Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 952

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитатель. Побывали мы с вами на ярмарке, а теперь приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки. Мастера сделали карусели, а расписать их не успели.

Воспитатель предлагает детям разрисовать дымковские игрушки.

Дети выбирают силуэтные изображения игрушек. Воспитатель обращает внимание детей на то, какими элементами расписаны игрушки (колечки, кружочки, точечки, полоски), на сочетание цветов.

Дети расписывают игрушки, потом вешают их на карусель. Она начинает вращаться, дети читают стихи.

Скоморох угощает детей пряниками.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям.

Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Рассмотреть с детьми роспись на дымковских игрушках, найти знакомые и новые элементы, кото­рые не рисовали. Выучить стихотворения о дымковских игрушках.

Ой, люли, ой, люди!

Кони на лужок пошли.

Кони удалые,

Гордые, лихие.
Индя, индя, индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.
Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждем вас на дорожке,

Разомните ножки.
Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он:

- Здравствуй!

-На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке гребешок,

Вот какой он, петушок!
Наши руки — крендельки,

Щечки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары-баловни —

Ухажеры наши.

Мы игрушки знатные,

Складные и ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек, рисование по моти­вам дымковской росписи на полосе, квадрате, круге, разучивание стихов.
ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА

Рисование. Петушок из Торжка

Программное содержание:

Знакомить детей с тверской глиняной игрушкой. Учить выделять осо­бенности лепки: налепы на хвосте, крыльях, хохолке, видеть особенности росписи — мазок, сочетания коричневого фона и ярких пятен мазков, белые «жемчужинки».

Учить рисовать петуха по народной игрушке, украшать узором.

Материал: тверские глиняные игрушки, тверской петух; бумага светлого фона А4, гуашь, палитра.

Ход занятия
Выставка тверских глиняных игрушек - птиц.


Сравнить новый вид с уже знакомыми: дымковской, филимоновской игрушками, найти сходство и различие. (Вылеплены из глины, роспись по глине, интересные сочетания цвета мазков.)

Рассмотреть петуха, которого вылепил мастер из г. Торжка Тверской области, прочитать стихотворение.

Я петушок

Из города Торжок.

Полюбуйтесь —

Я красивый

И, конечно, очень милый.

Воспитатель предлагает полюбоваться петушком.

- Чем он вам нравится? (Очень красивый, с серьгами, бусами и т.п.)

-Какие цвета любят мастера? (Светло-коричневый, коричневый, крас­ный, желтый, белый.)

- Что украшено у петушка? (Хвост, крылья, гребешок, шея, подставка.)

- Какие элементы узора использует мастер? (Мазок, из мазков получается цветок, белые точки — бусы, точка на мазке, кайма на подставке и др.)

Уточняет, что белые точки мастера называют «жемчужинками» и украша­ют ими все работы.

Воспитатель предлагает посмотреть, как петушок любуется своим узором, каким красивым его сделал мастер. (Гордо вытянул вверх свою головку, распушил хвост, он похож на цветок, стоит на высокой подставке, чтобы его все видели.)

Предложить детям «нарисовать» петушка в воздухе.

Дети обводят кисточкой в воздухе силуэт петушка — голову, шею, грудь, спину, хвост. Затем приступают к работе. Светло-коричневой краской широ­кой кистью рисуют силуэт птицы, хвост как бы из больших лепестков, похож на цветок. Затем украшают его узором из мазков и точек.

Воспитатель побуждает каждого ребенка составлять свой узор в стиле росписи тверских игрушек. В ходе занятия уточняет форму птицы, располо­жение узора, выбор цвета.

В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать самого гордого петуш­ка. Определить, чей петушок похож на глиняную игрушку. Как называется эта игрушка? (Тверская.)

Советы воспитателю. Выставка глиняной тверской, филимоновской и дымковской игрушек. Сравнить образ птиц. Найти сходство и различие. Определить, в чем красота тверской игрушки. Лепка тверской уточки.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Экскурсия на выставку каргопольской игрушки

Программное содержание:

Знакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой: историей возник­новения, содержанием, образами, традициями народных мастеров (лепных образов, украшением).

Материал: каргопольские глиняные игрушки: танцующий медведь, собач­ка, всадник на коне, фигурки женщины-крестьянки, мужика и др., иллюст­рации с изображением игрушек: полкан, птички, зайчик.



Ход занятия

Вспомнить с детьми, какие виды народных игрушек они знают (дымков­ские, тверские, филимоновские и др.). Предложить им пройти на выставку народной игрушки, которая называется каргопольская.

Дети рассматривают глиняные игрушки, называют знакомые образы, уточняют, почему они так называются?

Рассказ воспитателя

Каргопольские игрушки называются народными, потому что лепят их народные мастера - гончары в селах около города Каргополя Архангельской области, на севере. Каргопольская игрушка известна с давних времен, и мастера передают свое ремесло от одного поколения к другому.

Самая распространенная женская фигурка - крестьянка. Изображали ее в нарядной старинной одежде, как раньше носили. Платья длинные, юбка колоколом. Головной убор напоминает шляпку с полями, или колпак, или цилиндр с полями. Нос немного заострен, глаза и рот прорисованы краской или чем-то острым. На шее нарисованы бусы, платье украшено налепами-пуговицами. Крестьянок лепили с самоваром, с младенцем, с пирогами. Самая необычная игрушка - полкан, конь и человек. Так представляли богатыря.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных - медведей.

— Какое настроение передано у медведей?

— Как они одеты? (Как люди, собрались на праздник и настроение празд­ничное.)

— Как украшены все игрушки? (Дети называют элементы украшения: круг, восьмерка, овал, зигзаги, волнистые линии и т.п.,)

— Какие цвета любят каргопольские мастерицы? (Северные, приглушен­ные.)

Рассмотреть фигурки крестьян - старичок плетет лапти, мужик играет на гармошке, с балалайкой и др. У всех борода, рубашка-косоворотка.

Предложить детям назвать промысел. (Каргопольские игрушки.) А также рассказать, как они теперь будут узнавать эти игрушки, чем они не похожи на другие.

Советы воспитателю. После занятия организовать выставку каргопольской игрушки. Узнавать их на иллюстрациях. Предложить детям нарисовать кар­гопольские узоры на полоске.
Лепка. Мишка танцует

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с каргопольской игрушкой.

Учить лепить скульптурную композицию из двух фигурок, передавая особенности образа, их взаимодействие (движение). Учить лепить из целого куска, используя приемы оттягивания, вдавливания, прищипывания, сгла­живания, передавать детали стекой.

Материал: каргопольские игрушки — медведи и их
изображения на иллюстрациях из пособия; глина, подставки, стеки, влажные сал­фетки.

Ход занятия

Выставка каргопольских игрушек — образ медведя и иллюстраций с их изображением. Рассмотреть изображения, выделить характерные особен­ности.

Воспитатель.

— Как называются эти игрушки?

— Как вы догадались, что это каргопольские игрушки? (Медведи одеты в старинную русскую одежду, узоры на одежде каргопольские.)

— Какое настроение у медведя и медведицы? (Веселое. Они нарядные, смотрят друг на друга, медведь держит медведицу под руку и т.д.)

— Как мастер вылепил эти фигурки? (У медведицы широкая юбка, у мед­ведя широко расставлены ноги и др.)

— Как можно вылепить фигурки? (Головку и туловище — из одного куска, а лапы — отдельно.)

Предложить детям вылепить медведей и передать движение — медведи танцуют.

В ходе занятия воспитатель уточняет форму предмета, его частей, харак­терные особенности передачи выразительности образов.

В конце занятия рассмотреть все фигурки, выбрать самые выразитель­ные.

Воспитатель.

  • Какие фигурки похожи на каргопольские?

  • Какие фигурки получились самые устойчивые.

  • Какие медведи самые веселые?

—Чей танец вам больше всего нравится?

Советы воспитателю. Выставка каргопольских игрушек, их изображений. Лепка в свободное время. Роспись лепки по желанию детей.
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Богородская сказка

Программное содержание:

Познакомить детей с богородским промыслом. Учить видеть динамику деревянных игрушек, выразительность образов.

Воспитывать интерес и уважение к кропотливому труду богородских рез­чиков по дереву.

Материал: ширма, стол, богородские игрушки, инструменты: нож, прямые и круглые стамески, брусок липы, заготовки (деревянные чурки), два стула, короны для царевны и царевича.

Ход занятия

В группе стоит ширма, за ней стол, на котором выставлены бого­родские игрушки, фигурки людей, занимающихся крестьянским трудом, — кузнецы-молотобойцы, пильщики, пряха, крестьянин, играю­щий на свирели, чаепитие; фигурки животных и птиц — медведь с балалай­кой, медведь-плясун, клюющие куры и др.


Воспитатель.

  • Дети, вы любите сказки?

  • Кто умеет сам их рассказывать? Сейчас мы вместе с вами это сделаем.

Воспитатель надевает короны царевны и царевича на головы двоих детей и сажает их на стулья-троны.

— Вы будете помогать оживлять персонажей сказки волшебной палочкой. Рассказ воспитателя

Давным-давно в некотором царстве-государстве, в селе Богородском жили-были старик со старухой. Жили, не тужили - чай пили (показывает богородскую игрушку «Чаепитие», которую оживляет волшебная палочка, показ игрушки в движении). Хорошо, богато жили, во дворе было много скотины (показывает фигурки животных, клюющей курицы и т.п.).
Воспитатель объясняет, как нужно держать игрушки, как приводить их в движение, предлагает послушать красивый звук теплого дерева липы.

Предлагает выйти к царевичу и царевне детям, у которых игрушку при­водит в движение шарик. Потом у кого кнопочные игрушки. И наконец игрушки-дергунчики.

Дети встают с игрушками в хоровод, ходят по кругу, приплясывая под весе­лую музыку деревянных игрушек.

Воспитатель. Вечер наступает. Скотину пора во двор загонять, курочек — в курятник, работникам — отдыхать. Игрушки возвращаются в сказочное царство. Сказка закончилась.

Советы воспитателю. После занятия организовать выставку в группе, чтобы дети могли рассмотреть и поиграть с богородскими игрушками. После выставки провести занятия по лепке по выбору детей.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Знакомство с городцом

Программное содержание:

Знакомить детей с Городецким промыслом, его историей, особенностями изделий из дерева, их назначением, украшением, цветосочетаниями. Воспитывать интерес к народным промыслам, народным мастерам.

Материал:городецкие изделия, иллюстрации с их изображением, подбор­ка стихотворений.

Ход занятия

Выставка изделий с Городецкой росписью. Рассказ воспитателя

Мастера, которые сделали и расписали эти предметы, живут и работают в городке Городец. Издавна мужчины там занимались корабельным делом, а зимними вечерами делали из дерева такие предметы быта для своей семьи - это и сундучки, и доски, стульчики, санки, прялки, ложки. Женщины покрывали эти изделия необычным узором городецким. Кружок большой и маленький, получился цветок. На досках - красивые важные птицы, кони. Очень они любили рисовать сценки из жизни - чаепитие, жених приехал, молодцы гарцуют на конях - и все украшали цветами.