ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 956
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экскурсия на выставку золотой хохломы
Программное содержание:
Познакомить с новым видом народного искусства — золотой хохломой. Дать некоторые сведения о промысле. Учить различать и называть предметы с хохломской росписью. Закрепить знания о том, что хохломские предметы из дерева расписаны растительным узором (ягоды, цветы, листья, реснички, усики, травка на большом завитке), что мастера используют определенные цвета (золотой, красный, черный и немного зеленого).
Материал: изделия с хохломской росписью: посуда - вазы, ложки, блюда, ковши и т.п., заготовки — деревянное «белье»; мебель — столы, стулья и т.п.
Ход занятия
В музыкальном зале (или изостудии) организована выставка изделий с хохломской росписью. Предложить детям рассмотреть эти необычные предметы, назвать их. Посмотреть, из чего они сделаны (из дерева) и как украшены.
Рассказ воспитателя
Все эти предметы делали в Семенове и других селах Нижегородской области, а потом привозили на продажу, на ярмарку в Хохлому. И стали все эти изделия называть хохломскими. Украшены они необычным узором, который хохломские мастера увидели в лесу, на лугу. Это веточки, цветы, ягоды, листья, украшенные тонкими легкими травками, ресничками, завитками, усиками.
Звучит музыка, и в зал входит мастерица. Воспитатель предлагает ей рассказать о секретах хохломских мастеров.
Рассказ мастерицы
Поделюсь своими секретами. В нашем крае много лесов. Все эти предметы токарь выточил из дерева липы (показывает заготовки). На эти пахнущие деревом изделия так и просится яркий цветочный узор. Но для этого заготовки надо подготовить:
просушить, покрыть металлическим алюминиевым порошком, расписать красками, поставить в печь для обжига. Затем покрыть лаком и снова просушить в печи.
Краски становятся яркими, звучными, а серебряный порошок превращается в золотой, поэтому эту роспись еще называют золотой хохломой.
Хохломская роспись —
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой, золотой листвы!
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Мастерица показывает, как она пишет узор «травка» — это самый главный элемент. В этом узоре мастера используют черный и красный цвета. Чередуются элементы росписи: завиток, травинки, реснички. Затем в узор добавляются ягоды, цветы, листочки. Рисунок получается пушистый, красивый. Этими узорами и украшены изделия.
Дети рассматривают посуду, мебель, которые служат украшением и вместе с тем являются предметами быта.
Мастерица дает предметы детям, чтобы они в группе устроили выставку золотой хохломы и научились рисовать такие узоры.
Советы воспитателю. После занятия организовать выставку предметов золотой хохломы. Выучить стихотворения о хохломе.
Рисование. Узор «травка»
Программное содержание:
Учить детей рассматривать хохломской узор, выделяя травку, расположенную на завитке.
Учить составлять узор на полосе, украшая завитками и каждый завиток — травкой, дополняя ресничками, усиками.
Материал: предметы с хохломской росписью, слайды; бумага желтая 10x20 см, гуашь черная.
Ход занятия
Выставка предметов с хохломской росписью и слайды с их изображением. Рассмотреть их. Выделить элементы узора и дать им название — «травка», «реснички», «усики», «завиток».
Рассказ воспитателя
Такие яркие, красивые изделия народных умельцев продавались весной на ярмарке в селе Хохлома. И стали они называться хохломские. Почти в каждом доме есть такая посуда, ложки, чаши, вазы, панно.
Рассмотреть с детьми чашу с травным узором. Показать рукой, как завивается завиток-веточка, украшеная травкой, тонкими ресничками, усиками, капельками, которые хохломские мастера называют росинки. И вьется узор вокруг вазы. Один завиток выходит из другого. Показать в воздухе, как рисовать завиток концом кисти, чтобы он был тонкий, легкий. Объяснить, как рисовать травку — сначала концом кисти, потом нажать посильнее и снова концом.
Дети упражняются на отдельном листе, затем рисуют узор черной краской. В конце занятия рассмотреть узоры, выбрать самые легкие, ажурные.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Советы воспитателю. Выставка предметов с хохломской росписью. Рассмотреть слайды, показать процесс создания хохломских изделий.
Рисование. Кустики на полосе
Программное содержание:
Продолжать знакомить с изделиями хохломы. Выделять знакомый элемент «кустик».
Учить составлять узор на полосе — тонкие завитки, украшенные травинками, ресничками, усиками. Учить различать эти элементы, их цвет.
Материал: изделия с хохломской росписью - «кустик»; бумага желтая 10x20 см, гуашь - красная и черная, тонкие кисти.
Ход занятия
Предложить детям рассмотреть предметы на выставке, вспомнить их название (ваза, бочонок, поставец, братина и т.п.). Выбрать изделия, украшенные «травкой». Показать, какие элементы называются «травка», «усики», «реснички», «завиток», «кустик», «капельки».
Движением руки на листе бумаги показать направление двух тонких завитков, от завитка в разные стороны отходят реснички — маленькие легкие черточки, тонкие усики, а между ними — травка. При рисовании травки начинать надо кончиком кисти, потом ворс кисти прижать и закончить легко кончиком кисти.
Дети выбирают красную или черную краску и рисуют тонкий завиток, поворачивая кисть вниз, затем второй, поворачивая кисть наверх. В соединении завитков рисуют «кустик», а весь завиток еще украшают ресничками, усиками, травкой, капельками.
В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать самые легкие, ажурные узоры. Сравнить узоры, нарисованные красной и черной краской.
Советы воспитателю. Выставка предметов с хохломской росписью, уточнить их название и назначение. Рассмотреть узор из травки, выделить элементы «усики», «кустики», «реснички».
Дать возможность детям порисовать в свободное время.
Рисование. Хохломская ложка для Жихарки
Программное содержание:
Продолжать знакомить с хохломой, с процессом создания ложек.
Учить детей составлять узор на круге, украшать завиток ягодами, листьями, травкой. Учить передавать колорит росписи, сочетание цвета фона и элементов растительного узора.
Материал: ложки, иллюстрации с изображением процесса (последовательности) изготовления ложек, предметы с хохломской росписью (варианты изображения ягод); силуэты ложек - круги диаметром 5, 10, 15 см красного, желтого, черного цветов, гуашь — красная, желтая, черная, зеленая.
Ход занятия
Сценка из русской народной сказки «Жихарка» в представлении кукольного театра (выбор ложки): «Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая — котова, а эта — точеная, ручка золоченая — Жихаркина».
Воспитатель.
-
Почему эту ложку выбрал Жихарка? (Красивая, расписная и т.п.) -
Как называется такая роспись? (Хохломская.)
- Чем украшена ложка? (Завиток — веточка, ягоды, листья, травка). Такой листик называется трилистник.
Выставка изделий с хохломской росписью, иллюстрации с изображением процесса изготовления ложек (или варианты выполнения ложек из дерева). Рассмотреть последовательность создания ложек. Показать, как меняется цвет элементов в зависимости от цвета фона (на красном фоне рисуют желтым, черным и немного зеленым цветом). На желтом, черном фоне другие цвета элементов.
Воспитатель предлагает детям выбрать ягоды на хохломских изделиях, которые они хотели бы нарисовать, и силуэт ложки из бумаги, их цвет, предлагает детям показать, как из двух дуг нарисовать листик.
Дети расписывают ложки для Жихарки. Воспитатель уточняет элементы, их цвет, композицию с отдельными детьми.
В конце занятия вместе с Жихаркой выбирают ложки:
-
Где самый тонкий завиток? -
Где нарисованы хохломские ягоды? -
Где самый красивый узор для ложки?
Дети помогают Жихарке выбрать ложку. Рассказывают о своей работе.
Советы воспитателю. После занятия организовать выставку ложек и положить в изоуголке силуэты ложек разной формы, величины и цвета для рисования в свободное время.
Рисование. Хохломское блюдо
Программное содержание:
Продолжать знакомить с хохломскими предметами. Уметь выделять новые элементы узора —ягоды, листья и знакомые — завиток, травка, усики, реснички.
Учить составлять узор на круге, украшая его большим завитком, и располагать на нем ягоды на выбор, листья и знакомые элементы. Учить выделять кайму. Учить выбирать цвет фона и элементов узора.
Материал: предметы с хохломской росписью с вариантами изображения ягод; панно; круги диаметром 20 см из красной, желтой, черной бумаги, гуашь — черная, красная, желтая, зеленая, кисти толстые и тонкие.
Ход занятия
Рассмотреть хохломское панно. Выделить большой завиток, расположенный по кругу, выделить новый элемент — ягоды, предложить сравнить их изображения на разных предметах.
Воспитатель.
— Какие ягоды они напоминают? (Смородину, вишни, клубнику, рябину и др.)
Выделить знакомые элементы — травка, реснички, кустики, усики.
Назвать, каким приемом будут рисовать ягоды и их украшения (черточки, точки), листики (двумя дугами каждый листик трилистника). При необходимости — показ воспитателя.
Выбрать ягоды на рассматриваемых предметах. Показать движением руки, как рисовать большой завиток на круге.
Дети рисуют, звучит русская народная мелодия. В ходе занятия воспитатель уточняет, что ягоды должны быть одинаковые. Предлагает украсить круг каймой (полосой или завитками и т.п.).
В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать узоры с тонким красивым завитком, самые красивые ягоды и листья, самое красивое блюдо.
Красивым блюдом хохломским
Украсим стол, как в сказке.
А расписать его нам помогли
Бумага, кисть и краски.
Советы воспитателю. Выставка хохломских изделий. Рассмотреть варианты изображения ягод, предложить догадаться, как их можно нарисовать, зависимость цвета ягод и фона предмета.
После занятия положить в изоуголке круги разного цвета и диаметра (10, 15, 20 см) для рисования в свободное время.
Рисование. Хохломская роспись на бумаге разной формы
Программное содержание:
Продолжать учить рассматривать хохломские узоры, выделяя знакомые и новые элементы росписи.
Учить составлять узор на выбранной форме бумаги (полоса, круг, доска, ложка и пр.). Учить заполнять форму завитками и украшать их ягодами, листьями, травкой, усиками,
ресничками и пр. Закреплять умение рисовать концом кисти и всей кистью (ягоды, листья).
Учить выбирать цвет фона и элементов, сохраняя традиции росписи.
Материал:предметы с хохломской росписью, их изображения на иллюстрациях; бумага - красная, черная, желтая, в форме полосы, круга, ложки, доски и т.д., гуашь - красная, черная, желтая, зеленая.
Ход занятия
Выставка предметов с хохломской росписью и их изображения (иллюстрации, фотографии).
Звучит русская народная мелодия.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый — золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Воспитатель предлагает полюбоваться хохломскими узорами.
- Какие это узоры? Какой главный элемент? (Завиток - главный в хохломской росписи.)
— Как его можно украсить? (Растительным узором: травинки, реснички, завитки, усики, ягоды, цветы, листья.)
Предложить детям выбрать форму бумаги, определить название «предмета». Показать движением руки, где и как они расположат основные завитки (веточку). Уточнить, что завитки, реснички, усики рисуют тонко, легко, а ягоды или гроздья — крупно, яркими пятнами.
Дети рисуют под тихо звучащую народную мелодию.
В конце занятия разложить рисунки по формам, назначению и полюбоваться всеми узорами. Выбрать наиболее удачно расположенные на форме бумаги узоры (заполнен весь лист, узор завивается), самые легкие ажурные узоры.