Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 954

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотреть все изделия, предложить детям назвать их и подумать, для чего их можно использовать.

Показать, как сейчас на фабрике расписывают разные изделия. (Просмотр слайдов.)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки...

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.
Советы воспитателю. После занятия организовать выставку городецких изде­лий. Рассмотреть узоры, выделить особенности рисования цветов, листьев.

Предложить детям посмотреть, есть ли дома предметы с городецкой росписью.

Если предметов в группе мало, то во второй части занятия можно нарисо­вать бутон («купавку» или «яблоко», как называют его городецкие мастера). Это будет знак-символ для мастера.
Рисование. Городецкие узоры на полосе

Программное содержание:

Учить рассматривать цветы — бутоны и «розан», сравнивать, находить сходство (большой круг и маленький, дуга) и различие (маленькие дуги, по-разному расположены), сочетание цвета и оттенка, оживление узора белым цветом.

Учить составлять узор на квадрате, выделять середину большим цветком и по углам бутонами. Учить рисовать крупно всей кистью и украшения — концом.

Материал: городецкие изделия, бумага цвета дерева (охра) 7x21 см, гуашь, палитра.

Ход занятия

Выставка предметов с городецкой росписью. Рассмотреть их, уточнить, есть ли дома такие предметы или видели в магазине, на выставке.

Выделить элемент узора - цветок и бутон, который мастера назы­вают «купавка», или «яблоко», потому что он кругленький с малень­ким глазком. Сравнить цвет бутонов на разных предметах: если цветок розовый, то маленький кружок и дуга красного цвета, если голубой, то кружок и дуга - синие. Обратить внимание на украше­ния белым цветом — дуга, сеточка, точки-оживки. Разобрать одну из композиций — большой цветок и с двух сторон бутоны, определить, как расположены листочки.

Предложить детям составить такой узор, цвет для бутона и большого цвет­ка выбрать самостоятельно. Помнить: каждый цвет любит свой оттенок.

Определить последовательность рисования: круги — цветы (оттенок), сим­метрично расположить листья (или по одному, или по два), затем нарисовать маленький кружок — глазок и дугу. В конце оживить узор белым цветом, а листья черным. Предложить еще раз рассмотреть мелкие украшения (точки, черточки).


В конце занятия рассмотреть все узоры. Приложить их к городецким пред­метам. Выбрать самые яркие, похожие на городец работы.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас!

Советы воспитателю. Выставка городецких изделий, где есть композиция из трех цветов и другие узоры. Рассмотреть бутоны, их строение и один из цветов, отметить, что нового появилось в украшении.
Рисование. Городецкая доска

Программное содержание:

Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить выделять новый элемент узора —птицу, особенности ее формы, украшения, сочетания цветов.

Учить составлять узор на бумаге в форме доски, украшать птицей и цве­тами.

Материал: городецкие предметы с изображением птицы. Бумага цвета дерева (охра) А4, гуашь, палитра, лист бумаги для упражнения.

Ход занятия

Выставка предметов с городецкой росписью с изображением птицы. Предложить детям найти знакомые цветы, вспомнить последователь­ность их рисования. Рассмотреть птицу, выделить основные части и их цвет: птица черная, хвост голубой или розовый (с учетом имеющихся предметов). Голубой хвост украшен тонкими полосками синего цвета, розовый — красным. Крыло зеленого цвета. Рассмотреть, что украшено белым цветом.

Предложить нарисовать птицу, выбрать место на бумаге в форме доски, потом нарисовать городецкие цветы, какие они захотят. Уточнить последо­вательность рисования: птица, хвост, круги для цветов, листья, затем укра­шения. Прежде чем рисовать на «доске», нарисовать широкой кистью силуэт птицы быстрым движением.

В ходе занятия помочь детям определить место для расположения цветов (свободное место на доске), оживление узора.

В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать удачное расположение на листе, его заполняемость, сочетания цветов. Выбрать самые красивые птицы.

Советы воспитателю. Выставка городецких досок, показать варианты рисования птиц. Найти знакомые цветы и новые, догадаться, как их рисо­вать.
Рисование. Городецкие кони

Программное содержание:

Расширять представления детей об искусстве городецких мастеров. Учить выделять коня, видеть варианты выполнения.

Составлять коллективную композицию для оформления зала — кони ска­чут на лугу, дополнять узор цветами, листьями.



Материал: городецкие предметы с изображением коней. Бумага цвета дере­ва (охра) 30x150 см, несколько листов (в зависимости от количества детей), гуашь — красная, синяя, белая, зеленая, черная; палитра.

Ход занятия

Выставка изделий с городецкой росписью.


Воспитатель.

  • Какие мастера расписали все эти красивые предметы? (Городецкие.)

  • Чем они украшены? (Розаны, купавки, ромашки, листья, кони.)

- Какой городецкий конь? (Красивый, гордый, сказочный, шея выгнута, как у лебедя, ноги тонкие, длинные, кажется, что он танцует.)

Рассмотреть коня, обвести его сухой кистью.
Что за чудо этот конь,

Настоящий конь-огонь!

Черный бок блестит,

Яркий глаз косит,

Гордой головой качнет,

Пышной гривой тряхнет,

Тонкой ножкой землю бьет —

Прокатиться нас зовет.

Мы поскачем по лугам

С яркими цветами.

Сказочные те цветы нарисуем сами —

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Словно птицы, кони мчатся,

Как нам нравится кататься!
Предложить детям нарисовать фриз для украшения зала на длинном листе (или нескольких): сначала скачущих коней, потом по всему лугу - городец­кие цветы. Дети «рисуют» коня сухой кистью, а потом краской. В процессе занятия уточняются приемы рисования коня, цветов.

В конце занятия рассмотреть общую композицию. Обратить внимание на то, что, чтобы украсить зал к празднику, требуется большая работа и ее можно выполнить только всем вместе.

Советы воспитателю. Перед занятием организовать итоговую выстав­ку предметов с городецкой росписью. Провести занятие по лепке «Конь» (из целого куска). Этот прием облегчит рисование силуэта коня.
Рисование. Изба детьми хороша

Программное содержание:

Закрепить знания о городце и использовать их при украшении избы, различных изделий, используя цветы, изображения птиц, коней, колорит росписи.

Воспитывать уважение к труду городецких мастеров.

Материал: силуэты из бумаги для украшения избы: ставни, наличники, прялки, разделочные доски, посуда, шкатулки и т.п.; гуашь, палитра.

Ход занятия

Зал оформлен как русская изба, но все «предметы» не украшены. Воспитатель в русском костюме.

Воспитатель. Нас пригласили на праздник в нарядную, расписную, узор­ную русскую избу. Будем петь, плясать, веселиться.

Педагог смотрит вокруг и видит, что ничего не украшено.

- Что такое? Что случилось? Где расписная посуда, скатерти, посуда? Это, наверное, Баба-яга решила испортить нам праздник.

- Что же нам делать?


Дети предлагают украсить избу.

- Мы приехали из Городца, у нас умелые руки. Мы умеем рисовать горо­децкие узоры.

Воспитатель.

  • Чем украшены городецкие предметы? (Цветы, птицы, кони.)

  • Какие цвета любят городецкие мастера?

Предлагает детям выбрать любой «предмет» (силуэт из бумаги). Дети рису­ют на бумаге разной формы, затем украшают избу.

По окончании рассмотреть все узоры, полюбоваться, как изменилась изба, как в ней стало красиво.

Из-за леса,

Из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам - на кобылке.

Жена — на коровке.

Дети — на телятках.

Внучки — на щенятках. Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Воспитатель. Это присказка, а сказка дальше пойдет. И называется наша сказка «Изба детьми хороша».
Ночь пришла,

Темноту привела,

А изба всю семью собрала.

Вся семья вместе,

Так и душа на месте.

Дети спят-спят,

Всему миру спать велят.
Дети садятся на ковер, как будто засыпают. Выскакивает петушок: «Ку-ка-ре-ку!». Дети поднимаются с ковра.
Воспитатель. Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь!

Ах ты, Петя-петушок,

Голосистое горлышко,

Разбудил ты моих детушек.
Ребенок. Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька

Открыла ставенку.

Воспитатель подходит к дому и открывает ставни.
Ребенок. Солнышко-солнышко,

Выгляни в окошечко,

Не пеки далеко,

Пеки нам за реку.

Как у нас за рекой

Калачи горячи,

Каша масленая,

Блины сахарные.

Где песня льется,

Там легче живется.
Воспитатель. Запевайте песню шуточную, прибауточную.

Раздается музыка. Ребенок подбегает к окну.

Как у наших у ворот

Собирается народ.

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Звучит русская народная музыка «Камаринская».
Советы воспитателю. Занятие проводится как заключительное в данном цикле. Выставка изделий с городецкой росписью. Выставка детских рисун­ков по мотивам городецкой росписи. Подготовка исходных форм-силуэтов для оформления избы. Продумать способы прикрепления узоров после рисования.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ