Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 950

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программное содержание:

Знакомить детей с изделиями мастеров Гжели. Учить видеть красоту посу­ды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка.

Учить получать оттенки разных тонов, составлять из них коллективную работу.

Материал: гжельские изделия, кукла Гжелочка, видеофильм «Русские про­мыслы. Гжель»; бумага белая 10x10 см, разделенная на 4 части по диагонали, акварель, палитра.

Ход занятия

Кукла Гжелочка предлагает рассмотреть на выставке красивую посуду, скульптуру малой формы, которые делают в Подмосковье — в Гжели.

Воспитатель.

  • Чем украшена посуда? (Узорами.)

  • На что похожи эти цветы? (На колокольчик, ромашки, розы и др.)

  • Какого цвета краски используют мастера? (Синий, голубой.)

Дети смотрят фрагмент видеофильма.

Предложить детям составить несколько оттенков одного цвета. Показать, как на палитре, добавляя воду, получить более светлые оттенки. Первый треугольник закрасить цветом, следующие - оттенком, каждый светлее предыдущего.

В конце занятия соединить все квадраты, получится большое полотно, похожее на одеяло для Снегурочки или Деда Мороза.

Советы воспитателю. Выставка гжельских изделий. Подготовить общую форму для «одеяла» и квадраты для занятия.

Рисование. Украсим тарелку гжельским цветком

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с промыслом. Учить рассматривать узор, выделять цветок, его элементы. Выделять украшения — пружинки, веточки, капельки и т.п.

Учить рисовать цветок на круге, используя цвет и оттенок. Дополнять цве­ток мелкими деталями. Развивать эстетические чувства.

Материал:предметы с гжельской росписью — цветком; бумага белая диа­метром 15 см, акварель.

Ход занятия

Выставка гжельских изделий. Рассмотреть и определить, на какие цветы похож цветок из узора. Выделить необычный цветок, похожий на капельку, тонкие, легкие, изящные элементы его украшения.

Уточнить приемы рисования: сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть и, пока краска не высохла, провести мазки с внутрен­ней стороны влажной кистью, получится голубой оттенок. Украсить середи­ну круга-тарелки цветком, края — каймой.

В конце занятия выбрать самые красивые цветы, похожие на гжельские, варианты дополнения цветка, каймы.

Советы воспитателю.
Выставка гжельской посуды. Рассмотреть тот цветок, который будут рисовать на занятии.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Рисование. Заюшкина избушка

Программное содержание:

Продолжать знакомить с филимоновской росписью.

Закреплять умение создавать узоры на полоске, круге, квадрате, используя характерные элементы и колорит. Развивать эстетическое восприятие.

Материал:филимоновские игрушки, макет русской избы; бумага желто­го цвета, формы: прямоугольник 8x15 см, круг диаметром 15 см, квадрат 15x15 см, гуашь, тонкие кисти.

Ход занятия

Воспитатель. Все дети очень любят сказки. И вы, наверное, их тоже люби­те? Мамы и бабушки читают вам сказки дома, в детском саду вам рассказы­вали много сказок.

Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Многие герои русских сказок живут в избах, хоромах, избушках, теремах. Разве можно их представить живущими в современных домах? А вот и избушка.

Вместе с детьми рассматривает макет комнаты в русской избе: печь, кро­вать, стол, на лавке сидят заяц и петушок.

Воспитатель.

  • Как вы думаете, кто живет в этой избушке?

Из какой они сказки? («Заюшкина избушка».)

Живут петушок с зайчиком в избушке дружно, вас к себе в гости при­глашают. Давайте приготовим для них подарки. Им очень хочется, чтобы в избушке было уютно и красиво. А какая же русская изба без половиков, занавесок, скатерти на столе? Давайте украсим половики, скатерть и зана­вески. А помогут нам в этом филимоновские мастера.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки.

  • Какие элементы росписи?

  • Какие цвета используют художники?

— А теперь, филимоновские мастера, пора в мастерскую, садитесь за столы и за работу.

Дети выбирают форму бумаги и расписывают ее. Звучит русская народная мелодия.

После выполнения работы с помощью воспитателя украшают комнату в избе (вешают на окна занавески и т.д.).

Воспитатель. Как стало в избушке красиво и уютно! Теперь у нас настоя­щая русская изба. Сегодня у зайчика и петушка праздник, а какой праздник без песни? Где песня поется, там счастливо живется.

Дети исполняют частушки.

Серый зайка хитрой мышке

Дал четыре кочерыжки,

Мышка хвостиком махала:

«Мне четыре будет мало».
Пять ежат и еж с ежихой

Долго шли за облепихой.



Знают про нее ежата:

Витаминами богата.
У Мишутки до берлоги

Нет проторенной дороги,

Это значит: Мишкин мед

Даже пчелка не найдет.
У осины вдоль речушки

Пели песенку лягушки.

Стали спорить на дорожке,

У кого длиннее ножки.
В колокольчик муравей

Собирает всех друзей.

Собирайтесь-ка в кружок,

На зелененький лужок.

Пляшет с мухою паук,

С тараканом — майский жук,

Со стрекозкой — светлячок,

А с улиткою - сверчок.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Лепка. Дымковская барышня

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее кра­соту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Учить лепить фигурку барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Передавать харак­терные признаки дымковской игрушки (кокошник, оборки и пр.).

Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.

Материал:дымковские барышни; глина, стеки, доска, влажная салфетка.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

Веселая красная глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка.)

— Почему они так называются? (По названию села - Дымковская слобо­да.)

Воспитатель предлагает рассмотреть дымковскую барышню.

  • Как она одета? (Красивая юбка, на голове шляпа.) Это богатая барыш­ня.

  • Что можно рассказать об этой игрушке? (У нее на руках малыш, на голо­ве шапочка.)

— Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.

В кокошнике няня,

На руках Ваня,

И хорош,

И пригож.

Скоро, Ваня,

Подрастешь.

Э. Котляр
- Веселые это игрушки или грустные? (Веселые.)

Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили такие забавные игрушки.

Воспитатель предлагает вылепить нарядную дымковскую барышню, объяс­няет последовательность лепки. Сначала вылепить пластину, срезать наверху уголки и из этой формы сделать конус. На заранее подготовленных частях игрушки показывает, как прикрепить заготовку овальной формы, напомина­ет прием примазывания влажной салфеткой, уточняет, как наметить (отжать) головку. При лепке рук барышни раскатать комок и разделить на две части, получатся две руки, плотно примазать и немного согнуть. Затем вылепить головной убор, оборки для фартука или юбки. Предлагает детям слепить и дать в руки барышне кто что захочет (малыша, собачку, цветы и т.п.).


Во время работы воспитатель уточняет последовательность лепки, спосо­бы, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные при­знаки и т.д.

В конце занятия поставить все фигурки в хоровод, полюбоваться ими, определить, какие они получились (гордые, важные, веселые и др.).

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит, не дыша.

Э. Котляр

Советы воспитателю. Перед занятием организовать выставку дымковских игрушек. Рассмотреть варианты выполнения дымковских барышень (одеж­ду, украшения, головной убор, оборки и т.п.).
Рисование. Ярмарка

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.

Закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие ее колорита. Развивать композиционные навы­ки. Способствовать развитию творческих способностей. Учить получать радость от результатов коллективной работы.

Материал: дымковские игрушки, объемная карусель; силуэты дымковских игрушек (кони, индюки, петухи, козлики), гуашь, кисти трех размеров.

Ход занятия

Выставка дымковских игрушек.

Воспитатель. Издавна на Руси люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки были веселые: с плясками, шутками, скоморохами, пряниками да пирогами. А главное, с игрушками.

Появляется скоморох, приглашает детей на ярмарку. Дети подходят к вы­ставке предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Воспитатель. Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке — товары.
Скоморох. Продаются самовары!

Продаются чашки, ложки

И веселые матрешки!

Налетайте, налетайте!

Покупайте, покупайте!
Воспитатель. А это что за сундучок?
Скоморох. Сундучок тот не простой,

В нем товар расписной,

Здесь спрятались игрушки,

Веселые зверушки.
Воспитатель. Вынимаем на показ

И ведем про них рассказ.
Воспитатель вынимает по одной игрушке, дети читают про них стихи, поют частушки.
Вы скажите мне: откуда

Появилось это чудо?

Из деревни Дымково.
Там любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, точечки, полоски.


Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.