ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 957
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотреть кружевные полоски — мерное кружево, определить последовательность построения узора.
Предложить детям показать рукой на листе движение основного элемента.
Напомнить, с чего начнем рисовать, последовательность рисования: кайма — плотный основной узор, соединения — тонкие линии.
Предложить детям нарисовать кружевной узор — «сплести кружево»: нарисовать крупный узор всей кистью, потом мелкие соединения — концом кисти.
В конце занятия рассмотреть все узоры. Выделить кружева - плотные, легкие, ажурные.
Советы воспитателю. Перед занятием рассмотреть мерное кружево и одежду, украшенную кружевом. Обвести крупные элементы узора. Дать почувствовать ритм, повтор одинаковых элементов.
Рисование. Кружевная косынка
Программное содержание:
Продолжать учить рассматривать кружевные изделия, определять расположение узора на косынке, варианты цветов на вологодских кружевах.
Учить составлять узор на треугольной форме, сочетая плотные части с легкими соединениями, выделять узор в центре и кайму по краю формы, рисовать всей кистью основной узор и мелкие детали, а сеточку — концом.
Учить выбирать узор сеточки.
Материал: кружевные изделия и кружевная косынка, бумага черного цвета в форме косынки из квадрата 35x35 см, гуашь белая.
Ход занятия
Воспитатель (в кружевной шали). Жила сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Вот она — эта шаль.
Из чего она сделана?
-
Где изготавливают эти изделия? -
Как их плетут?
Рассмотреть изделие. Выделить сначала плотные части, затем сеточки: прямые, наклонные, паучки, решетки; кайму, украшенную зубцами.
Художницы-кружевницы подсматривали свои узоры в лесу, поле, на реке. Названия кружевам давали: елочка, рыбка, цветочек, паутинка, вороний глаз, репей.
Окружают меня кружева —
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава —
Кружева, кружева, кружева.
Л. Яхнин
Предложить детям украсить косынку кружевным узором. Это может быть любое изображение: цветок, бабочка, елочка. Нарисовать основной узор всей кистью — плавную непрерывную линию. Затем одинаковые, плотные узоры в зубцах — кайму. Потом концом кисти нарисовать сеточку. Еще раз уточнить с детьми последовательность построения узора.
В конце занятия рассмотреть все косынки. Дети рассказывают о своем узоре, подбирая слова: ажурный, плотный, легкий, воздушный и т.д. Выбрать самые интересные узоры.
Советы воспитателю. Выставка кружевных изделий. Выделить основной элемент узора (цветок, елка, бабочка и пр.). Обвести узор рукой, определить последовательность каждого узора.
Рисование. Кружевная салфетка
Программное содержание:
Продолжать учить рассматривать узор на кружевных салфетках, выделяя особенности построения узора, заполнения формы.
Учить составлять симметричный узор на розете, располагая узор от центра к краю. Закреплять умение рисовать крупные плотные части, затем украшения, сеточку. Совершенствовать умение рисовать концом кисти.
Материал:кружевные салфетки, бумага — круг черного цвета диаметром 30 см, гуашь белая.
Ход занятия
На выставке - кружевные салфетки (круг, розета). Выделить середину, кайму. Определить общее в узоре, середина — крупный цветок, бабочка, елочка и т.д. От цветка к кайме отходят цепочки из овалов, звездочек. Обвести пальцем вилюшки — соединения плотных частей. Рассмотреть разные варианты сеточек. Определить последовательность рисования кружевного узора на круглой форме. В процессе работы поощрять детей, которые придумали оригинальные узоры.
В конце занятий оформить в «магазине» отдел кружевных изделий. Дети выбирают интересные изделия, рассказывают, как украсили свою работу.
Советы воспитателю. Выставка кружева. Рассмотреть их, обвести пальцем построение основного рисунка.
Сказки бабушки Веретены.
Рисование салфетки
Программное содержание:
Продолжать учить рассматривать кружева, видеть красоту, воздушность затейливого узора.
Продолжать учить выделять особенности построения узора: чередование одинаковых элементов, сочетание крупных, мелких элементов и соединение всего узора ажурной сеточкой, паутинкой.
Учить составлять узор для салфетки на квадрате, выделяя середину и кайму, заполняя тонким узором всю поверхность. Совершенствовать умение рисовать всей кистью и концом.
Материал:изделия из кружева, фотографии «Русское кружево», сказка из книги Л. Яхнина «Воздушные узоры»; бумага черного цвета 16x16 см, гуашь белая.
Ход занятия
Чтение сказки о бабушке Веретене.
В те давние времена у Веретены в руках были только веретено, крючок да нитки. И плели кружева в других городах - Вологде, Ельце, Кирове. Крючком можно связать мерное кружево, но тонкий большой узор одной ниточкой не навяжешь. Вот и научились кружевницы плести кружева из множества нитей, а чтобы они не путались, к каждой ниточке привязывали деревянную палочку - коклюшку. Перебирают нитки девушки, позванивают коклюшками, будто песенку поют, и тянется, кружится узор.
Вологда завьюжена белыми снегами,
Вьюга стелет кружево прямо под ногами,
Рассыпают искорки северные краски,
Снежные присказки — кружевные сказки.
Девицы-красавицы взяли подглядели,
Как переплетаются звонкие метели.
И рисуют девицы белые картинки,
Кружево их стелется тоньше паутинки.
П. Синявский
Рассмотреть кружевные изделия. Предложить детям рассказать, на что похожи узоры, какие элементы использовали мастерицы.
Предложить придумать и нарисовать кружевную салфетку на квадрате — выделить узором середину, кайму, нарисовать крупно. А потом соединить все тонкой кистью — ажурную сеточку, паучков.
В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать самые легкие, тонкие, ажурные, где сочетаются крупный узор и тонкие соединения.
Разложить все рисунки так, чтобы получилась большая кружевная салфетка.
Советы воспитателю. Выставка кружевных изделий. Рассмотреть построение узора, как соединяются крупные элементы и легкие, тонкие соединения — паутинки. Чтение сказки «Бабушка-Веретена» из книги Л. Яхнина, рассмотреть прялку, веретено, коклюшки, одежду, украшенную кружевом.
Рисование.
По замыслу
Программное содержание:
Продолжать учить видеть красоту кружевных узоров, их назначение.
Уметь применять полученные знания, рисовать симметричные кружевные узоры, заполняя бумагу разной формы: воротники, салфетки (круг, розета, квадрат), галстуки, карманы.
Материал: кружевные изделия, репродукция картины В. Тропинина «Кружевница»; накрахмаленная белая ткань разной формы, цветная бумага, квадрат, круг, розета, полоска, гуашь белая.
Ход занятия
Выставка кружевных изделий.
Уточнить знания детей о том, где и как их делают.
Отметить, что кружева очень украшают одежду, и предложить нарисовать украшение для своей одежды или салфетки разной формы. Предложить детям продумать узор и отобрать материал.
Обратить внимание детей:
-
как расположить узор, чтобы он соответствовал форме изделия; -
соблюдать ритм, симметрию расположения элементов; -
узор состоит из плотных частей и сеточки.
В конце занятия — сюрпризный момент. Дети вместе с воспитателем украшают одежду, любуются собой в зеркале, отмечают, что одежда стала наряднее.
Звучит запись русской народной песни «Прялица». Дети водят хоровод.
Советы воспитателю. Перед последним занятием организовать выставку всех видов кружева, одежды и детских рисунков. Предложить детям рассмотреть дома, какие вещи украшены кружевом.
Рисование. Кружевные бабочки
Программное содержание:
Продолжать знакомить с кружевами, выполненными на коклюшках.
Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы кружева, характерные для мастериц из разных городов.
Учить украшать кружевным узором вырезанные детьми силуэты бабочек.
Материал: кружевные изделия, репродукция картины В. Тропинина «Кружевница»; силуэты бабочек, вырезанные детьми на предыдущем занятии из бумаги черного и синего цветов А4, гуашь белая.
Ход занятия
Выставка кружевных изделий в изостудии и репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Обратить внимание детей на тонкие, чуткие пальцы девушки, ее милое, улыбчивое лицо. Только у таких добрых и трудолюбивых девушек могут получиться такие красивые и воздушные кружева.
Сравнить кружева вологодских и елецких мастериц. Вологодские кружева с растительным узором, основные элементы: сеточка, паучки, розеты, зигзаги — «вилюшки». Елецкие кружева с геометрическим орнаментом. Все кружева похожи на зимние узоры на окне.
Однажды зимним вечерком
Мы в комнате сидели.
Вязала бабушка узор,
А мы в окно смотрели.
Там на улице Мороз
Тоненькими льдинками
На окне нам рисовал
Снежные картинки:
Вот крупные снежинки
В воздухе кружатся,
Нет, это чудо-бабочки
На веточки садятся!
Легкие, воздушные,
Как цветы пригожие,
На бабушкины кружева
Те бабочки похожи.
А у бабушки в руках
Нитки вьются, вьются,
Все секреты кружевные
Им легко даются.
Т. Демина
Предложить детям украсить бабочек кружевным узором. Уточнить правила построения симметричного узора — одинаковый узор с двух сторон, способы работы кистями разного размера.
В ходе занятия определить последовательность работы, сочетание крупных и мелких частей узора.
В конце занятия рассмотреть бабочек, выбрать самых кружевных, ажурных. Предложить детям подарить бабочек Снегурочке и Деду Морозу.
Советы воспитателю. На прогулке рассмотреть снежинки, морозные узоры на окнах.
Провести занятие по аппликации: вырезать симметричных бабочек из бумаги, сложенной вдвое, сделать прорези на крыльях. После занятия отправить самых красивых бабочек Снегурочке и Деду Морозу.