ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 954
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотреть все изделия, предложить детям назвать их и подумать, для чего их можно использовать.
Показать, как сейчас на фабрике расписывают разные изделия. (Просмотр слайдов.)
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки...
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Советы воспитателю. После занятия организовать выставку городецких изделий. Рассмотреть узоры, выделить особенности рисования цветов, листьев.
Предложить детям посмотреть, есть ли дома предметы с городецкой росписью.
Если предметов в группе мало, то во второй части занятия можно нарисовать бутон («купавку» или «яблоко», как называют его городецкие мастера). Это будет знак-символ для мастера.
Рисование. Городецкие узоры на полосе
Программное содержание:
Учить рассматривать цветы — бутоны и «розан», сравнивать, находить сходство (большой круг и маленький, дуга) и различие (маленькие дуги, по-разному расположены), сочетание цвета и оттенка, оживление узора белым цветом.
Учить составлять узор на квадрате, выделять середину большим цветком и по углам бутонами. Учить рисовать крупно всей кистью и украшения — концом.
Материал: городецкие изделия, бумага цвета дерева (охра) 7x21 см, гуашь, палитра.
Ход занятия
Выставка предметов с городецкой росписью. Рассмотреть их, уточнить, есть ли дома такие предметы или видели в магазине, на выставке.
Выделить элемент узора - цветок и бутон, который мастера называют «купавка», или «яблоко», потому что он кругленький с маленьким глазком. Сравнить цвет бутонов на разных предметах: если цветок розовый, то маленький кружок и дуга красного цвета, если голубой, то кружок и дуга - синие. Обратить внимание на украшения белым цветом — дуга, сеточка, точки-оживки. Разобрать одну из композиций — большой цветок и с двух сторон бутоны, определить, как расположены листочки.
Предложить детям составить такой узор, цвет для бутона и большого цветка выбрать самостоятельно. Помнить: каждый цвет любит свой оттенок.
Определить последовательность рисования: круги — цветы (оттенок), симметрично расположить листья (или по одному, или по два), затем нарисовать маленький кружок — глазок и дугу. В конце оживить узор белым цветом, а листья черным. Предложить еще раз рассмотреть мелкие украшения (точки, черточки).
В конце занятия рассмотреть все узоры. Приложить их к городецким предметам. Выбрать самые яркие, похожие на городец работы.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас!
Советы воспитателю. Выставка городецких изделий, где есть композиция из трех цветов и другие узоры. Рассмотреть бутоны, их строение и один из цветов, отметить, что нового появилось в украшении.
Рисование. Городецкая доска
Программное содержание:
Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить выделять новый элемент узора —птицу, особенности ее формы, украшения, сочетания цветов.
Учить составлять узор на бумаге в форме доски, украшать птицей и цветами.
Материал: городецкие предметы с изображением птицы. Бумага цвета дерева (охра) А4, гуашь, палитра, лист бумаги для упражнения.
Ход занятия
Выставка предметов с городецкой росписью с изображением птицы. Предложить детям найти знакомые цветы, вспомнить последовательность их рисования. Рассмотреть птицу, выделить основные части и их цвет: птица черная, хвост голубой или розовый (с учетом имеющихся предметов). Голубой хвост украшен тонкими полосками синего цвета, розовый — красным. Крыло зеленого цвета. Рассмотреть, что украшено белым цветом.
Предложить нарисовать птицу, выбрать место на бумаге в форме доски, потом нарисовать городецкие цветы, какие они захотят. Уточнить последовательность рисования: птица, хвост, круги для цветов, листья, затем украшения. Прежде чем рисовать на «доске», нарисовать широкой кистью силуэт птицы быстрым движением.
В ходе занятия помочь детям определить место для расположения цветов (свободное место на доске), оживление узора.
В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать удачное расположение на листе, его заполняемость, сочетания цветов. Выбрать самые красивые птицы.
Советы воспитателю. Выставка городецких досок, показать варианты рисования птиц. Найти знакомые цветы и новые, догадаться, как их рисовать.
Рисование. Городецкие кони
Программное содержание:
Расширять представления детей об искусстве городецких мастеров. Учить выделять коня, видеть варианты выполнения.
Составлять коллективную композицию для оформления зала — кони скачут на лугу, дополнять узор цветами, листьями.
Материал: городецкие предметы с изображением коней. Бумага цвета дерева (охра) 30x150 см, несколько листов (в зависимости от количества детей), гуашь — красная, синяя, белая, зеленая, черная; палитра.
Ход занятия
Выставка изделий с городецкой росписью.
Воспитатель.
-
Какие мастера расписали все эти красивые предметы? (Городецкие.) -
Чем они украшены? (Розаны, купавки, ромашки, листья, кони.)
- Какой городецкий конь? (Красивый, гордый, сказочный, шея выгнута, как у лебедя, ноги тонкие, длинные, кажется, что он танцует.)
Рассмотреть коня, обвести его сухой кистью.
Что за чудо этот конь,
Настоящий конь-огонь!
Черный бок блестит,
Яркий глаз косит,
Гордой головой качнет,
Пышной гривой тряхнет,
Тонкой ножкой землю бьет —
Прокатиться нас зовет.
Мы поскачем по лугам
С яркими цветами.
Сказочные те цветы нарисуем сами —
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
Словно птицы, кони мчатся,
Как нам нравится кататься!
Предложить детям нарисовать фриз для украшения зала на длинном листе (или нескольких): сначала скачущих коней, потом по всему лугу - городецкие цветы. Дети «рисуют» коня сухой кистью, а потом краской. В процессе занятия уточняются приемы рисования коня, цветов.
В конце занятия рассмотреть общую композицию. Обратить внимание на то, что, чтобы украсить зал к празднику, требуется большая работа и ее можно выполнить только всем вместе.
Советы воспитателю. Перед занятием организовать итоговую выставку предметов с городецкой росписью. Провести занятие по лепке «Конь» (из целого куска). Этот прием облегчит рисование силуэта коня.
Рисование. Изба детьми хороша
Программное содержание:
Закрепить знания о городце и использовать их при украшении избы, различных изделий, используя цветы, изображения птиц, коней, колорит росписи.
Воспитывать уважение к труду городецких мастеров.
Материал: силуэты из бумаги для украшения избы: ставни, наличники, прялки, разделочные доски, посуда, шкатулки и т.п.; гуашь, палитра.
Ход занятия
Зал оформлен как русская изба, но все «предметы» не украшены. Воспитатель в русском костюме.
Воспитатель. Нас пригласили на праздник в нарядную, расписную, узорную русскую избу. Будем петь, плясать, веселиться.
Педагог смотрит вокруг и видит, что ничего не украшено.
- Что такое? Что случилось? Где расписная посуда, скатерти, посуда? Это, наверное, Баба-яга решила испортить нам праздник.
- Что же нам делать?
Дети предлагают украсить избу.
- Мы приехали из Городца, у нас умелые руки. Мы умеем рисовать городецкие узоры.
Воспитатель.
-
Чем украшены городецкие предметы? (Цветы, птицы, кони.) -
Какие цвета любят городецкие мастера?
Предлагает детям выбрать любой «предмет» (силуэт из бумаги). Дети рисуют на бумаге разной формы, затем украшают избу.
По окончании рассмотреть все узоры, полюбоваться, как изменилась изба, как в ней стало красиво.
Из-за леса,
Из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам - на кобылке.
Жена — на коровке.
Дети — на телятках.
Внучки — на щенятках. Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
Воспитатель. Это присказка, а сказка дальше пойдет. И называется наша сказка «Изба детьми хороша».
Ночь пришла,
Темноту привела,
А изба всю семью собрала.
Вся семья вместе,
Так и душа на месте.
Дети спят-спят,
Всему миру спать велят.
Дети садятся на ковер, как будто засыпают. Выскакивает петушок: «Ку-ка-ре-ку!». Дети поднимаются с ковра.
Воспитатель. Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Детям спать не даешь!
Ах ты, Петя-петушок,
Голосистое горлышко,
Разбудил ты моих детушек.
Ребенок. Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька
Открыла ставенку.
Воспитатель подходит к дому и открывает ставни.
Ребенок. Солнышко-солнышко,
Выгляни в окошечко,
Не пеки далеко,
Пеки нам за реку.
Как у нас за рекой
Калачи горячи,
Каша масленая,
Блины сахарные.
Где песня льется,
Там легче живется.
Воспитатель. Запевайте песню шуточную, прибауточную.
Раздается музыка. Ребенок подбегает к окну.
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Все со скрипочками
Да с балалаечками.
Звучит русская народная музыка «Камаринская».
Советы воспитателю. Занятие проводится как заключительное в данном цикле. Выставка изделий с городецкой росписью. Выставка детских рисунков по мотивам городецкой росписи. Подготовка исходных форм-силуэтов для оформления избы. Продумать способы прикрепления узоров после рисования.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ