Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 956

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экскурсия на выставку золотой хохломы

Программное содержание:

Познакомить с новым видом народного искусства — золотой хохломой. Дать некоторые сведения о промысле. Учить различать и называть предметы с хохломской росписью. Закрепить знания о том, что хохломские предметы из дерева расписаны растительным узором (ягоды, цветы, листья, реснички, усики, травка на большом завитке), что мастера используют определенные цвета (золотой, красный, черный и немного зеленого).

Материал: изделия с хохломской росписью: посуда - вазы, ложки, блюда, ковши и т.п., заготовки — деревянное «белье»; мебель — столы, стулья и т.п.

Ход занятия

В музыкальном зале (или изостудии) организована выставка изделий с хох­ломской росписью. Предложить детям рассмотреть эти необычные предметы, назвать их. Посмотреть, из чего они сделаны (из дерева) и как украшены.

Рассказ воспитателя

Все эти предметы делали в Семенове и других селах Нижегородской области, а потом привозили на продажу, на ярмарку в Хохлому. И стали все эти изделия называть хохломскими. Украшены они необычным узором, который хохломские мастера увидели в лесу, на лугу. Это веточки, цветы, ягоды, листья, украшенные тонкими легкими травками, ресничками, завитками, усиками.

Звучит музыка, и в зал входит мастерица. Воспитатель предлагает ей рас­сказать о секретах хохломских мастеров.

Рассказ мастерицы
Поделюсь своими секретами. В нашем крае много лесов. Все эти предметы токарь выточил из дерева липы (показывает заготовки). На эти пахнущие деревом изделия так и просится яркий цветочный узор. Но для этого заготовки надо подготовить:

просушить, покрыть металлическим алюминиевым порошком, расписать красками, поставить в печь для обжига. Затем покрыть лаком и снова просушить в печи.

Краски становятся яркими, звучными, а серебряный порошок превращается в золотой, поэтому эту роспись еще называют золотой хохломой.
Хохломская роспись —

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой, золотой листвы!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.
Мастерица показывает, как она пишет узор «травка» — это самый глав­ный элемент. В этом узоре мастера используют черный и красный цвета. Чередуются элементы росписи: завиток, травинки, реснички. Затем в узор добавляются ягоды, цветы, листочки. Рисунок получается пушистый, кра­сивый. Этими узорами и украшены изделия.


Дети рассматривают посуду, мебель, которые служат украшением и вместе с тем являются предметами быта.

Мастерица дает предметы детям, чтобы они в группе устроили выставку золотой хохломы и научились рисовать такие узоры.

Советы воспитателю. После занятия организовать выставку предметов золотой хохломы. Выучить стихотворения о хохломе.
Рисование. Узор «травка»

Программное содержание:

Учить детей рассматривать хохломской узор, выделяя травку, расположен­ную на завитке.

Учить составлять узор на полосе, украшая завитками и каждый завиток — травкой, дополняя ресничками, усиками.

Материал: предметы с хохломской росписью, слайды; бумага желтая 10x20 см, гуашь черная.

Ход занятия

Выставка предметов с хохломской росписью и слайды с их изображением. Рассмотреть их. Выделить элементы узора и дать им название — «травка», «реснички», «усики», «завиток».

Рассказ воспитателя

Такие яркие, красивые изделия народных умельцев продавались весной на ярмарке в селе Хохлома. И стали они называться хохломские. Почти в каждом доме есть такая посуда, ложки, чаши, вазы, панно.

Рассмотреть с детьми чашу с травным узором. Показать рукой, как завива­ется завиток-веточка, украшеная травкой, тонкими ресничками, усиками, капельками, которые хохломские мастера называют росинки. И вьется узор вокруг вазы. Один завиток выходит из другого. Показать в воздухе, как рисо­вать завиток концом кисти, чтобы он был тонкий, легкий. Объяснить, как рисовать травку — сначала концом кисти, потом нажать посильнее и снова концом.

Дети упражняются на отдельном листе, затем рисуют узор черной краской. В конце занятия рассмотреть узоры, выбрать самые легкие, ажурные.
Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Советы воспитателю. Выставка предметов с хохломской росписью. Рассмотреть слайды, показать процесс создания хохломских изделий.
Рисование. Кустики на полосе

Программное содержание:

Продолжать знакомить с изделиями хохломы. Выделять знакомый эле­мент «кустик».

Учить составлять узор на полосе — тонкие завитки, украшенные травин­ками, ресничками, усиками. Учить различать эти элементы, их цвет.

Материал: изделия с хохломской росписью - «кустик»; бумага желтая 10x20 см, гуашь - красная и черная, тонкие кисти.



Ход занятия

Предложить детям рассмотреть предметы на выставке, вспомнить их назва­ние (ваза, бочонок, поставец, братина и т.п.). Выбрать изделия, украшенные «травкой». Показать, какие элементы называются «травка», «усики», «рес­нички», «завиток», «кустик», «капельки».

Движением руки на листе бумаги показать направление двух тонких завитков, от завитка в разные стороны отходят реснички — маленькие лег­кие черточки, тонкие усики, а между ними — травка. При рисовании травки начинать надо кончиком кисти, потом ворс кисти прижать и закончить легко кончиком кисти.

Дети выбирают красную или черную краску и рисуют тонкий завиток, поворачивая кисть вниз, затем второй, поворачивая кисть наверх. В соеди­нении завитков рисуют «кустик», а весь завиток еще украшают ресничками, усиками, травкой, капельками.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать самые легкие, ажурные узоры. Сравнить узоры, нарисованные красной и черной краской.

Советы воспитателю. Выставка предметов с хохломской росписью, уточ­нить их название и назначение. Рассмотреть узор из травки, выделить эле­менты «усики», «кустики», «реснички».

Дать возможность детям порисовать в свободное время.
Рисование. Хохломская ложка для Жихарки

Программное содержание:

Продолжать знакомить с хохломой, с процессом создания ложек.

Учить детей составлять узор на круге, украшать завиток ягодами, лис­тьями, травкой. Учить передавать колорит росписи, сочетание цвета фона и элементов растительного узора.

Материал: ложки, иллюстрации с изображением процесса (последователь­ности) изготовления ложек, предметы с хохломской росписью (варианты изображения ягод); силуэты ложек - круги диаметром 5, 10, 15 см красного, желтого, черного цветов, гуашь — красная, желтая, черная, зеленая.

Ход занятия

Сценка из русской народной сказки «Жихарка» в представлении куколь­ного театра (выбор ложки): «Эта ложка простая - Петина, эта ложка про­стая — котова, а эта — точеная, ручка золоченая — Жихаркина».

Воспитатель.

  • Почему эту ложку выбрал Жихарка? (Красивая, расписная и т.п.)

  • Как называется такая роспись? (Хохломская.)

- Чем украшена ложка? (Завиток — веточка, ягоды, листья, травка). Такой листик называется трилистник.

Выставка изделий с хохломской росписью, иллюстрации с изображением процесса изготовления ложек (или варианты выполнения ложек из дерева). Рассмотреть последовательность создания ложек. Показать, как меняется цвет элементов в зависимости от цвета фона (на красном фоне рисуют жел­тым, черным и немного зеленым цветом). На желтом, черном фоне другие цвета элементов.


Воспитатель предлагает детям выбрать ягоды на хохломских изделиях, которые они хотели бы нарисовать, и силуэт ложки из бумаги, их цвет, пред­лагает детям показать, как из двух дуг нарисовать листик.

Дети расписывают ложки для Жихарки. Воспитатель уточняет элементы, их цвет, композицию с отдельными детьми.

В конце занятия вместе с Жихаркой выбирают ложки:

  • Где самый тонкий завиток?

  • Где нарисованы хохломские ягоды?

  • Где самый красивый узор для ложки?

Дети помогают Жихарке выбрать ложку. Рассказывают о своей работе.

Советы воспитателю. После занятия организовать выставку ложек и положить в изоуголке силуэты ложек разной формы, величины и цвета для рисования в свободное время.
Рисование. Хохломское блюдо

Программное содержание:

Продолжать знакомить с хохломскими предметами. Уметь выделять новые элементы узора —ягоды, листья и знакомые — завиток, травка, усики, рес­нички.

Учить составлять узор на круге, украшая его большим завитком, и распо­лагать на нем ягоды на выбор, листья и знакомые элементы. Учить выделять кайму. Учить выбирать цвет фона и элементов узора.

Материал: предметы с хохломской росписью с вариантами изображения ягод; панно; круги диаметром 20 см из красной, желтой, черной бумаги, гуашь — черная, красная, желтая, зеленая, кисти толстые и тонкие.

Ход занятия

Рассмотреть хохломское панно. Выделить большой завиток, располо­женный по кругу, выделить новый элемент — ягоды, предложить сравнить их изображения на разных предметах.

Воспитатель.

— Какие ягоды они напоминают? (Смородину, вишни, клубнику, рябину и др.)

Выделить знакомые элементы — травка, реснички, кустики, усики.

Назвать, каким приемом будут рисовать ягоды и их украшения (черточ­ки, точки), листики (двумя дугами каждый листик трилистника). При необходимости — показ воспитателя.

Выбрать ягоды на рассматриваемых предметах. Показать движением руки, как рисовать большой завиток на круге.

Дети рисуют, звучит русская народная мелодия. В ходе занятия воспита­тель уточняет, что ягоды должны быть одинаковые. Предлагает украсить круг каймой (полосой или завитками и т.п.).

В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать узоры с тонким краси­вым завитком, самые красивые ягоды и листья, самое красивое блюдо.

Красивым блюдом хохломским

Украсим стол, как в сказке.

А расписать его нам помогли

Бумага, кисть и краски.

Советы воспитателю. Выставка хохломских изделий. Рассмотреть вари­анты изображения ягод, предложить догадаться, как их можно нарисовать, зависимость цвета ягод и фона предмета.

После занятия положить в изоуголке круги разного цвета и диаметра (10, 15, 20 см) для рисования в свободное время.
Рисование. Хохломская роспись на бумаге разной формы

Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать хохломские узоры, выделяя знакомые и новые элементы росписи.

Учить составлять узор на выбранной форме бумаги (полоса, круг, доска, ложка и пр.). Учить заполнять форму завитками и украшать их ягодами, листьями, травкой, усиками,

ресничками и пр. Закреплять умение рисовать концом кисти и всей кистью (ягоды, листья).

Учить выбирать цвет фона и элементов, сохраняя традиции росписи.

Материал:предметы с хохломской росписью, их изображения на иллюс­трациях; бумага - красная, черная, желтая, в форме полосы, круга, ложки, доски и т.д., гуашь - красная, черная, желтая, зеленая.

Ход занятия

Выставка предметов с хохломской росписью и их изображения (иллюстра­ции, фотографии).

Звучит русская народная мелодия.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый — золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Воспитатель предлагает полюбоваться хохломскими узорами.

- Какие это узоры? Какой главный элемент? (Завиток - главный в хохлом­ской росписи.)

— Как его можно украсить? (Растительным узором: травинки, реснички, завитки, усики, ягоды, цветы, листья.)

Предложить детям выбрать форму бумаги, определить название «предме­та». Показать движением руки, где и как они расположат основные завитки (веточку). Уточнить, что завитки, реснички, усики рисуют тонко, легко, а ягоды или гроздья — крупно, яркими пятнами.

Дети рисуют под тихо звучащую народную мелодию.

В конце занятия разложить рисунки по формам, назначению и полюбоваться всеми узорами. Выбрать наиболее удачно расположенные на форме бумаги узоры (заполнен весь лист, узор завивается), самые легкие ажурные узоры.