Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 957

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотреть кружевные полоски — мерное кружево, определить последо­вательность построения узора.

Предложить детям показать рукой на листе движение основного элемента.

Напомнить, с чего начнем рисовать, последовательность рисования: кайма — плотный основной узор, соединения — тонкие линии.

Предложить детям нарисовать кружевной узор — «сплести кружево»: нари­совать крупный узор всей кистью, потом мелкие соединения — концом кисти.

В конце занятия рассмотреть все узоры. Выделить кружева - плотные, легкие, ажурные.

Советы воспитателю. Перед занятием рассмотреть мерное кружево и одеж­ду, украшенную кружевом. Обвести крупные элементы узора. Дать почув­ствовать ритм, повтор одинаковых элементов.
Рисование. Кружевная косынка

Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать кружевные изделия, определять распо­ложение узора на косынке, варианты цветов на вологодских кружевах.

Учить составлять узор на треугольной форме, сочетая плотные части с лег­кими соединениями, выделять узор в центре и кайму по краю формы, рисо­вать всей кистью основной узор и мелкие детали, а сеточку — концом.

Учить выбирать узор сеточки.

Материал: кружевные изделия и кружевная косынка, бумага черного цвета в форме косынки из квадрата 35x35 см, гуашь белая.

Ход занятия

Воспитатель (в кружевной шали). Жила сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воз­духа сплетена. Вот она — эта шаль.

Из чего она сделана?

  • Где изготавливают эти изделия?

  • Как их плетут?

Рассмотреть изделие. Выделить сначала плотные части, затем сеточки: прямые, наклонные, паучки, решетки; кайму, украшенную зубцами.

Художницы-кружевницы подсматривали свои узоры в лесу, поле, на реке. Названия кружевам давали: елочка, рыбка, цветочек, паутинка, вороний глаз, репей.

Окружают меня кружева —

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева - в стрекозиных крылах

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,


Заплелась кружевами трава —

Кружева, кружева, кружева.

Л. Яхнин

Предложить детям украсить косынку кружевным узором. Это может быть любое изображение: цветок, бабочка, елочка. Нарисовать основной узор всей кистью — плавную непрерывную линию. Затем одинаковые, плотные узоры в зубцах — кайму. Потом концом кисти нарисовать сеточку. Еще раз уточнить с детьми последовательность построения узора.

В конце занятия рассмотреть все косынки. Дети рассказывают о своем узоре, подбирая слова: ажурный, плотный, легкий, воздушный и т.д. Выбрать самые интересные узоры.

Советы воспитателю. Выставка кружевных изделий. Выделить основной элемент узора (цветок, елка, бабочка и пр.). Обвести узор рукой, определить последовательность каждого узора.
Рисование. Кружевная салфетка

Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать узор на кружевных салфетках, выделяя особенности построения узора, заполнения формы.

Учить составлять симметричный узор на розете, располагая узор от центра к краю. Закреплять умение рисовать крупные плотные части, затем украше­ния, сеточку. Совершенствовать умение рисовать концом кисти.

Материал:кружевные салфетки, бумага — круг черного цвета диамет­ром 30 см, гуашь белая.

Ход занятия

На выставке - кружевные салфетки (круг, розета). Выделить середину, кайму. Определить общее в узоре, середина — крупный цветок, бабоч­ка, елочка и т.д. От цветка к кайме отходят цепочки из овалов, звездочек. Обвести пальцем вилюшки — соединения плотных частей. Рассмотреть раз­ные варианты сеточек. Определить последовательность рисования кружев­ного узора на круглой форме. В процессе работы поощрять детей, которые придумали оригинальные узоры.

В конце занятий оформить в «магазине» отдел кружевных изделий. Дети выбирают интересные изделия, рассказывают, как украсили свою работу.

Советы воспитателю. Выставка кружева. Рассмотреть их, обвести пальцем построение основного рисунка.
Сказки бабушки Веретены.

Рисование салфетки

Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать кружева, видеть красоту, воздушность затейливого узора.

Продолжать учить выделять особенности построения узора: чередование одинаковых элементов, сочетание крупных, мелких элементов и соединение всего узора ажурной сеточкой, паутинкой.



Учить составлять узор для салфетки на квадрате, выделяя середину и кайму, заполняя тонким узором всю поверхность. Совершенствовать уме­ние рисовать всей кистью и концом.

Материал:изделия из кружева, фотографии «Русское кружево», сказка из книги Л. Яхнина «Воздушные узоры»; бумага черного цвета 16x16 см, гуашь белая.

Ход занятия

Чтение сказки о бабушке Веретене.
В те давние времена у Веретены в руках были только веретено, крючок да нитки. И плели кружева в других городах - Вологде, Ельце, Кирове. Крючком можно связать мерное кружево, но тонкий большой узор одной ниточкой не навяжешь. Вот и научились кружевницы плести кружева из множества нитей, а чтобы они не путались, к каждой ниточке привязывали деревянную палочку - коклюшку. Перебирают нитки девушки, позванивают коклюшками, будто песенку поют, и тянется, кружится узор.
Вологда завьюжена белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами,

Рассыпают искорки северные краски,

Снежные присказки — кружевные сказки.

Девицы-красавицы взяли подглядели,

Как переплетаются звонкие метели.

И рисуют девицы белые картинки,

Кружево их стелется тоньше паутинки.

П. Синявский

Рассмотреть кружевные изделия. Предложить детям рассказать, на что похожи узоры, какие элементы использовали мастерицы.

Предложить придумать и нарисовать кружевную салфетку на квадра­те — выделить узором середину, кайму, нарисовать крупно. А потом соеди­нить все тонкой кистью — ажурную сеточку, паучков.

В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать самые легкие, тонкие, ажурные, где сочетаются крупный узор и тонкие соединения.

Разложить все рисунки так, чтобы получилась большая кружевная сал­фетка.

Советы воспитателю. Выставка кружевных изделий. Рассмотреть пост­роение узора, как соединяются крупные элементы и легкие, тонкие соединения — паутинки. Чтение сказки «Бабушка-Веретена» из книги Л. Яхнина, рассмотреть прялку, веретено, коклюшки, одежду, украшенную кружевом.

Рисование.

По замыслу

Программное содержание:

Продолжать учить видеть красоту кружевных узоров, их назначение.

Уметь применять полученные знания, рисовать симметричные кружевные узоры, заполняя бумагу разной формы: воротники, салфетки (круг, розета, квадрат), галстуки, карманы.


Материал: кружевные изделия, репродукция картины В. Тропинина «Кружевница»; накрахмаленная белая ткань разной формы, цветная бумага, квадрат, круг, розета, полоска, гуашь белая.

Ход занятия

Выставка кружевных изделий.

Уточнить знания детей о том, где и как их делают.

Отметить, что кружева очень украшают одежду, и предложить нарисовать украшение для своей одежды или салфетки разной формы. Предложить детям продумать узор и отобрать материал.

Обратить внимание детей:

  • как расположить узор, чтобы он соответствовал форме изделия;

  • соблюдать ритм, симметрию расположения элементов;

  • узор состоит из плотных частей и сеточки.

В конце занятия — сюрпризный момент. Дети вместе с воспитателем укра­шают одежду, любуются собой в зеркале, отмечают, что одежда стала наряд­нее.

Звучит запись русской народной песни «Прялица». Дети водят хоровод.


Советы воспитателю. Перед последним занятием организовать выставку всех видов кружева, одежды и детских рисунков. Предложить детям рассмот­реть дома, какие вещи украшены кружевом.
Рисование. Кружевные бабочки

Программное содержание:

Продолжать знакомить с кружевами, выполненными на коклюшках.

Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и назы­вать основные элементы кружева, характерные для мастериц из разных городов.

Учить украшать кружевным узором вырезанные детьми силуэты бабо­чек.

Материал: кружевные изделия, репродукция картины В. Тропинина «Кружевница»; силуэты бабочек, вырезанные детьми на предыдущем заня­тии из бумаги черного и синего цветов А4, гуашь белая.

Ход занятия

Выставка кружевных изделий в изостудии и репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Обратить внимание детей на тонкие, чут­кие пальцы девушки, ее милое, улыбчивое лицо. Только у таких добрых и трудолюбивых девушек могут получиться такие красивые и воздушные кружева.

Сравнить кружева вологодских и елецких мастериц. Вологодские круже­ва с растительным узором, основные элементы: сеточка, паучки, розеты, зигзаги — «вилюшки». Елецкие кружева с геометрическим орнаментом. Все кружева похожи на зимние узоры на окне.

Однажды зимним вечерком

Мы в комнате сидели.

Вязала бабушка узор,

А мы в окно смотрели.

Там на улице Мороз

Тоненькими льдинками

На окне нам рисовал

Снежные картинки:

Вот крупные снежинки

В воздухе кружатся,

Нет, это чудо-бабочки

На веточки садятся!

Легкие, воздушные,

Как цветы пригожие,

На бабушкины кружева

Те бабочки похожи.

А у бабушки в руках

Нитки вьются, вьются,

Все секреты кружевные

Им легко даются.

Т. Демина

Предложить детям украсить бабочек кружевным узором. Уточнить правила построения симметричного узора — одинаковый узор с двух сторон, способы работы кистями разного размера.

В ходе занятия определить последовательность работы, сочетание крупных и мелких частей узора.

В конце занятия рассмотреть бабочек, выбрать самых кружевных, ажур­ных. Предложить детям подарить бабочек Снегурочке и Деду Морозу.

Советы воспитателю. На прогулке рассмотреть снежинки, морозные узоры на окнах.

Провести занятие по аппликации: вырезать симметричных бабочек из бумаги, сложенной вдвое, сделать прорези на крыльях. После занятия отправить самых красивых бабочек Снегурочке и Деду Морозу.