Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 955

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисование.

Кружевные наряды для Снегурочки

Программное содержание:

Закрепить знания детей о кружевоплетении, умение рассматривать круже­ва и рассказывать о них.

Учить составлять узор на бумаге разной формы для «коллекции» нарядов Снегурочки, моделировать одежду.

Материал:кружевные изделия, фотографии кружев, одежды, украшенной кружевом, видеофильм; силуэты нарядов для Снегурочки, вырезанные из бумаги А4 синего, фиолетового, черного цветов, гуашь белая, фломастеры синего цвета.

Ход занятия

Выставка кружевных изделий, альбом моделей одежды, украшенной кру­жевами. Предложить детям рассмотреть изделия, а затем показ видеофильма о работе кружевниц.

Воспитатель. Дети! Почтальон принес посылку и письмо для вас. Послушайте.

«Дорогие ребята! Получили от вас кружевных бабочек. Снегурочке они очень понравились, и она попросила меня найти для нее такой же кружевной наряд, чтобы платье было тонкое, как паутинка, и ажурное. Я, Дедушка Мороз, шить не умею, да и придумать наряды девичьи тоже. Вот и решил попросить вас мне помочь. Снегурочка вырезала наряды и украшения, которые хотела бы носить. Я прошу украсить их кружевны­ми узорами. Порадуйте, пожалуйста, мою внучку. Заранее благодарю вас. Дед Мороз».

Дети выбирают силуэты одежды (шубка, платье, перчатки, кокошник, воротнички и т.п.). Затем рассматривают форму бумаги и определяют, каким материалом и что можно украсить. Силуэты, вырезанные из белой бумаги, украшают синими фломастерами. Силуэты из цветной бумаги - белой краской.

В конце занятия рассмотреть все изделия, выбрать самые легкие, кружевные. Предложить детям составить альбом моделей одежды для Снегурочки, чтобы она могла сама выбирать их. Отправить альбом Снегурочке.

Советы воспитателю. Выставка кружевных изделий и иллюстраций с изоб­ражением одежды, украшенной кружевом, уточнить их назначение.
ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

Экскурсия в музей народного искусства

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом, формой изде­лий, их назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора — колорит, композиция.


Расширить знания детей о художественном промысле, воспитывать уваже­ние к народным мастерам, традициям в росписи.

Материал:гжельская посуда: чайники, самовар, вазы, сахарница, мас­ленка, чашки, лев-молочник; скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух; книга Н. Сурьяновой «Синие цветы гжели»; открытки, иллюстрации с изображением гжельских предметов, слайды; значки каждому ребенку с изображением гжельской розы на круге.

Ход занятия

Выставка гжельской посуды (в зале или в изостудии). Дети называют зна­комые предметы, их назначение. Воспитатель уточняет ответы детей.

Рассказ воспитателя

Вы пришли на выставку изделий, которые называются «гжель» по названию небольшого подмосковного поселка. Там на заводах создают фарфоровые изделия. Полюбились они людям, и слава о гжельских мастерах разнеслась по всей стране и даже за рубежом.

Есть в Подмосковье такое местечко —

Белая роща, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей.

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель.

Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее-синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Все эти изделия сделали гжельские мастера. Смотришь на каждый предмет и любуешься. Полюбуйтесь и вы. Гжельские мастера - большие мастера. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И ручки у всех разные. Посмотрите на этого льва. Это молочник. Лев совсем не страшный, даже немного смешной. Грива у него, как роза.

Роспись гжельская необычная. По белому фону чашки рука художника кисточкой с краской то сильнее нажмет, то слабее. И все, что он нарисует, после обжига становится синим и голубым - цветы, листья, трава. Всего одна краска, а нарядная, праздничная получается роспись. Изделия делают художники, скульпторы и мастера.

Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. (Показать первичные изделия или фотографии.) Затем изделия обжигают в печи. Потом проверяют, все ли в порядке: покрывают изделия розовой краской, и, если есть маленькие трещинки, они становятся заметными.

Но самый интересный цех - живописный. Здесь мастера расписывают предметы после первого обжига. (Показать слайд с мастерицами цеха.) И вот по белому фону из-под руки художника появляются волшебные узоры. Они сначала серого цвета, а после второго обжига в печи становятся сине-голубыми. Все изделия покрывают глазурью, они становятся блестящими, роспись называется подглазурная.



Кайму располагают по краю всех изделий. (Предложить рассмотреть самовар и сахарницу, назвать элементы украшения: полоска, точки, мазки и т.д.)

— Чем украшена вся посуда? (Цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей.)

Самый любимый узор - гжельская роза. (Предложить детям рассмотреть цветок.) Она рисуется большими и широкими мазками, а украшена тонкими усиками, веточками, точками, которые рисуют тонкой кистью.
Синие гроздья на синих рябинах,

Синие зори и синие птицы -

С этой красою ничто не сравнится...

  • Что больше всего вам понравилось на выставке?

  • Какие узоры самые необычные?

Сверху пар, снизу жар,

Шипит русский самовар.

Милостипросим на чашку чая.

Вот так живем,

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Воспитатель вносит самовар, поднос с угощением: сахар-рафинад, пряни­ки, печенье. Все пьют чай.

Советы воспитателю. Перед занятием воспитатель раздает всем значки с розой — приглашение на выставку. После занятия организовать в груп­пе выставку изделий с гжельской росписью. Рассмотреть их с детьми. Предложить посмотреть, есть ли дома такие изделия, и потом расска­зать.
Рисование.

Узор на полосе «Веточка»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Учить видеть и изображать особенности двойного мазка. Учить составлять узор на полосе, украшая двойными мазками. Учить набирать краску на кисть определенным способом и проводить мазок, располагать на веточке.

Материал: гжельские изделия, бумага белая 8x20 см, акварель синяя, лис­ток для упражнений, палитра, кисти двух размеров.

Ход занятия

Выставка гжельских изделии. Воспитатель.

  • Какие изделия вы видите?

  • Кто их сделал?

  • Каким цветом любят рисовать гжельские мастера?

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтоб заблестели анютины глазки.

Льется узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться.

Показать детям мазок, объяснить, что он состоит из цвета и его оттенка.

Воспитатель.

- Чтобы нарисовать такой мазок, нужно положить синюю краску на палит­ру, намочить кисть и влажной кистью набрать краску с одной стороны. Теперь кистью нарисовать широкую линию, как мазок. Получается двойной мазок, цвет переходит в оттенок.


Дети рисуют несколько мазков на листочке для упражнений, затем на поло­се. Вначале тонкой кистью рисуют легкую веточку.

В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать те, где хорошо получи­лись двойные мазки.

Советы воспитателю. Выставка предметов с гжельской росписью. Положить в изоуголке полоски бумаги для упражнений в рисовании двойных мазков и других гжельских узоров.
Рисование. Гжельская салфетка

Программное содержание:

Продолжать знакомить с гжельской росписью, учить выделять цве­ток - розу, видеть красоту узоров, крупные пятна цветов и ажурные завит­ки, капельки.

Учить составлять узор на квадрате, выделять цветком середину и мазка­ми — кайму.

Материал:предметы с гжельской росписью розой; бумага белая 20x20 см, акварель, листок для упражнений, палитра, кисти двух размеров.

Ход занятия

Выставка изделий с гжельской росписью.

Рассмотреть розу на разных изделиях, найти сходство и различия в изоб­ражении.

Воспитатель.

Гжельская роза — один из самых любимых узоров гжельских мастеров.

— Из каких элементов состоит цветок? (Из мазков.)

— Как они расположены? (На веточке — два мазка, в середине — тонкая сеточка, листья, завитки-усики.)

— Что будем рисовать концом кисти? (Стебелек, а потом завитки, усики, тонкие украшения.)

— Как рисовать лепестки розы? (Двойным мазком.)

Вспомнить с детьми, как набирать краску, как рисовать двойной мазок. (Дети упражняются на листочке.)

Предложить украсить салфетку-квадрат: середину — цветком, а кайму — широкими двойными мазками. Обратить внимание на то, что темная сторо­на мазка нарисована одинаково с двух сторон. Показать на предмете.

В конце занятия рассмотреть все салфетки. Выбрать красивый цветок, красивую кайму, самую гжельскую салфетку.

Советы воспитателю. Выставка гжельских предметов с розой. Рассмотреть цветок, определить последовательность рисования.
Рисование. Гжельское блюдо

Программное содержание:

Продолжать знакомить с гжельской росписью.

Учить выделять разные цветы — розу, мак и другие, особенности построения. Учить составлять узор на круге, овале, выделять цветком середину, края - каймой. Дополнять изображение мелкими деталями. Рисовать раз­ные цветы на выбор.


Материал: гжельские изделия с разными цветами; бумага белая — круг диаметром 20 см, овал из А4, акварель, кисти разных размеров.

Ход занятия

Выставка предметов с гжельской росписью.

Рассмотреть предметы с розой и другими цветами, определить последова­тельность рисования: крупные лепестки и мелкие украшения (усики, завит­ки, листья и пр.). Выбрать цветок и кайму на изделиях для своего узора.

Рассмотреть форму бумаги, выделить места украшения и последователь­ность рисования.

Дети рисуют цветок сначала на листочке для упражнений, потом заполня­ют круг или овал.

В конце занятия рассмотреть все узоры. Выделить самые красивые цветы, дополнения, украшения каймы.

Советы воспитателю. Предложить тем, кто захочет, еще раз нарисовать розу в детском саду или дома.
Рисование. Сырная доска

Программное содержание:

Продолжать знакомить с гжельской росписью. Узнавать знакомые предме­ты, новую форму — сырная доска.

Учить рассматривать узор, понимать вариативность узора и определен­ную закономерность в изображении (цвет, элементы узора, их расположение).

Учить рисовать букет гжельских цветов на доске и кайму, выбирая знако­мые элементы узора.

Материал: изделия с гжельской росписью, сырная доска и ее изображение на таблице из пособия; бумага белая в форме доски А4, акварель, палитра, кисти широкие и тонкие.

Ход занятия

Выставка изделий с гжельской росписью.

Рассмотреть цветы, букеты на разных предметах. Познакомить с новым предметом - сырной доской. Выделить место для украшения - середина доски и кайма. Предложить детям выбрать свой цветок, разные дополнения. (Дети показывают рукой, где на листе расположат букет и кайму.)

В процессе рисования обращать внимание на дополнение узора мелкими элементами (веточки, усики, ягодки и т.п.).

В конце занятия расставить все сырные доски и рассмотреть цветы, инте­ресные букеты, необычные дополнения, варианты каймы. Выбрать самые красивые гжельские сырные доски.

Советы воспитателю. Выставка гжельских изделий. Рассматривание с детьми вариантов цветов.
Рисование. Кокошник для Царевны Лебедя

Программное содержание:

Закрепить знания детей о гжельской росписи