Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 951

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учить выделять кайму и середину предметов, совершенствовать навыки расположения узора в соответствии с формой и предметом.

Развивать творчество, фантазию.

Материал: выставка гжельской посуды, иллюстрации с ее изображением, аудиозапись; чашки с блюдцами, сделанные детьми из папье-маше; гуашь, кисти широкие, плоские и тонкие.

Ход занятия

В группе развешаны платья (белые с голубыми цветами). На столах гжель­ская посуда. На подносе посуда, которую сделали дети.

Обратить внимание детей на платья, рассказать о предстоящем празднике (выпускной бал).

Воспитатель. Девочки будут исполнять в этих платьях танец с чашка­ми. Чашки и блюдца мы с вами уже подготовили. Но их нужно расписать. Отгадайте, элементами какой росписи эти чашки будут украшены?
Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, издали пришла

И цветами расцвела?

Это необыкновенная гжель!
Обратить внимание детей на гжельскую посуду, предложить ее рассмот­реть.

Воспитатель.

  • Что за предметы здесь мы видим? (Посуду.)

  • Что за мастера творят такое чудо?(Гжельские.)

  • Из чего сделана эта посуда? (Из глины.)

  • Какого цвета краска использована? (Синяя.)

Уточнить с детьми элементы гжельской росписи («кайма - бордюры», главный узор — роза и другие цветы, волнистые, широкие и узкие полосы, точки, дужки, завитки, усики и т.д.). Предложить выбрать на изделиях цве­ток для своего узора.

Дети вспоминают, как рисовать розу. Один из детей показывает технику выполнения розы.

В ходе занятия воспитатель проводит индивидуальную работу: показ удач­но начатой работы, вопросы, советы по технике рисования. Звучит музыка, под которую девочки будут танцевать.

В конце занятия устроить выставку детских работ рядом с платьями.

Сколько радости для глаз,

Подрастают мастера,

Может быть, и среди нас!

Предложить детям полюбоваться творением мастеров и своими рисунками. Обратить внимание на то, какие разные чашки и блюдца у них получились и какой красивый танец исполнят девочки.

Воспитатель. Издавна наш народ славится трудолюбием и рукоделием. Вспомните пословицы о труде и мастерах.

  • Делаешь наспех — сделаешь на смех.

  • Недаром говорится, что дело мастера боится.

  • Как на Руси водится: вместе дело спорится, а врозь — хоть брось.


Советы воспитателю. Организация выставки гжельской посуды, заучива­ние стихотворений, пословиц.
Экскурсия.

В гостях у гжельских мастеров.

Рисование. Гжельский узор для головного убора

Программное содержание:

Воспитывать уважение к русскому народному творчеству, продолжать зна­комство с гжельской росписью.

Учить видеть красоту предметов повседневного обихода, учить использо­вать знакомые элементы росписи для создания узора на полосе и круге.

Материал: выставка изделий гжельских мастеров: посуда, предметы быта, ткани; полосы бумаги 10x55 см — на каждого ребенка, бумажные круги диа­метром 8 см — по 2 на каждого ребенка, гуашь синяя, кисти.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня нас пригласили в мастерскую одного из старинных промыслов. Отгадайте, что это за промысел:

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,

Взамен холста взял белизну просторов зимних,

русских...

И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы,

зацвели сады...

Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо

русской нам зимы,

С таким же звонким званьем

(Гжель.)

Н. Савченко

Дети входят на выставку, оформленную как горница.

Воспитатель. В какой интересной комнате мы оказались. В старину такие комнаты назывались горницы или светелки, мастера и жили, и работали здесь, зачастую пользовались теми вещами, которые сами и создавали.

- Какими предметами пользовались мастера? (Бокалы, чайники и т.д.)

Какие игрушки делали гжельские мастерадля своих малышей? (Зайчики, хрюшки, лошадки и т.д.)

Все эти предметы украшены, как и посуда, узорами.

  • Что можно сказать о колорите?

  • Какая игрушка понравилась больше всего?

Давайте рассмотрим все предметы в этой комнате. И вазы, и светильники, и часы, и посуда, и скульптура малой формы - все украшено гжельской рос­писью, даже занавески!

- Как вы думаете, приятно было жить в этой уютной, светлой горнице?

Пройдите по выставке и выберите самый красивый, интересный узор. (Дети выбирают и называют элементы.)

Мастер не только жил в этой горнице, но и работал. Здесь была его мастер­ская, посмотрите, вот краски, кисти, все приготовлено для работы.

Воспитатель предлагает детям нарисовать узор на полосе (ритмичный или симметричный) и кругах.

(Дети выбирают узор и приступают к рабо­те.)

В конце занятия рассмотреть все узоры, оценить изящность, голубизну, нежность, тонкость работы, фантазию мастера.

Советы воспитателю. После занятия оставить выставку гжели и иллюстра­ции с изображением старинных головных уборов в группе.
Конструирование. Гжельский головной убор
Программное содержание:

Продолжать знакомить с русским народным костюмом, его элементами, конструктивными особенностями. Учить создавать головные уборы.

Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, вызывать желание поддерживать народные традиции.

Материал: гжельские изделия, изображение гжельской красавицы (или кукла в гжельском костюме), выставка головных уборов; полосы и круги, украшен­ные гжельскими узорами на предыдущем занятии, бумажное кружево, синий или белый шнур, или тонкая лента 25 см — на каждого ребенка, обрезки белого тюля 10x120 см — для девочек, дырокол, степлер, клей-карандаш, ножницы.

Ход занятия

Воспитатель. Мы снова в знакомой горнице, только здесь появилась хозяй­ка. Настоящая гжельская красавица!

- Что можно сказать об этой красавице, какая она? (Добрая, веселая, кра­сивая, сказочная.)

— Какой у нее костюм?

В старину все женщины ходили в длинном платье или сарафане, которые обязательно украшали внизу, по подолу, узорчатой каймой. Рукава платья тоже украшали каймой. Главным украшением был ворот или нагрудник, это было «лицо» платья. В холодное время года, зимой, надевали душегрею. Но красивее всего был, конечно, кокошник. Над ним трудились особо, придумывали самые красивые узоры, самые красивые цветы, расшивали золотом, серебром, каменьями драгоценными. Кокошники переходили по наследству: от бабушки к внучке.

— Это повседневный наряд?

— На какую сказочную героиню похожа гжельская красавица в этом наря­де? (На Снегурочку, в этом костюме хочется танцевать, веселиться, ходить в гости, выступать на сцене.)

В будние дни женщины носили другие головные уборы - налобники, не такие высокие, как кокошники, но тоже нарядные, украшенные узорами. К рукоделию приучали с детства. Мама, бабушка садились за работу, и девочки рядом - учились, перенимали узоры. (Показ головных уборов.)

Мужские головные уборы тоже украшались. Назывались они картуз, колпак, шапка. Богатые князья, бояре носили меховые шапки, украшенные золотом, драгоценными камнями. Шапки с меховой оторочкой так и назывались - боярки. Мужчины-мастера тоже носили ленты-налобники, чтобы волосы не мешали во время работы. В праздничные дни князья надевали короны, а в дни войны - защитные шлемы.
(Показ.)

И раз мы снова в гжельской мастерской, нас ждет новое задание — рукоде­лие.

Воспитатель предлагает детям сконструировать головные уборы из узоров на полосе и круге, дополняя изделие бумажным кружевом белого или синего цветов.

Последовательность выполнения головного убора:

  • кружево приклеивается с обратной стороны основной заготовки и выги­бается на лицевую сторону;

  • основная заготовка — полоса — склеивается по размеру головы ребенка в кольцо;

  • к головным уборам мальчиков степлером прикрепляются медальоны, как наушники;

  • в головном уборе девочек дыроколом прокалываются отверстия, в кото­рые вставляются ленты.

Воспитатель. Такие головные уборы назывались в старину налобниками, они закрывали лоб, а у мальчиков получились шлемы или короны.

Дети надевают головные уборы и под плавную русскую народную музыку ходят по студии.
Рисование. Украсим терем Деду Морозу

Программное содержание:

Продолжать знакомить с творчеством старинных русских мастеров — зод­чих. Познакомить с особенностями старинных русских построек, их укра­шениями.

Развивать умение, рисовать узоры по мотивам гжельской росписи для укра­шения различных геометрических форм: ставен, наличников, крыши, две­рей и т.д.

Развивать интерес к коллективному творчеству.

Материал:иллюстрации с изображением старинных построек, рисун­ки к русским сказкам — альбом Е. Виноградовой «Рисуем храмы, дворцы, города»; силуэтное изображение терема Деда Мороза формата Al + А2; детали украшения терема: окна со ставнями, крыши, наличники, двери, крыльцо — по количеству детей в группе; гуашь синяя, кисти, листы бума­ги для упражнений, «сосульки» из синтепона, плоскостные елочки, клей-карандаш или двусторонний скотч.

Ход занятия

Рассказ воспитателя

Закрываем глаза - попадаем в сказку... (Звучит волшебная музыка.)

За полями и реками, за дремучими лесами, там, где сосны и ели утопают в снежных сугробах, стоит древний русский город - Великий Устюг, такой же древний, как наша Москва.

— Чем знаменит этот город? (Это родина Деда Мороза.)

— В каком доме живет Дед Мороз, может быть, у него есть какое-нибудь специальное название? (Выслушиваются идеи и предложения.)

Дед Мороз — персонаж сказочный, значит, и дом у него не простой, конеч­но, он из чистейшего снега и льда, и очень старый, лет 500 - не меньше! А строили его древние мастера, называли их зодчие. Были эти мастера вели­кие художники и умельцы — одним топором, без единого гвоздя возводили сказочные храмы, они и до сих пор стоят всем на удивление.
(Воспитатель показывает иллюстрации.)

Каждое сооружение, будь-то хоть простая изба, было построено по-своему, ни у кого такого не было, поэтому украшения и назывались наличники. (Показывает иллюстрации.)

Люди побогаче жили в хоромах — дом в два этажа с просторными комната­ми, князья — в теремах. (Показывает рисунки.)

-В каком же доме живет Дед Мороз? (Подвести детей к понятию «терем», показ силуэтного изображения.)

Всем хорош наш терем из чистого белого снега, только ни окон, ни дверей, ни сказочных узоров.

- К каким же мастерам обратиться, чтобы помогли украсить этот сказоч­ный терем?

- Какая роспись подойдет больше всего? Конечно, гжельская роспись.

Предложить детям выбрать форму бумаги для украшения терема (ставни, наличники, двери, крыши), элементы гжельских узоров, которыми можно украсить ту или иную форму: кайма, цветы. (Дети рисуют свои узоры по моти­вам гжельской росписи. По окончании рисования готовые детали закрепляются на силуэте терема клеем-карандашом или двусторонним скотчем.)

Воспитатель предлагает детям рассказать, кто какую деталь украшал, какой узор нарисовал, выбрать интересный узор своих товарищей.

В конце занятия украсить терем гирляндами сосулек, пушистыми плос­костными елочками. Вместе с детьми выбрать место в детском саду, где лучше разместить терем: оформить как новогоднюю афишу или украсить зал к новогоднему празднику.