствовать развитию логического мышления обучающихся, умению правильно обобщить данные и сделать вывод; а также развитию познавательного процесса, коммуникативных навыков; навыков самостоятельной работы с текстом НПА.
Воспитательная:
воспитание положительного интереса к изучаемому предмету; формирование высокого уровня правовой культуры обучающихся, как будущих профессионалов; формирование ответственности, исполнительности и уважительного отношения к работе органов исполнительной власти.
Учебные вопросы:
-
Конституционные функции Правительства РФ -
Основные полномочия Правительства РФ по различным сферам деятельности -
Статус члена Правительства РФ -
Акты, издаваемые Правительством РФ
Основные понятия:
Правительство Российской Федерации; функции и полномочия Правительства РФ, статус члена правительства РФ.
Список рекомендуемой литературы:
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ -
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ -
Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 20.11.2020) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76855/ -
Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.10.2022) "О структуре федеральных органов исполнительной власти". [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343385/ -
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 30.06.2022) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации". [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47927/ -
"Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13). [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ -
Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 7, п. 7.2). -
Конституционное право России / Безруков А.В., - 3-е изд. - М.:Юстицинформ, 2015. - 304 с.: ISBN 978-5-7205-1264-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/600401 -
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с. -
Электронный музей конституционной истории России (http://www.rusconstitution.ru/term/106/ ) материалы о правовом статусе Правительства РФ. -
Интернет- ресурсы:
http://www.government.ru/
http://www.pravo.gov.ru
http://state.kremlin.ru/president
Структура и содержание занятия
-
Организационная часть
Организационное начало занятия: проверка наличия обучающихся, проверка готовности обучающихся к занятию.
-
Вводная часть
Активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия. Формирование позитивной мотивации и активизации интереса к учебной деятельности.
Мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности: установка на участие в работе; актуализация знаний.
Определение порядка работы на занятии (установка структуры и правил ведения (дискуссии, игры, тренинга и т.д.), оценочных средств).
Фронтальный опрос по пройденному на лекции материалу. Отвечая на вопросы, курсанты закрепляют основные понятия и категории изучаемой темы.
(+) На прошлом занятии вы начали изучать тему «Исполнительная власть в РФ». Давайте вспомним понятие исполнительной власти. Что такое исполнительная власть?
(-) Исполнительная власть – это самостоятельная ветвь единой государственной власти, основными функциями которой является исполнение законов и осуществление государственного управления.
(С.А. Авакьян)
(+) Назовите основные функции исполнительной власти.
(-) Ответы курсантов
-
Регулятивно-управленческая функция. -
Охрана общественного порядка. -
Обеспечение прав и свобод граждан. -
Нормотворческая функция. -
Оперативно-исполнительная функция.
(+) Назовите правовые основы деятельности Правительства РФ
(-)
1. гл. 6 Конституции Российской Федерации,
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
-
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4 – ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» -
Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260
"О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" -
Федеральные законы, указы Президента.
(+) Так же на прошлом занятии вы рассмотрели порядок формирования Правительства РФ, основания прекращения полномочий Правительства РФ, компетенции Правительства РФ.
И сегодня мы продолжим изучать Правительство РФ и рассмотрим следующие вопросы:
-
Конституционные функции Правительства РФ -
Основные полномочия Правительства по различным сферам деятельности -
Статус члена Правительства РФ -
Акты, издаваемые Правительством РФ.
-
Основная часть
Вопрос 1 Конституционные функции Правительства РФ
(+) Однажды выдающийся политик, дипломат и философ
эпохи Просвещения Томас Джефферсон сказал: «Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).
Томас Джефферсон (1743—1826) американский государственный деятель, один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США, в 1801—1809 годах, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политик, дипломат и философ эпохи Просвещения.
Вопрос для обсуждения.
(+) Вы согласны с его высказыванием? Аргументируйте свой ответ.
(-) ответы курсантов
Задание
(+) Как вы считаете, в соответствии с представлениями Т. Джефферсона, наше Правительство хорошее? Приведите доказательства, опираясь на Конституцию РФ.
(-) ответы курсантов (самостоятельная работа с Конституцией РФ, ст. 114 – функции правительства РФ)
(+) Назовите оставшиеся конституционные функции Правительства РФ
(-) ответы курсантов:
(+) Подвести итог и сделать вывод по первому вопросу.
Вопрос 2: Основные полномочия Правительства РФ
по различным сферам деятельности.
Следующий вопрос, который мы рассмотрим:Основные полномочия правительства РФ по различным сферам деятельности.
Для этого мы будем работать в малых группах с Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"
Задание:
Составить таблицу основных полномочий Правительства РФ по важнейшим направлениям деятельности. Учимся кратко и лаконично формулировать, выделять самое основное. Затем один человек от группы оформляет на ватмане. Мы успеем рассмотреть не все сферы деятельности, а лишь некоторые. Для этого будем работать в малых группах: (Данная форма работы развивает у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества).
-
группа – общие полномочия
-
группа - полномочия в сфере экономики -
группа - полномочия в сфере финансов -
группа - полномочия в области охраны окружающей среды и природопользования; Полномочия в области обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью. -
группа - полномочия в области социального обеспечения; полномочия в области защиты семьи и детства. -
группа - полномочия в сфере внешней политики; полномочия в сфере обороны страны и безопасности государства.
Время на выполнение этого задания – 20 минут.
Группа полномочий | Полномочия |
1. Общие полномочия | |
2. Полномочия в сфере экономики | |
3. Полномочия в сфере финансов | |
4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования; Полномочия в области обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью | |
5. Полномочия Правительства Российской Федерации в области социального обеспечения; Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты семьи и детства. | |
6. Полномочия в сфере внешней политики; Полномочия в сфере обороны страны и безопасности государства | |