Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 953

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ее особенностях, элементах, колорите.

Учить составлять узор на новой форме — кокошнике, выделяя середину большим цветком, по краям поменьше и одинаковыми.

Учить дополнять узор мелкими деталями (завитками, усиками, тычинка­ми и т.п.).

Материал: гжельские изделия, фрагменты записи музыки из балета П.Чайковского «Лебединое озеро», репродукция картины М. Врубеля «Царевна Лебедь»; бумага белая в форме кокошника, акварель.

Ход занятия

Выставка гжельских изделий: посуда, скульптура малой формы, шкатулки. Воспитатель.

  • Как называется эта роспись?

  • Кто и где делает такие красивые изделия?

  • Чем они украшены?

Какие цвета используют мастера?

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» «...За морем царевна есть...». Во время чтения звучит музыка.

Затем рассмотреть с детьми репродукцию картины М. Врубеля «Царевна Лебедь»: ее наряд, головной убор, белоснежность костюма на фоне голубого моря.

Предложить детям выбрать форму кокошника и нарисовать для Царевны Лебедя гжельский узор. Такой узор очень подойдет для кокошника царев­ны.

Рассмотреть форму кокошника, найти место для большого цвета, по бокам рядом с ним — два одинаковых цветка поменьше, по краю — кайма. (Дети показывают рукой, где и что они нарисуют.)

В конце занятия рассмотреть все кокошники. Выбрать самые красивые цветы, кайму, самый красивый кокошник. Примерить кокошники.

Советы воспитателю. Прочитайте детям сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеде».

Рисование.

Панно из гжельских цветов (коллективная работа)

Программное содержание:

Закрепить умение рисовать элементы гжельской росписи (кайма, цветы, листья, завитки, сеточки и т.д.).

Учить составлять симметричный узор, создавать единую композицию на ткани. Учить работать коллективно, выполняя общую задачу — рисование панно для оформления зала к празднику «Выпуск детей в школу». Развивать творчество, воображение, художественный вкус.

Материал: корзина с гжельскими изделиями, стихи и загадки о Гжели; белая ткань 80x120 см (накрахмаленная); гуашь синяя; кисти толстые с тупыми концами и тонкие.

Ход занятия

Внести в группу корзину с изделиями гжельских мастеров. Предложить детям отгадать, какие изделия лежат в корзине.


Воспитатель. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок. Издавна жили там смелые и умные, веселые и красивые мастера. Нашли они глину чудесную и стали лепить из нее посуду. Расписывали они посуду синей краской разных оттен­ков. Рисовали узоры из цветов, листьев, сеточек, завитков. И сегодня живут там мастера и расписывают посуду. Свое мастерство старшие передают младшим. И славятся эти изделия на весь мир.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка —

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье —

Русская звонкая... (гжель)!

Воспитатель достает изделия гжельских мастеров.


Воспитатель.

  • Какие изделия вы видите?

  • Почему они так называются?

  • Какой цвет использовали для этих узоров?

  • Как украшали свои изделия гжельские мастера? Всего одна краска! А такая нарядная и праздничная получается роспись!

  • Какой самый излюбленный узор? (Роза.) Она изображена везде крупно, широкими мазками.

У нас скоро большой праздник — выпускной бал! Мы с вами будем укра­шать зал. И первое, что мы сделаем, — это панно, которое распишем все вместе. «Как на Руси водится: вместе дело спорится, а врозь — хоть брось». Украсим его гжельскими розами.

Обратить внимание детей на ткань, середина которой закрыта. То, что рас­положено в центре, узнаем в конце занятия. Предложить договориться о том, кто что будет рисовать: одни — розы, другие — сеточки и широкие линии по краям панно.

Вспомнить, как рисовать розу, и предложить приняться за работу.

В ходе занятия воспитатель проводит индивидуальную работу, использует приемы: показ удачно начатой работы, вопросы, советы по технике рисунка.

В конце занятия воспитатель освобождает середину панно, и все видят надпись: «До свидания, детский сад!».

Ребенок читает стихотворение И. Кадухиной:

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

Дети рассказывают о своих рисунках. Воспитатель обращает внимание детей на то, что работу выполняли дружно, все вместе, поэтому панно полу­чилось таким замечательным.

Советы воспитателю. Подготовить до занятия выставку изделий гжель­ских мастеров, иллюстрации с гжельской росписью, выставку детских работ по теме «Великая Гжель» и панно.
Рисование. Гжельская скатерть

Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать предметы с гжельской росписью, выделять особенности узора, использовать их для составления узора для скатерти.

Учить создавать коллективные композиции, планировать работу, выпол­нять ее последовательно, в едином ритме.

Развивать творчество, воспитывать аккуратность в работе.

Приобщать детей к русским традициям: прием гостей, чаепитие.

Материал: изделия гжельских мастеров, изображение гжельской красави­цы (или кукла в гжельском костюме), жестко накрахмаленное белое полотно, гуашь — синяя, голубая, разведенная клеем ПВА, текстильный краситель, восковые мелки, мягкая пастель, мелки для батика, кисти, ватные палочки, поролоновые печати в форме листьев, утюг.


Ход занятия

Выставка изделий гжельских мастеров оформлена как горница, на столе чайная посуда, угощения.

Воспитатель. Гжельская красавица решила нам испытание устроить, да не простое, а как в старинных русских сказках. Надобно нам гостей принять по всем правилам: на стол собрать, гостей за стол усадить, чаем напоить, сладостями угостить, развеселить.

Уж и не знаю, справимся ли? Давайте посмотрим, что у нас приготовлено, может, чего и не хватает? (Дети проходят к выставке, рассматривают предме­ты, уточняют их назначение.)

Да вот беда, вместо скатерти праздничной, гостевой — сказочной — про­стынка белая! Стало быть, вот оно - задание! Помнится, это как в русских сказках, царь невесткам своим за одну ночь велел ковер вышить; так и нам с вами за 20 минут надо скатерть-самобранку изобразить, да не простую, а гжельскую... Кто смелый, выходи!

Дети встают вокруг стола и решают, что и где будут рисовать. Вместе с вос­питателем наметить композицию, выбрать элементы узора для каймы, спла­нировать последовательность ее выполнения, выбрать материал.

По окончании работы воспитатель быстро проглаживает ткань утюгом через тонкую бумагу, это закрепит рисунок и уберет лишнюю влагу.

Дети любуются полученным результатом, накрывают на стол.

Воспитатель. Где же гости? У нас уже все готово.

Появляется гжельская красавица.

Гжельская красавица. А гости сегодня —это вы, мои дорогие. Садитесь, милости прошу, угощайтесь. Потрудились вы на славу, красоту создал и — глаз не отвести, теперь и угощенье впору. (Можно пригласить детей из младшей группы или родителей.) Занятие рекомендуется как итоговое или открытое.
Советы воспитателю. Выставка гжельских изделий. Рассмотреть скатерти с каймой и уточнить название «кайма». Перед рисованием закрепить ска­терть скотчем на столе.
Рисование. Букет для Снегурочки (коллективная работа)

Программное содержание:

Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи.

Учить составлять композицию из гжельских цветов, располагать на листе бумаги. Развивать творчество, художественный вкус при составлении букета.

Продолжать учить рисовать всей кистью, концом кисти, составлять оттенки.

Учить работать коллективно
, договариваться друг с другом и решать общую задачу.

Материал: гжельская посуда с разными цветами, образцы цветов, гуашь или акварель, ватман А2, круги диаметром 15 см, на доске изображение Снегурочки (нарисована на бумаге).

Ход занятия

Воспитатель.

  • Какое сейчас время года?

  • Какой праздник был недавно?

Все дети любят этот праздник. Почему?

Отгадайте загадку:

Эту девочку привез

В гости к детям Дед Мороз,

Шубка, длинная коса,

Словно звездочки, глаза. (Снегурочка.)

Снегурочка всегда приходит с Дедом Морозом, ведь она его внучка. Зима скоро пройдет, и Дед Мороз со Снегурочкой от нас уйдут. Давайте, дети, на прощание подарим Снегурочке красивый букет.

Педагог предлагает детям рассмотреть цветы на гжельской росписи.

Воспитатель.

— Какие цветы больше подойдут для Снегурочки? Почему? (Синие, голубые.)

Как называется эта декоративная роспись? (Гжель.)

Я с вами согласна, для Снегурочки больше подойдут голубые цветы — гжельские, ведь Снегурочка холодная, а голубые оттенки тоже считаются холодными тонами и больше подходят для зимы. Предлагаю вам нарисовать цветы на кругах, а затем составить из них один большой букет.

Ребенок читает стихотворение.

Незабудка
Незабудки, незабудки

Очень нежные цветы.

Если встретишь их однажды,

Позабыть не сможешь ты.

На одной изящной ножке

Много голубых цветков.

Я на чудо-незабудки

Целый день смотреть готов!

Л. Пилипенко

Дети рисуют 1—2 цветка по желанию. Воспитатель предлагает составить букет. Дети рассматривают, какой красивый получился букет.

Воспитатель. Снегурочке букет понравится? В этом букете цветы все раз­ные, не похожие друг на друга.

Букет вывешивается рядом с изображением Снегурочки. Дети исполняют песню для Снегурочки.

Дети рисуют 1—2 цветка по желанию. Воспитатель предлагает составить букет. Дети рассматривают, какой красивый получился букет.

Советы воспитателю. Выставка гжельских предметов и иллюстраций, открыток с их изображением. Показать варианты цветов. Подготовить лист бумаги для букета, нарисовать стебли, веточки и изображение Снегурочки для занятия.
Рисование. Гжельская роспись посуды из папье-маше

Программное содержание:

Учить расписывать объемные изделия, сделанные из папье-маше, по моти­вам гжельской росписи.